Эволюция искусства в Древнем Египте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:14, реферат

Краткое описание

Древний Египет – страна с многовековой историей. Культура, обычаи, форма жизни – все это очень интересно современникам. Меня очень заинтересовало искусство Древнего Египта. По словам некоторых ученых именно здесь и зародилось искусство в том понимании, которое существует сейчас. С додинастического периода Древние Египтяне создавали архитектурные строения, скульптуры, которые, прежде всего, были связаны с религией. Только религия с самого начала истории была очень важным аспектом жизни людей и это особенно отражено в искусстве Древнего Египта. Например, в основе театра, который зародился именно в Древнем Египте, как массовое действо, драматургические религиозные представления. А актерами в этих преставлениях были в основном жрецы. Но я уверенна, что не только религия влияла на течения искусства в этой древней стране.

Оглавление

Ι. Вступление……………………………………………………………………..2
ΙΙ. Основная часть……………………………………………………………….3
1. Древний Египет и его искусство………………………………………………3
2. Периоды искусства Древнего Египта…………………………………………4
2.1 Ранее царство………………………………………………………………...4
2.2 Древнее Царство……………………………………………………………..7
2.3 Среднее Царство……………………………………………………………10
2.4 Новое Царство………………………………………………………………14
2.5 Позднее царство…………………………………………………………….19
ΙΙΙ. Заключение
ΙV. Список Литературы

Файлы: 1 файл

Экзаменационный реферат.docx

— 51.32 Кб (Скачать)

МБОУ г.Астрахани «СОШ №40»

 

 

 

 

Экзаменационный реферат

по искусству

на тему:

«Эволюция искусства в Древнем Египте»

 

 

Выполнила:

Ученица 9 В класса

Седова Ольга

Руководитель:

Гаджиева С.В.

 

 

Ι. Вступление……………………………………………………………………..2

ΙΙ. Основная часть……………………………………………………………….3

1. Древний Египет и  его искусство………………………………………………3

2. Периоды искусства Древнего  Египта…………………………………………4

  2.1 Ранее царство………………………………………………………………...4

  2.2 Древнее Царство……………………………………………………………..7

  2.3 Среднее Царство……………………………………………………………10

  2.4 Новое Царство………………………………………………………………14

  2.5 Позднее царство…………………………………………………………….19

ΙΙΙ. Заключение

ΙV. Список Литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Древний Египет – страна с многовековой историей. Культура, обычаи, форма жизни – все это очень интересно современникам. Меня очень заинтересовало искусство Древнего Египта. По словам некоторых ученых именно здесь и зародилось искусство в том понимании, которое существует сейчас. С додинастического периода Древние Египтяне создавали архитектурные строения, скульптуры, которые, прежде всего, были связаны с религией. Только религия с самого начала истории была очень важным аспектом жизни людей и это особенно отражено в искусстве Древнего Египта. Например, в основе театра, который зародился именно в Древнем Египте, как массовое действо, драматургические религиозные представления. А актерами в этих преставлениях были в основном жрецы. Но я уверенна, что не только религия влияла на течения искусства в этой древней стране.

Все это повлияло на мой выбор темы реферата. Рассматривая эту тему, я собираюсь изучить искусство Древнего Египта в общем, а так же отдельно по видам. Особое внимание я бы хотела остановить на эволюции таких видов искусства как архитектура, скульптура и литература. Таким образом, цель моей работы такова: изучение эволюции искусства Древнего Египта.

Задачи: рассмотреть архитектуру, скульптуру и литературу в разные исторические периоды и выяснить, что повлияло на их развитие. Сделать выводы.

Методы исследования: теоретический.

Гипотеза: если я изучу что было важным для древних египтян, и какие исторические моменты повлияли на них, то смогу разобраться в искусстве Древнего Египта и понять что способствовало его эволюции.

 

 

Древний Египет.

Древняя страна Египет была расположена на северо-востоке Африканского континента. Название Египет происходит от древнегреческого названия страны «Айгоптус». Древние египтяне называли свою страну Кеми, что означает «черная», так как илистая почва долины реки Нила была черного цвета. Река Нил играла огромную роль в развитии страны, а климат и благоприятные условия содействовали раннему появлению человека в долине реки Нила.  
В то время, когда другие народы находились еще на стадии доисторического развития, египтяне обладали высокоразвитым уровнем культуры. 

Искусство Древнего Египта зародилось в Нильской долине около 5000 лет до н.э.  и просуществовало до 300 года н.э.

Древний Египет оставил огромное культурное наследие для мировой цивилизации, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран. Своеобразные архитектурные формы — величественные пирамиды, храмы, дворцы и обелиски, вдохновляли воображение путешественников и исследователей в течение многих столетий. Египетскими мастерами создавались прекрасные настенные росписи и статуи, были освоены способы производства стекла и фаянса, поэтами и писателями созданы новые формы в литературе. В числе научных достижений древних египтян было создание оригинальной системы письма, математика, практическая медицина, астрономические наблюдения и возникший на их основе календарь. Интерес к памятникам, артефактам и археологическим раскопкам в Древнем Египте, возникший на рубеже XVIII—XIX веков, привел к созданию науки — египтологии.

 

 

 

 

 

 

 

Периоды искусства Древнего Египта

В истории Древнего Египта обычно выделяют несколько больших периодов. Первый из них именуется додинастическим(Раннее Царство) (IV тыс. до н. э.), в течении которого зарождалась египетская цивилизация. Последующие периоды, охватывающие 30 династий фараонов, египетский жрец Манефон, написавший историю своей страны, предложил назвать Древним (III тыс. до н. э.), Средним (конец III – начало II тыс. до н.э.) и Новый (II тыс. до н.э.) царствами. Последний период древнеегипетской истории иногда называют Поздним временем ( I тыс. до н. э.). 

Искусство Раннего Царство (IV тыс. до н. э.)

Раннее царство, (Архаическая эпоха, Тинисский период) — самый первый династический период в истории государства древнего Египта, период правления I и II династий фараонов. Гражданские сооружения Архаической эпохи почти не сохранились. Раннеегипетские храмы представляли собой, по-видимому, небольшие постройки внутри оград. Об изобразительном искусстве Раннего царства мы можем судить по гробницам царей и знатных сановников. Гробницы, относящиеся к I династии, имеют форму мастаб; эта же форма сохранялась и впоследствии. Первые мастабы были построены не из камня, а из кирпича-сырца. Некоторые гробницы имели расчленённые, ступенчатые стены.

Архитектура

Памятники монументального зодчества практически не сохранились, поскольку основным строительным материалом в те дни был легко разрушавшийся кирпич-сырец. Использовались также глина, тростник и дерево, причем сочетание кирпичной облицовки и деревянных балочных перекрытий и декора является важным признаком, позволяющим отнести произведение к сфере искусства Раннего царства. Камень применялся лишь как отделочный материал. К этой эпохе относится тип дворцовых фасадов — «серех», изображения которых встречаются на стелах фараонов I династии. Черты этих сооружений нередко повторялись и в формах царских саркофагов. Культовые и мемориальные постройки сохранились лучше, чем дворцы: это, прежде всего, святилища, молельни и мастабы. Декорирование святилищ еще сохраняет связь с эпохой деревянного зодчества, в котором использовался орнаментальный мотив тростниковой плетенки.

В период Раннего Царства сложились и такие приемы оформления, как вогнутые карнизы, орнаментальные фризы (живописные или скульптурные) и оформление дверного проема глубоким уступом.

Скульптура

Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы — Она, Абидоса и Коптоса. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» — ритуалом обновления физической мощи фараона. К этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя, исполненных в круглой скульптуре и рельефе.

К списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема, представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов: фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована. Здесь уже выявлены основные черты стиля — монументальность формы, фронтальность композиции. Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени, являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост Додинастический период (Древний Египет) уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела.

Новые черты появились и в рельефах. Если в предшествующую эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции, то теперь они стремились к лаконичной форме выражения. Чем больше в изображениях отброшено второстепенных, частных признаков, тем сильнее выступает главное и существенное в образе, приобретающем многозначный смысл, возводящий его в категорию символа.

Строгое вертикальное членение фасада, аналогичное архитектурным сооружениям, контрастирует в стеле Джета с гибким телом змеи. Изображение сокола Гора, входившее в состав имени фараонов нулевой династии и Раннего Царства, являлось образцом каллиграфического написания соответствующего иероглифического знака.

В композиции можно заметить смещение изображений влево относительно рамки стелы и центральной вертикальной оси. Этот прием основан на ритмическом равновесии пропорций «золотого сечения».

Литература

Литература Древнего Египта — литература, написанная на египетском языке с фараоновского периода Древнего Египта до конца римского господства. Вместе с шумерской литературой считается первой литературой мира.

Письмо в Древнем Египте, и иероглифическое и иератическое, впервые появилось в конце 4-го тысячелетия до н. э. в последней фазе додинастического Египта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство Древнего Царства (XXXII в. — XXIV в. до н. э.)

В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян.

В этот период создаются такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Архитектура

Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе.

Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Наивысшего подъема Египет достигает при правителях III и IV династий. Создаются самые большие по размерам царские гробницы-пирамиды, над сооружениями которых десятками лет трудились не только рабы, но и крестьяне. Этот исторический период нередко называют "временем пирамид", и его легендарные памятники не были бы созданы без блестящего развития в Египте точных наук и ремесел.

Совершенное выражение идея гробницы-пирамиды нашла в усыпальницах, выстроенных в Гизе для фараонов IV династии - Хеопса, Хефрена  и Микерина , которые еще в древности считались одним из чудес света. Самая большая из них была создана зодчим Хемиуном для фараона Хеопса. При каждой пирамиде возводился храм, вход в который находился на берегу Нила и соединялся с храмом длинным крытым коридором. Вокруг пирамид рядами располагались мастабы. Пирамида Микерина осталась незавершенной и достраивалась сыном фараона не из каменных блоков, а из кирпича.

В погребальных ансамблях V-VI династий основная роль переходит к храмам, которые отделываются с большей роскошью.

К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания —солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья.

Скульптура

От эпохи Древнего Царства сохранилось много скульптурных памятников, большинство из которых имело ритуальное назначение. Погребение и храмы изобилуют портретными изображениями двойников умерших. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» — слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.

Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов. Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые.  В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки, изображавшие работающих людей. Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры.

В рельефах в эту эпоху появляется сюжетная повествовательность, особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах. Постепенно складывается строгая система их размещения: у входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост. Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров, сюжетно направленные к средней нише с ложным входом. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником.

Литература

 

 К периоду Старого царства (XXVI—XXII века до н. э.) в литературное творчество входили погребальные тексты, письма, религиозные гимны и стихи и памятные автобиографические тексты, рассказывающие о карьерах выдающихся вельмож.

 

Искусство Среднего Царства (XXI в. — XVIII в. до н. э.)

Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы (области) государство в XXI веке до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей — этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, номархи, стали богаче и самостоятельнее. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю, — привилегии высоких титулов, религиозных церемоний, уподоблений Осирису и Хору. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен.

Это приводит к тому, что с одной стороны снижается пафос монументальности, и поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то в искусстве, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок сниженности, обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему.

Архитектура

В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Столетия, отделяющие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны, войны, упадок центра и божественной власти фараона — всё это создало почву для развития индивидуализма.

Информация о работе Эволюция искусства в Древнем Египте