Наука, литература и искусство Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:28, контрольная работа

Краткое описание

Основными причинами застойности, вернее, крайней медленности развития египетской культуры являются географическая оторванность долины Нила от остального мира и, что особенно важно, сильные пережитки родового строя. Благодаря сохранению сельской общины сохранялись неизменными закостеневшие формы архаического быта, древней культуры и религии, которая безраздельно господствовала над сознанием человека времени родового строя. Для Древнеегипетского общества была свойственна своя форма рабовладельческих отношений.

Оглавление

1. Предпосылки формирования культуры Древнего Египта.
2. Возникновение научных знаний Древнего Египта.
3. Литература Древнего Египта.
4. Искусство Древнего Египта.
Заключение

Файлы: 1 файл

Наука, литература и искусство Древнего Египта.docx

— 94.79 Кб (Скачать)

Искусство Древнего Египта определяется целым рядом особенностей. Прежде всего – это ведущая роль религиозных представлений в художественной деятельности человека, вера его в загробную жизнь. [8,с.15]. Страстное желание остановить, побороть смерть,… страстная надежда на дальнейшую жизнь души породила заупокойный культ, наложивший свою печать чуть ли не на все искусства Древнего Египта. …Надёжные погребения, недоступные склепы, снабжённые в изобилии «всем необходимым для покойника, были привилегией только богатых, только власть имущих. А более всего, тратя на это несметные сокровища и принуждая к непосильному труду своих подданных, заботился о прочности, величии и роскоши своей будущей усыпальницы сам верховный правитель Египта – обожествляемый фараон. Так что заупокойный культ неразрывно переплетался с обожествлением царя.

Во  славу царей, во славу идей незыблемых и непостижимых, на которых они  основывали своё деспотическое правление, создавалось и египетское искусство. Опять-таки оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а прежде всего как утверждение в поражающих воображение формах и образах самих этих идей и той власти, которой был наделён фараон – «бог благой», согласно его официальному титулу.

Раз удалось создать на земле такую, всё себе подчинившую мощь, неужели  нельзя её увековечить, т.е. продолжить за порогом смерти? Ведь природа  обновляется ежегодно, ведь Нил, - а Египет, как писал Геродот, это «дар Нила», - разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождает на них жизнь и благоденствие, а когда уходит обратно, наступает засуха: но и это не смерть, ибо затем – и так каждый год – Нил разливается снова! И вот рождается вероучение, согласно которому умершего ждёт воскресение. Гробница для него была «домом вечности». [9,с.54-55].

Древние египтяне полагали, что человека после  смерти ждёт загробная жизнь. Для  того чтобы она была благополучной, следовало ещё при жизни подумать о «ка» - духе-двойнике человека. Когда  человек умирал, «ка» оставался, но при одном условии: для него должно найтись жилище, например портретная статуя из твёрдого камня или дерева. Скульптура обязана была точно передавать облик покойного – иначе «ка» в неё не вселится. А если статуй будет несколько, то «ка» сможет переходить из одной в другую.

Для размещения статуй, в которых жил  «ка», возводились гробницы, считавшиеся  неприкосновенными: каждого, кто причинит им вред, ждёт проклятие умерших и кара богов. Чтобы умерший ни в чём не нуждался в загробной жизни, стены гробницы покрывались многочисленными рельефами и росписями. Их задача – заменить для «ка» то, что окружало человека на земле.

Подобные  верования обусловили уже в период Древнего Царства возникновение  в художественном творчестве портретного  жанра.

Религиозные представления египтян почти  не менялись тысячелетиями. Зависимое  от религии искусство подчинялось  особым канонам. Так, согласно «Предписаниям для стенной живописи и канону пропорций», человек изображался по такой схеме: голова в профиль, глаза, плечи, руки в фас, ноги в профиль. Для скульптур поза и раскраска тоже были раз и навсегда узаконены.

Хотя  возможности художников были ограничены жесткими требованиями правил, многие из них сумели глубоко и тонко  показать внутренний мир человека, его чувства и переживания. [5,с.8].

Примеры художественной деятельности на территории Египта относятся к неолиту. В  конце V – начале IV тысячелетия до н.э. здесь наблюдаются процессы распада родовых отношений и формирование рабовладельческих. Период с начала IV тысячелетия до ХХХ столетия до н.э. в истории искусств носит название «Додинастический». Уже в это время в Египте существовали определённые области – номы, во главе которых стояли племенные вожди.

Наиболее  богатое количество предметов, которые  свидетельствуют об искусстве Додинастического периода, дают раскопки захоронений. Население верило в продолжительное загробное существование человека и наделяло умершего всем необходимым в дальнейшей жизни: росписными сосудами, предметами быта, скульптурными образами, украшениями. Часть изделий, найденных  в таких захоронениях, связана с магическими обрядами, культовыми представлениями людей. К числу их относятся плитки – небольшие  (10-15 см. в длину) плоские каменные пластины. Они служили для смешивания и растирания красок, которыми пользовались во время культовых обрядов. Постепенно размеры плиток увеличиваются, а их стороны обрабатываются в виде рельефов. Наиболее известной плитой Додинастического периода является «Плита фараона Нормера» высотой 64 см. В находящихся на ней рельефах рассказывается об объединении территории Северного и Южного Египта. Изображения подаются горизонтальными полосами, где один эпизод следует за другим, создавая впечатление повествования. Главное место в рельефах занимает образ фараона. Его изображение значительно больше по сравнению с остальными людьми и определяется величием и монументальностью. Голова и ноги царя, соответственно канону, показаны в профиль, туловище в фас. Это позволяет мастеру создать выразительный образ, который вместе с другими сюжетами помещёнными на плите придаёт произведению вид книги. «Плита фараона Нормера» свидетельствует об уже сформированных в Доиднастический период канонов изображения. [8,с.16-17].

Все эти особенности египетского  искусства, однако, часто сочетались с реалистическими тенденциями, в особенности в портретных изображениях.

Высокого  развития и технического совершенства достигла в Египте архитектура, многочисленные образцы которой (гробницы, храмы и т.д.) хорошо сохранились до наших дней. [1,с.304-305]. От Древнего Египта сохранилось мало дворцовых построек (обычно они воздвигались из непрочных материалов). Зато сохранились пирамиды, мастабы и скальные гробницы. [4,с.184].

В эпоху  Древнего Царства вырабатывается и  получает отчётливое выражение та грандиозная  монументальность, которая становится отличительной чертой египетской архитектуры. Тесная связь искусства с религией особенно ярко сказывается в архитектуре этого времени, которая представлена гробницами и храмами. Эти величественные здания, созданные трудом огромного количества общинников и рабов, должны были выразить идею несокрушимой мощи царской власти, охраняемой религией. Таковы громадные царские усыпальницы-пирамиды, исходной формой которых были скамьеобразные гробницы (мастабы). Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера в Саккара. [1,с.306].В высоту она достигает сорока метров и состоит из шести ступенек, которые выложены из отдельных блоков без связного раствора. Архитектором пирамиды и размещённых возле её заупокойных храмов был зодчий Имхотеп. Пирамида фараона Джосера была одной из первых архитектурных построек Египта, связанных с заупокойным культом.

Следующим этапом формирования типа пирамиды являются строения в Гизе. [8,с.18]. Благодаря заполнению пустых пространств между уступами пирамиды при помощи внешней облицовки получился классический тип монументальной пирамиды, наиболее чётко выраженный в грандиозных гизэхских пирамидах, построенных близ Мемфиса для фараонов IV династии: Хуфу, Хафра и Менкаура. [1,с.306-307]. Греки называли их Хеопсом, Хефреном и Микерином. В пирамидах в Гизе идея величия, всемогущества царя, близости его к богам нашла полное воплощение. Самая большая из них – пирамида фараона Хеопса, построенная архитектором Хемиуном. Соотношения всех частей постройки основано на пропорциях «золотого сечения». Высота её 146,6 м., длина каждой из сторон квадратной основы 233 м. Выложена пирамида из больших блоков весом от 2,5 до 30 тонн, общее их количество достигает двух миллионов трёхсот тысяч. Блоки удерживаются без связного раствора под своим весом. Снаружи пирамида была покрыта полированными известняковыми плитами. Они блестели на солнце, и это создавало впечатление величия и торжественности. [8,с.18]. Поблизости от пирамид строились «заупокойные» храмы царей. Храм Хафры, состоящий из нескольких анфиладных помещений, из главного двора, предназначенного для мирян, и святилища, доступные лишь жрецам, типичен для храмовой архитектуры времени Древнего Царства. [1,с.307]. Пирамида Хеопса была частью большого архитектурного ансамбля, куда входила, кроме заупокойных храмов, и скульптура Сфинкса – портретный образ фараона с туловищем льва.

В архитектурных  памятниках в Гизе олицетворялась идея бессмертия, величия и неограниченной власти фараонов. [8,с.18-19].

В эпоху  V династии, когда начинается процесс некоторого ослабления центральной власти, пирамиды фараонов уменьнаются в своём объёме, зато большее внимание обращается на заупокойные храмы царей. Стены этих храмов украшаются рельефами, изображающими жизнь и подвиги обоготварённого царя. В заупокойном храме царя Сахура и в храме солнца, воздвигнутом около Абусира, сахранились образцы древних колонн, которые несколько схематически и стилизованно изображают формы, заимствованные египетскими художниками из окружающего его растительного мира, главным образом папирус и пальму. [1,с.307].

Неотъемлемой  частью пирамид и заупокойных храмов была скульптура. Она выполнялась по строгих канонах. Соответственно им люди изображались в спокойных, полных величия и многозначительной неподвижности позах. Это были либо стоячие фигуры с выдвинутой вперёд левой ногой, либо сидячие фигуры с руками, прижатыми к торсу. Основной чертой скульптуры Древнего Царства является её реалистичность, стремление показать человека как можно точнее. Такая особенность объясняется тем, что скульптурные изображения были воплощением двойника умершего. Обычно изваяния раскрашивались (были полихромными), а наиболее важная часть лица инкрустировалась горным хрусталём или эбеновым деревом. До наших дней дошло не очень много скульптур. Большой выразительностью выделяются статуи писца Каи (сер. III тыс. до н.э.), вельможи Каапера (сер. III тыс. до н.э.), в которых модели выявлены точно и реалистично. [8,с.19]. Фронтальность и чёткая, почти геометризованная статичность – впервые появляются в скульптурных произведениях конца архаической эпохи, как например, в статуе сидящего царя Хасехемуи. Эти черты египетской скульптуры находят своё выражение в произведениях времени Древнего Царства. Архаическая скованность всего тела постепенно уступает своё место некоторой свободе в изображении тела, однако строго подчинённой закону фронтальности и древним традициям торжественной монументальности. Изображая бога, обоготворённого царя или близкого к нему вельможу, художник в большинстве случаев старался дать прикрашенный, идеализированный образ прекрасного и сверхмощного человека в спокойной, неподвижно застывшей позе торжественного величия. Это удавалось художникам  благодаря применению фронтального изображения тела, т.е. размещению всех частей тела в одной изображаемой плоскости, прямо обращённой к зрителю. Таковы замечательные статуи фараона Хафра и вельможи Рахотепа.

Но  одновременно с этим в скульптуре Древнего Царства, особенно в статуях и статуэтках, изображающих простых смертных, чаще всего слуг и рабов, уже появились довольно ясные тенденции к реализму. Высекая образ человека из исконной глыбы камня или тщательно вырезая статую и статуэтку из дерева, художники пытались передать свои наблюдения над природой как в трактовке тела, так и в изображении порой идеализированного, порой типического, порой строго портретного лица. Так постепенно скульпторы, а наряду с ними и живописцы освободились от старых образцов и правил закостенелой и условной стилизации, стремясь изобразить тело и лицо человека так, как они его видели в действительности перед собой… Таковы упомянутые выше статуи Каапера (так называемого «сельского старосты») и писца Каи.

Эти же отличительные черты выступают  в рельефах и рисунках этого времени, обильно украшающих стены гробниц и храмов. [1,с.309-311]. Они были рассчитаны на связь с архитектурой и поэтому характеризуются симметрией, уравновешенностью всех частей, расчётом на фронтальное восприятие. Так, строгость и торжественность свойственны статуе фараона Хефрена (XXVIII ст. до н.э.) Модель у её выявлена в виде атлета. Сжатый кулак правой руки, которая лежит на колене, будто подчёркивает мысль о всемогуществе и безграничной власти фараона. Эти же черты отличают не только образы фараона, но и его родственников, например, сына фараона Снофру, Рахатепа и его жену Неферт (XXVIII cт. до н.э.), зодчего Хемиуна(XXVIII cт. до н.э.).

В эпоху  Древнего царства для украшения  заупокойных храмов и гробниц  в большом количестве создавались рельефы и росписи. Они, как и скульптурные изображения, раскрашивались и определялись симметрией, спокойствием, некоторой тяжестью, условностью поз. [8,с.19-20]. В рельефах и рисунках раскрывается вся жизнь египтян: здесь изображены дерущиеся лодочники, ремесленники за работой, земледельцы, пастухи и рыболовы, танцовщицы, плакальщицы, идущие за погребальной процессией, и т.д. В изображениях знатных людей бросается в глаза строгое поведение принципа фронтальности и статичности в обрисовке человеческого тела. Голова и ноги обычно изображаются в профиль, плечи и руки – en face, а корпус – как бы в три четверти. Таков обычный канон этих традиционных и часто культовых по своему назначению изображений. Гораздо свободнее и ближе к натуре изображал художник фигуры слуг, ремесленников и рабов… Таковы замечательные рельефы из гробниц в Саккара и в Гизе. В частности рельефы из гробницы вельможи Ти. [1,с.312].

В это  время высокого уровня достигает  декоративно-прикладное искусство, мелкая пластика. Ремесленники с большим  вкусом и мастерством изготавливали  деревянную мебель, украшенную золотом, ювелирные изделия из драгоценных камней – малахита, бирюзы, сердолика.

Искусство Древнего Царства в определённой степени отражает характер экономического и политического развития Египта. Оно свидетельствует также и о достаточно сложной социальной дифференциации общества, развитых культовых представлений людей. [8,с.20]. Сдержанный характер развития египетского общества привёл к застойным явлениям и создал устойчивые правила изображения действительности в произведениях живописи, скульптуры, типы архитектурных построек. Такие правила, неизменные изобразительные и выразительные средства получили название «канон». Его должны были учитывать в своей деятельности мастера разных видов искусства. [8,с.15-16]. Но более важно другое. Основные особенности искусства данного периода будут определять культуру Египта в последующих столетиях. [8,с.20].

Информация о работе Наука, литература и искусство Древнего Египта