Периодизация искусства Древнего Египта. Наиболее характерные черты египетского художественного канона

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 10:57, доклад

Краткое описание

Историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжении времени - свыше четырёх тысяч лет. Египетское искусство - это новый, важный этап по сравнению с искусством первобытного строя.

Файлы: 1 файл

История искусства ДОКЛАД (Периодизация искусства Древнего Египта).doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Религиозно-политические реформы Эхнатона были слишком смелыми, чтобы быть долговечными. Реакция  началась уже при одном из его ближайших преемниках — Тутанхамоне, а вскоре все старые культы были восстановлены, и имя Эхнатона предано проклятью. Однако новые начала, внесённые в искусство, развивались ещё в течение, по крайней мере, столетия. Многие же новаторские идеи и приёмы, введённые при Эхнатоне, так и сохранились в древнеегипетском искусстве.

Таким образом, египетское искусство в итоге  своего долгого пути пришло к новым  рубежам. Но дальше его линия развития затухает. Последний прославленный  завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, который теперь уже не был таким органическим, как когда-то в Древнем царстве. Пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле представляет собой заключительную вспышку египетского монументального гения. После Рамсеса последовала полоса тяжёлых длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. В VII веке до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей. Возродилось в это время и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Саисское искусство достаточно высоко по мастерству, но в нём нет прежней жизненности, оно холодно, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта в то время была уже исчерпана.

Новое царство  было новой эпохой в развитии заупокойной  литературы. Способы достижения загробных  благ еще более упростились. Магические тексты составляли в скрипториях  и записывали на папирусе, который  изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книги Мёртвых», замечательной особенностью которой являлись ее многочисленные иллюстрации.

Древние египтяне весьма заботились о том, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью и получившей дальнейшее распространение. Прославленным образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе». Даже при беглом сравнении египетских текстов с библейскими очевидно заимствование последних.

Широкое распространение  во время XVIII династии (XVI — начало XIV века до н.э.) получили любовные песни.

В Египте появились  и первые сказки, причем притчи, изложенные в Евангелиях, по содержанию перекликаются со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II Сатни-Хемуасе, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.

К концу второго  тысячелетия до н.э. Египет вступает в период упадка. Частые войны истощали страну и задерживали развитие ее производительных сил. Египетское искусство позднего времени представляет сложную картину, еще в должной мере не изученную вследствие недостаточного количества дошедших памятников. Во времена длительных распадов государства не велось никакого крупного строительства. Последнее возобновлялось лишь в недолгие периоды укрепления страны при ее объединениях.

В течение XX - XVIII веков основными художественными центрами оставались Фивы и Танис. Официальное фиванское искусство продолжало традиции конца Нового царства. Храмовые рельефы не дают чего-либо нового. Более своеобразны росписи на саркофагах жрецов Амона и рисунки на их заупокойных папирусах. Хотя по ограниченности своего содержания эти росписи и рисунки тоже не смогли стать новым этапом в истории египетского искусства, все же они позволяют установить то направление, по которому шло развитие фиванского искусства, с характерным для него увлечением внешней нарядностью.

Для скульптуры XX - XVIII веков также характерно стремление создать внешне нарядный памятник. Особенно отличаются в этом отношении бронзовые статуэтки, начинающие широко распространяться взамен дорогостоящих каменных статуй. Покрытые чеканными узорами и инкрустациями из золота, такие статуэтки достигают иногда высокого качества выполнения(статуэткf ливийской царицы Каромамы).

Саисский  период в истории Египта (663-525 гг. до н.э.) был временем нового относительного расцвета. Развернувшееся строительство было сосредоточено отныне преимущественно в новой столице, Саисе, где был, по-видимому, заново сооружен большой храм главной богини Саиса - Нейт, в котором устраивались теперь и царские погребения. К сожалению, эти постройки не сохранились, и мы знаем о них лишь по рассказам Геродота.

Внимание к  прошлому проявлялось самыми различными способами: восстанавливаются культы древних царей, реставрируются древние храмы. Особенно отчетливо заметны эти тенденции в искусстве. Гробницы знати на севере, в Саккара, воспроизводят форму мастаба с глубокими шахтами, на дне которых из каменных плит выкладывались камеры в форме саркофагов Древнего царства, со сводчатым потолком, иногда очень разработанной конструкции.

В скульптуре и  рельефе тоже наблюдаются архаизирующие  черты. Известны случаи точного копирования рельефов целых мастаба (гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями). Статуи воспроизводят ряд иконографических элементов древних египетских скульптур.

При изучении египетского искусства необходимо учитывать те причины, которые привели к возникновению и длительному сохранению некоторых его особенностей. С образованием классовых отношений оно стало средством идеологического воздействия на сознание эксплуатируемых масс в целях укрепления и возвеличивания власти фараона и рабовладельческой верхушки общества. Пути развития египетского искусства в значительной степени обусловлены его постоянной зависимостью от религии, что проистекало из сравнительно медленного развития египетской культуры.

По своей идейной  сущности искусство Древнего Египта было глубоко религиозным и имело  скорее культовое, нежели эстетическое значение. Поэтому помещавшееся в гробницах имело скрытый  религиозный принцип. В силу своей мифологичности искусство было связано с образами богов и обожествленных личностей – фараонов. Именно образы богов определяют специфику искусства. По религиозному мировоззрению, мир богов первичен, материя вторична. Искусство Древнего Египта отражало не окружающую действительность, а сверхреальный мир. Задачей искусства было передать  и правдиво отразить жизнь и бытие богов, и загробную жизнь.

Таинственность  – важная особенность искусства, так как искусство Древнего Египта, как и вся культура в целом, представляет собой неразгаданную тайну. Причина кроется в том, что время не донесло до нас эту культуру в полном объеме. Памятники дошли до нас в разрушенном виде, поэтому о многом приходится только догадываться. Кроме того, идеологией и сознанием было жреческое учение, которое они тщательно оберегали от простых людей, зашифровывая в знаках и символах.

По содержанию искусство было мифологическим, но при этом оно было предельно реалистично и во всей полноте отражало картины реальной жизни. Оно ценно конкретным изображением действительности и вниманием к человеку, тем, что оно впервые отразило сложный в своей противоречивости мир классовых отношений.

Ведущая роль искусства  Древнего Египта принадлежала архитектуре, а живопись, пластика и скульптура служили ей дополнением, украшением интерьера. Эта взаимосвязь красочно иллюстрирует синтез искусств.

Характерная особенность  египетского искусства - длительное следование принятым в древности  образцам. Причина этого явления заключается в том, что религиозные воззрения, складывавшиеся в своих основных чертах вместе со сложением классового рабовладельческого общества, закрепили обязательный облик древнейших памятников египетского искусства, почти целиком имевших религиозное значение. Поскольку и на протяжении всей последующей истории Древнего Египта памятники искусства в своём большинстве имели также религиозно-культовое назначение, творцы этих памятников были обязаны следовать установившимся законам, что мешало развитию их творчества, хотя, конечно, не могло остановить это развитие.

Характерные черты  египетского искусства, закреплённые традицией как канонические и  обязательные, восходили к искусству  доклассовому. Таковы, например, изображения предметов, фактически невидимых художнику, но присутствие которых в определённом месте данной сцены известно (рыб, гиппопотамов и крокодилов под водой); расчленение кажущейся единой массы на схематическое изображение её частей (передача листвы деревьев в виде множества условно стилизованных и условно же расположенных листьев); сочетание в одной и той же сене разных точек зрения при изображении разных частей этой сцены - так, дорога, окаймлённая деревьями, рисуется как бы с птичьего полёта в виде полосы, по обе стороны которой и притом корнями к ней рисуются уже профильные изображения деревьев, наряду с профильными изображениями людей, зверей, растений, зданий. Пруды и каналы тут же даются с птичьего полёта, а в сценах ловли рыб и водяных птиц фигуры рыбаков и охотников даются в профиль, сети, которые они тянут, - с птичьего полёта, а пойманные в сети рыбы или водяные птицы - опять в профиль; жертвенник всегда рисуется в профиль, а находящиеся на нём жертвоприношения - над ним и частично в плане, а частично в профиль. Фигуры птиц изображаются в профиль, а хвосты их в фас; у фигуры человека - голова в профиль, глаза в фас, плечи и руки в фас, ноги в профиль.

Пережитком религиозных  представлений доклассового общества явилось и сохранение в искусстве  рабовладельческого Египта веры в магическую связь всего изображаемого с тем, кто изображён.

При изображении  фараонов и богов использовался  божественный архетип – изображение в виде спеленатой мумии, с развернутыми плечами, скрещенными руками, с одной ногой. Это осирический тип изображения. Типы божественных мумиобразных фигур: стоящая, сидящая на троне, сидящая на корточках.

Необходимость следовать принятым канонам вызвала создание письменных руководств для художников. Соблюдение канонов обусловило и технические приёмы египетских мастеров, рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца. Сохранились деревянные доски, на которых по разграфлённому сеткой фону нанесены рисунки отдельных фигур, которые художники затем соответственно переносили на разграфлённые более крупными клетками поверхности стен. Следы таких клеток на стенах также сохранились. Удалось установить, что в Древнем царстве стоящая человеческая фигура делилась на шесть клеток, в Среднем и Новом - на восемнадцать, в Саисское время - на двадцать шесть, причём строго определённое количество клеток отводилось на каждую часть тела. Соответственные канонические образцы существовали и для фигур животных, птиц и пр.

Ещё одной отличительной  чертой египетского искусства является обратная перспектива. Пространство не имеет глубины, фигуры не могут быть приближены друг к другу. Таково воспроизведение сверхреального пространства. Фигуры изображаются крупно.

По своей форме  искусство было каноническим, однако, не следует думать, что египетское искусство было полностью сковано традицией и не менялось в течение своего многовекового существования, что личность египетского художника не играла никакой роли в развитии искусства. Разумеется, египетское искусство, как и искусство каждого народа, хотя и медленно, но развивалось и изменялось в зависимости от конкретных перемен в исторической обстановке, отражая и новые требования, выдвигавшиеся в связи с этими переменами, и борьбу различных социальных слоёв, и то значение, которое имели целые художественные школы и отдельные мастера, сумевшие проявить свою творческую роль даже в пределах канонических рамок. Памятники сохранили нам много имён замечательных творцов египетского искусства. Индивидуальное творчество в различных отраслях культуры, несомненно, имело место в Древнем Египте, и талантливые зодчие, скульпторы, живописцы в определённой степени, безусловно, проявили свои личные способности, внося нечто новое в свою область творчества.

Информация о работе Периодизация искусства Древнего Египта. Наиболее характерные черты египетского художественного канона