Наука, литература и искусство Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:28, контрольная работа

Краткое описание

Основными причинами застойности, вернее, крайней медленности развития египетской культуры являются географическая оторванность долины Нила от остального мира и, что особенно важно, сильные пережитки родового строя. Благодаря сохранению сельской общины сохранялись неизменными закостеневшие формы архаического быта, древней культуры и религии, которая безраздельно господствовала над сознанием человека времени родового строя. Для Древнеегипетского общества была свойственна своя форма рабовладельческих отношений.

Оглавление

1. Предпосылки формирования культуры Древнего Египта.
2. Возникновение научных знаний Древнего Египта.
3. Литература Древнего Египта.
4. Искусство Древнего Египта.
Заключение

Файлы: 1 файл

Наука, литература и искусство Древнего Египта.docx

— 94.79 Кб (Скачать)

Значительное  развитие получили в Египте медицина и ветеринария. Дошли до нас и  медицинские египетские папирусы. Многое в их рецептах кажется современному читателю наивным. Употребляются такие лекарства, как толчёное копыто осла или «молоко женщины, родившей мальчика». Однако ряд наблюдений выявили точно благотворное (или вредное) действие тех или иных трав. Делались и теоретические обобщения. Уже имелось представление о законе кровообращения. Что касается хирургии, то особенно славились египетские глазные врачи, которых даже привлекали в VI в. до н. э. ко двору персидских царей. [4,с.182]. В целом ряде текстов времени Среднего Царства даётся перечень рецептов для лечения различных болезней. Используя множество эмпирических наблюдений, египетские врачи, однако, не могли ещё полностью отрешиться от древней магии. Так, например, один знахарский сборник заговоров, составленный специально для «лечения» больных детей, предназначен был для детских врачей, матерей и кормилиц. В этом сборнике наряду со множеством чисто магических текстов только изредка встречаются своеобразные диковинные рецепты, в частности средств для сохранения и увеличения количества материнского молока. Таким образом, лечение при помощи лекарств обычно соединялось с магическими заклинаниями и обрядами. Но изучение человеческого тела, облегчавшееся вскрытием трупов при мумификации, дало возможность врачам более или менее правильно подходить к вопросам строения и функционирования человеческого организма. Так, постепенно появляются первые знания в области анатомии, которые зафиксированы в целом ряде анатомических терминов. В некоторых медицинских текстах даётся и своеобразная методика лечения, требующая от врача осмотра больного, определения симптомов, установления диагноза и способа лечения. Существовала, очевидно, и некоторая врачебная этика, требовавшая от врача, чтобы он открыто сказал больному относительно возможности его выздоровления, применив одну из трёх возможных формул: «1) Это болезнь, которую я могу вылечить. 2) Это болезнь, которую я может быть смогу вылечить. 3) Это болезнь, которую я не смогу вылечить». Врачи специализируются по отдельным видам болезней. Появляются особые лечебники по гинекологии, хирургии и глазным болезням. Довольно точное описание некоторых болезней, их симптомов и явлений позволяет судить о наличии некоторых знаний египтян в области диагностики. Так, в египетских медицинских текстах подробно описываются желудочно-кишечные болезни (дизентерия), болезни дыхательных путей (хронический кашель, астма), кровотечения, ревматизмы, скарлатина, глазные болезни (катаракт – «поднятие воды в глазах»), накожные болезни (гангрена, жировые опухоли, мокрая экзема), «опухоль одного дня», главным признаком которой был «острый зуд во всём теле или на одном месте», и множество других болезней. В особых руководствах по гинекологии описывались ранние и поздние роды, а также указывались средства «распознать женщину, которая может родить, от той которая не может». В одной гробнице Древнего Царства сохранились изображения различных операций (рук, ног, колен). [1,с.322].

Египтяне  хорошо знали внутреннее строение человеческого  тела и значение сердца в жизни человека. Определяя, болен человек или здоров, врачи слушали пульс. Они знали целебные свойства многих растений. Сохранились бронзовые инструменты, которые которыми врачи делали операции. [6,c.58-59]. В более позднее время хирургия достигла значительно более высокого развития. В интересном хирургическом трактате подробно описываются повреждения и ранения различных частей тела: черепа, носа, подбородка, ушей, губ, горла, гортани, ключиц, плеч, груди, грудной клетки, позвоночника. Названия некоторых болезней, а также рецептура, основанная на продолжительном опыте, свидетельствуют о довольно значительном развитии египетской медицины.

На  появление первых попыток теоретических  обобщений указывает учение о  кровообращении и о тех идущих от сердца «22 сосудах», которые, по мнению египетского врача, играли определённую роль в жизни человеческого организма и в ходе болезни. В этом отношении характерны следующие слова из медицинского папируса Эберса (20,5 метров длины): «Начало тайн врача – знания хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца, ибо от него направлены сосуды к каждому члену». [1,с.322-323]. Он содержит до 900 лечебных рекомендаций против различных недугов. Египетские врачи считались лучшими в тогдашнем мире. При лечении употребляли настои трав, порошки, касторовое масло, различные соли, что свидетельствует о развитии фармакологии. В тексте, взятом из папируса Смита (первый в мире научный трактат по анатомии и хирургии) идёт речь о методе осмотра больного при травме головы, т.е. предписания врачу относительно перелома черепа без повреждений мягких тканей головы: «Если ты осматриваешь человека с проломом черепа под кожей его головы и нет ничего на ней, то ты ощупай его рану. Ты найдёшь выступающую опухоль на наружной стороне пролома, что в его голове, а глаз его скошенным из-за этого на той стороне, которая находится под травмой, и что идёт (он) и волочит подошву. Ты должен определить её как травму, нанесённую извне, причём головка сустава его плеча не отделена, а вместе с тем ногти его пальцев скрючены в середину руки; он источает кровь из своих ноздрей и страдает несгибаемостью шеи. Недуг излечим». [7,c.43-44].

Имелись в Египте и зачатки географической науки, причём наблюдается стремление к известной систематике. Землю представляли себе в виде прямоугольника с приподнятыми краями (горами) и обтекаемого со всех сторон океаном («Великим кругом»). Передней стороной считался Юг, откуда течёт Нил, задней стороной – Север (острова Средиземного и Эгейского морей), правой стороной – Запад (где предполагалось обиталище душ умерших), а левой стороной – Восток («Страна бога», т.е. Ра). Всё это свидетельствует о тесной связи зачатков научных знаний с мифологическим восприятием мира, которое египетские мыслители не могли преодолеть.

Народы, по представлениям древних египтян, делились по цвету кожи и языкам, а также на обитателей долины Нила, жизнь которых зависит от благодетельной реки, и всех остальных, которые используют воду, падающую с небес (атмосферные осадки).

Сохранились географические карты Древнего Египта (например, детальная карта района золотых рудников в Аравийской пустыне). [4,с.183-184].

3) Художественная литература Древнего Египта восходит своими корнями к глубокой древности, к началу Древнего Царства (середина четвёртого тысячелетия до н.э.). В течение почти четырёх тысяч лет египтяне создали огромное количество самых разнообразных литературных произведений, которые свидетельствуют о высоком уровне развития этой древней культуры, о богатстве художественного творчества египетского народа. Струя устного народного творчества сильно чувствуется в египетской литературе, в особенности в ранний период её развития. [1,с.294]. Древнеегипетская литература достигла высокого художественного совершенства. Литературные произведения, не только поэтические, но даже и прозаические, облекались в строго ритмическую форму. Автор всегда ставил своей целью создать ритмическое чередование отдельных образов, представлений, частей предложений и даже слов. Отдельные части фразы, отдельные слова строились строго симметрично и параллельно. Чаще всего применялось двучленное построение фразы, как, например, в следующем отрывке из «Повести о двух братьях»:                                                Было некогда два сына –

От одной матери

И от одного отца.

Анупу было имя старшего,

Бата было имя младшего.

Большое значение придавалось музыкальному благозвучию литературных произведений. В связи с этим появились первые художественные приёмы поэтического оформления речи: рефрены, ассонансы, аллитерации, внутренние созвучия.

Отличительными  чертами поэтической речи являются яркие и конкретные художественные образы и поэтические сравнения. Сердце жестокого человека сравнивается с каменной глыбой. Разгневанный фараон говорит о себе, что он «стал подобным змее в пустыне». Большое значение придавалось литературному стилю. Стилистика, возможно, преподавалась в писцовых школах. Папирусы Нового Царства сохранили много образцов различных писем, облечённых в литературную форму. Судя по одному такому письму, египетские писцы подвергали свои школьные упражнения в эпистолярном стиле строгой литературной критике. В одном письме писец подвергает строжайшему критическому разбору послание, полученное им от другого писца. Он его обвиняет в том, что в его «словах одно перемешивается с другим, все… слова перепутаны и не связаны воедино… плохое смешано с изысканным… в словах нет ни сладости, ни горечи». Упрекая своего корреспондента в литературной беспомощности, писец с гордостью говорит о своих литературных достижениях, в частности об оригинальности своего стиля: «Я тоже отвечаю тебе письмом, но оно ново от начала до конца. Оно полно слов, сходящих с моих собственных губ, и которые я сам сочинил без чужой помощи». [1,с.304].

От  древних египтян дошло до нас  большое количество произведений художественной литературы, восходящих к чисто народным сказкам и былям, хотя и обработанным позднее придворными и храмовыми писцами.

Особенно  популярна была повесть о Синухете. Это был вельможа, бежавший из Египта во время смут из-за престолонаследия. Он попал в Синайскую пустыню, где едва не умер от голода и жажды. Его спасли бедуины. Он пошёл дальше, в Палестину, где подружился с вождём одного из племён и женился на его дочери. Победив в поединке одного туземного богатыря, Синухет забрал себе всё его имущество. Хотя он разбогател, его стала мучить тоска по родине. Он выпросил у фараона прощение за своё дезертирство и вернулся в Египет. В повести ярко противопоставлены культурная жизнь при египетском дворе и примитивный быт азиатов. Однако антипатии к чужеземцам нет. Беглого египтянина они встречают гостеприимно и проявляют к нему великодушие.

Другое  повествование носит чисто сказочный  характер (сказка о потерпевшем кораблекрушение). Один египетский чиновник, отправившись в морское плавание, чуть не гибнет во время бури. Потеряв корабль и всех спутников, он добирается на обломке потонувшего корабля до острова, где обитает добрый змей, у которого путник гостит, пока фараон не присылает за ним своих моряков. [4,с.181-182].

Литературные  произведения почти всегда анонимны. Традиция окружает ореолом святости в большинстве случаев вымышленные  или полулегендарные имена древних  мудрецов, которым приписывается  та или иная повесть, сказка или поучение. В некоторых случаях сохранились имена писцов, которые переписали, слегка изменив, дополнив или снабдив примечаниями древний литературный или религиозный текст. Но особенно характерно традиционное сохранение древних сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм, которые сохраняются в течение тысячелетий в силу господства консервативной религиозно-магической идеологии. Религия и жреческое учение считают почтенным, хорошим, богоустановленным, почти священным то, что выдержало бремя тысячелетий и создало «классический» фонд культурных ценностей. Своего наиболее яркого развития египетская литература достигает в эпоху Среднего Царства, которое считается временем расцвета «классической» литературы древнего Египта.

Элементы подлинного народного творчества сохранились в пословицах, трудовых песнях и в сказках. К сожалению, очень немногочисленные пословицы сохранились до наших дней. Такова, например, очень характерная пословица: «Уста человека спасают его, но слова его могут его заставить покрыть своё лицо (от стыда)». [1,с.295].

Сохранилось немало всевозможных народных песен, распевающихся египетскими рыбаками, молотильщиками, носильщиками и т.д., а также любовных стихотворений, в которых юноша и девушка наивно выражают свою взаимную привязанность. [4,с.182]. Народные песни Египта отличались большой простотой и безыскусственностью, тексты которых сохранились на стенах древнеегипетских гробниц. Это по большей части трудовые песни, однообразный и монотонный ритм которых сопровождал тяжёлый труд земледельца, грузчика и пастуха. Древнейшие из этих песен относятся ко времени Древнего Царства. В гробницах вельмож Ти и Мерерука близ Саккара наряду со множеством различных бытовых сцен изображены пастухи, которые гонят овец на затопленную пашню, и носильщики, несущие своего господина. Пастух, бредущий «в воде между рыб… разговаривает с сомом и болтает с … рыбой», напевая свою песенку. В более поздних гробницах мы найдём изображения пахарей, молотильщиков и грузчиков. Песня молотильщиков, сохранившаяся тут же, передаёт своеобразный ритм труда: «Молотите для себя, молотите для себя, быки молотите для себя. Молотите солому себе на корм, молотите зерно для ваших хозяев. Не давайте себе отдыха, ведь прохладен сегодня день».

Гиероглифические  тексты кратких трудовых песен облечены в форму прямой речи. Они содержат песни, которые поют изображённые тут  же работающие люди. Это как бы живой аккомпанемент к тем сценкам труда, которые незамысловато изобразил на стенах гробниц египетский художник. [1,с.295].

Совершенно  иной характер носит трескучая и  напыщенная придворная поэзия, прославляющая  невероятные подвиги царей. [4,с.182]. Гимны, восхваляющие обоготворённого царя, довольно близко примыкают к религиозным гимнам. Эти гимны относятся к различным периодам истории Египта. Они содержат ряд ценных сведений относительно военных походов и строительной деятельности египетских фараонов и в тоже время ярко характеризуют догматику обоготворения царя и царской власти в Древнем Египте. Ко времени Среднего Царства относится «Гимн Сенусерту III», защитника страны, царь, «защищающий страну и расширяющий её границы, покоряющий иноземные страны». Весьма возможно, что этот поэтический гимн исполняли во время торжественного вступления царя в «его город» для коронации. Такие гимны в честь царей, выдержанные в строго поэтической форме, часто вставлялись в более крупные литературные произведения, как, например, в «Рассказ Синухета».

Значительного развития достигает этот литературный жанр в эпоху Нового Царства, когда  широкая завоевательная политика египетских фараонов достигает своего расцвета. В этом отношении показательны гимны  и славословия, описывающие победы Тутмоса III и Рамзеса II. Некоторые из этих гимнов стали настолько популярными, что их тексты неоднократно переписывались в более поздние времена и снабжались именами позднейших царей. Наконец, своего рода развёрнутой формой царского гимна является известная «Поэма о битве при Кадеше», в которой придворный поэт в торжественной и несколько риторической форме описал легендарную «победу» Рамзеса II над хеттскими войсками под стенами сирийского города Кадеша. Особые гимны составлялись в эту эпоху даже в честь царской колесницы. [1,с.300-301].

Информация о работе Наука, литература и искусство Древнего Египта