Наука, литература и искусство Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:28, контрольная работа

Краткое описание

Основными причинами застойности, вернее, крайней медленности развития египетской культуры являются географическая оторванность долины Нила от остального мира и, что особенно важно, сильные пережитки родового строя. Благодаря сохранению сельской общины сохранялись неизменными закостеневшие формы архаического быта, древней культуры и религии, которая безраздельно господствовала над сознанием человека времени родового строя. Для Древнеегипетского общества была свойственна своя форма рабовладельческих отношений.

Оглавление

1. Предпосылки формирования культуры Древнего Египта.
2. Возникновение научных знаний Древнего Египта.
3. Литература Древнего Египта.
4. Искусство Древнего Египта.
Заключение

Файлы: 1 файл

Наука, литература и искусство Древнего Египта.docx

— 94.79 Кб (Скачать)

Архитектура Среднего Царства является связующим  звеном между архитектурой Древнего и Нового Царства. Это ясно видно в погребальном храме Ментухотепов времени ХI династии. Центром этого грандиозного сооружения является большая пирамида, стоящая на двух возвышенных террасах, расположенных одна над другой. Широкое применение колоннадных галерей и зал, а также полупещерный характер храма свидетельствуют о новых архитектурных формах полностью развившихся лишь в эпоху Нового царства. [1,с.307-308].

Стремление  к реализму устанавливается в  скульптуре времени Среднего Царства, в особенности в скульптурном портрете, который обнаруживает попытку  художника передать внутреннее переживание портретируемого человека. Таковы статуя Ментухотепа,  колоссальная голова Сенусерта III и ряд статуй Аменехмета. [1,с.312].

Значительными изменениями на пути освоения реалистических приёмов определяются в скульптурных изображениях фараонов, которые начинают размещать в храмах вместе с изображениями богов, а не прятать в потайное место, как было раньше. В связи с этим усиливается объёмное моделирование произведений, значительное внимание уделяется передаче индивидуальных качеств модели. Именно такими чертами отличаются портреты Сенусерта III (XIX в. до н.э) и его сына Анемехмета III (XIX в. до н.э), в которых видна попытка передать характер человека, внешние особенности, соответствующие возрасту.

Стремление  приблизиться к жизни, показать её в  самых разнообразных оттенках свойственно мелкой пластике Среднего Царства. Скульпторы работали в основном с камнем, деревом, металлом, блестяще используя свойства этих материалов. Показывая богов в виде простых людей (статуэтка богини Исиды с сыном Гором, ХХ в. до н.э.), слуг, воинов («Слуги, которые несут пожертвованные продукты», XIX в. до н.э.; «Лучники-нубийцы», ХХ в. до н.э.), они передавали типичное в облике и поведении своих героев, что является новым важным шагом в нарушении существующих канонов. Этому в значительной степени содействовала расцветка статуэток. Она строилась на традиционных схемах, в соответствии с натуральным цветом изображаемых предметов, фигур. [8,с.20-21].

Рельефы и рисунки Среднего Царства являются как бы связующим звеном между  предшествующей и последующей эпохами, соединяя в себе натурализм, свойственный искусству Древнего Царства, с утончённой стилизацией позднейшего времени. И в то же время непосредственным подражанием природе и стремлением изобразить природу и простых людей без всяких прикрас веет от рельефов из Медума и от рисунков из гробниц в Бени-Хасане, где переданы разнообразнейшие сцены из жизни людей и зверей. [1,с.314]. Росписи, которыми украшали стены гробниц, похоронных и заупокойных храмов, также свидетельствует о стремлении художников избавиться от старых канонов и выработать новые. Почти все росписи этого времени полны величия, покоя, они более свободны в композиционном размещении на стенах архитектурных построек, чем это было раньше. Так, в гробнице Нунхатепа II в Бени-Хасане (ХХ в. до н.э.) показаны сцены охоты на берегах Нила. Каждая из композиций, размещённых поясами вдоль стен, определяется завершённостью и высокими декоративными качествами. [8,с.21].

Экономическое могущество, захватнические воины позволяют Египту покорить большие территории. На них интенсивно развивается архитектура, разные виды скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства. Период Нового Царства продолжается с XVI по XI в. до н.э. Он не был однородным, а складывался с нескольких этапов, связанных с важнейшими изменениями в культурной жизни страны.

Искусство первой половины Нового Царства определяется пышностью, декоративностью в сочетании с утончённостью. В этот период, архитектура, главным образом культовая, оставалась ведущим видом. Наибольшее распространение получает тип храма с тремя частями: открытого двора, обнесённого пилонами (башнеподобные постройки в виде усечённых пирамид), колонного зала и святилища. Это деление было рассчитано на проведение пышных религиозных церемоний. Перед храмом обычно находилась аллея сфинксов, которая вела к каменному пилону-стене в форме трапеции с узким проходом посередине. [8,с.21-22].

Наиболее  крупные храмы стали воздвигаться в период Нового Царства. Особенно замечательны фиванские храмы – Луксорский и Карнакский – с огромными залами и открытыми колонными дворами. Стены храмов были покрыты раскрашенными рельефами и иероглифическими надписями. [4,с.184].

Грандиозные развалины храмов Нового Царства, в  частности многочисленных храмов времени XVIII и XIX династии, дают яркое представление о расцвете древнеегипетской архитектуры. Одним из величайших архитектурных комплексов этого времени был огромный и монументальный Амона в Фивах, который строился в течение долгого времени и развалины которого довольно хорошо сохранились в Карнаке. Колоссальный колонный зал этого храма, построенный при Сети I и главным образом при Рамзесе II, состоит из 134 массивных колонн, расположенных в 16 рядов. Площадь зала равна 5 тыс. кв. м. Весь зал, этот гигантский лес величественных колонн, распадается на три средних корабля высотой в 24 м. и 12 боковых кораблей высотой в 14 м. Гигантский храм со всеми прилегающими к нему постройками является огромным архитектурным ансамблем, строители которого сделали смелую попытку разрешить в зодчестве проблему пространства. [1,с.308-309]. Самым большим среди залов Карнакского храма был колонный, построенный в XIV – XIII в. до н.э. архитекторами Иупой и Хатией. Зодчим Карнакского храма (XVI в. до н.э.) был Инени, а Луксорского (XV в. до н.э.) – Аменхотеп Младший. Каждый из фараонов пристраивал к храму новые части, украшал их статуями. За  определённое время они превращались в своеобразные города с аллеями и площадями.

Кроме храмовых комплексов в первой половине Нового Царства строятся гробницы фараонов, в которых также большое значение уделяется колоннам. Похоронные гробницы размещались возле скалистых ущелий. Так, заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. XV в. до н.э.) был построен в Дейр-эль-Бахаре, вблизи храма Ментухатепа I. Он представляет собой величественный ансамбль из трёх террас в виде ступенек, объединённых пандусами. Автор ансамбля – зодчий Сенмут – находит умеренный и строгий ритм колонн и столбов, которые окружают каждую из террас, что создаёт впечатление слияния архитектуры с природой, окружающей средой. [8,с.22].

Пышной  архитектуре Нового Царства соответствовала  зрелая скульптура, давшая в круглой  пластике образцы высокохудожественного  реализма, а в рельефе не менее  высокие образцы утончённой стилизации. В духе реалистической портретности выдержаны статуи фараонов и женские головы, сочетающие портретную выразительность с чертами художественной идеализации. [1,с.314]. В круглой скульптуре значительно повышается реалистичность, жизненная убеждённость. Особенно ярко это видно в портретах верховного жреца бога Амона Ранаи.

Изобразительное искусство первой половины Нового Царства  было подчинено архитектуре. Скульптура, росписи храмов и гробниц определяются динамикой, торжественностью и спокойствием. Связи Египта с другими землями содействовала приходу в искусство новых тем, сюжетов, образов. Так росписи храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахаре рассказывают о далёких странах, иноземных путешествиях. Мастера придерживаются фризоподобного (в одну полосу вдоль стены) расположения образов. Так же строятся и рельефы.

С первой половины XIV в. до н.э. в искусстве Нового Царства начинается ещё один период. Он связан со стремлением фараона Аменхотепа IV ограничить власть жрецов. Для этого фараон-реформатор объявил ненастоящими прежних богов, вместо которых создал новых, прежде всего бога солнечного диска Атона. Фараон даже меняет своё имя на Эхнатон («Дух Атона»). Переносится и столица из Фив в новое место. Оно получает название Ахетатон («Небосвод Атона»). Сейчас это египетский город Тэль-эль-Амарна. Современное название древней столицы определило название периода в истории искусства как «амарнский».

Перемены  в общественной жизни государства  принесли изменения и в искусство. В него приходят жизненность, поиск новых выразительных средств, стремление избавиться от канонов. В большей степени эти черты затронули изобразительное искусство.

Большой своеобразностью характеризуется  скульптура амарнского периода, прежде всего портретная пластика. В образах Эхнатона и его жены Нефертити, детей чувствуется убедительная жизненность, точность передачи жизненных форм. Впервые фараона художники и скульпторы показывают в кругу семьи, а его облик не вызывает страха своей физической силой, видом жестокого властителя. В портрете Эхнатона (I четв. XIV в. до н.э.) перед зрителем восстаёт обыкновенный человек с обыкновенными физическими недостатками, сосредоточенный и слегка усталый. Новые черты трактовки характера модели показывает и портрет Нефертити (I четв. XIV в. до н.э.) из мастерской великого скульптора того времени Тутмеса. [8,с.22-24].

Наконец, высокого развития достигла в эту эпоху и книжная иллюстрация. Таковы тончайшие рисунки на папирусах с текстами из «Книги мёртвых» (папирус Ани в Британском музее). Искусство XVIII династии достигло своего зенита в бурную амарнскую эпоху, когда была сделана смелая попытка сразу видоизменить всю тысячелетнюю культуру, всю древнюю религию и все вековые традиции. В эту эпоху возникло своеобразное искусство, выросшее на почве соединения древнего натурализма с новой более острой выразительностью, причём резкий портретный натурализм, доходящий порой до утрированного шаржа и гротеска, подвергся утончённой линейной стилизации. Эти моменты отражены как в чертах лица луврского бюста Эхнатона, головы Нефертии или головы колосса Эхнатона, так и в трактовке тела, образцам которой являются торсы Эхнатона и Нефертити. Хотя амарнское искусство является своего рода эпизодом в истории египетской культуры, однако оно имело свои корни в художественном творчестве предшествующего времени и в свою очередь наложило некоторый отпечаток на дальнейшее развитие египетского искусства. Влияние амарнского искусства, в особенности характерная для этого искусства плавная текучесть линий, заметно в произведениях времени Тутанхамона, Хоремхеба и Сети I. Таковы изящные рельефы из храма Сети I в Абидосе и сцены охоты в храме Рамзезсa III в Мединет-Абу. Таков изящно стилизованный рельеф с изображением плакальщиков в Государственном музее изобразительных искусств в Москве. [1,с.314-318].

После смперти Аменхотепа IV наступает полоса реакции, возврату к старым нормам жизни. Столица переносится вновь в Фивы, а имя фараона-еретика запрещается. В искусство приходит прежняя канонизированная пышность и утончённость, парадная условность трактовок образов. Эти качества становятся особенно характерными для декоративно-прикладных видов искусства, которые получили большое развитие при  приемнике Эхнатона Тутанхомоне.

Вторая  половина Нового Царства была связана  с захватническими войнами. Они  способствовали притоку в страну дешёвой рабочей силы, материальных ценностей, большинство из которых  пошла на строительство. При Рамзесе II и Рамзесе IIІ завершается формирование ансамблей в Луксоре и Карнаке. Именно в это время к храму Амона в Луксоре пристраивается пилон, большой двор с колоннами и создаются гигантские статуи Рамзеса II.

Для понимания путей развития зодчества  Нового Царства большой интерес представляет храм Рамзеса II в Абу-Симбели (XII в. до н.э.) в Нубии, территории, захваченной Египтом. В скалистом склоне берега Нила был полностью высечен храм фараону и богам Амону и Ра. Главный фасад комплекса украшают четыре сидячие фигуры Рамзеса II, создают впечатление традиционного пилона. Внутреннее помещение храма было расписано бытовыми сценами. Они определяются наблюдательностью, динамикой, но по-прежнему строятся на канонах.

Подчинение  схемам отличает и скульптуру второй половины Нового Царства. Застылость, симметрия изображения свойственны уже названным статуям с портретными чертами фараона Рамзеса II в Абу-Симбели. Эти же черты характерны для рельефов, которыми в большом количестве украшали стены культовых сооружений, гробниц. Работая по канонам, скульпторы стремились к выразительному показу движений человека, гармоничной завершённости произведения. Благодаря этому они могли убедительно отразить состояние человека, как пример, в рельефе «Плакальщицы» (XIV в. до н.э.) из Мемфиса. [8,с.24-25].

Большого  развития достигли в Египте музыка и танцы. Существовали духовые музыкальные инструменты (флейты), ударные (систры, кастаньеты) и струнные (арфы, лютни и пр.). Танцовщицы иногда разыгрывали целые сложные пантомимы, изображая фараона и побеждённого врага или травы, которые клонятся от дуновения ветерка. В храмах ставились религиозные драмы (мистерии), в которых представлялись смерть и воскресение Осириса. Это были зачатки театра, который получил полное развитие уже в античном мире. [4,с.186].

Заключение.

Начиная с XI века до н.э. Египет потрясает борьба разных групп знати за власть. Вместе с множественными восстаниями рабов, нападениями воинственны соседей это приводит к постепенному ослаблению государства. Почти до IV в. до н.э. в культурной жизни Египта можно наблюдать период относительного взлёта художественной деятельности. Так, при царствовании саиских фараонов (VII в. до н.э.) устанавливается холодный, официально изысканный стиль. [8,с.25]. В I тысячелетии до н.э. искусство Египта отражает общий и на этот раз окончательный упадок великой египетской державы. Создаются отдельные шедевры. Но в целом художественное творчество всего лишь повторяет уже бывшее в эпохи расцвета, не возвышаясь, однако, до былого уровня. Техническое мастерство не утрачено. Но взмах крыльев застыл. Покорённый сначала ассирийцами, затем дважды персами, Египет в IV в. до н.э. подчиняется новым завоевателям – греко-македонцам и с этой поры включается в новый, эллинистический мир. [9,с.96].

Культурные  достижения Египта повлияли на внешний  мир и (в значительной мере через  греков) дошли до нас. Геродот вполне считал египтян учителями геометрии. Многие художественные сюжеты перешли от египтян к другим народам (конечно, в видоизменённой форме). Образ сфинкса стал классическим в европейском искусстве. Подлинные египетские обелиски возвышаются в Риме и Париже. Сфинксы из красного гранита, привезённые из Египта (они относятся к XV в. до н.э.), украшают набережную Невы в С.Петербурге. [4,с.186].

Древнеегипетским  художникам было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии и целостности, практичный взгляд на мир. Это выражалось и в каждом отдельном произведении, и в общем стремлении к синтезу – созданию единого архитектурного ансамбля, в котором находили место все виды изобразительного искусства. [5,с.11].

Египетское  искусство, достигшее высокого совершенства, оказало значительное влияние на развитие финикийского и более позднего греко-римского искусства. Пережитки древнеегипетского искусства сохранились в искусстве египтян времени первых веков христианства (коптов). [1,с.318].

 

Список литературы.

1.   Авдиев В. И. История  древнего Востока: Издание второе, переработанное и дополненное: Государственное издательство политической литературы, 1953. – 758 с.

2. Вейнберг И. П. Человек в культоре древнего Ближнего Востока. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. – 208 с. с ил. («По следам исчезнувших культур Востока»).

3. Книга для чтения по истории древнего мира: Пособие для учащихся/Под ред. А. И. Немировского. – М.: «Просвещение», 1981. – 304 с., ил.

4. Редер Д. Г., Черкасова Е. А. История древнего мира. В 2-х ч. Ч. 1. Первобытное общество и Древний Восток. Учеб. Пособие для студентов ист. фак. пед. ин-тов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Просвещение», 1985. – 288 с.,ил.

5. Блохина Л. В. Отечественная и мировая художественная культура: Учеб. Пособие для 8-го класса учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с бел. и рус. яз. обучения с 12-летним сроком обучения. 2-е изд./Л. В. Блохина, Т. Я. Вязинская, Т. И. Мороз. – Мн.: Беларусь, 2006. – 102 с., ил.

6. Коровкин Ф. П. История древнего мира: Учебник для 5 класса средней школы. 1-е изд. – М.: «Просвещение», 1984. – 257 с., ил.

7. Хрестоматия  по истории древнего мира: Пособие для учителя/Сост. Е.А. Черкасова. – М: «Просвещение», 1991. – 288 с.

8. Лазуко Б. А.  История искусств: Учебное пособие – Мн.: Беларусь, 1996. – 400 с.: ил.

9. Любимов Л.  Искусство древнего мира: Книга для чтения. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 1980. – 320 с. с ил.

Информация о работе Наука, литература и искусство Древнего Египта