Наука, литература и искусство Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:28, контрольная работа

Краткое описание

Основными причинами застойности, вернее, крайней медленности развития египетской культуры являются географическая оторванность долины Нила от остального мира и, что особенно важно, сильные пережитки родового строя. Благодаря сохранению сельской общины сохранялись неизменными закостеневшие формы архаического быта, древней культуры и религии, которая безраздельно господствовала над сознанием человека времени родового строя. Для Древнеегипетского общества была свойственна своя форма рабовладельческих отношений.

Оглавление

1. Предпосылки формирования культуры Древнего Египта.
2. Возникновение научных знаний Древнего Египта.
3. Литература Древнего Египта.
4. Искусство Древнего Египта.
Заключение

Файлы: 1 файл

Наука, литература и искусство Древнего Египта.docx

— 94.79 Кб (Скачать)

Учреждение  образования

«Брестский  государственный университет имени  А.С. Пушкина»

 

 

 

 

Кафедра всеобщей истории

 

 

 

 

 

Контрольная работа по истории Древних цивилизаций  на тему «Наука, литература и искусство  Древнего Египта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент

1 курса

исторического факультета (ОЗО)

группа  «В»

Гуз М.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

Брест 2009

Содержание

1. Предпосылки формирования культуры Древнего Египта.

2. Возникновение научных знаний Древнего Египта.

3. Литература Древнего Египта.

4. Искусство Древнего Египта.

Заключение

 

1) Египетская культура возникла за 4000 лет до н.э. Поэтому её можно считать одной из древних в мире. [1,с.279]. Среди обширных, ещё не обжитых пространств, среди народов, живущих племенным строем, возникла эта страна, как остров среди моря варварства и дикости. Оно становилась носителем новой культуры, одним из первых очагов цивилизации. Здесь впервые зародились науки – астрономия, математика, медицина, возникла письменность (её древнейший образец – египетское иероглифическое письмо). [5,с.7]. Благоприятные естественные условия способствовали очень раннему  развитию материальной культуры и технике в Египте. Острая необходимость в искусственном орошении привела уже в глубокой древности к созданию сложной системы каналов, плотин, дамб и водоподъёмников, которые приводились в движение простым рычагом, а в более поздние времена водоперегонными колёсами. Замечательного расцвета достигла в эпоху архаики техника обработки камня. В эту древнейшую эпоху египтяне умели делать из драгоценных металлов изящные украшения. Появилась письменность, постепенно стали накапливаться первичные зачатки научных знаний. Однако египетская культура развивалась крайне медленно, представляя собой типичный образец застойной древневосточной культуры.

Основными причинами застойности, вернее, крайней  медленности развития египетской культуры являются географическая оторванность долины Нила от остального мира и, что особенно важно, сильные пережитки родового строя. Благодаря сохранению сельской общины сохранялись неизменными закостеневшие формы архаического быта, древней культуры и религии, которая безраздельно господствовала над сознанием человека времени родового строя. [1,с.279].

Для Древнеегипетского общества была свойственна своя форма рабовладельческих отношений. Так называемая – восточная, где рабовладение развивалось медленными темпами, а эксплуатация ложилась почти в равной степени как на рабов, так и на свободное население. Это не содействовало расцвету личности, её гармоничному развитию, развитию человечности и гуманизма, в отличие от античной культуры Древней Греции и Древнего Рима. [8,с.15].

Отличительной особенностью эколого-географической среды Древнего Египта является определённая территориальная замкнутость: страну отгораживает от остального мира Ливийская пустыня на западе и Аравийская пустыня на востоке, пороги Нила на юге и Средиземное море на севере. Другая характерная черта – регулярность и постоянство природных процессов, проявляющихся в строгой периодичности разливов Нила, симметричность в ландшафте и климате, единообразие в фауне и флоре. Конечно, не следует напрямую объяснять специфичность древнеегипетской культуры перечисленными особенностями её эколого-географической среды, но нельзя также игнорировать факт, что в древнеегипетской культуре, в отношении древнего египтянина к природе, обществу и самому себе обнаруживаются сущностные черты, созвучные с природой Нильской долины. Замкнутость страны находит свой аналог в резком противопоставлении своей Чёрной земли (Египта) и её жителей, египтян, которые считаются людьми в полном смысле этого слова, чужим, Красным землям, обитатели которых не признаются обладающими всеми достоинствами человека. Например, в «Поучении гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (ХХII в. до н.э.) сказано: «Подл азиат, плохо место, в котором он живёт». Стабильность и регулярность жизненно важных природных процессов напоминает о себе и тем, что в шкале древнеегипетских ценностей одно из высших мест занимают устойчивость, незыблемость, долговечность, воплощенные, например, в бросающих вызов времени пирамидах. Именно поэтому древний египтянин воспринимал нарушение этой устойчивости и незыблемости как величайшую катастрофу, что в знаменитом «Речении Ипусера» (ХVIII в. до н.э.) выражено броской и ёмкой формулой: «Воистину: земля перевернулась, подобно гончарному кругу». Свойственные природе Нильской долины единообразие и симметричность перекликаются с тем, что «древний египтянин обладал острым чувством симметрии и равновесия», столь отчётливо проявляющимся в строгой пропорциональности и соразмерности древнеегипетской скульптуры, в её монументальном спокойствии.

Конечно, природа, эколого-географическая среда  не определяет всецело уровень и характер культуры, но, несомненно, воздействует на её формирование, служит предпосылкой её развития; проявляется это воздействие главным образом в индивидуальных особенностях местной культуры.

В формировании любой культуры властно сказывается  воздействие исторической среды. Древневосточная культура в этом отношении находится в особом положении – она оказалась первой культурой, созданной классовым обществом, следовательно, ей пришлось выполнить титаническую миссию первооткрывателя и первопроходца: разрабатывать письменность и создавать устои государства, изобретать условия совместного существования людей, которые различались по своему социальному, имущественному положению, различались этнически, по профессиям и т.д. Если иные общеисторические типы культуры, например античная культура, испытывали стимулирующее воздействие различных культур – первобытной и древневосточной, могли использовать (и использовали) их богатейший опыт и достижения, то исторической средой формирования древневосточной культуры была сравнительно однообразная среда первобытности. Воздействие первобытного окружения на формирование древнеегипетской культуры было глубоким и постоянным – ведь между ними существовала прямая генетическая связь. Но эта связь не только не исключала, а, напротив, предполагала сущностные различия между обоими культурами. Контакты между двумя системами (редко мирные и чаще военные) вовсе не всегда приводили к восприятию первобытным обществом новых веяний – эта среда зачастую сама активно воздействовала на древневосточное общество и его культуру, причём нередко воздействовала отрицательно, тормозила его развитие. [2,с.20-23]. Развитие торговли, войны, имущественное неравенство разрушали древний родовой строй и привели к возникновению классового общества и древнейшего государства. Египет выходил из рамок своего примитивного изолированного быта. Постепенно расширялся географический кругозор. Египтяне всё больше и больше общались с соседними народами, передавая им свои культурные достижения и заимствуя у них многие элементы их культуры. Так, в эпоху Нового Царства египтяне заимствовали у азиатских племён лошадь, колесо, колесницу, серповидный меч, элементы военной техники и даже новый музыкальный инструмент – лиру. Этому культурному общению в некоторой степени помимо развития внешней торговли и военной политики способствовало и географическое положение Египта, расположенного на стыке трёх материков: Африки, Азии и Европы. От берегов дельты открывались важнейшие торговые пути, ведшие в Сирию, Малую Азию, Эгейский островной район; от берегов Красного моря шли морские пути в Аравию и к восточным областям Африки (Сомали – древний Пунт). [1,с.279-280]. Путешествие в страну Благовоний (или, как её называли египтяне, страну Пунт) известно нам по надписям  и рельефам храма Амона, близ Фив. Мореплаватели на утлых суденышках проделывали путь в две тысячи километров.[3,c.30].

Благодаря исключительной сухости египетского  климата здесь прекрасно сохранились многочисленные артефакты, даже из весьма хрупких материалов. Так, здесь обнаружено огромное количество надписей на папирусе, являющемся предшественником бумаги (настоящая бумага была изобретена древними китайцами), а также на дереве, полотне. Еще лучше сохранились тексты на каменных плитах. Однако эти письменные памятники в своём большинстве носят односторонний религиозный характер. [4,с.177].

2)  Кроме художественных и культовых  находок, до нас дошло немало  произведений научного характера. [4,с.182]. Безраздельное господство религии не смогло полностью подавить свободной мысли человека, стремившейся познать окружающую природу. [1,с.318]. Впервые человек начал осознавать себя создателем земных ценностей, способным соперничать с самой природой. [5,с.7]. В связи с этим появляется представление о «знании» как таковом и о высокой ценности знания, выделяющего «знающего» человека над всеми остальными людьми. Так, автор одного «Поучения» говорит: «Сделают всё, что ты скажешь, если ты будешь знающим. Углубись в писания и вложи их в своё сердце и тогда всё, что ты скажешь, будет прекрасным. На какую должность ни назначают писца, он всегда будет обращаться к книгам».

Знания  накапливались и передавались от старших поколений к младшим  в особых школах. Это были по большей  части либо придворные школы писцов, в которых учились дети аристократов-рабовладельцев, либо особые школы, находившиеся при  центральных ведомствах, в которых  готовились писцы-чиновники для  данного ведомства, например для  царской сокровищницы. В этих школах царила строгая дисциплина, которая  поддерживалась применением телесных наказаний и внушалась особыми «Поучениями». Так, автор одного «Поучения» говорит: «О, писец, не будь ленивым, а то тебя строго накажут. Не склоняй своё сердце к удовольствиям, а то ты пойдёшь ко дну. С книгами в руках, читай вслух и советуйся с теми, которые знают больше тебя. Счастлив писец, который искушён на всех поприщах… Не проводи в лености ни одного дня, а то тебя будут пороть… Пиши, и пусть тебе это не надоедает».

Учеников  учили главным образом трудной  и сложной грамоте, заставляли их списывать с особых прописей ежедневно около трёх страниц. Ученик должен был твёрдо усвоить не только систему правописания, но и сложную каллиграфию и стилистику. Наконец, в Египте существовали и высшие «писцовые школы», носившие название «дом жизни» («пер анх»). Развалины такого «дома жизни» были обнаружены в древней столице фараона Эхнатона. [1,с.318]. Важной особенностью древнеегипетской школы, особенно ІІІ-ІІ тысячелетий до н.э., была её тесная связь с царским дворцом и храмом. Это выражалось не только в том, что школы находились во дворце или в храме, что учителями в них были жрецы и писцы, но прежде всего в том, что школа готовила главным образом жрецов и писцов для дворца и храма. Такими были три обнаруженные в Фивах, столице Нового царства Египта (ХІV – XI вв. до н.э.), школы. В одной из них, помещавшейся в заупокойном храме фараона Рамзеса II, обучались будущие жрецы, во второй, расположенной в посёлке на царской земле, готовили художников и писцов фиванского некрополя, а третья находилась в храме богини Мут. [2,с.41].

Особенно  развита была в Египте математика. [4,с.182]. Потребности повседневной жизни, развитие хозяйства, торгового обмена и наблюдения над природой приводили к постоянному накоплению первых научных знаний. Все эти знания носят ещё главным образом прикладной характер. Таковы, например, древнейшие знания в области математики, которые теснейшим образом связаны с практической жизнью и имеют своей целью облегчить работу землемеров и строителей. Так, например, Аменехмет І установил границы номов на основании того, «что стоит в книгах и находится в древних описаниях». Это определение границ производилось особыми землемерами на основании расчётов, которые затем записывались. На это указывают рисунки, сохранившиеся в гробницах и изображающие обмер земли при помощи особой землемерной верёвки. Судя по содержанию математических задач, знания в области арифметики и геометрии использовались при определении площади поля, при определении объёма кучи зерна или вместимости амбара, служившего для хранения. Благодаря знаниям в области математики египтяне умели составлять схематические карты местности и примитивные чертежи. О большом значении математики, в частности геометрии, и в развитии строительного дела говорят многочисленные и грандиозные здания, в особенности пирамиды, которые могли быть воздвигнуты лишь на основе ряда точных вычислений.

О развитии математических знаний в Древнем  Египте, в особенности в период Среднего Царства, говорит довольно большое количество математических текстов того времени (московский «Математический папирус»). Одним из крупных достижений египетской математики было развитие десятичной системы счисления. [1,с.319]. Правда, числовая система была у египетских математиков довольно громоздкой. Никаких попыток придать цифрам позиционное значение не делается.

Черточка  всегда означает единицу, дужка –  всегда десяток, вьющаяся веревка –  сотню, цветок лотоса – тысячу и даже миллион, обозначающийся фигуркой человека, поднявшего руки в знак удивления. Чтобы написать, например, девять тысяч, требуется девять раз подряд начертить цветок лотоса.

Несмотря  на все эти трудности и недостатки, египетские писцы ухитрялись решать сложные задачи. В геометрии уже  вычислялась площадь усечённой  пирамиды и отношение окружности к диаметру (последнее с ошибкой всего на две сотых). [4,с.182]. Египетские математики умели определять поверхность прямоугольника, треугольника, в частности равнобедренного, трапеции и даже круга, принимая величину «пи» равной 3,16. В московском «Математическом папирусе» сохранились решения трудных задач на вычисление объёма усечённой пирамиды и полушария.

  Очень характерны для форм  египетской математики своеобразные  единицы длины. Этими единицами были палец, ладонь, ступня и локоть, между которыми египетский математик установил определённые взаимоотношения. Математические знания широко использовались в искусстве. Египетский художник, для того чтобы нарисовать на плоскости фигуру человека, рисовал квадратную сетку, в которую врисовывал тело человека, пользуясь для этой цели знанием математических соотношений длины частей тела. На некоторую примитивность египетской математики указывает способ применения четырёх простых арифметических действий. Так, например, при умножении пользовались способом последовательных действий. Для того чтобы умножить восемь на восемь, египтянин должен был произвести четыре последовательных умножения на два. Деление производилось при помощи умножения. Для того чтобы разделить 77 на 7, надо было установить, на какое число следует умножить 7, чтобы получить 77.

Некоторые очень элементарные знания древние египтяне имели в области алгебры, умея вычислять уравнения с одним неизвестным, причём неизвестное они называли словом «куча» (очевидно «куча зерна»). [1,с.320].

Египетская  астрономия также достигла больших  успехов. Астрономические знания дали возможность египтянам установить особый календарь. Египтяне наблюдали время появления Сириуса на небе, предвещавшее разлив Нила (конечно, это совпадение было случайным). Египетский календарь был солнечным. Год делился на 12 месяцев, содержащих по 30 дней в каждом, а месяц – на три декады. Лишние пять дней считались праздничными и не включались ни в один месяц, что давало в общей сложности 365 дней в году. [4,с.183]. Таким образом, египетский календарный год отставал от тропического на четверть суток. Эта ошибка в течение 1460 лет становилась равной 365 дням, т.е. одному году. Частые наблюдения над небесными светилами приучили их отличать планеты от звёзд и даже дали им возможность установить карту звёздного неба. Такие звёздные карты сохранились на потолках различных зданий, главным образом гробниц и храмов. Одним из лучших образцов такой «астрономической карты» древних египтян является роспись потолка гробницы вельможи времени ХVIII династии Сенмута. В центре северной части здесь можно различить созвездия Большой и Малой Медведицы с известной египтянам Полярной Звездой, в южной части неба изображены Орион и Сириус (Сотис) в виде символических фигур, как, впрочем, всегда изображали созвездия и звёзды древнеегипетские художники. Замечательные звёздные карты и таблицы расположения звёзд сохранились и на потолках царских гробниц ХІХ  и ХХ династий. При помощи таких таблиц расположения звёзд, а также пользуясь визирным, пассажным инструментом два египетских наблюдателя, сидящие в направлении меридиана, определяли время ночью. Днём время определяли при помощи солнечных или водяных часов. Древними картами расположения звёзд пользовались и значительно позднее, в греко-римскую эпоху; такие карты сохранились в храмах в Эдфу и Дендера. [1,с.321].

Информация о работе Наука, литература и искусство Древнего Египта