Религия и искусство Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:30, реферат

Краткое описание

Древний Египет - одна из первых цивилизаций, на протяжении тысячелетий неизменно привлекавшая к себе пристальное внимание. Со времён античности его считали страной магов и чародеев, бесчисленных сокровищ и первого из "чудес света" - пирамид Древнего царства.

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.doc

— 148.00 Кб (Скачать)


5

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

 

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

                                                       КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

 

                                                   РЕФЕРАТ

                                           по учебной дисциплине

                                                  «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

 

                        РЕЛИГИЯ И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

                                                                         

 

 

                 студентки 1-го курса заочной формы обучения

специальности 080502

''ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ''

                                                                                                                         

 

 

 

 

 

Преподаватель:  Зайцева Т.А.

                                                                                                                                                                                                          

 

 

 

 

                                   ПСКОВ

                                                        2009

                                             СОДЕРЖАНИЕ  

      ВВЕДЕНИЕ                                                                                                  3

     Часть I. РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.                                             5

      1.1. Храмы и жрецы Древнего Египта.                                                  5

       1.2. Боги Древнего Египта.                                                                       8

       1.3. Культ животных.                                                                                 10

       1.4. Магия.                                                                                                    12

       1.5. Религиозная реформа Эхнатона.                                                     13

     Часть II.ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.                                      16

       2.1. Архитектура.                                                                                         17

      2.2. Изобразительное искусство.                                                               21

      2.3. Письменность.                                                                                       24

     2.4.Литература.                                                                                             26

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.                                                                                            29

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                  30

 

 

 

 

 

 

                                                     ВВЕДЕНИЕ

 

       Древний Египет - одна из первых цивилизаций, на протяжении тысячелетий неизменно привлекавшая к себе пристальное внимание. Со времён античности его считали страной магов и чародеев, бесчисленных сокровищ и первого из "чудес света" - пирамид Древнего царства. Эта страна всегда привлекала не только охотников за приключениями и сокровищами, но и учёных - историков, филологов, искусствоведов. До наших дней остаются неразгаданными многие тайны бытования её народа: его упорное стремление надёжно обеспечить себе вечное посмертное существование, технические основы его зодчества, необычные для европейского глаза принципы художественного творчества.

       Египетская религия - явление не только хронологически протяженное, но и

многоаспектное. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое

мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и

противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д. Все эти аспекты с течением времени, естественно, видоизменялись и порой весьма существенно.

       Египетская религия, как и всякая другая, является идеологической

надстройкой над материальным базисом общества. Возникновение и развитие

религии - исторический процесс, а не « волюнтаристский акт ». Религия, как

и всякая идеология, раз возникнув, приобретает известную, порой даже

большую самостоятельность по отношению к базису. Вспомним, что идеи,

овладевшие массами, становятся материальной силой. Но если религия в своем

развитии совершенно отрывается от базиса, она либо вырождается и исчезает,

либо ходом истории, так или иначе, приводится в соответствие с базисом.

       Яркой особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традициям предков и соблюдению неких канонов. Причина этого заключалась в том, что религиозные воззрения приписали священный смысл

художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства. Так как и на протяжении всей последующей истории Древнего Египта, памятники искусства в своём подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам. Поэтому в искусстве Египта сохранялся и ряд условностей, восходящих нередко ещё к первобытному искусству и закреплённых затем в образцах, ставших каноническими. Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю, ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой); изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев); сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например, птица изображалась в профиль, а хвост сверху; у фигуры человека — голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас, а ноги — в профиль). Создание канонов означало сложение строгой и разработанной системы художественных взглядов. Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников. Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров, рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца. Однако позднее соблюдение канонов сыграло консервативную, тормозящую роль, мешая развитию реалистических тенденций.

 

 

 

 

 

 

        Часть I. РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

 

           1.1. Храмы и жрецы Древнего Египта.

 

      В настоящее время в Египте существует немало храмов, но сведений, касающихся древних сооружений времен фараонов сохранилось крайне мало: часть из них была разрушена во время войн, многие были обращены в прах временами. Известно лишь, что в период древнего Царства строились по единому образцу и не являли собой “постройки” в традиционном понимании этого слова.

       Так, на специально подобранной террасе на огромном пьедестале возвышался огромный обелиск, верх которого был покрыт золоченой медью. Перед обелиском находился, поражающий своими размерами, жертвенник (чаще всего жертвами были крупные домашние животные; иногда рабы). Обелиск, жертвенник и часть близлежащей территории были обнесены стеной, обе стороны которой часто расписывались различными изображениями. За стеной находились помещения для служебных нужд.

       Такие “открытые” (солнечные) храмы назывались по-разному, но в основе всех наименований лежало имя верховного божества – Ра: Удовлетворение Ра, Горизонт Ра…Предметом культа считался обелиск, олицетворяющий собой Солнце. Все религиозные обряды осуществлялись под открытым небом. В период Нового царства в Египте появился новый вид храма, получивший широкое распространение.

       С виду сооружение напоминало вытянутый прямоугольник. При этом участок, выделенный под храм, был окружен массивной стеной; к ней вела широкая дорога, по обеим сторонам которой располагались статуи сфинксов. Вход в храм представлял собой узкую дверь, находящуюся между двумя высокими башнями, покатые стены которых сужались кверху, завершаясь карнизом. Приведенное оформление фасада получило название пилон (в переводе с греческого – ворота, вход).

       К наружной стороне пилона крепились высокие деревянные мачты с развевающимися флагами, а непосредственно перед ним возвышались гигантские обелиски и статуи фараона.

       Войдя  внутрь можно было увидеть двор, обнесенный колоннадой и оканчивающийся портиком, сооруженным чуть выше уровня двора. За портиком обычно устраивались один большой широкий колонный зал и несколько залов, отличающихся меньшими размерами. При этом молельня, находящаяся в самом сердце храма, могла состоять из нескольких помещений: в центральном, как правило, помещалась статуя божества, которому был посвящен храм, в других – статуи богини жены и богов детей. Помимо этого в сооружении обязательно находилась библиотека, помещения для проведения ритуалов и всевозможные хранилища, размещавшиеся вокруг основных залов.

       Наиболее известным храмом Древнего Египта принято считать храм Амона Ра в Карнаке, который имел название Ипетсут и являл собой историю страны в камне. Его стены испещрены надписями многих древних правителей, гимнами, изображениями различных ритуальных действ, описаниями исторических событий эпохи Нового царства.

       Так, например, здесь можно найти сведения касающиеся походов Тутмоса III, его восхождения на престол, повествование и поэму о сражении войска Рамсеса II при Кадеше, списки имен египетских фараонов и многое другое.

       Строившийся не протяжении нескольких столетий, храм представлял собой огромное сооружение, характеризующееся невероятными размерами даже для нашего времени. Так его главный пилон имел следующие параметры: высота равнялась 43,5 м, ширина – 113 м, толщина – 15 м. Один только колонный зал занимал площадь в 5 тысяч м²; для поддержания его потолка было сооружено ни много, ни мало 134 колонны, расположенные в 16 рядов и возвышающиеся на 14-19 м над поверхностью пола. Поверхность стен и колонн была украшена цветными рельефами, общая площадь которых составила 24,282 м ².

       Другим прославленным храмом египетского государства стал Лукорский храм, посвященный таким богам как Амон Ра, Мут и Хонсу и являвшийся вторым по величине храмов Фив.

       Обслуживанием храмов занимались жрецы, особый общественный класс, имевший в свое время большую силу и влияние.

       Для Египта было не свойственно разделение власти на светскую и духовную власть. Фараон почитался за бога, а жрецы находились у него на службе, причем эта служба очень, хорошо оплачивалась и впоследствии стала передаваться по наследству.

       Характерно, что жречество имело свою организацию: каждое божество имело свой клир (сообщество церковнослужителей), который возглавлял верховный жрец, назначавшийся на эту должность самим фараоном. При этом численность, могущество и богатство клира были напрямую связаны с конкретным божеством, его значением, почитаемостью и местом среди других божеств.

       Верховный жрец каждого клира, имевший особый титул, обладал властью над всеми остальными жрецами, назначенными либо им самим, либо царем. Его должность не передавалась по наследству, ее нужно было заслужить, пройдя пять ранговых ступеней.

       Жрецы высшей иерархической ступени назывались Хем-нечер, что значит “рабы божьи”. Именно они были главными отправителями культа. Следующую ступень занимали Херихебы, т. е. чтецы и знатоки священных текстов. Кроме того, при храмах всегда находилось низшее духовенство – Уабу, которое было призвано выполнять различные хозяйственные работы, а также певцы и музыканты. Одну из значительных должностей занимали писцы, носящие одеяния из белого льна или шкуры пантеры. Жрецы-писцы должны были носить белые сандалии, совершать частые омовения ног, а также удалять волосы с головы и тела.

       Жили жрецы при храмах, которые были к тому же и своеобразной академией наук, и музыкальной школой, и инженерным институтом.

       Неудивительно, что они являлись для простого народа чуть ли не волшебниками. Что касается знати, то она, прежде всего, видела в представителях этого сословия искусных врачей. Но медицина, инженерия и алгебра – далеко не все, чем владело египетское духовенство. Так, например, есть свидетельства, что верховные жрецы широко применяли телепатию. Кроме этого они имели понятие об астрономии (археологами были найдены карты звездного неба, на которых были изображены различные фигуры людей, животных и фантастических существ).

 

       1.2. Боги Древнего Египта.

 

       Древнеегипетский пантеон богов имел очень сложную иерархию. Так, например, родоначальником всего живого на Земле считается бог Атум, согласно древнему преданию появившийся из Хаоса. Именно им была создана первая божественная пара – бог Шу (олицетворяющий пространство между небом и землей) и богиня Тефнут (его женское дополнение). От Шу и Тефнут родились Геб (бог земли, или сама Земля) и Нут (богиня Неба, или само Небо).

Информация о работе Религия и искусство Древнего Египта