Искусство Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:00, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: дать характеристику искусства Древнего Египта. Исходя из цели работы, ставим следующие задачи: 1.изучить искусство Египта додинастического периода; 2. охарактиризовать искусство Египта периода Древнего царства; 3. выявить характерные черты искусства Египта периода Среднего царства; 4. исследовать искусство Египта периода Нового царства;
5. дать характеристику искусства Египта Позднего периода.

Оглавление

Введение 3
1. Искусство Древнего Египта додинастического периода 4
2. Искусство Древнего Египта периода Древнего царства 6
2.1 Усыпальница фараона Джосера 7
3. Искусство Древнего Египта периода Среднего царства 10
4. Искусство Древнего Египта периода Нового царства 13
Искусство Древнего Египта Позднего периода 24
Заключение 27
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

искусство древнего египта (Автосохраненный).docx

— 59.63 Кб (Скачать)

Тела мужских статуй окрашивались красновато-коричневой, а женских - светло-жёлтой охрой, передавая цвет загорелой кожи. Одежды покрывали белой краской, имитируя льняную ткань, волосы раскрашивались чёрной краской, глаза инкрустировались светлым и тёмным камнем. Общая композиция египетской скульптуры всегда находилась в единстве с общим архитектурным замыслом, она как бы вторила лаконичным плоскостям и объёмам архитектуры.

В скульптурах фараонов и вельмож  художники добивались портретного  сходства. При этом в древнеегипетской скульптуре чётко просматриваются  две манеры изображения: точная передача индивидуальных черт, полный реализм  в изображении с одной стороны  и некоторая идеализация модели, выражавшая тип фараона - властелина, отрешённого от повседневной жизни  и живущего в веках, с другой.

В отличие от фараонов и вельмож  рабы и рабыни изображались в более  естественных позах. Вместе с фараоном погребались статуи слуг - "ушебти", способные силой магических формул в новом бытии своего господина выполнять ту же работу, которую совершают оригиналы изображений при жизни. Чем правдоподобнее изображение, тем больше вероятности, что оно заменит живого и способного трудиться раба.

 

Рельефы и росписи, которыми украшались стены гробниц и храмов, также  были связаны с заупокойным культом. В них нет полутонов, красочных  нюансов, как и в самом пейзаже  Египта. Они имели двоякое назначение: отвечать сути заупокойного культа и  одновременно служить выразительным  декоративным элементом архитектуры.

Так как загробный мир в представлении  древних египтян являлся полным подобием и продолжением реальной действительности, на стенах гробниц и поминальных  храмов показывалась жизнь умершего, которая последовательно развёртывалась по поясам, повествовательно, с повторами, подчиняясь при этом строгим правилам изображения (чёткие геометрические формы  и ясные силуэты) и архитектуре.

В рельефах и росписях больше, чем  где бы то ни было в египетском искусстве, монументальность сочетается с декоративным пониманием формы. Принцип фризового  развития сюжета, типичного для рельефов Древнего царства, создаёт исключительно  декоративные композиции. Фризообразная  композиция воспринимается как ковёр, заполняющий всю стену сверху донизу. Такое впечатление усиливается и характером росписи - заполнением всех изображений ровным слоем красок, издалека сливающуюся в единую красочную плоскость, которая при приближении распадается на отдельные картинки, отражающие сцены из жизни.

3. Искусство Древнего Египта периода Среднего царства

 

Периоду Среднего царства предшествует переходный период (VII - X династии), когда  страна погрузилась в период смуты  и войн. Напряжённая социальная обстановка в стране, увеличение роли средних  слоёв рабовладельцев изменили умонастроения  египетского общества. Литература Среднего царства донесла до нас размышления  над проблемами бытия, сомнения в  возможности загробной жизни, о  чём свидетельствуют памятники  письменности того времени: "Плач Ипувера" и "Пророчество Неферти". Литература этого периода вообще отличается большим разнообразием. Это написанная в форме автобиографии "Повесть о Синухете", "Сказка о потерпевшем кораблекрушение", написанная в духе Экклезиаста "Беседа разочарованного со своей душой" и др.

Происходят изменения в области  государственной религии. На смену  культу солнечного бога Ра, господствовавшему  со времён Древнего царства, пришёл культ  другого небесного божества - Амона. Он всё же был отождествлён с древним  государственным богом Ра под  именем Амона-Ра.

Фараон по-прежнему обожествляется, но он уже не царствует так абсолютно. Большие гробницы-пирамиды сменились  в период Среднего царства гробницами, вырубленными в скалах или небольшими пирамидами из кирпича-сырца, что было не так разорительно для страны, однако они оказались очень непрочными. Вход в скальные гробницы оформлялся портиками, в которых можно усмотреть  прототип греческого дорического ордера.

Однако усиливается прижизненное возвеличивание владыки страны: статуи царей воздвигаются в храмах и  под открытым небом, чтобы весь народ, глядя на них, сильнее проникался сознанием незыблемости царской  власти. Во славу богов и царей  всё чаще воздвигаются обелиски с  заостренной пирамидальной верхушкой, "каменные иглы", покрытые иероглифами. Иероглифическое письмо само по себе декоративно, в нём тот же внутренний ритм, тот же законченный стиль, и  во всём египетском искусстве. Благодаря  пёстрой раскраске и виртуозному  исполнению иероглифы приобретали  характер своеобразного орнамента.

Вместе с тем, заупокойные ритуалы, имевшие в Египте огромное значение, и составлявшие оду из важнейших  черт древнеегипетской культуры, стали  доступны не только вельможам, но и  людям среднего достатка: необходимые  культовые тексты и изображения  перестали высекать на стенах гробниц  и начали писать на стенках саркофага.

Большое распространение в декорировании  гробниц приобретают росписи. Преимущественно  росписями, а не многоцветными рельефами  декорировались стены гробниц номархов. Постепенно происходят изменения в  канонах построения рельефов, художники стремятся изобразить человека таким, как он есть. Разумеется, они вынуждены были соблюдать традицию, обусловленную религиозным назначением.

В росписях также обнаруживаются попытки  преодолеть старые композиционные схемы. Строгие полные покоя фризы сменяются  более свободно сгруппированными сценами, краски становятся нежнее и прозрачнее. Не ограничиваясь локальными тонами, художники пользуются смешанными красками, наложенными то густо, то едва уловимо. Контуры обозначены то резко, то слабо, отчего по-прежнему плоские силуэты  становятся легче и живописнее.

Темы рельефов становятся разнообразнее, охват жизни - шире. Выразительность  рельефов, выполненных фиванскими художниками, основана на лаконизме силуэтов и  обобщённо переданных крупных, декоративно  трактованных объёмах. Своеобразные реалистические отклонения от норм официальной струи  древнеегипетского искусства проявились в рельефах Среднего царства, созданных  в основном на территории Среднего Египта.

В стилистической трактовке всех композиций неизменными оставались такие традиции Древнего царства, как построчная чёткость и мерность распределения изобразительных  элементов, а также совмещение различных  точек зрения на фигуру, т. е. сложная  перспектива, главными же новыми стилистическими  чертами росписей явилось тональное  объединение всех изображений с  фоном, то есть, превращения композиций в собственно живописные.

Если в искусстве Древнего царства  живопись сводилась к цветным  силуэтам, теперь цвет приобретает  различные оттенки, градации. Многообразны варианты цветовых сочетаний, тоновых переходов - оттенков желтовато-серого, красновато-коричневого, густо-оранжевого, нежно-голубого, розовато-белого, травянисто-зелёного. Краски становятся мягкими, разнообразными по насыщенности.

Благодаря оживлению и усложнению хозяйственной жизни Египта в  период Среднего царства в египетской письменности выработался новый  тип скорописи: деловое иератическое письмо. Оно отличалось от староегипетских почерков и иероглифического письма.

Эпоха Среднего царства закончилась  с обрывом XII династии. Вновь наступившее  смутное время не привело к  такому распаду страны, какой последовал за периодом Древнего царства, но на рубеже XVIII - XVII веков до н.э. неожиданный  удар по ослабленному государству нанесли  гиксосы. Их владычество в Египте длилось более 100 лет, и до самых поздних времён египтяне сохранили память об этом нашествии как о катастрофе.

4. Искусство Древнего Египта периода Нового царства

 

С начала Нового царства царские  гробницы окончательно отделяются от заупокойных храмов. Усыпальницы  стали устраиваться в ущельях  и скалах. Они представляют собой  тщательно скрытые тайники. Стены  помещений расписаны сценами, относящимися главным образом к заупокойному культу.

Для утверждения своей божественной власти фараоны вновь ведут грандиозное  строительство. Но вместо пирамиды увенчанием этого строительства становится храм, поэтому именно в монументальном храмовом строительстве наиболее полно  и ярко сказался характер этого времени.

Во вновь расцветших Фивах храмы  возвышаются на свободных площадях среди садов и рощ. Планы подавляющего большинства храмов первой половины Нового царства были прямоугольными и подчинялись единому правилу: все главные части его располагались  по одной оси. Основными частями  храма были открытый двор, окружённый колоннадой - перистиль, гипостильный зал, святилище и кладовые.

Египетский храм должен был являться как бы копией земли Египта. По голубому потолку, усеянному звёздами, изображались священные коршуны, на стенах был  виден весь ритуал почитания божества в лице фараона, а роспись на полу напоминала воды Нила.

В период Нового царства складывается новый тип храмового сооружения: священная аллея процессий, уставленная  с обеих сторон сфинксами, вела к  пилонам - привраным башням храма; перед пилонами возвышалась пара обелисков, огромные статуи фараона и деревянные мачты с пёстрыми флагами. Помещения храма, расположенные по продольной оси чередовались в следующем порядке: вход в храм открывался в залитый солнцем большой внутренний двор, за которым следовал слабоосвещённый колонный зал - гипостиль, далее располагались внутренние комнаты или залы, завершавшиеся погруженным в темноту святилищем божества.

Фасады храмов имели вид пилонов (форма, возникшая в эпоху Среднего царства) - двух башен, прямоугольных  в плане, по силуэту похожих на сильно вытянутую усечённую пирамиду. Пилоны и вход венчали карнизы  характерной для египетской архитектуры  мягко изогнутой формы - в виде выкружки и вабика. К наружной стороне пилонов прикрепляли высокие мачты с флагами, которые довершали парадное, торжественное их убранство. Фасад храма обычно был обращён к Нилу, с которым храм соединял "путь бога" - дорога, ограждаемая аллеями львов, овнов или сфинксов и украшенная около входа в храм высокими обелисками.

В Фивах на правом берегу Нила были возведены два колоссальных храмовых ансамбля, посвящённых богу Амону. В  наши дни они известны по названиям  двух современных арабских деревень - Карнак и Луксор.

В начале периода нового царства  древний храм Ипет-сут ("Самое избранное из всех мест") в Карнаке из небольшого святилища превращается в общегосударственный культовый центр. Каждый фараон, едва взойдя на престол, приступал к расширению обители своего "божественного отца" Амона и стремился придать храмовым постройкам большее величие и блеск, чем его предшественник. Каждый новый правитель пристраивал к имеющимся храмам новые, украшая их статуями, а иногда переделывая и старые помещения, отчего на протяжении веков комплекс Карнака превратился в своеобразный каменный город с аллеями и площадями, колоннами и храмами.

Так, в XVI веке до н.э. по приказу фараона  Тутмоса I храм Амона-Ра украшают гигантскими  обелисками и колоссальными статуями, изображающими царя в образе бога Осириса. Эту традицию продолжила его дочь - царица Хатшепсут. Из красного песчаника построили новое помещение для священной ладьи бога, отделанное изящными рельефами. Неподалёку от этого помещения были воздвигнуты два обелиска из красного асуанского гранита, высотой 30 м каждый. Эти гранитные колоссы были покрыты золотом и электрумом (самородное золото, содержащее около 25% серебра).

Преемник Хатшепсут фараон Тутмос III построил в Карнаке большой храм Ахменну - "Блистающий памятниками". Колонны этого храма имитируют тонкие расписанные столбы царского паланкина, под сенью которого совершался обряд Хеб-Сед - обновления жизненных сил царя. В центральной части храма Амона-Ра при Тутмосе III был возведён "Зал анналов", на стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах. В северной части карнакского комплекса в память о своих победах в Азии Тутмос III возвёл особый храм, посвящённый так называемой мемфисской триаде - львиноголовой богине войны Сехмет, её супругу, "прекрасноликому" Пта - богу-создателю людей и Египта, и их "лотосоподобному" сыну Нефертуму - богу растительности.

Аменхотепом III в карнакском комплексе был воздвигнут храм богини Мут, отождествлявшейся также с Сехмет. Более 700 гигантских статуй этой богини были установлены на берегах озера Ишеру, располагавшегося на территории комплекса Мут-Сехмет, чтобы "дочь солнца" отозвала от Египта свои болезнетворные стрелы, и в стране вновь установилась гармония. Аменхотеп III построил храм и сыну Мут и Амона - лунному Хонсу, укрепил берега священного озера на территории храма Амона-Ра, и водрузил рядом с ним гигантского каменного скарабея - воплощение бога Хепри - созидательного утреннего солнца.

При втором фараоне XIX династии Сети I иего сыне Рамзесе II в храме Амона-Ра был воздвигнут грандиозный зал с тесно поставленными колоннами - гипостильный зал, который насчитывает 144 колонны (священное число 12 в квадрате). Из них 12 колонн среднего прохода высотой 19,5 м с капителями в виде раскрытых цветков папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде нераспустившихся цветов этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами и отделаны листовым золотом. Лес колоссальных колонн, сгруппированных очень тесно, создавал острые и неожиданные пространственные эффекты и таинственный полумрак.

В Луксорском храме, тоже огромном, гармоничная ясность замысла скрашивает все "чрезмерности". Для него характерна исключительно чёткая планировка. Древний храм Ипет-Рес ("Южный покой"), ныне известный как Луксорский храм, был посвящён, как и Карнаксский, божественной фиванской триаде - Амону-Ра, его жене Мут и их сыну Хонсу. В вытянутый с севера на юг храм проходили через гипостильный зал с 32-мя колоннами, выполненными в форме связок папируса. Этот зал соединялся с большим перистилем - открытым двором, обнесённым портиками, колонны которого повторяли форму колонн гипостильного зала. (Папирус - геральдическое растение Нижнего Египта). В глубине гипостильного зала располагался вход в святилище храма, в который проникали всё же не сразу, а лишь пройдя несколько небольших культовых помещений.

Информация о работе Искусство Древнего Египта