Искусство Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:00, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: дать характеристику искусства Древнего Египта. Исходя из цели работы, ставим следующие задачи: 1.изучить искусство Египта додинастического периода; 2. охарактиризовать искусство Египта периода Древнего царства; 3. выявить характерные черты искусства Египта периода Среднего царства; 4. исследовать искусство Египта периода Нового царства;
5. дать характеристику искусства Египта Позднего периода.

Оглавление

Введение 3
1. Искусство Древнего Египта додинастического периода 4
2. Искусство Древнего Египта периода Древнего царства 6
2.1 Усыпальница фараона Джосера 7
3. Искусство Древнего Египта периода Среднего царства 10
4. Искусство Древнего Египта периода Нового царства 13
Искусство Древнего Египта Позднего периода 24
Заключение 27
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

искусство древнего египта (Автосохраненный).docx

— 59.63 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение 3

1. Искусство Древнего Египта додинастического периода 4

2. Искусство Древнего Египта периода Древнего царства 6

2.1 Усыпальница фараона Джосера 7

3. Искусство Древнего Египта периода Среднего царства 10

4. Искусство Древнего Египта периода Нового царства 13

Искусство Древнего Египта Позднего периода 24

Заключение 27

Список используемой литературы 28

 

 

Введение

 

Культура Древнего Египта актуальна и интересна. Она всегда привлекала внимание человечества. Она заставляла завидовать и удивляться даже вавилонский народ, который был горд своей культурой. Древняя Греция училась мудрости у египтян. А великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией «страны пирамид». Огромный след в истории мировой культуры оставило прекрасное и целостное искусство Древнего Египта. Нам известно несколько древнейших цивилизаций. И знакомство с ними обычно начинается с изучения их неповторимой стороны искусства.

Египетская культура – это целый мир, и ключ к его пониманию надо искать в его истории, это она рассказывает нам о человеке и его времени. Чтобы лучше понять своеобразие искусства, надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян.

Искусство Древнего Египта - это живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине около 5000 лет до н. э. и просуществовали до 300 года н. э. В истории Древнего Египта обычно выделяют несколько этапов:

  • додинастический период(IV тыс. до н. э.);
  • династический период - охватывает 30 династий фараонов, египетский жрец Мафенон, который написал историю своей страны, предложил разделить период на Древнее(III тыс. до н.э.), Среднее (конец III - начало II тыс. до н.э.) и Новое (II тыс. до н.э.) царства;
  • Поздний период (I тыс. до н. э.).

Цель данной работы: дать характеристику  искусства Древнего Египта. Исходя из цели работы, ставим следующие задачи: 1.изучить искусство Египта додинастического периода; 2. охарактиризовать искусство  Египта периода Древнего царства; 3. выявить характерные черты искусства Египта периода Среднего царства; 4. исследовать искусство Египта периода Нового царства;

5. дать характеристику искусства Египта Позднего периода.

При написании реферата, я использовала источники знаменитых ученых-египтологов, таких как Сидоренко, Рекс Энгельбах, Сомерс Кларк

При составлении списка использованных источников использовала Гост 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое  описание»;  сноски и ссылки оформлялись  в соответствии с требованиями Госта  Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». 

1. Искусство Древнего Египта додинастического периода

 

В этот период в древнеегипетском искусстве так же, как и во многих культурах первобытного общества на стадии его разложения, очень значительной была роль прикладного искусства.

Поразительны каменные сосуды того времени изготовленные из гранита, мрамора, алебастра, горного хрусталя, диорита. Они делались круглые и овальные, бокалообразные вытянутые и чашеобразные плоские. Единая текучая линия силуэта нарушается только маленькими, едва заметными ручками, через которые продевался шнурок для подвешивания и ношения сосуда. Тулово сосуда оканчивается плоским дискообразным венчиком. Этот приём доведённой до предельного лаконизма формы спустя несколько столетий ляжет в основу художественного образа больших пирамид Древнего царства, всей архитектуры и изобразительного искусства Египта.

Одним из древнейших производств Египта, появившимся еще в конце 5-го тысячелетия  до н. э., было гончарное дело. Ранние глиняные египетские сосуды напоминали форму страусиного яйца. Возможно, что в ранние исторические времена страусиные яйца использовались в качестве сосудов. С развитием гончарного дела сосуды стали изготовляться разнообразной формы, но наиболее распространёнными были яйцевидные и шарообразные сосуды с двумя ручками, остродонные и туподонные кувшины и плоские чашки.

Большинство сосудов раскрашивалось вначале белой (имитация цвета яиц), а позднее красной краской. Затем  рисунок стал воспроизводить корзиночное  плетение. Впоследствии получил распространение геометрический орнамент из прямых, зигзагообразных, волнистых линий, и, наконец, сосуды стали расписывать ландшафтными и бытовыми сценами.

Повествовательность - одна из характерных  черт египетского искусства, которая  особенно проявилась в рельефе. Примером тому могут служить плитки второй половины 4-го тысячелетия до н. э., служившие  для растирания и перемешивания  красок, применявшихся для нанесения  татуировок во время культовых обрядов. Наиболее ранние из них имеют форму овалов, ромбов, прямоугольников. Некоторые воспроизводят форму животных, т. е. в них нашли отражение пережитки древних тотемных верований и охотничьих обрядов.

К концу Додинастического периода  плитки стали делать овальными и  больших размеров, до полуметра в  длину. Поверхность их в связи  с культовым назначением стали  оформлять рельефными композициям, которые рассказывали теперь не только о верованиях, но и об исторических событиях. Эти плитки как бы обобщают достижения в искусстве, которые  сложились в доклассовый период.

Важное место в изображении  занимает образ человека. Устанавливаются  и надолго фиксируются правила  изображения в скульптуре и живописи. Человек старается унифицировать  стихию жизненного потока, закрепить  её в определённых правилах. Так  возникает обязательный в каждом древнем искусстве канон, который  определяет круг сюжетов, композиционные построения, пропорции изображаемого, отсекающий неглавное, подчиняющий необязательное обязательному, временное вечному. Важнейшим с этой точки зрения памятником искусства является плитка фараона I династии Нармера. Она как бы подытоживает всю историю развития искусства древнейшего, додинастического Египта и в то же время закладывает основу для его дальнейшей истории, являясь первым каноническим произведением Древнего Египта.

Рельефная построчная композиция, перечисляющая  в строгой последовательности один эпизод за другим, совмещает их на одной  плоскости, соблюдая тем самым канон  единства времени и пространства.

Художник всё видимое изображает не так, как оно воспринимается глазом, а так, как оно ему представляется. Он ещё не знает перспективного сокращения и совмещает в одном изображении  разные точки зрения на предмет, сводит всё видимое к чисто планиметрическому  решению. Так, обезглавленные фараоном тела врагов лежат на земле, но изображены как если бы на них смотрели сверху; т. е. линия горизонта поднята по вертикали. Этот древний приём совмещения разноплановых частей в пределах одной композиции канонизируется в плите Нармера, приобретая уже в эпоху Додинастического периода своеобразную убедительность и перейдя в последующее египетское искусство.

Всё должно быть идеально ясным и  понятным. Поэтому лицо фараона изображено в профиль, глаз же оставлен в фас. Грудь так же повёрнута в профиль, плечи же очерчены в фас. Нижняя часть  тела воспроизведена в повороте три  четверти, благодаря чему она образует гармоничный переход к профильному  изображению ног. Фигура фараона  как бы сплющена.

Композиция развёрнутой человеческой фигуры в рельефе и настенной  росписи очень характерна для  египетского искусства, его стиля, его монументального облика. Она  существовала затем во все времена  исторического развития египетского  искусства.

Ещё одна черта, характерная для  этого раннего классового общества, получила в плите Нармера своё законченное и зрелое решение. Фигура Нармера на лицевой стороне плиты занимает почти всю её длину. Тем самым идея значительности подчёркивается размером, соотносительностью масштабов. Отныне фараон показывается намного выше ростом остальных племенных вождей, стоявших во главе покорных ему областей.

2. Искусство Древнего Египта периода Древнего царства

 

Период Древнего царства - это время  окончательного сложения всех основных форм египетской культуры. В этот период большого развития достигли сельское хозяйство, ремёсла (гончарное, ювелирное, ткачество и др.), прорыты новые оросительные каналы, снаряжались морские экспедиции в Финикию и на остров Крит, совершались неоднократные похода на Синайский полуостров, богатый медью, в Палестину и в Нубию, изобиловавшую золотом и слоновой костью. Изо всех этих стран, кроме природных богатств пригонялись пленники, которых превращали в рабов.

 

Постепенно усиливается власть фараонов, которые почитаются теперь как живой бог. Обычным титулом  для фараона стало "бог благой". С усилением культа обожествления  царя получил дальнейшее развитие заупокойный  культ.

В стремлении утвердить идею вечности загробной жизни, противопоставить её зыбкости и непостоянству жизни  земной фараоны в течение всей жизни готовили себе вечное пристанище - гробницу, которая должна была своими размерами, преобладанием над всеми  остальными строениями, служить их обожествлению и после смерти. С этой целью выработались определённые архитектурные формы - пирамиды.

2.1 Усыпальница фараона Джосера

 

Важнейшей ступенью в развитии архитектуры  царских гробниц явилась усыпальница  фараона Джосера - первое крупное сооружение, целиком воздвигнутое из камня. Она выстроена в форме пирамиды, достигает в высоту 60 метров (20 этажей) и как бы состоит из семи поставленных одна на другую уменьшающихся к верху мастаб (мастаба на арабском значит "скамья", слово служит для обозначения таких могильных построек). Каменные блоки известняка, из которых сложена пирамида, уложены без связующего раствора: устойчивость им придаёт небольшая наклонность к центру пирамиды.

Вокруг пирамиды фараона были расположены  молельни, заупокойные храмы, дворы, корридорообразный проход, украшенный полуколоннами. Всё вместе представляло собой сложный, но гармоничный архитектурный ансамбль.

При строительстве этого ансамбля впервые использованы полуколонны. Они служили смысловой декорацией и были выполнены в форме священных  в Египте растений - папируса и лотоса: папирусообразные - с капителью в виде обобщённо переданной раскрытой метёлки папируса, лотосообразные - с капителью в виде стилизованного цветка лотоса. Были ещё так называемые протодорические полуколонны, которые представляли собой переданную в камне связку стеблей тростника.

Пирамида Джосера - первая в целом ряду усыпальниц, в которых постепенно складывался классический тип пирамиды.

Египетская пирамида - самое монументальное создание архитектуры вообще. В Египте монументальность стала художественным принципом, основной чертой его стиля. Сущность монументального состоит  в простоте форм, не требующих для  понимания тонкой восприимчивости, захватывающих с первого взгляда  и говорящих своей простотой  тем убедительнее, чем огромнее размеры.

Подтверждением тому могут служить  пирамиды фараонов IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура (Хеопса, Хефрена и Микерина в греческом варианте имён). Эти пирамиды знаменуют золотой век египетского зодчества. Конструкция и пропорциональные соотношения всех частей пирамид основаны на пропорциях "золотого сечения". При ослепительном солнце падающие резкие и чёткие тени ещё больше подчёркивают рациональную ясность этих сооружений

Простоту форм Больших пирамид  постепенно сменяют всё более  богатые формы и изысканные материалы. Эта тенденция проявляется в  пирамидах и поминальных храмах V династии. Выработанные каноны сохраняются, но богаче и разнообразнее становится отделка, более тонко разрабатываются  архитектурные детали, стены украшаются рельефами и росписями, прославляющими мощь обожествляемого фараона.

Перекрытия залов и галерей  теперь поддерживаются колоннами в  виде связки лотосовых и папирусных бутонов или круглые с капителями в виде пальмовых листьев, цветка лотоса, водяной лилии или папируса. Такие колонны стали позднее  наиболее характерными для египетской храмовой архитектуры. Статуи стоят  в нишах молелен. Они подчинены  архитектурной конструкции сооружения, господству правильных геометрических форм, как бы извне сковывающих  композицию и фигуры, что было характерным  для всех видов изобразительного искусства периода Древнего царства.

Стиль скульптуры этого периода  сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием  соблюдения портретного сходства, спокойствия  и равновесия поз, фронтальности  постановки фигур. Условность и торжественность  изображения достигалась симметрией, строжайшей уравновешенностью левой и правой частей фигуры. Это стало характерным для древнеегипетской скульптуры всех времён, цари и вельможи изображались в однообразных. спокойных, полных неподвижного величия и устойчивости позах, словно застывшими в веках.

У спокойно, прямо стоящей фигуры мужчины левая нога выдвинута  вперёд, руки опущены вдоль тела или же одна опирается на посох. Женская  фигура обычно стоит с сомкнутыми ногами, правая рука опущена вдоль  тела, левая лежит спереди на талии. У сидящих фигур также фронтальная  постановка, тоже близко сдвинуты или  сомкнуты колени, ступни ног, и одна, а то и обе руки лежат на коленях.

Информация о работе Искусство Древнего Египта