Искусство Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:00, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: дать характеристику искусства Древнего Египта. Исходя из цели работы, ставим следующие задачи: 1.изучить искусство Египта додинастического периода; 2. охарактиризовать искусство Египта периода Древнего царства; 3. выявить характерные черты искусства Египта периода Среднего царства; 4. исследовать искусство Египта периода Нового царства;
5. дать характеристику искусства Египта Позднего периода.

Оглавление

Введение 3
1. Искусство Древнего Египта додинастического периода 4
2. Искусство Древнего Египта периода Древнего царства 6
2.1 Усыпальница фараона Джосера 7
3. Искусство Древнего Египта периода Среднего царства 10
4. Искусство Древнего Египта периода Нового царства 13
Искусство Древнего Египта Позднего периода 24
Заключение 27
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

искусство древнего египта (Автосохраненный).docx

— 59.63 Кб (Скачать)

К северной части перистильного  двора примыкала центральная, или  процессионная колоннада Аменхотепа III: 14 окаменевших "стеблей" папируса, увенчанных распустившимися цветами-капителями. На сохранившихся стенах колоннады сохранились рельефы, рассказывающие о великом празднике Амона-Ра: центральное место здесь занимают священные ладьи богов Амона, Мут и Хонсу. Их сопровождают жрецы, музыканты и танцовщицы, процессии священных животных и, наконец, сам фараон. Новый величественный храм получил название Ипет-рес-Амон ("Южный покой Амона").

В царствование Рамзеса II перед храмом был выстроен новый пилон с большим перистильным двором с 74-мя колоннами, между которыми стояли гигантские статуи фараона. одна из них, изображающая Рамзеса II, сидящем на престоле, называлась "Солнце властителей стран иноземных". У ног владыки стоит миниатюрная, но при этом полная грации и величия фигура Нефертари, любимой жены фараона. Перед пилоном стояли шесть колоссов Рамзеса II: две средние статуи были выполнены из чёрного гранита и представляли фараона сидящим, четыре остальные были из розового гранита и представляли Рамзеса стоящим. ВЫсота каждой статуи около 20 м. Композицию завершали два огромных гранитный обелиска. Стены и колонны покрыты рельефами, посвящёнными богам и прославлению победоносных войн Рамзеса II. На стене храма записана и поэма, воспевающая отвагу Рамзеса в битве с хеттами. Тут же изображена и сама битва: фараон, мчащийся на колеснице, бегущие хетты, вереницы воинов.

От могучего пилона Луксорского храма Амона-Ра к Карнакскому вела аллея сфинксов. Первоначально они были с головой барана - священного животного бога Амона, и телом льва. Во времена XX династии они были заменены сфинксами с человеческими головами. Эта аллея вскоре разделиласьна две: правая вела к храму Мут, а левая - к храму Хонсу. Луксорский храм таким образом оказывался включённым в Карнакский комплекс.

В архитектурный фон храмов органично  включались крупные статуи под открытым небом - во дворах, перед пилонами, по краям парадных дорог. Они были как  бы смысловым компонентом в культовых  сооружениях. В их строгой конструктивности ясно проявились наиболее каноничные исполнения, восходящие ещё к эпохе  Древнего царства. Однако и в них  уже заметно стремление художников передать физиономические конкретные портретные черты. Теперь иератическая оцепенелость статуй старого времени  остаётся только в позе, чтобы передать специфический облик правителя, сам же образ одухотворён.

Скульпторы стали особо внимательно  относиться к деталям и точно  передавать тонкости и характерные  признаки нового костюма, покрывая поверхность  статуй множеством струящихся линий, бороздок, передающих гофрированные складки  одежд из тонких льняных тканей и  мелко завитые локоны пышных париков, модных в эпоху Нового царства. Через  костюм теперь проступают формы тела. В результате образовывалась живописная градация объёмных планов и разнообразная  игра света и тени, что ещё больше подчёркивала многоцветная раскраска  статуй.

Однако наиболее свободно особенности  этого стиля смогли развиться  в мелкой пластике. Здесь наиболее ярко проявилось то, чему не было места в предшествующем искусстве Египта: вместо замкнутости - движение, дробность складок, игра светотени, вместо графичности - живописность, вместо кубичности и угловатости - мягкость, округлённость, вместо суровости - женственная певучесть линий.

В настенных рельефах наряду с композициями, в которых прославлялись победы царей и совершаемые царём  ритуальные обряды, появились композиции, рассказывающие о родословной фараонов, о происхождении их от богов, а  также о связях Египта с другими  странами. Так, в храме царицы Хатшепсут рельефы повествуют о путешествии в страну Пунт, об иноземных послах, о ладьях, пускающихся в путь.

Отход от древних традиций проявился  также в частных гробницах. Эта  живопись отразила самые разнообразные  стороны жизни вельмож. В них  ощущается, что мастера Нового царства  вступили на путь поисков более смелого  и сложного изображения окружающего  мира. Мягки и утончены стали прорисовки фигур. Взметнувшиеся и согнутые руки, запрокинутые головы, ряды локонов  и складки одежды плакальщиц из гробницы визиря Рамзеса нарушают неподвижную симметрию традиционных композиций. Пышные причёски, одеяния, роскошь быта выдают отношение к орнаменту, к линии, к игре света и тени, чему не было места в предшествующем искусстве.

Концентрация огромных богатств в руках жрецов и высшей потомственной знати необычайно усилило их, особенно к концу правления XVIII династии. С целью ослабить эту власть, противостоящую значению самого царя, в конце 15 - начале 16 в. до н. э. фараон Аменхотеп IV провёл социальную и религиозную реформу, небывалую в истории Египта по своей смелости. Для того, чтобы уничтожить саму основу идеологической власти жрецов, Аменхотеп IV объявил всех богов Египта ложными, закрыл все их храмы, а новым божеством провозгласил вместо солнечного божества Амона-Ра сам солнечный диск Атон, культ которого существовал в Египте с древнейших времён, но широкого распространения не получил. Изображать единственное божество было предписано в виде солнечного диска с лучами, оканчивающимися человеческими ладонями.

 

Аменхотеп III сменил своё имя, означавше "Амон доволен", на Эхнатон - "угодный Атону", имя жены Нефертити ("Красавица грядёт") - на Нефер-Нефру-Атон - "Прекрасная красотою Атона", покинул Фивы и переехал в специально построенный в незаселённой долине, где ранее не существовал какой-либо культ, город Ахетатон - "небосклон Атона". В наши дни возле руин Ахетатона находится арабское селение Эль-Амарна, по его наименованию время правления Аменхотепа IV-Эхнатона и искусство этих лет часто называют амарнским.

Искусство этого периода не порывало со старыми традициями, но творчески  их переосмысливало. Оно знаменует  собой высший подъём в реалистических исканиях Нового царства. В храмах новой  столицы не было помещений недоступных  непосвящённым; всякий мог присутствовать на всех стадиях богослужения. Атон светит одинаково и добрым и злым, египтянам и чужеземцам, людям, животным, растениям. В росписях дворцов и вилл летящие птицы, изгибающиеся веточки растений, листья, цветы создают подвижный органический мир природы, сродни творениям критских живописцев и гончаров.

В храмах Ахетатона уже не было многоколонных залов, гипостили были заменены просторными дворами с многочисленными жертвенниками, так как поклоняться надо было одному солнцу, сиявшему на небе. Ахетатон был построен по единому плану за пять лет и просуществовал всего лишь около четверти века. Его центральная часть была чётко организована, улицы пересекались под прямым углом. в центре города стоял дворец фараона о дворцовое святилище, главный храм Атона со складами и жилижами жрецов, административные здания, казармы, а также усадьбы вельмож с хозяйственными пристройками, дворами и садами. Ближе к окраинам располагались дома ремесленников и хижины бедняков.

Дворцы фараона и знати были окружены парками и живописно  расположенными прудами, где было множество  водоплавающих птиц. Главный дворец фараона представлял собой комплекс из двух частей: парадной и интимной с садами, дворцовым святилищем и  служебными помещениями. Обе части  соединялись висячим крытым переходом, переброшенным через подходившую  к ко дворцу дорогу. В парадной части главным был Широкий зал Атона с многочисленными статуями царя. До нас дошли единственные в своём роде росписи полов из дворца, которые передавали излюбленные в то время изображения бассейнов с лотосами, рыбами, порхающими в зарослях папируса утками и резвящимися телятами.

В рельефах и росписях дворцов и  гробниц Ахетатона появилось множество новых сюжетов и бытовых деталей, не встречавшихся ранее, связанных главным образом с воспеванием любви, согласия, душевной близости между фараоном и царицей и их детьми. В искусств еформируется новый образ человека: в изображениях царя, Нефертити  и приближённых подчёркиваются главным образом милосердие и благость, мягкая красота и открытость души эмоциям и чувствам.

Однако в изображениях сохраняются  канонические черты, такие как сочетание  профиля лица с глазом в фас, условная развёрнутость фигур на плоскости, декоративная уплощённая трактовка  объёмов, а также разномасштабность фигур в одной композиции. Как и раньше, сюжеты располагаются в логической последовательности, специальным линейным обрамлением выделяют большие композиции, занимающие целые стены.

При сохранении основных канонических приёмов стиль рельефов Ахетатона говорит о желании сломать изнутри неподвижность традиции. Чёткий контур традиционного рельефа ломается, дробится, обрисовывая выступающий профиль, длинную шею, странный абрис фигуры, тонкие ноги. Внутреннее движение находит выражение в деформации и нарочитом движении линий.

Реализм амарнского искусствас особой силой проявился в круглой скульптуре создававшейся талантливыми скульпторами фиванских мастерских, воспитанными в многовековых традициях фиванского искусства, которое ярко расцвело ещё до амарнского периода - в течение правления всей XVIII династии.

Лучшие произведения амарнского периода отличаются человечностью и проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни. Изменился и материал скульптуры: твёрдые и холодные породы камней сменились мягким пористым известняком, из которого выполнены знаменитые портреты Нефертити и Эхнатона.

Стиль прикладного искусства в  краткий период правления Эхнатона и его первых двух преемников отличается образной пластичностью и очень  большой декоративностью.

Вскоре после смерти Эхнатона при  Тутанхамоне наступила реакция. Старая знать и жречество, пойдя на соглашение с новой служилой знатью, полностью восстановили прежние верования и ритуалы. Юный Тутанхамон под влиянием жрецов вернул столицу в Фивы. Последующие правители старательно уничтожали всё то, что говорило о дарующем жизнь солнечном диске и его пророке. При четвёртом преемнике Эхнатона, фараоне Харемхебе почти обезлюдевший Ахетатон был "разметан", его постарались стереть с лица земли, чтобы уничтожить и саму память о правлении царя-еретика из Ахетатона.

В XIV - XI вв. до н. э. искусство было призвано подавлять, поражать своей грандиозностью, славить мощь великой египетской державы. Своей грандиозностью поражают храмы Рамзеса II (так называемый Рамессей) и два храма в Абу-Симбеле, в Нубии, близ вторых нильских порогов.

На западном берегу Нила - напротив Фив - Рамзес II, следуя традиции своих предшественников возвёл храмовый ансамбль, известный в настоящее время как Рамессеум. В нём впервые в египетской архитектуре соединены в одном комплексе дворец (вероятно, местопребывание фараона во время церемониала Хеб-Сед) и храм с рядом дворов, колонных залов, святилищем и кладовыми. Фасад дворца был выполнен в виде портика с двойной колоннадой, его украшали величественные статуи фараона в образе Осириса. Колоннады оформляли и декорировали несколько дворов.

Вознаменование своей победы над хеттами Рамзес II построил скальный храм в Абу-Симбеле, в Нубии. Плоскостям фасадов придана трапециевидная форма пилонов. На их фоне из того же скального массива изваяны четыре гигантские статуи. Фараону покровительствовали три божества - Амон, Ра и Пта, поэтому он повелел изобразить их, а заодно и себя в фасадных 20-метровых изваяниях, придав ликам богов собственный образ. Взгляд изваяний устремлён на восток, навстречу солнцу, фигуры изображены в клафте со сдвоенной короной и Уреем - священной коброй. У ног фараона - небольшие скульптуры, члены его многочисленной семьи: жены Нефертари, матери и нескольких детей.

Сам храм представляет собой четыре последовательно уменьшающихся  прямоугольных зала с боковыми подсобными помещениями. В первый зал допускали  всех, во второй - знать и жречество, в третий зал могли входить  только жреца, а в последний Малый  зал мог входить только фараон с наиболее приближёнными людьми. Храм был построен так, что дважды в году, в 6 часов утра солнце проникает  через входной портал и освещает тоннель длиной 65 метров, ведущий  к культовой нише Малого зала. Луч  не касается статуи бога Пта, на статуях  Амона и Ра задерживается 6 минут, на статуе Рамзеса 11 - 12 минут.

Рядом с Большим храмом находится  Малый храм, посвящённый богине Хатор и жене фараона царице Нефертари. В нишах фасада этого храма находятся шесть фигур Рамзеса II и Нефертари высотой 10 м. Храмы в Абу-Симеле и Рамессеум утверждают идею беспредельной мощи и богоравности фараона. Наследники Рамзеса II, ориентируясь на его модель правления, продолжали политику возведения величественных храмов и прославления своей власти.

Во многих памятниках этого периода  заметно намеренное обращение к  традициям Древнего царства, вызванное  тем, что подавляющая тяжесть  форм, массивность, подчёркнутая физическая мощь фигур способствовали монументализации изображения. Обращение к древним традициям в этих статуях проявилась в обобщённости, монументализации всех объёмов, и в передаче во всех лицах самых основных, типичнейших портретных признаков. Все статуи, образно дополняя храмы и дворцы, в конструктивном отношении являются их неотъемлемой частью. Очень торжественно выглядели эти статуи на фоне пилонов, столбов и между колоннами. Наделённые сверхчеловеческой мощью и спокойствием, эти монументы придают ещё более величавое звучание самой грандиозной архитектуре.

Однако стремление к помпезности  было не единственной чертой в искусстве  второй половины Нового царства. Сильны были традиции, уходящие корнями в  амарнское искусство. Даже в наиболее традиционно трактованных храмовых рельефах присутствуют черты искусства Амарнского периода: плавность утончённо-изящных силуэтов, мягкая декоративная проработка объёмов. Печать амарнского искусства обнаруживается, например, в изображении акробатки или в рельефе с плакальщицами из Мемфиса, где в эпоху XIX династии процветала школа рельефа, сохранявшая приверженность амарнским традициям.

Особенно долго традиции XVIII династии сохранялись в рельефах и росписях гробниц фиванской знати. Они  очень естественные повествовательные  и живописные по приёмам изображения. Постепенно в прикладном искусстве  усиливается изысканная декоративность изображений, отличающихся блестящим  техническим исполнением, но в образном отношении академически холодных.

Информация о работе Искусство Древнего Египта