Наука, литература и искусство Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:28, контрольная работа

Краткое описание

Основными причинами застойности, вернее, крайней медленности развития египетской культуры являются географическая оторванность долины Нила от остального мира и, что особенно важно, сильные пережитки родового строя. Благодаря сохранению сельской общины сохранялись неизменными закостеневшие формы архаического быта, древней культуры и религии, которая безраздельно господствовала над сознанием человека времени родового строя. Для Древнеегипетского общества была свойственна своя форма рабовладельческих отношений.

Оглавление

1. Предпосылки формирования культуры Древнего Египта.
2. Возникновение научных знаний Древнего Египта.
3. Литература Древнего Египта.
4. Искусство Древнего Египта.
Заключение

Файлы: 1 файл

Наука, литература и искусство Древнего Египта.docx

— 94.79 Кб (Скачать)

К глубоким истокам устного народного творчества восходят сказки, часто сохраняющие сюжеты, выхваченные из народной жизни, отражающие быт и мировоззрение земледельцев. Они облечены в форму народной речи, впоследствии лишь подвергшейся художественной литературной обработке.

К концу  Среднего Царства относится текст  папируса Весткар, содержащего сборник сказок о чудесах, которые совершают при царском дворе прославленные чародеи. Автор умело использует характерную для народных сказок фантастику, заставляя своего чародея отрезать живому гусю голову, затем снова приставлять её на место и воскрешать убитую птицу. Особенно характерен рассказ о чудесном рождении царей V династии от таинственного брака солнечного бога с женой жреца. Этот рассказ уже обличён в чисто литературную форму и отражает стремление аристократического жреца провести в народные массы учение о божественном происхождении царя и царской власти и оправдать захват власти первыми фараонами V династии. Этот сборник сказок отредактирован в эпоху Среднего Царства, на что указывает упоминание в нём людей из среднего слоя населения (неджес) и типичный для этого времени литературный язык.

Характерные для народного творчества мотивы земледельческой жизни и патриархального быта, переплетённые в той или иной манере с причудливой религиозной фантастикой, встречаются в сказках и более позднего времени. Таковы «Сказка о двух братьях» и «Сказка о правде и кривде», написанные в эпоху Рамессидов. Мотив злой женщины и невинного юноши, которого она хочет обольстить, чудесные превращения главного героя сказки и, наконец, конечное торжество несправедливо страдавшего праведника – эти основные сказочные мотивы «Сказки о двух братьях сохранились не только в египетской литературе, но и в литературном творчестве многих народов позднего времени, в какой-то степени испытавших влияние египетской культуры. В обеих сказках главным героем является невинный и праведный страдалец. В «Сказке о двух братьях» он носит имя «Душа хлеба», а в «Сказке о правде и кривде» он называется отвлечённым понятием «Правда». Очевидно, и в том и в другом случае этот литературный образ тесно связан с религиозным образом земледельческого бога умирающей и воскресающей природы, которого жрецы и художники изображали в виде прорастающих колосьев и которого считали благим «прекрасносущим» (Уннефер – Онуфрий) богом живительной влаги, жизненных сил природы и загробного правосудия. Обе эти сказки подверглись тщательной литературной обработке в эпоху Нового Царства. Они написаны простым, даже несколько скупым языком этого времени. Их основная мысль – конечное торжество добра – ясна, хотя и загромождена мифологической фантастикой. [1,с.296].

К сказкам  очень близки мифы, в частности  широко известный миф об Озирисе, в наиболее полной форме сохранившийся  в книге известного греческого писателя Плутарха «Об Изиде и Озирисе». К сожалению, полный древнеегипетский текст этого мифа не сохранился. Дошли лишь отдельные его части, относящиеся к различным периодам египетской истории. В «Текстах пирамид» Древнего Царства уцелели краткие заупокойные и магические формулы, в которых описывается, как Изида и Нефтида находят тело Озириса, как они его оплакивают, как Озирис таинственно воскресает и воцаряется в потустороннем мире. К позднему времени относится рассказ о том, как жена Озириса, богиня Изида, «родила… Гора, сына Озириса, в гнезде папируса (зарослях дельты. – В. А.) и обрадовалась… весьма, ибо увидела… мстителя за отца его. Скрывала… его, прятала… его из-за страха, чтобы его не узнали». В мифологическом рассказе «Спор Гора с Сэтом» подробно описывается длительный спор перед судом богов и упорная борьба за власть между сыном Озириса, богом Гором, и братом Озириса, злым богом смерти и чужеземных пустынных стран Сэтом. В этой же мифологической повести рассказывается далее о победе, оправдании и конечном торжестве Гора, которому боги «надели белую корону на голову его и возвели его в сан отца его, Озириса. И они сказали ему: «Ты прекрасный царь Египта и прекрасный владыка каждой земли во веки веков». Этот рассказ имеет своей целью доказать и наглядно изобразить богоустановленность царской власти, покровителем которой считался издревле бог Гор. В конечном счёте весь миф об Озирисе сводится к длинному и многообразному повествованию о том, как бог умирающей и воскресающей природы Озирис, «благой царь» древности и устроитель культурной жизни, был коварно убит своим завистливым братом Сэтом. Изида и Нефтида с помощью других богов нашли и воскресили мёртвого Озириса, который спустился в загробный мир и стал судьёй мёртвых. Изида зачала от Озириса и родила сына Гора, который отомстил Сэту, одержал победу над ним, будучи оправдан богами и унаследовав от отца его царскую власть и небесный престол.

Большой интерес представляют и другие египетские мифы о сотворении мира, об истреблении  людей богами и о том, как «великая чаровница» богиня Изида хитрым способом выведала у верховного бога солнца Ра его магическое имя, содержащее в себе тайное могущество и магическую силу великого бога. [1,с.296-297].

Образцом  философского произведения, ставящего  вопрос о смысле жизни и её цели, является «Разговор разочарованного с душой». Один из участников диалога (разочарованный) жалуется на жестокость и коварство людей и хочет уйти в загробный мир и искать там справедливости. [4,с.182]. В словах автора этого художественного произведения звучит глубокий пессимизм человека, видящего в жизни одно лишь горе и мечтающего о смерти, как об избавлении от страданий. В ряде поэтических сравнений смерть сопоставляется с «выздоровлением после болезни». Призывая смерть, человек восклицает:

Смерть  стоит сегодня передо мною,

Как запах лотосов,

Как, сидящего на берегу опьянения…

Смерть  стоит сегодня передо мною,

Как небо, очистившееся от облаков.

Смерть  стоит сегодня передо мною,

Желаю снова увидеть свой дом,

После того, как он провёл долгие годы в  плену. [1,с.303].

Другой  собеседник («душа разочарованного») высказывает скептические взгляды. Никто не вернулся с того света, никто  не знает, лучше ли там, чем на земле. Лучше искать счастья в земной жизни. Однако разочарованный не хочет слушать утешений. В конце концов ему удаётся убедить свою скептическую душу в преимуществах потустороннего мира перед земной жизнью. [4,с.182].

Литература  древних египтян была самым тесным образом связана с религией. В  мифах из жизни богов и тех  людей, жизнь которых таинственным образом скрещивалась с загадочным и неведомым  потусторонним миром. Многочисленные произведения религиозной литературы облекались в художественную форму. Таковы магические заклинания, религиозные гимны богам и обоготворённым царям, жертвенные формулы и гимны богам и обоготворённым царям, жертвенные формулы и разнообразные религиозно-магические тексты, связанные с заупокойным ритуалом и часто облекавшиеся в строго ритмическую поэтическую форму.

Наиболее  яркими образцами религиозной поэзии являются гимны и славословия богам, которые входят составной частью в различные сборники начиная с древнейшего времени. Так, ещё в «Текстах пирамид» сохранились поэтические гимны в честь бога солнца Ра, бога умирающей и воскресающей природы Озириса и бога великой реки Нила. К этому же периоду относятся и «Гимны царским диадемам», сохранившиеся на папирусе московского Музея изобразительных искусств. Эти гимны пелись в храме в тот день, когда на голову царя возлагали священную диадему. В гимнах восхвалялся в качестве верховного бога бог водной пучины Собк.

Огромное  количество религиозных гимнов в  честь различных богов сохранилось  и от времён Нового Царства. Среди  них наибольший исторический и литературный интерес представляют гимны верховному государственному богу Амону и в  особенности гимны единому богу солнца Атону, культ которого пытался  установить в качестве единственного  государственного культа фараон Эхнатон. Гимны Атону, в которых ясно чувствуется свежая струя художественного реализма, является высшим достижением религиозной поэзии Древнего Египта. Авторы этих гимнов в простой и безыскусственной форме рисуют великую творческую силу солнечного божества, зарождающего жизнь на земле и пробуждающего к жизни природу:

Сверкает  и блестит на горизонте утром,

Восходишь ты в лучах Атона блеск дневной.

И тает мрак ночной под сенью рук горящих.

Ликуют  два Египта, и жаркий юг и север…

Омыв  себя водою и взяв свои одежды,

Хвалу тебе возносят, когда восходишь ты.

Особое  место в египетской литературе занимала драматическая поэзия, один из замечательных  образцов которой в обрывках сохранился до наших дней. Эта древнейшая известная  нам религиозная драма или священная мистерия наглядно изображала страдания, смерть и воскрешение бога умирающей и воскресающей природы Озириса. В некоторых египетских надписях, в частности в тексте на стэле Ихернофрета времени Среднего Царства, подробно описывается эта мистерия, совершавшаяся в храме Озириса в Абидосе. Поэтический текст этой древней религиозной драмы восходит к эпохе Древнего Царства. Ещё в «Текстах пирамид» сохранились обрывки текста, в котором описывается оплакивание и воскрешение Озириса. Более полные тексты сохранились в папирусах, которые относятся к довольно позднему времени. С художественной точки зрения венцом поэтического творчества этого типа является «Плач Изиды и Нефтиды» над телом умершего Озириса, в котором богини-сёстры призывают умершего бога природы воскреснуть к новой жизни. Плач Изиды и Нефтиды должен был произноситься в самой священной части храма двумя красивыми жрецами, «на плечах у которых написано имя Изиды или Нефтиды». [1,с.299-300].

Произведения  дидактической (поучительной) литературы, дают законченную систему морали той исторической эпохи. Эти «Поучения» относятся к эпохам расцвета египетской культуры, к Среднему и Новому Царству, но некоторые из них восходят в своих прототипах даже ко времени Древнего Царства.

В «Поучениях Птахотепа», содержащем правила житейской мудрости, правила поведения и хорошего тона, автор утешает «маленького человека» тем, что «бог возвышает знатного человека». Просителю, обиженному и пострадавшему рекомендуется терпеливое смирение. Человек никогда не должен забывать о своём социальном положении, всегда повинуясь старшим и начальникам. «Если ты сидишь или стоишь в приёмной, то спокойно жди своей очереди. Внимательно смотри на слугу, который вызывает. Много места у того, кого вызывают. В приёмной царят свои законы, и всё здесь творится по землемерному шнурку. Бог предоставляет (людям) передние места… но локтями ничего не достигнешь».

В двух однотипных «Поучениях»: мудреца Ипувера и Ноферреху (текст на папирусе Государственного Эрмитажа в С. Петербурге) в образной и художественной форме описывается крупное восстание бедняков и рабов, происшедшее в конце Среднего Царства. К несколько более раннему времени относится «Поучение гераклеополького царя своему сыну Мери-ка-Ра» (папирус хранится в Государственном Эрмитаже в С. Петербурге), которое содержит в себе ряд советов относительно того, как управлять государством в это тяжёлое и смутное время. Царь говорит своему сыну о том, как он должен выбирать себе помощников, набирать войско, укреплять границы в Сирии. Не меньший интерес представляет и «Поучение царя Аменемхета I», в котором описывается покушение на царя, совершённое дерзкими мятежниками в самом царском дворце. Царь рассказывает об этом событии в образных и ярких выражениях: «Это случилось после ужина, когда наступила ночь. Я прилёг на час, чтобы отдохнуть, и спал на своей постели. Я устал и моё сердце начало дремать. И вдруг как будто раздался звон оружия и как будто бы спрашивали обо мне. И тогда я стал подобно змее в пустыне. Я проснулся, отряхнул с себя сон, чтобы одному вступить в бой, и заметил, что произошёл рукопашный бой среди моей охраны. Когда я быстро схватил в руки своё оружие, я прогнал наглеца… Но нет такого человека, который был бы сильным ночью, и нет возможности бороться одному… Неужели женщины подготовили сражение? Неужели борьбу подготовили внутри дворца? Неужели людей обманули, введя их в заблуждение относительно этого дела? Со дня моего рождения несчастье не подступало ко мне…» Рассказывая об этих событиях, царь советует своему сыну быть осторожным и никому не доверять. Все эти «Поучения» содержат множество исторических сведений и являются ценными источниками по изучению египетской культуры.

К «Поучениям»  стоит довольно близко одно литературное произведение, «Жалобы крестьянина», в котором рассказывается  как один крестьянин просит вельможу вернуть ему отнятое у него имущество. Красноречивого крестьянина отправляют в царский дворец. Царь, восхищённый его красноречием, приказывает выдавать крестьянину провизию и с удовольствием слушает его искусно построенные речи, восхваляющие справедливость царя. [1,с.301-302].

Таковы  достижения древнеегипетской литературы, ярко отразившей жизнь и творчество египетского народа. [1,с.304].

4) История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий – с конца 5-го тысячелетия до н.э. до IV в. н.э. За это время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, произведений скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства. Многие из них остаются непревзойдёнными образцами высочайшего мастерства и творческого вдохновения. [5,с.8].

Египетское  искусство, древнейшие формы которого возникли в архаическую эпоху (в  пятом тысячелетии до н.э.), непрерывно развивалось вплоть до поздней эпохи упадка египетской культуры, когда Египет находился под властью римлян. Уже в конце архаической эпохи начали вырисовываться основные отличительные черты египетского искусства: величественная монументальность формы, строгий и чёткий, почти геометрический конструктивизм и фронтальность. [1,с.304]. Монументальность – черта, характерная для всего древнеегипетского искусства. Монументальны даже маленькие статуэтки – их формы обобщены, позы внушительны и торжественно-неподвижны, выражения лиц спокойны, а взоры как бы устремлены в бесконечность. Всё временное, частное, преходящее, казалось бы, не волнует людей, увековеченных ваятелями.

Рельефы и росписи, с чётким рисунком, локальные  по цвету, плоскостные, прекрасно ложащиеся на поверхность стены, также монументальны. [5,с.8].

В основе развития искусства Древнего Египта лежит рабовладельческий строй. Он был в сравнении со строем предыдущих эпох более прогрессивным и содействовал развитию производственных сил и культуры, приведший к разделу труда на физический и умственный. Всё это создало почву для развития искусства. Из ремесленной среды выделяются архитекторы, скульпторы, художники. Усложнение общественной жизни приводит до расширения образного диапазона искусства. Образуется устойчивая культовая система, в которой вместо поклонения животным приходят представления о богах подобных человеку. Это привело не только до установления образа человека в качестве определяющего в искусстве, но и необходимости объединения в одном произведении (строении, комплексе) разных видов и жанров искусства – архитектуры, живописи, скульптуры, их синтезу.

Информация о работе Наука, литература и искусство Древнего Египта