Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:54, реферат
Древняя страна Египет была рас¬положена на северо-востоке Аф-риканского континента. Название Египет происходит от древнегреческо¬го названия страны «Айгоптус». Древ¬ние египтяне называли свою страну Кеми, что означает «черная», так как илистая почва долины реки Нила бы¬ла черного цвета. Река Нил играла ог¬ромную роль в развитии страны, а климат и благоприятные условия со¬действовали раннему появлению че¬ловека в долине реки Нила.
Потолки усыпальниц декорированы тщательно выполненными геометрическими мотивами и растительными фризами. Жекве перечисляет следующие мотивы эпохи XVIII династии: прямые и ломаные линии, шашечный узор, розетки, сетки, спирали, шнуры, греческий орнамент, элементы растений, мотив бычьей головы, иероглифы. Он указывает на возможные воздействия других видов искусств на декоративную живопись. Так, например, прямые и ломаные линии воспроизводят мотивы тканей и плетеных изделий, розетки повторяют небольшие кожаные диски, украшавшие одежду, орнаментальные сетки имитировали сетки из жемчужных нитей, известные как украшение уже со времен Древнего царства. Ряд плафонов имел оригинальный декор: так, например, потолок гробницы Нефер-хотепа в Фивах украшен птицами и бабочками, порхающими среди цветов; потолок усыпальницы Хеви имеет эпиграфический орнамент с именем и титулами усопшего. Фризы с растительным орнаментом воспроизводят веревки, на которые нанизывались кисти винограда и цветы лотоса (неизменно голубые), а иногда и другие растения. Росписи потолков и фризы исчезают к концу Нового царства.
Отметим в заключение первое появление живописи как книжной миниатюры — в «Книге мертвых». Рисунки иллюстрируют текст, самый известный из них изображает суд Осириса над умершим: бог взвешивает душу усопшего на больших весах; мы обнаружим этот сюжет впоследствии на порталах наших соборов.
7.3.Керамика
Египетская керамика весьма разнообразна и делится на два вида: глиняная и фаянсовая.
Глиняная посуда известна в Египте с начала неолита, ее формы и декор возникли еще в додинастический период. Вначале горшечники лепили глиняное тесто рукой, а примерно с 3200 г. — на гончарном круге, с последующей полировкой внешней поверхности сосуда галькой. Позднее, с Древнего царства, изделия стали обжигать в печах, а затем и покрывать росписью.
Сосуды отличаются большим разнообразием форм, наиболее красивые — красные с белым рисунком и желтоватые с фиолетовым — относятся к энеолиту. В декоре сочетаются мотивы геометрического орнамента с человеческими фигурками, кораблями, животными, деревьями. Существуют и фигурные сосуды — в виде животных (гиппопотам, птица, еж) и даже в виде женской фигуры.
В последующие эпохи глиняная посуда вытесняется металлической, и производство ее ограничивается чисто утилитарными нуждами; изготовление расписной посуды прекращается до XVII династии. В период Нового царства появляются расписные сосуды луковичной формы с растительным орнаментом.
Изделия из фаянса — одно из достижений художественных ремесел Египта. Уже со времени I династии существуют фаянсовые бусы и маленькие круглые игорные столики. Синий фаянс широко использовался для облицовки внутренних помещений.
Кроме декоративных элементов архитектуры, египтяне изготовляли из фаянса самые разнообразные изделия. В период Древнего царства производились полихромные ожерелья, канопы, статуэтки и, в частности, фигурки
для погребений
из синей или зеленой эмали. Мы знаем также
сосуды для благовоний.
7.4
Стекло
Древнейшими стеклянными предметами являются бусы, созданные еще до I династии. На период Нового царства при XVIII династии приходится расцвет производства художественного стекла. Эта эпоха оставила нам многочисленные предметы: две чаши синего стекла с темно-синим и желтым узором и именем Тутмоса III, прелестный поли-хромный флакон и др. Среди стеклянных изделий упомянем флаконы для глазных капель, сосуды для благовоний, амулеты, перстни, игральные пешки, подвески ожерелий, материал для инкрустаций и накладок, имитирующий полудрагоценные камни, в частности яшму и лазурит.
Самое поразительное произведение, обнаруженное при раскопках в Амарне, это сосуд синего стекла в форме рыбы, чешуйки которой переданы синими, белыми и желтыми выпуклостями.
Среди стеклянной скульптуры, достигающей порой довольно крупных размеров, самое выдающееся произведение — прелестная женская голова конца XVIII династии (Париж, Лувр). Ее лицо — светло-синее, а парик — темно-синий, и это наводит на мысль, что изготовление скульптуры потребовало двух последовательных формовок и затем соединения их с помощью какого-то неизвестного нам метода, свидетельствующего о поразительной технической изощренности мастера.
Египтяне
знали также мозаику из стекла.
Разноцветные стеклянные пластинки разогревались
до сплавления и затем вытягивались для
получения тонких и очень длинных полосок.
Некоторые мозаики изображают чисто египетские
мотивы, например иероглифы, и отличаются
удивительной тщательностью исполнения.
7.5.
Ювелирное дело
Ювелирное дело и изготовление украшений также принадлежали к числу художественных ремесел, в которых египтяне достигли высокого совершенства. Они и сами хорошо понимали достоинства своей продукции; на одной из гробниц Древнего царства изображен золотых дел мастер, который обращается к своему собрату с такими словами (воспроизведенными в надписи): «Какую славную вещь ты сработал!»
Из всех великих культур древности лишь долина Нила оставила нам достаточно предметов, относящихся к различным эпохам, чтобы мы могли восстановить историю развития ювелирного дела у египтян на протяжении сорока столетий.
В
классический период истории Египта
золотых дел мастера достигли
вир-туозного совершенства в технике,
которое никогда впоследствии не было
превзойдено. В некоторых отношениях невозможно
не только превзойти их, но и сравняться
с ними. Так, например, они были настоящими
чеканщиками и умели достигать в двадцать
раз более тонкого слоя металла, чем самым
тонкий, которого достигают в наши дни.
Они применяли литье, формовку, ковку (моделирование
молотком). Для нанесения орнамента использовались
насечка, гравировка, золочение штамповкой,
тиснение, инкрустация, зернь, травление,окраска.
7.5.
Ткани
От Древнего Египта, благодаря сухому климату страны, уцелело большое количество тканей. Лен обрабатывался уже в эпоху неолита и был единствен-ным широко бытовавшим у египтян видом текстильного сырья.Мы знакомы с процессом изготовления тканей и плетением циновок по многочисленным изображениям, также, узор плетения не раз служил декоративным мотивом в живописи.
Рассмотрим
здесь же и изделия из кожи, которая
обрабатывалась уже в додинастическом
Египте. Кожи дубились и окрашивались
преимущественно в красный или желтый
цвет. Некоторые образцы очень декоративны.
Сандалии из зеленой кожи с аппликациями
из золотых листочков и коры украшены
изображениями пленных сирийцев и нубийцев,
как бы попираемых фараоном при каждом
шаге.
7.6.
Дерево
К числу деревянных изделий принадлежит прежде всего мебель и, кроме того, некоторые предметы туалета.
В
период Нового царства дерево широко
применялось для изготовления мелких
предметов туалета, которые отличались
необычайной утонченностью и изяществом.
Сохранились гребни, ложечки для притираний
в виде девушек, собирающих цветы, играющих
на арфе или плывущих, и др.
7.7.
Мебель
Древний обычай сидеть на земле был распространен и в Египте (известны скульптуры, изображающие людей в этой позе). И все-таки можно утверждать, что настоящая мебель для сидения впервые появилась в Египте. Вначале у египтян были только низкие скамеечки и стулья, указывающие, что египтяне, как и восточные народы, любили сидеть на корточках. На стенных фресках также можно видеть изображения людей, работающих сидя на корточках. Привилегией богатых египтян были парадные стулья. В Египте впервые появляется стул со спинкой, здесь его форма получает логическое обоснование, он приобретает конструктивную форму, ставшую основой для всех последующих форм стульев.
Табурет (прототип современного табурета сапожника) с вогнутой поверхностью, соответствующей форме тела, — древнейший пример «функциональной формы». Ясная логика и практическое чутье отличают основные формы многих видов египетской мебели, применяемых и в настоящее время; так, например, египтяне отказались от лежания на открытом для сквозняков, грязном полу и создали первую форму ложа.
Столярным ремеслом вначале занимались рабы и свободные ремесленники. Позднее изготовление более дорогих изделий мебели поручалось специальным мастерам.
Стремясь скрыть дефекты сборки, поверхность мебели покрывали сначала толстым слоем краски-замазки, а затем белой или цветной краской. Сундуки и саркофаги расписывали яркими красками, украшали геометрическим орнаментом, цветными фаянсовыми вставками или полудрагоценными камнями. Украшение мебели в целом не зависело от формы и конструкции изделия.
Мебель также обычно украшалась плоскостным орнаментом. Египтяне облицовывали более дешевую древесину пластинами из благородных пород древесины, которые, однако, еще не были такими тонкими, как фанера. На особенно богато украшенных изделиях мебели можно встретить слоновую кость, перламутр и даже золотые накладки.
Египтяне
создали целый ряд типов
Первые конструкции стульев были довольно грубыми, позднее они приобрели декоративную отделку. Ножки стали делать в форме звериных лап, тем самым устранив их первоначальную тектоническую неуклюжесть, грубость.
Египетская мебель для сидения имела строго определенные формы, которые, несомненно, соответствовали манере сидения: египтяне сидели выпрямившись, с плотно сомкнутыми ногами (узкая одежда). Такими увековечены они в многочисленных скульптурных изображениях.
Ложа изготовлялись аналогично стульям и отличались от них только размерами.
Элементы орнаментики, с помощью которых украшали мебель (солнечный диск, скарабей, змея, коршун, лотос, пальма, папирус и т. д.), имели символическое значение. Краски были яркими, однако гамма цветов ограничивалась красным, желтым, черным, коричневым, голубым, зеленым и белым, причем краски не смешивали, а пользовались ими в чистом виде.
Европа обязана Египту созданием основных форм мебели, инструментов и технологии обработки древесины. Однако египетской мебели присуще определенное единообразие.
Искусство
Египта уже в древности оказало
большое влияние на художественную
культуру других народов. Элементы египетской
орнаментики встречаются в древнеримской
мебели. Влияние египетских форм нашло
яркое выражение в стиле ампир, сложившемся
после 1800 года, особенно во французской
мебели этого стиля.
7.8.Металл
Наряду с благородными металлами египтяне обрабатывали медь и бронзу. Железо, известное им с начала Древнего царства, стало применяться только в греко-римскую эпоху.
В
области декоративного
Одним из самых интересных ранних бронзовых изделий является овальная жаровня с ажурным обрамлением, заключающим в себе надпись — имя фараона Хети.
Среднее и Новое царство оставили нам немало прекрасных образцов: церемониальные топоры с ажурным орнаментом, изображающим людей или животных.
Среди предметов туалета заметное место принадлежит зеркалам, ручки которых выполнены в виде колонки или фигурки стоящей девушки. Эти изящные фигурки подводят нас непосредственно к рассмотрению бронзовых статуэток, дошедших до нас в большом количестве. Замечательное мастерство египетских бронзовщиков демонстрируют также статуэтки кошек. Лувр обладает выдающейся коллекцией изделий этого рода. Кошки изображаются сидящими или лежащими в величественной позе, некоторые из них словно ждут почестей. Природная грация животных передана с редким умением.
Заключение
Если
проанализировать все выше сказанное,
то можно сделать следующие
Ведущим искусством Древнего Египта была архитектура, которая развивалась в единстве с другими видами и жанрами и придавала всему искусству комплексный характер. Подавляющее число архитектурных построек было связано с заупокойным культом.
Наряду с архитектурой успешно развивалась скульптура, живопись, и искусство рельефа
Несмотря на ранний период формирования культуры Египта, она содержит в себе много удивительных догадок, которые оказали существенное влияние на дальнейшее развитие письменности, архитектуры, строительства, литературы и других знаний.