Периодизация искусства Древнего Египта. Наиболее характерные черты египетского художественного канона

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 10:57, доклад

Краткое описание

Историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжении времени - свыше четырёх тысяч лет. Египетское искусство - это новый, важный этап по сравнению с искусством первобытного строя.

Файлы: 1 файл

История искусства ДОКЛАД (Периодизация искусства Древнего Египта).doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Периодизация  искусства Древнего Египта. Наиболее характерные  черты египетского  художественного  канона

Историю возникновения  и развития искусства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжении времени - свыше четырёх тысяч  лет. Египетское искусство - это новый, важный этап по сравнению с искусством первобытного строя.

Сложение  древнеегипетского  искусства происходит в конце V - IV тысячелетиях до н.э. Следы искусства в долине реки Нил восходят к древнейшим временам.

Древнейшими жилищами человека в долине Нила были ямы и пещеры; из натянутых на шестах шкур и плетёнок устраивались навесы и шатры. Постепенно появились тростниковые хижины, обмазанные глиной. С образованием стратифицированного общества в таких хижинах в течение тысячелетий продолжало жить беднейшее население Древнего Египта. Жилища вождей племён выделялись лишь своими размерами; святилища также устраивали в больших хижинах, на такой хижине или в её ограде часто укрепляли фетиш почитавшегося духа, из таких племенных духов и тотемов впоследствии развились представления о древнеегипетских богах.

Постепенно для  постройки жилищ начали изготовлять  кирпич-сырец. И всё больше применять  в быту глиняные изделия. Самыми ранними  из них являются глиняные сосуды, расписанные  несложными белыми узорами по красному фону глины. С течением времени формы сосудов становились разнообразнее; м Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Способы достижения загробных благ еще более упростились. Магические тексты составляли в скрипториях и записывали на папирусе, который изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книги Мёртвых», замечательной особенностью которой являлись ее многочисленные иллюстрации.

Древние египтяне весьма заботились о том, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью и получившей дальнейшее распространение. Прославленным образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе». Даже при беглом сравнении египетских текстов с библейскими очевидно заимствование последних.

Широкое распространение  во время XVIII династии (XVI — начало XIV веке до н. э.) получили любовные песни.

В Египте появились  и первые сказки, причем притчи, изложенные в Евангелиях, по содержанию перекликаются со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II Сатни-Хемуасе, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.

Менялся и сам тип росписей и их техника. Выполненные красной краской на желтоватой поверхности сосуда, эти очень упрощенные, иногда приближающиеся к геометрическому орнаменту рисунки отражали, по всей видимости, древнейшие заупокойные и земледельческие обряды. Так, например, очень часто в них изображаются плывущие по Нилу ладьи, украшенные ветвями, с людьми, совершающими культовые действия.

Образы людей  и в росписях и в примитивных  скульптурах охарактеризованы лишь в самой общей и условной форме; передаются лишь черты, особенно существенные для содержания данного изображения. Стремление к наибольшей наглядности привело первобытных художников к изображению различных частей одной и той же фигуры с разных точек зрения. Например, тела животных даны в профиль, а рога то в профиль, то в фас — в зависимости от того, как более отчётливо может быть изображена та или иная форма рогов: у антилопы и горного козла — в профиль, у быка или буйвола — в фас.

Первым памятником, показывающим сложившиеся новые  формы искусства, является шиферная плита фараона Нармера (высотой 64 см), сделанная в память победы южного Египта над северным и объединения долины Нила в единое государство. Рельефы на двух сторонах плиты представляют пять сцен, из которых четыре рассказывают о победе царя Юга над северянами. Царь в короне южного Египта убивает северянина, внизу — убегающие северяне, на другой стороне наверху — торжество по случаю победы: царь в короне побеждённого Севера идёт с приближёнными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу — царь в образе быка, разрушающего вражескую крепость и топчущего врага; средняя часть этой стороны занята символической культовой сценой неясного содержания. Памятник отличается новыми чертами. Каждая сцена является законченным целым и в то же время частью общего замысла памятника. Сцены расположены поясами, одна над другой — так, как в дальнейшем будут решаться все стенные росписи и рельефы.

Около 3000 года до н.э. начался период, названный египтологами Ранним царством и охватывавший годы правления I и II династий. Время Раннего царства резко отличается от предыдущего периода. Шёл первый этап истории молодого рабовладельческого государства, сменившего отживший первобытнообщинный строй, - этап поисков и создания таких новых форм, которые соответствовали бы новым общественным отношениям.

К сожалению, ни дворцы, ни дома времени Раннего  царства не сохранились, поскольку они строились на всём протяжении истории Древнего Египта из-за соответствующих климатических условий из непрочных материалов. Однако восстановить общий облик жилищ можно благодаря найденным остаткам их при раскопках, по их изображениям на памятниках и в виде иероглифов. В этот период создаются такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Беднейшие слои населения продолжали жить в хижинах из сырцовых кирпичей или из тростника. Дома более зажиточных людей отличались своими размерами, их окружал двор, обнесённый стеной из кирпича-сырца. Перед входом обычно устраивался навес. Тип дворца начал складываться ещё в конце предыдущего периода. Дворцы строились из деревянных вертикально и горизонтально положенных брёвен, к которым прикреплялись тонкие планки, располагавшиеся самыми разнообразными способами, что придавало фасаду большую декоративность, которая усиливалась пёстрыми тростниковыми плетениями. Крыши были плоскими.

Скульптуры обыкновенно  находят в тайниках храмов. Статуи царей были явно связаны с праздником хеб-сед, т.к. изображены в характерном для этого праздника одеянии (древнеегипетский "праздник хвоста", который знаменовал магическое восстановление мужских сил царя и тем самым плодородия подвластной ему страны, заменив более древний обряд убиения состарившегося вождя). Скульптура служила также для украшения подставок, посохов, мебели, храмов. Многие статуэтки дарились в храм с целью обеспечить изображённому человеку постоянное покровительство божества. Материалы для скульптуры использовались разнообразные: камень (известняк, гранит, кварцит) - для изображения богов, царей и вельмож, кость, дерево и фаянс - для фигурок женщин, детей, слуг, животных, появились скульптуры из меди. В скульптуре Древнего царства наблюдается резкое улучшение как техники обработки материала, так и умения передать изображаемое по сравнению с предыдущим периодом.

Характерной чертой рельефов периода Раннего царства является отчётливо прослеживаемый процесс образования канонов. Содержание рельефов были жёстко определены: их создавали по поводу событий государственного значения или в связи с требованиями ритуала, причём часто памятник должен был отвечать обеим целям.

Произведения художественного ремесла периода Раннего царства - это по преимуществу предметы быта и ритуала (художественная мебель, каменные сосуды, ювелирные украшения).

В этот период известны были два видов росписей: большинство их выполнялось темперой по сухой поверхности, но иногда этот способ сочетался с вкладками цветных паст в заранее подготовленные углубления. Краски были минеральные, кисти изготовлялись из травы. Сцены по-прежнему изображались поясами без пропусков. Но, оставаясь в общих пределах прежних композиционных правил, мастера второй половины Древнего царства во многих случаях сумели изменить и развить старые сцены, наполнить их жизнью, найти новые художественные приёмы для воплощения своих наблюдений.

Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки.

Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что, начертанные на стенах пирамиды, они обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире. Первые записи были сделаны по велению фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стенах его пирамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зеленый цвет. «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом.

Период Среднего Царства ограничивается XXI — XVIII веками до н. э. Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях отмеченной политической борьбы и фараоны и номархи, естественно, использовали также искусство. Еще первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания престолом, стремились подражать памятникам могучих владык Древнего царства.

Хотя искусство  Среднего царства тщательно соблюдало  традиции и каноны Древнего, оно  не осталось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты  и распада Египта на отдельные  номы (области) государство в XXI веке до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей — этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, монархи, стали богаче и самостоятельнее. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю, — привилегии высоких титулов, религиозных церемоний, уподоблений Осирису и Хору.

Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен.

Это приводит к  тому, что с одной стороны снижается  пафос монументальности, и поскольку  заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то в искусстве, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок сниженности, обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему.

Падение Древнего царства нарушило казавшиеся незыблемыми  устои. Были годы, когда власти земного  бога - фараона - не существовало. Многие издревле сложившиеся представления подвергались переоценке. Литературные произведения сохранили нам даже отражение скептического отношения к вере в загробную жизнь ("Песня арфиста").

В Среднем царстве  в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах. Новый комплекс магических текстов получил название «Текстов саркофагов».

В XVII веке настало время Нового Царства, существовавшего до XI века до н. э. Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданы лучшие произведения искусства рассматриваемого периода.

Более смелые и  внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после  победы над азиатскими племенами  гиксосов. В искусстве Нового царства пробивается пламя земного чувства, размышлений тревог. Сами традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом, он их преображает.

Впрочем, многие традиции уже изживали себя и в  формах. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями — они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху, стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, посвященные различным ипостасям бога Амона, определяли архитектурный облик Египта. Правда, и в храмах прославлялась особа Фараона, его подвиги и завоевания; эти прославления велись с ещё большим размахом, чем раньше. Вообще культ грандиозного не угас, а даже возобновился с небывалой импозантностью, но вместе с тем сюда присоединилось какое-то внутреннее беспокойство.

В течение нескольких веков строились и достраивались  знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке  и Луксоре, близ Фив. Если древняя пирамида с её спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться.

Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора Эхнатона, в XIV веке до н. э. Эхнатон смело выступил против фиванского жречества и, отменив единым законодательным актом весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами. Искусство времён Эхнатона (его называют амарнским, так как Эхнатон перенёс столицу в построенный при нём город Ахет-Атон, близ современной деревушки Амарна) обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. В произведениях амарского стиля разрушена броня душевной непроницаемости: здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность пленённых негров, здесь, наконец, лирические сцены семейной жизни Эхнатона, — он обнимает жену, ласкает ребёнка.

Информация о работе Периодизация искусства Древнего Египта. Наиболее характерные черты египетского художественного канона