Древнее искусство Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:54, реферат

Краткое описание

Древняя страна Египет была рас¬положена на северо-востоке Аф-риканского континента. Название Египет происходит от древнегреческо¬го названия страны «Айгоптус». Древ¬ние египтяне называли свою страну Кеми, что означает «черная», так как илистая почва долины реки Нила бы¬ла черного цвета. Река Нил играла ог¬ромную роль в развитии страны, а климат и благоприятные условия со¬действовали раннему появлению че¬ловека в долине реки Нила.

Файлы: 1 файл

Республика коми.docx

— 145.00 Кб (Скачать)

      1.3. Архитектура Среднего  Царства VII—XVII династии (2100-1555 годы до н.э.) 

     С конца VII династии начинается распад Египта. Страна разделилась на множество областей (омонов), которые вновь объединились лишь при XI—XII династиях.

     В эпоху Среднего царства продолжалось строительство храмов, архитектурных комплексов, но архитектура и сами сооружения не отличались новыми идеями. Гробницы фараонов, как и прежде, имели форму пирамиды, но они стали намного меньше, нередко их сооружали из сырцового кирпича и лишь облицовывали камнем.

     Период  правления XII династии в Египте характеризуется ирригационными работами. Восстанавливались старые дамбы и каналы. Большие работы велись в оазисе Фаюм, где занимались осушением болот, которые превращались в плодородные земли.

     Храмы при пирамидах с приходом новых  правителей становились центрами, в которых проповедовали идеи фараона и возводили его в ранг божества, владыки Египта.

     Возведение  этих храмов закончилось в начале 2000 года до н. э. созданием монументального сооружения при пирамиде фараона Аменемхета II в Ха-варе — знаменитого Лабиринта, состоящего из многочисленных залов и молелен, украшенных статуями и рельефами.

     Представление о гражданской архитектуре этого периода дают жилые дома городов, которые окружали пирамиды. Блеск и нищета царили в этих городах. Одним из таких городов был Кахун, разделенный стеной на две части — большую и малую (рис. 11.16). В большой части находились дворец и дома знати. Дома покрывались плоской деревянной кровлей либо кирпичным сырцовым сводом. В центре дома был зал с четырьмя колоннами на каменных базах. В меньшей части города в тростниковых хижинах ютилось беднейшее население.

     В XVII веке до н. э. Египет был покорен пришедшими из Азии гиксосами — властителями чужеземных нагорий. Своей столицей гиксосы сделали Аварис на самом востоке дельты Нила и приняли титул фараонов. Они стремились распространить свою власть над всем Египтом, но это им не удалось сделать. 

      1.4.Архитектура  Нового Царства XVIII—XX династии (1555—1090 годы до н.э.) 

     Источником  сведений о гражданской архитектуре Нового царства может служить новая столица правителя Аменхотепа IV (1400 год до н. э.) Эль-Амарна, развалины которой сохранились до наших дней. Дома простых горожан были бедными. Дом состоял из нескольких помещений, устроенных вокруг большой прямоугольной комнаты. Городские усадьбы сановников состояли из сада, дворов, служб и господского дома. Необходимыми помещениями в доме были продолговатый поперечный и прямоугольный залы, украшенные колоннами. Еще один зал находился посередине жилья; он возвышался над другими помещениями дома, и свет в него проникал через окна над потолком; позади зала находились личные покои хозяина, а вокруг - разные другие помещения.

     Загородный  дом фараона Аменхотепа IV достигал огромных размеров. Парадные покои этого дворца были выстроены из камня. Вдоль дворцовой территории располагались громадный двор со скульптурами, изображающими царя, на возвышенности находилось крыльцо с колоннами, поперечное помещение тоже было украшено колоннами, а затем шел глубокий зал.

     В эпоху Нового царства поминальные храмы были отделены от гробниц.

     Прошли  тысячелетия. И даже сегодня нас поражают архитектурные памятники Древнего Египта своей монументальностью, масштабностью, оригинальным решением конструктивных приемов, вызывают восхищение плоды труда сотен тысяч людей, создавших эти неповторимые произведения в камне

 

      2.РАЗВИТИЕ СКУЛЬПТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 

    2.1.Скульптура Раннего Царства 

     Переходя  к рассмотрению скульптур Раннего  царства, следует отметить, что почти  все они найдены не в гробницах, а в храмах, в особых тайниках, куда жрецы периодически убирали памятники, которые были уже достаточно давно посвящены в храм. Возможно, что в тайники прятали и такие предметы, которые по своему ритуальному назначению не могли быть доступны для обозрения. Естественно поэтому, что в одном помещении оказывались вещи, созданные в разное время, на протяжении нескольких веков.

     Статуи  царей были явно связаны с праздником хебсед, так как фараоны изображены в характерном одеянии, которое они носили во время этого праздника. Скульптуры пленных иноземцев. либо заменяли живых пленных, либо ставились в храм в память ритуалов. Некоторые же фигурки пленных являлись подставками, частями посохов или мебели; даже камни, служившие опорой для двери храма или молельни, оформлялись иногда в виде фигуры связанного в мучительной позе пленного врага.

     Многие  статуэтки дарились храму с целью  обеспечить изображенному человеку постоянное покровительство божества. К таким памятникам относятся найденные в тайниках скульптуры знатных лиц. Статуэтки детей и женщин с детьми на руках посвящали с молениями о даровании потомства.

     В тайниках храмов были найдены и скульптуры животных — львов, гиппопотамов, крокодилов, антилоп, обезьян, собак и других, а также птиц.

     Статуи  царей и вельмож также имели  определенное культовое назначение и, следовательно, должны были отвечать ряду соответствующих требований. Так, в создании типа сидящей статуи большую роль сыграли статуи царей, предназначавшиеся для праздника хеб-сед. Не случайно все дошедшие до нас царские статуи и статуэтки Раннего царства были, несомненно, связаны с этим праздником. Поскольку в далекой древности под шатром действительно сажали укутанный в особый саван труп убитого предводителя племени, естественно, что впоследствии, при смягчении обряда, статуя, заменявшая труп, должна была изображать именно сидящего царя.

     В противоположность статуям богов, царей и вельмож, статуэтки пленных  и слуг отличаются разнообразием  положений, а часто и лучшей трактовкой.

     Это вполне понятно, так как здесь  скульптор не был связан требованиями канона и неред ним стояли совсем иные задачи. Уже самая необходимость изобразить человека связанным или несущим какой-нибудь предмет заставляла мастеров искать новые положения для фигур, а требование отразить этнические особенности привлекало внимание к их отбору и тщательной передаче. То же самое следует сказать и о статуэтках детей, где вставала задача показа характерных черт детского тела.

     Важнейшими  явлениями в развитии изобразительного искусства было сложение ряда канонов как в скульптуре, так и в рельефе, создание монументальных каменных статуй и овладение пропорциями в передаче фигу 

    2.2. Скульптура Древнего Царства 

     От  времени Древнего царства сохранилось  очень много разнообразных статуй. Некоторые из них были найдены  при раскопках храмов. Однако подавляющее  число скульптур происходит из заупокойных  сооружений — царских пирамидных храмов и гробниц знати. Все эти статуи также предназначались для культовых целей, не всегда еще нам известных с достаточной определенностью.

     Наряду  со статуями царей, богов и вельмож, от времени Древнего царства, как и от предыдущего периода, дошли статуи и статуэтки связанных пленных иноземцев, применявшиеся во время отдельных обрядов, статуэтки детей и женщин... слуг и рабов, помещавшиеся в гробницы вельмож для обслуживания их в загробном мире.

     Таким образом, скульптура Древнего царства  в основном сохраняет то же назначение, которое она имела в предшествующий период, однако в пределах почти каждого круга скульптур наблюдается определенное развитие. Значительно расширяется иконография культовых статуй: появляются канонические фигуры царя, стоящего с выдвинутой вперед левой ногой, в коротком набедренном опоясании, в короне Южного или Северного Египта; сидящего в таком же одеянии, с царским платком на голове; коленопреклоненного, с двумя сосудами в руках; статуи фараона в образе сфинкса; групповые скульптуры — царь с богами, царь с царицей.

     Статуи  вельмож следуют основным типам  царских статуй: наряду с существовавшими ранее сидящими фигурами, появляются и стоящие скульптурные группы супружеских пар.

     Прекрасное  владение обработкой камня позволило  шире использовать камень и для скульптур. До нас дошли статуи из красного и черного гранита, диорита, алебастра, шифера, известняка, песчаника.

Наряду с  каменными скульптурами имелись  деревянные, что, по-видимому, было связано с их использованием при некоторых обрядах.

     Естественно, что для этого нужны были легкие деревянные скульптуры. Думается, что именно этим и объясняется наличие деревянных скульптур в гробницах некоторых лиц, принадлежавших к высшей знати и имевших все возможности поставить в свою гробницу каменную статую. Не случайно, что все деревянные статуи были приблизительно одного размера, очень удобного для совершения указанного обряда, — около одного метра в высоту.

     Статуи  изготовлялись также из металла. Нам известны только две скульптуры из меди. Вероятно, такие статуи высоко ценились из-за технических трудностей изготовления и были достаточно редки. Следует учитывать, конечно, и тот факт, что медь сохраняется гораздо хуже других материалов.

     Для мелкой пластики широко использовали кость, фаянс, реже — дерево и камень.

     При всем возросшем, по сравнению с предшествующим периодом, разнообразии поз скульптур царей и знати Древнего царства они все же достаточно ограничены, причем для всех положений равно характерны неподвижность и покой, что достигалось строгим соблюдением фронтальности и симметричности в построении фигуры. У всех статуй одинаково прямо поставлены головы, в руках почти одни и те же атрибуты. Тела мужских фигур были окрашены в красновато-кирпичный цвет, женских — в желтый, волосы у всех были черные, одежды — белые. Статуи кажутся неразрывно связанными со стеной молельни, причем за спиной многих из них сохраняется в виде фона часть того блока, из которого они были высечены.

     Единство  изобразительных средств культовой  скульптуры Древнего царства было вызвано как ее назначением, так и условиями ее развития. Приподнятость образа подчеркивала высокое социальное положение изображенного человека. В то же время культовый характер статуй делал чрезвычайно трудными попытки изменить принятую расцветку или позы, причем последние к тому же были ограничены подчас и структурой помещения. Все это в итоге длительного воспроизведения одних и тех же образцов привело к сложению ряда обязательных для скульптуры канонов.

     Однако  эти каноны касались в основном только трактовки туловища статуй, при передаче же лица перед мастером вставало иное требование, также вытекавшее из назначения памятника. Статуе необходимо было придать сходство с умершим человеком, поскольку считалось, что она должна была служить вместилищем духа и заменять тело. Отсюда уже в Древнем царстве возникает одно из важнейших достижений древнеегипетского искусства — скульптурный портрет.

     Появление портрета, расширение иконографии, возросшее разнообразие используемых материалов, общий рост мастерства резко отличают скульптуры Древнего царства от произведений предыдущего периода. 

     2.3. Скульптура Среднего Царства 

     При анализе царской скульптуры времени  XII династии существенным является вопрос о назначении различных статуй. Поэтому очень важно отметить, что, наряду с заупокойной и хеб-седной скульптурой, теперь царские статуи ставились в храмах, посвященных богам. Следовательно, эти статуи не были уже скрыты в замурованных сердабах или в залах заупокойных храмов, посещавшихся крайне ограниченной группой людей. Назначение их было новое: они являлись теперь памятниками, прославлявшими живых правителей страны. В этом заключался шаг первостепенной важности, внесший огромные возможности для дальнейшего развития царской скульптуры и открывший придворным художникам путь к некоторому освобождению от сковывающих их традиций. Появление подобных памятников было связано с иным, по сравнению с Древним царством, положением фараона в рассматриваемый период. Стремясь доказать правомочность обладания престолом, цари XII династии прибегали для утверждения своего авторитета к различным мерам. В храмах появляются колоссальные статуи правящих фараонов, закрепляющие в сознании обитателей самых отдаленных областей долины Нила представление о новых властителях как о могучих царях, объединителях Египта и завоевателях окружающих стран. Аналогичным образом рисуется образ царя и в литературе:

     Могучий это, действующий мощною рукою,

     Храбрец, и нет подобного  ему,

     Когда видят его идущим на лучников

     И бросающимся на врагов...

     Мститель  это, разбивающий  лбы,

     И никто не устоит перед  ним...

     Нет никого, кто пустил бы его стрелу,

     Нет того, кто натянул  бы его лук...

     Когда он сражается, не знает  он границ,

     Не  щадит он, и нет  остатка...

     Любит его город его  больше, чем самого себя,

     Ликует  он ему громче, чем  богу своему.

     Идут  мужчины и женщины, радуясь ему,

Информация о работе Древнее искусство Египта