Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:54, реферат
Древняя страна Египет была рас¬положена на северо-востоке Аф-риканского континента. Название Египет происходит от древнегреческо¬го названия страны «Айгоптус». Древ¬ние египтяне называли свою страну Кеми, что означает «черная», так как илистая почва долины реки Нила бы¬ла черного цвета. Река Нил играла ог¬ромную роль в развитии страны, а климат и благоприятные условия со¬действовали раннему появлению че¬ловека в долине реки Нила.
Но самое выразительное — это положение рук и пальцев исполнителя. Подобно «говорящим» рукам индийских танцоров, не менее значимы и руки
древнеегипетских музыкантов. С помощью различного положения пальцев фиксировалась высота звука в пределах определенных интервалов, которые задавались дирижером исходной позицией руки. Дирижерскому жесту вторили цепкие, гибкие пальцы арфистов, подвижные руки флейтисток и гобоисток.
Не случайно, что и в системе иероглифов для музыкальной нотации чаще всего использовался знак руки в различных положениях.
Как выглядела древнеегипетская нотная запись, можно установить и из композиции рельефов.
Почти все без исключения произведения древнеегипетского искусства «музыкальны», будь то рельефные или живописные композиции, скульптура или архитектура. «Музыкальность» их таится в совершенстве пропорций, гармонии, ритме, цвете, движении. Но, помимо этого, они сами несут в себе символическую запись музыкального текста.
Следует
приглядеться к положению рук
танцовщиц — в отдельные
Вполне возможно, что в Египте существовала и более развитая система музыкальной записи, не дошедшая до нас.
5. СЛОВЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО
5.1.Письменность
В Египте, благодаря хозяйственным требованиям, система письменности сложилась уже к Раннему царству. Состав знаков показывает этапы развития древнего письма. Знаки египетского письма были рисуночными и звуковыми, выражавшими один или более согласных. Звуковыми стали знаки, когда рисунок перестал передавать лишь смысл слова, но начал использоваться, как в ребусе, и для передачи самих входивших в него звуков. Хотя для каждого отдельного звука (согласного, так как гласные не выписывались) был выработан знак, на алфавитное письмо египтяне не перешли никогда. Как правило, пользовались смешанной словесно-звуковой системой, т. е. к рисуночному знаку приписывали знаки-«буквы», которые содержались в стоящем впереди слове. В конце слова ставили знак, который не читался, но пояснял его смысл. Так, слово вн — «открывать» передавали рисунком зайца вн, знаком воды н и изображением двери. Как определитель абстрактных понятий египтяне использовали рисунок свитка папируса. Иероглифическое письмо чаще всего использовалось для монументальных, резанных на камне надписей, хотя иероглифы постоянно встречаются и на других материалах. Для хозяйственных целей применялось скорописное — иератическое письмо; этим же шрифтом писали литературные произведения и научные книги. Внешний облик знаков со временем изменялся. В Позднем периоде распространилось демотическое письмо, возникшее из беглой поздней иера-тики. Оно использовалось для бюрократических нужд, но перешло и в литературные и религиозные папирусы и даже на камень.
5.2. Жанровое разнообразие
Египетской литературы.
Египетская письменность — одна из древнейших в мире. На протяжении всей своей истории египтяне писали иероглифами и иератикой. В VШ в. до н. э. появилось еще одно — сложное и трудное демотическое письмо.
Египетская литература, являющаяся частью египетской культуры и вместе с ней исчезнувшая, прожила более долгую жизнь, чем независимое Египетское государство;
Различают литературы Древнего царства, Среднего царства, Нового царства и литературу демотическую. Принятая периодизация египетской литературы является вынужденной, поскольку она обусловлена в основном состоянием источников и невозможностью проследить шаг за шагом развитие самого литературного процесса.
Литература Древнего Египта, как и любая другая литература, неразрывно связана с жизнью общества и его идеологией. А так как в Древнем Египте религия была господствующей формой идеологии, неудивительно, что египетская литература испытывала на себе ее существенное влияние и религиозным мироощущением в различных его проявлениях пропитаны многие произведения этой литературы. Однако отсюда вовсе не следует, что египетская литература представлена лишь религиозными или мифологическими текстами. Напротив, она отличается богатым жанровым разнообразием. Наряду с переработанными народными сказками (сказки папируса Весткар, о двух братьях, об обреченном царевиче и др.) в ней есть и произведения, описывающие реальные события (рассказы Синухе и Ун-Амона), надписи царей и вельмож исторического характера, религиозные (гимны богам) и философские сочинения («Песнь арфиста», «Беседа разочарованного со своей душой»); мифологические повествования («Борьба Хора с Сетхом»), басни, любовная лирика. Египтянам были известны и театральные представления, причем не только в форме мистерии, но в какой-то мере и в форме светской драмы. Существовала, наконец, обширная дидактическая литература в виде так называемых поучений, содержавших моральные предписания и правила поведения в обществе.
Словом, как об этом с очевидностью свидетельствует египетская литература, египетское общество в древние времена жило напряженной, богатой и многосторонней духовной жизнью. Памятники письменности, что дошли до нас от тех древних времен и хранятся в музеях всего мира, представляют собой лишь ничтожные остатки огромной литературы, к несчастью для нас погибшей. Но и они создают необычайно яркую, разнообразную картину.
6. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕМЕСЛО
В течение Древнего царства большое значение получило художественное ремесло. Сосуды из различных пород камня — алебастра, стеатита, порфира, гранита, яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы, сердолика и других полудрагоценных камней, а также из фаянсовых паст; художественная мебель из ценных пород дерева — кресла, носилки, палатки, то с инкрустациями из золота, то обитые листовым золотом, деревянные ложа с художественно обработанными костяными ножками; изделия из меди, бронзы, глины — таков лишь краткий перечень тех разнообразных предметов, которые вырабатывались в период Древнего царства. Изделиям художественного ремесла свойственны такие же строгие и простые, законченные и четкие линии, которыми отличается стиль всего искусства этого времени.
Художественное ремесло сыграло большую роль в развитии искусства Древнего царства. С одной стороны, обработка ряда материалов впервые осваивалась именно на изделиях художественного ремесла, показывая тем самым широкие возможности декоративного использования данных материалов; так, красота полированных поверхностей камня и цветных фаянсов сначала была использована именно в ремесле, а затем уже в скульптуре и зодчестве. С другой стороны, ремесленники, тесно связанные с народным искусством, являлись постоянными проводниками его животворящего влияния на произведения профессионального искусства. Среднее царство было временем высокого расцвета художественного ремесла. Усиление роли отдельных номов и общий рост городской жизни обусловили развитие художественного ремесла в различных местах страны. В значительной степени способствовало этому развитию и возросшее в результате захватнических походов богатство знати, а также усилившиеся поступления золота, слоновой кости и ценных пород дерева.
В основном художественное ремесло Среднего царства продолжало раз-вивать формы, найденные мастерами Древнего царства. Однако в целом ряде случаев мы встречаем новые формы. и новые технические приемы. В этом отношении необходимо учитывать ту роль, которую играли тесные отноше-ния Египта с соседними странами — Сирией, Двуречьем, Критом. Находки египетских памятников в Сирии и, наоборот, сирийских и вавилонских памятников в_Египте показывают, каким живым, был обмен между этими странами.
Характерны изменения, происходящие в это время в орнаменте. С одной стороны, растет декоративность: сдержанность узоров времени Аменхотепа П сменяется богатством сложных растительных и геометрических мотивов.
Погребальная
утварь
Из всей погребальной утвари самым главным предметом, естественно, являлся саркофаг. Неферхотеп еще при жизни неоднократно посещал мастерскую, где изготовляли саркофаг для его мумии.
Фараону и знати было недостаточно одного гроба. Мумия Псусеннеса, уже защищенная золотой маской, покоилась в серебряном гробу, повторяющем очертания мумии который, в свою очередь, стоял в саркофаге из черного гранита, тоже похожем на стилизованную мумию. А этот саркофаг был помещен в прямоугольный каменный ящик, украшенный изнутри и снаружи божествами, в чьи обязанности входило охранять мумию. На выпуклой крышке был изображен лежащий фараон с атрибутами Осириса, а с внутренней ее стороны — богиня неба Нут со всеми ее ладьями и созвездиями. Изображение ее стройного, грациозного тела находилось всего в нескольких сантиметрах над саркофагом из черного гранита, и фараон своими каменными глазами всегда мог созерцать красоту богини.
Богатство и разнообразие погребальной утвари зависели, конечно, от средств хозяина гробницы.
Кроме саркофага в погребальную камеру ставили деревянный или каменный ящик с четырьмя сосудами, которые называются канонами. Они предназначались для различных органов, вынутых из тела перед бальзамированием и отданных под защиту четырех богов и четырех богинь. Один из этих богов, Амсет, имел человеческую голову; второй, Хапи, — голову павиана; третий, Дуамутеф, — голову шакала, а четвертый, Кебехсенуф, — голову сокола.
Мумии «любили» украшения не меньше, чем живые. К тому же часто на них были те же самые украшения, которые покойный носил при жизни, но нередко для мумий делали новые. Вот список всего необходимого для мумии фараона или знатного лица: золотая маска для фараона и царевичей, раскрашенная маска из папье-маше или гипса для частных лиц; воротник из двух жестких золотых пластин с перегородчатой эмалью, изображающих коршуна с распростертыми крыльями; одно или множество ожерелий из золота, драгоценных камней, фаянса в виде многорядных бусин, с одной или двумя застежками, которые иногда имели подвески из золота и граненых драгоценных камней, иногда их заменяли фаянсовые имитации; одно или несколько нагрудных украшений, пекторалей, подвешенных на цепочках. Наиболее распространенными были пекторали в виде крылатого скарабея с Исидой и Нефтис по бокам. На обратной стороне скарабея вырезали знаменитое обращение к сердцу; другие скарабеи, с крыльями или без крыльев, с надписями, но на сей раз без обрамления; лазуритовые сердца на цепочках с именем покойного; браслеты, гибкие или жесткие, полые или массивные, для запястий, предплечий и лодыжек; «напальчники» для рук и ног; кольца на каждый палец; сандалии; амулеты и статуэтки разных богов, которые вешали на шею или подвешивали к пекторали.
К этим украшениям и амулетам следует добавить огромное количество миниатюрных моделей всевозможных предметов: тростей, скипетров, оружия, царских и божественных эмблем, которые всегда не мешало иметь под рукой.
7.ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
7.1.
Камень
В
области декоративного
Использование твердых пород камня характерно для архаических эпох, в более поздние времена применялись мягкие породы. Минералы шлифовались с помощью цилиндрической трубки, заполнявшейся измельченным кварцем или наждаком. Некоторые сосуды, изготовленные из очень твердых материалов и великолепно отполированные, потребовали, должно быть, многих месяцев, а то и лет терпеливого труда.
Общеизвестны высокие достижения египтян в области архитектурного декора. Стены храмов часто украшались рельефами. Отметим любопытную деталь: декор наружных стен посвящался прославлению могущества фараона и изображал военные и охотничьи сцены; внутренние стены предназначались для сюжетов культового характера.
Среди
архитектурных элементов
Однако наибольшего интереса заслуживают столбы, пилоны и колонны.
Резьба
по камню применялась не только в
храмах, но также в гробницах, иногда
в виде архитектурных элементов;
влияние архитектуры ощущается также
во многих других видах искусства.
7.2
Живопись
Декоративная живопись применялась для украшения храмов, дворцов, жилых домов и гробниц. Наше представление о египетской живописи основано на крайне неполных данных, поскольку в подавляющей своей части она утрачена, так что от росписи храмов не уцелело почти ничего, от дворцов и жилых домов до нас дошли лишь несколько образцов, и только живопись гробниц сохранилась в достаточно большом количестве.
В этой живописи использовались следующие краски: черная (пигмент угля), белая (на основе гипса и извести), серая (из смеси белой и черной), синяя (фритта кальция и силикат меди), зеленая (измельченный малахит и фритта, аналогичная синей), коричневая (охра), красная (охра), розовая (смесь белой и красной), желтая (охра желтая и аурипигмент). Краски разводились на воде с клеем (камедь из акации, или животный желатин, или же яичный белок) и наносились плоскими мазками с помощью кистей, которые делались из растительных материалов. В небольшом количестве они дошли до наших дней. Использовалась техника темперы. Краски накладывались на стены гробницы, предварительно покрытые слоем гипса или глины, или же служили для подкрашивания барельефов.