Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:00, реферат
Цель данной работы: дать характеристику искусства Древнего Египта. Исходя из цели работы, ставим следующие задачи: 1.изучить искусство Египта додинастического периода; 2. охарактиризовать искусство Египта периода Древнего царства; 3. выявить характерные черты искусства Египта периода Среднего царства; 4. исследовать искусство Египта периода Нового царства;
5. дать характеристику искусства Египта Позднего периода.
Введение 3
1. Искусство Древнего Египта додинастического периода 4
2. Искусство Древнего Египта периода Древнего царства 6
2.1 Усыпальница фараона Джосера 7
3. Искусство Древнего Египта периода Среднего царства 10
4. Искусство Древнего Египта периода Нового царства 13
Искусство Древнего Египта Позднего периода 24
Заключение 27
Список используемой литературы 28
Тела мужских статуй окрашивались красновато-коричневой, а женских - светло-жёлтой охрой, передавая цвет загорелой кожи. Одежды покрывали белой краской, имитируя льняную ткань, волосы раскрашивались чёрной краской, глаза инкрустировались светлым и тёмным камнем. Общая композиция египетской скульптуры всегда находилась в единстве с общим архитектурным замыслом, она как бы вторила лаконичным плоскостям и объёмам архитектуры.
В скульптурах фараонов и вельмож
художники добивались портретного
сходства. При этом в древнеегипетской
скульптуре чётко просматриваются
две манеры изображения: точная передача
индивидуальных черт, полный реализм
в изображении с одной стороны
и некоторая идеализация
В отличие от фараонов и вельмож рабы и рабыни изображались в более естественных позах. Вместе с фараоном погребались статуи слуг - "ушебти", способные силой магических формул в новом бытии своего господина выполнять ту же работу, которую совершают оригиналы изображений при жизни. Чем правдоподобнее изображение, тем больше вероятности, что оно заменит живого и способного трудиться раба.
Рельефы и росписи, которыми украшались стены гробниц и храмов, также были связаны с заупокойным культом. В них нет полутонов, красочных нюансов, как и в самом пейзаже Египта. Они имели двоякое назначение: отвечать сути заупокойного культа и одновременно служить выразительным декоративным элементом архитектуры.
Так как загробный мир в
В рельефах и росписях больше, чем где бы то ни было в египетском искусстве, монументальность сочетается с декоративным пониманием формы. Принцип фризового развития сюжета, типичного для рельефов Древнего царства, создаёт исключительно декоративные композиции. Фризообразная композиция воспринимается как ковёр, заполняющий всю стену сверху донизу. Такое впечатление усиливается и характером росписи - заполнением всех изображений ровным слоем красок, издалека сливающуюся в единую красочную плоскость, которая при приближении распадается на отдельные картинки, отражающие сцены из жизни.
Периоду Среднего царства предшествует переходный период (VII - X династии), когда страна погрузилась в период смуты и войн. Напряжённая социальная обстановка в стране, увеличение роли средних слоёв рабовладельцев изменили умонастроения египетского общества. Литература Среднего царства донесла до нас размышления над проблемами бытия, сомнения в возможности загробной жизни, о чём свидетельствуют памятники письменности того времени: "Плач Ипувера" и "Пророчество Неферти". Литература этого периода вообще отличается большим разнообразием. Это написанная в форме автобиографии "Повесть о Синухете", "Сказка о потерпевшем кораблекрушение", написанная в духе Экклезиаста "Беседа разочарованного со своей душой" и др.
Происходят изменения в
Фараон по-прежнему обожествляется,
но он уже не царствует так абсолютно.
Большие гробницы-пирамиды сменились
в период Среднего царства гробницами,
вырубленными в скалах или небольшими
пирамидами из кирпича-сырца, что было
не так разорительно для страны,
однако они оказались очень
Однако усиливается
Вместе с тем, заупокойные ритуалы, имевшие в Египте огромное значение, и составлявшие оду из важнейших черт древнеегипетской культуры, стали доступны не только вельможам, но и людям среднего достатка: необходимые культовые тексты и изображения перестали высекать на стенах гробниц и начали писать на стенках саркофага.
Большое распространение в
В росписях также обнаруживаются попытки преодолеть старые композиционные схемы. Строгие полные покоя фризы сменяются более свободно сгруппированными сценами, краски становятся нежнее и прозрачнее. Не ограничиваясь локальными тонами, художники пользуются смешанными красками, наложенными то густо, то едва уловимо. Контуры обозначены то резко, то слабо, отчего по-прежнему плоские силуэты становятся легче и живописнее.
Темы рельефов становятся разнообразнее,
охват жизни - шире. Выразительность
рельефов, выполненных фиванскими художниками,
основана на лаконизме силуэтов и
обобщённо переданных крупных, декоративно
трактованных объёмах. Своеобразные реалистические
отклонения от норм официальной струи
древнеегипетского искусства
В стилистической трактовке всех композиций неизменными оставались такие традиции Древнего царства, как построчная чёткость и мерность распределения изобразительных элементов, а также совмещение различных точек зрения на фигуру, т. е. сложная перспектива, главными же новыми стилистическими чертами росписей явилось тональное объединение всех изображений с фоном, то есть, превращения композиций в собственно живописные.
Если в искусстве Древнего царства живопись сводилась к цветным силуэтам, теперь цвет приобретает различные оттенки, градации. Многообразны варианты цветовых сочетаний, тоновых переходов - оттенков желтовато-серого, красновато-коричневого, густо-оранжевого, нежно-голубого, розовато-белого, травянисто-зелёного. Краски становятся мягкими, разнообразными по насыщенности.
Благодаря оживлению и усложнению хозяйственной жизни Египта в период Среднего царства в египетской письменности выработался новый тип скорописи: деловое иератическое письмо. Оно отличалось от староегипетских почерков и иероглифического письма.
Эпоха Среднего царства закончилась с обрывом XII династии. Вновь наступившее смутное время не привело к такому распаду страны, какой последовал за периодом Древнего царства, но на рубеже XVIII - XVII веков до н.э. неожиданный удар по ослабленному государству нанесли гиксосы. Их владычество в Египте длилось более 100 лет, и до самых поздних времён египтяне сохранили память об этом нашествии как о катастрофе.
С начала Нового царства царские гробницы окончательно отделяются от заупокойных храмов. Усыпальницы стали устраиваться в ущельях и скалах. Они представляют собой тщательно скрытые тайники. Стены помещений расписаны сценами, относящимися главным образом к заупокойному культу.
Для утверждения своей божественной
власти фараоны вновь ведут
Во вновь расцветших Фивах храмы
возвышаются на свободных площадях
среди садов и рощ. Планы подавляющего
большинства храмов первой половины
Нового царства были прямоугольными
и подчинялись единому правилу:
все главные части его
Египетский храм должен был являться как бы копией земли Египта. По голубому потолку, усеянному звёздами, изображались священные коршуны, на стенах был виден весь ритуал почитания божества в лице фараона, а роспись на полу напоминала воды Нила.
В период Нового царства складывается
новый тип храмового
Фасады храмов имели вид пилонов (форма, возникшая в эпоху Среднего царства) - двух башен, прямоугольных в плане, по силуэту похожих на сильно вытянутую усечённую пирамиду. Пилоны и вход венчали карнизы характерной для египетской архитектуры мягко изогнутой формы - в виде выкружки и вабика. К наружной стороне пилонов прикрепляли высокие мачты с флагами, которые довершали парадное, торжественное их убранство. Фасад храма обычно был обращён к Нилу, с которым храм соединял "путь бога" - дорога, ограждаемая аллеями львов, овнов или сфинксов и украшенная около входа в храм высокими обелисками.
В Фивах на правом берегу Нила были возведены два колоссальных храмовых ансамбля, посвящённых богу Амону. В наши дни они известны по названиям двух современных арабских деревень - Карнак и Луксор.
В начале периода нового царства древний храм Ипет-сут ("Самое избранное из всех мест") в Карнаке из небольшого святилища превращается в общегосударственный культовый центр. Каждый фараон, едва взойдя на престол, приступал к расширению обители своего "божественного отца" Амона и стремился придать храмовым постройкам большее величие и блеск, чем его предшественник. Каждый новый правитель пристраивал к имеющимся храмам новые, украшая их статуями, а иногда переделывая и старые помещения, отчего на протяжении веков комплекс Карнака превратился в своеобразный каменный город с аллеями и площадями, колоннами и храмами.
Так, в XVI веке до н.э. по приказу фараона Тутмоса I храм Амона-Ра украшают гигантскими обелисками и колоссальными статуями, изображающими царя в образе бога Осириса. Эту традицию продолжила его дочь - царица Хатшепсут. Из красного песчаника построили новое помещение для священной ладьи бога, отделанное изящными рельефами. Неподалёку от этого помещения были воздвигнуты два обелиска из красного асуанского гранита, высотой 30 м каждый. Эти гранитные колоссы были покрыты золотом и электрумом (самородное золото, содержащее около 25% серебра).
Преемник Хатшепсут фараон Тутмос III построил в Карнаке большой храм Ахменну - "Блистающий памятниками". Колонны этого храма имитируют тонкие расписанные столбы царского паланкина, под сенью которого совершался обряд Хеб-Сед - обновления жизненных сил царя. В центральной части храма Амона-Ра при Тутмосе III был возведён "Зал анналов", на стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах. В северной части карнакского комплекса в память о своих победах в Азии Тутмос III возвёл особый храм, посвящённый так называемой мемфисской триаде - львиноголовой богине войны Сехмет, её супругу, "прекрасноликому" Пта - богу-создателю людей и Египта, и их "лотосоподобному" сыну Нефертуму - богу растительности.
Аменхотепом III в карнакском комплексе был воздвигнут храм богини Мут, отождествлявшейся также с Сехмет. Более 700 гигантских статуй этой богини были установлены на берегах озера Ишеру, располагавшегося на территории комплекса Мут-Сехмет, чтобы "дочь солнца" отозвала от Египта свои болезнетворные стрелы, и в стране вновь установилась гармония. Аменхотеп III построил храм и сыну Мут и Амона - лунному Хонсу, укрепил берега священного озера на территории храма Амона-Ра, и водрузил рядом с ним гигантского каменного скарабея - воплощение бога Хепри - созидательного утреннего солнца.
При втором фараоне XIX династии Сети I иего сыне Рамзесе II в храме Амона-Ра был воздвигнут грандиозный зал с тесно поставленными колоннами - гипостильный зал, который насчитывает 144 колонны (священное число 12 в квадрате). Из них 12 колонн среднего прохода высотой 19,5 м с капителями в виде раскрытых цветков папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде нераспустившихся цветов этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами и отделаны листовым золотом. Лес колоссальных колонн, сгруппированных очень тесно, создавал острые и неожиданные пространственные эффекты и таинственный полумрак.
В Луксорском храме, тоже огромном, гармоничная ясность замысла скрашивает все "чрезмерности". Для него характерна исключительно чёткая планировка. Древний храм Ипет-Рес ("Южный покой"), ныне известный как Луксорский храм, был посвящён, как и Карнаксский, божественной фиванской триаде - Амону-Ра, его жене Мут и их сыну Хонсу. В вытянутый с севера на юг храм проходили через гипостильный зал с 32-мя колоннами, выполненными в форме связок папируса. Этот зал соединялся с большим перистилем - открытым двором, обнесённым портиками, колонны которого повторяли форму колонн гипостильного зала. (Папирус - геральдическое растение Нижнего Египта). В глубине гипостильного зала располагался вход в святилище храма, в который проникали всё же не сразу, а лишь пройдя несколько небольших культовых помещений.