Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 10:57, доклад
Историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжении времени - свыше четырёх тысяч лет. Египетское искусство - это новый, важный этап по сравнению с искусством первобытного строя.
Периодизация искусства Древнего Египта. Наиболее характерные черты египетского художественного канона
Историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжении времени - свыше четырёх тысяч лет. Египетское искусство - это новый, важный этап по сравнению с искусством первобытного строя.
Сложение древнеегипетского искусства происходит в конце V - IV тысячелетиях до н.э. Следы искусства в долине реки Нил восходят к древнейшим временам.
Древнейшими жилищами человека в долине Нила были ямы и пещеры; из натянутых на шестах шкур и плетёнок устраивались навесы и шатры. Постепенно появились тростниковые хижины, обмазанные глиной. С образованием стратифицированного общества в таких хижинах в течение тысячелетий продолжало жить беднейшее население Древнего Египта. Жилища вождей племён выделялись лишь своими размерами; святилища также устраивали в больших хижинах, на такой хижине или в её ограде часто укрепляли фетиш почитавшегося духа, из таких племенных духов и тотемов впоследствии развились представления о древнеегипетских богах.
Постепенно для постройки жилищ начали изготовлять кирпич-сырец. И всё больше применять в быту глиняные изделия. Самыми ранними из них являются глиняные сосуды, расписанные несложными белыми узорами по красному фону глины. С течением времени формы сосудов становились разнообразнее; м Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Способы достижения загробных благ еще более упростились. Магические тексты составляли в скрипториях и записывали на папирусе, который изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книги Мёртвых», замечательной особенностью которой являлись ее многочисленные иллюстрации.
Древние египтяне весьма заботились о том, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью и получившей дальнейшее распространение. Прославленным образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе». Даже при беглом сравнении египетских текстов с библейскими очевидно заимствование последних.
Широкое распространение во время XVIII династии (XVI — начало XIV веке до н. э.) получили любовные песни.
В Египте появились и первые сказки, причем притчи, изложенные в Евангелиях, по содержанию перекликаются со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II Сатни-Хемуасе, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.
Менялся и сам тип росписей и их техника. Выполненные красной краской на желтоватой поверхности сосуда, эти очень упрощенные, иногда приближающиеся к геометрическому орнаменту рисунки отражали, по всей видимости, древнейшие заупокойные и земледельческие обряды. Так, например, очень часто в них изображаются плывущие по Нилу ладьи, украшенные ветвями, с людьми, совершающими культовые действия.
Образы людей и в росписях и в примитивных скульптурах охарактеризованы лишь в самой общей и условной форме; передаются лишь черты, особенно существенные для содержания данного изображения. Стремление к наибольшей наглядности привело первобытных художников к изображению различных частей одной и той же фигуры с разных точек зрения. Например, тела животных даны в профиль, а рога то в профиль, то в фас — в зависимости от того, как более отчётливо может быть изображена та или иная форма рогов: у антилопы и горного козла — в профиль, у быка или буйвола — в фас.
Первым памятником, показывающим сложившиеся новые формы искусства, является шиферная плита фараона Нармера (высотой 64 см), сделанная в память победы южного Египта над северным и объединения долины Нила в единое государство. Рельефы на двух сторонах плиты представляют пять сцен, из которых четыре рассказывают о победе царя Юга над северянами. Царь в короне южного Египта убивает северянина, внизу — убегающие северяне, на другой стороне наверху — торжество по случаю победы: царь в короне побеждённого Севера идёт с приближёнными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу — царь в образе быка, разрушающего вражескую крепость и топчущего врага; средняя часть этой стороны занята символической культовой сценой неясного содержания. Памятник отличается новыми чертами. Каждая сцена является законченным целым и в то же время частью общего замысла памятника. Сцены расположены поясами, одна над другой — так, как в дальнейшем будут решаться все стенные росписи и рельефы.
Около 3000 года до н.э. начался период, названный египтологами Ранним царством и охватывавший годы правления I и II династий. Время Раннего царства резко отличается от предыдущего периода. Шёл первый этап истории молодого рабовладельческого государства, сменившего отживший первобытнообщинный строй, - этап поисков и создания таких новых форм, которые соответствовали бы новым общественным отношениям.
К сожалению, ни дворцы, ни дома времени Раннего царства не сохранились, поскольку они строились на всём протяжении истории Древнего Египта из-за соответствующих климатических условий из непрочных материалов. Однако восстановить общий облик жилищ можно благодаря найденным остаткам их при раскопках, по их изображениям на памятниках и в виде иероглифов. В этот период создаются такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.
Беднейшие слои населения продолжали жить в хижинах из сырцовых кирпичей или из тростника. Дома более зажиточных людей отличались своими размерами, их окружал двор, обнесённый стеной из кирпича-сырца. Перед входом обычно устраивался навес. Тип дворца начал складываться ещё в конце предыдущего периода. Дворцы строились из деревянных вертикально и горизонтально положенных брёвен, к которым прикреплялись тонкие планки, располагавшиеся самыми разнообразными способами, что придавало фасаду большую декоративность, которая усиливалась пёстрыми тростниковыми плетениями. Крыши были плоскими.
Скульптуры обыкновенно находят в тайниках храмов. Статуи царей были явно связаны с праздником хеб-сед, т.к. изображены в характерном для этого праздника одеянии (древнеегипетский "праздник хвоста", который знаменовал магическое восстановление мужских сил царя и тем самым плодородия подвластной ему страны, заменив более древний обряд убиения состарившегося вождя). Скульптура служила также для украшения подставок, посохов, мебели, храмов. Многие статуэтки дарились в храм с целью обеспечить изображённому человеку постоянное покровительство божества. Материалы для скульптуры использовались разнообразные: камень (известняк, гранит, кварцит) - для изображения богов, царей и вельмож, кость, дерево и фаянс - для фигурок женщин, детей, слуг, животных, появились скульптуры из меди. В скульптуре Древнего царства наблюдается резкое улучшение как техники обработки материала, так и умения передать изображаемое по сравнению с предыдущим периодом.
Характерной чертой рельефов периода Раннего царства является отчётливо прослеживаемый процесс образования канонов. Содержание рельефов были жёстко определены: их создавали по поводу событий государственного значения или в связи с требованиями ритуала, причём часто памятник должен был отвечать обеим целям.
Произведения художественного ремесла периода Раннего царства - это по преимуществу предметы быта и ритуала (художественная мебель, каменные сосуды, ювелирные украшения).
В этот период известны были два видов росписей: большинство их выполнялось темперой по сухой поверхности, но иногда этот способ сочетался с вкладками цветных паст в заранее подготовленные углубления. Краски были минеральные, кисти изготовлялись из травы. Сцены по-прежнему изображались поясами без пропусков. Но, оставаясь в общих пределах прежних композиционных правил, мастера второй половины Древнего царства во многих случаях сумели изменить и развить старые сцены, наполнить их жизнью, найти новые художественные приёмы для воплощения своих наблюдений.
Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки.
Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что, начертанные на стенах пирамиды, они обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире. Первые записи были сделаны по велению фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стенах его пирамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зеленый цвет. «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом.
Период Среднего Царства ограничивается XXI — XVIII веками до н. э. Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях отмеченной политической борьбы и фараоны и номархи, естественно, использовали также искусство. Еще первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания престолом, стремились подражать памятникам могучих владык Древнего царства.
Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы (области) государство в XXI веке до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей — этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, монархи, стали богаче и самостоятельнее. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю, — привилегии высоких титулов, религиозных церемоний, уподоблений Осирису и Хору.
Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен.
Это приводит к тому, что с одной стороны снижается пафос монументальности, и поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то в искусстве, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок сниженности, обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему.
Падение Древнего царства нарушило казавшиеся незыблемыми устои. Были годы, когда власти земного бога - фараона - не существовало. Многие издревле сложившиеся представления подвергались переоценке. Литературные произведения сохранили нам даже отражение скептического отношения к вере в загробную жизнь ("Песня арфиста").
В Среднем царстве в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах. Новый комплекс магических текстов получил название «Текстов саркофагов».
В XVII веке настало время Нового Царства, существовавшего до XI века до н. э. Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданы лучшие произведения искусства рассматриваемого периода.
Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами гиксосов. В искусстве Нового царства пробивается пламя земного чувства, размышлений тревог. Сами традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом, он их преображает.
Впрочем, многие традиции уже изживали себя и в формах. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями — они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху, стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, посвященные различным ипостасям бога Амона, определяли архитектурный облик Египта. Правда, и в храмах прославлялась особа Фараона, его подвиги и завоевания; эти прославления велись с ещё большим размахом, чем раньше. Вообще культ грандиозного не угас, а даже возобновился с небывалой импозантностью, но вместе с тем сюда присоединилось какое-то внутреннее беспокойство.
В течение нескольких
веков строились и
Многообразные
художественные поиски периода XVIII династии
подготовили появление