Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:30, реферат
Древний Египет - одна из первых цивилизаций, на протяжении тысячелетий неизменно привлекавшая к себе пристальное внимание. Со времён античности его считали страной магов и чародеев, бесчисленных сокровищ и первого из "чудес света" - пирамид Древнего царства.
Согласно представлениям древних египтян, вверху находится Нут, внизу – Геб, а между ними помещаются Шу и Тефнут. Подобные представления были отражены во многих памятниках древности и являют собой своеобразный миропорядок, то, как его понимали в Египте несколько тысячелетий назад.
Впоследствии от Геба и Нут были рождены еще две пары – Осирис и Исида, а также Сет и Нефтида. Первая пара представлена богами, которые некогда были важнейшими фигурами древнеегипетского пантеона. Согласно легенде, Осирис (бог растительности) родился первым из пяти божеств и еще, будучи в утробе матери полюбил свою будущую жену Исиду, которая ответила ему взаимностью.
По достижении соответствующего возраста, Осирис стал править страной, искренне заботясь о своих подданных, следя за развитием культуры. При всем при этом он много путешествовал, оставляя вместо себя на троне красавицу-жену. Но вот Сет, позавидовал брату и решил избавиться от него. Хитростью ,заманив Осириса в сундук, Сет забил его гвоздями и выбросил в море, а после разбросал куски его тела по всему Египту. Опечаленная Исида, не смирившаяся с постигшим ее горем, отправилась на поиски и в конечном итоге нашла все части тела своего горячо любимого мужа (за исключением одной единственной) и вызвала его к жизни. А в тех местах, где она их обнаружила, впоследствии были возведены храмы.
Вскоре после того как Исида воскресила к жизни дух своего мужа, она зачала от него ребенка, а 25 декабря на свет появился Хор. Достигнув определенного возраста, он вступил в войну с обидчиком своего отца и победил его. Впоследствии Осирис стал символом умирающей и воскресающей природы, Исида – материнства и супружеской верности, а Сет – зла.
Другой бог пантеона Древнего Египта – Ра, также занимал в жизни и сердцах египтян важное место.
Олицетворяя собой Солнце, он каждый день поднимался по небу на своей лодке, освещая всю землю своим божественным светом. Вечером же Ра вновь опускался в подземное царство, где боролся с темными силами, каждый раз выходя из этой борьбы победителем.
Божество – Амон, почиталось древними египтянами как бог двух стихий – Воздуха и Ветра, наполняющих жизнью всю живую природу.
Женой Амона, и одновременно женским воплощением души, была богиня Амаунет. Бог Тот почитался идеалом высшей мудрости и правды, а также олицетворял всего самого лучшего, что есть в человеке. Символом Тота была луна.
Еще одним важным божеством древнеегипетского пантеона был Птах, известный как бог истины и справедливости. Птах также считался покровителем ремесел.
Бог Хор входил в круг почитаемых богов. Некоторые считали Хора праотцом всех египетских царей, т. к. его имя было составляющей частью едва ли не всех фараонов.
Женой Хора являлась богиня Хатхор, покровительница любви и веселья.
Анубис, изображаемый в обличье человека с головой шакала, считался богом подземного царства. К нему часто обращались матери и жены погибших воинов, а также просто родственники умерших, просившие оказать покровительство их близким в загробном мире.
Еще одним главным божеством египетского пантеона был бог Себек, часто изображаемый в облике крокодила. Считалось, что он тоже оказывает покровительство умершим, но при этом основными его обязанностями считалось значение больных и помощь в трудных житейских обстоятельствах. Женой и женским началом Себека была богиня Себекет, которую представляли в облике женщины с головой льва.
Все упомянутые выше боги были наиболее значимыми и представляли только небольшую часть обитателей египетского пантеона, в который помимо них, входили различные местные и домашние божества – Аха, Хит, Патэки, Бес. Они изображались в обличье карликов, живущих в близком соседстве с человеком и защищавших его дом, домашних животных и его самого от любых проявлений зла.
1.3. Культ животных.
Геротод писал, что ни в какой другой стране древнего мира не было такого изобилия культов почитания животных, как в Египте. Так, например, среди священных животных не последнее место занимал бык Апис. В Мемфисе при храме даже специально держали живого черного быка, как олицетворение божественного животного. Известно также, что все белые и черные быки почитались священными и, если кто-то осмеливался убить их, то его ждало суровое наказание. Храмовые быки после своей кончины удостаивались чести быть захороненными в каменных саркофагах.
Не менее распространенным был культ крокодила, которого почитали как олицетворение бога Себека. Несмотря на то, что содержание живого крокодила стоило очень дорого и было достаточно трудными хлопотным занятием, тем не менее, в Древнем Египте крокодилы имелись при многих храмах. После смерти этих животных бальзамировали, а мумии захороняли в специально отведенных для этого местах. Были в Древнем Египте и культ птиц: сокола (или ястреба), олицетворявшего бога Хора, коршуна и ибиса. При этом наиболее почитаемым считался белый ибис с черными крыльями, убийство которого каралось смерть. Птиц, также как и животных, содержащихся при храмах, после смерти всегда бальзамировали.
Широкое распространение получил и культ такого домашнего животного, как кот. При этом мужское начало воплощал великий бог Ра, а женское – кошачья богиня Бастет. Этому животному древние египтяне придавали очень большое значение. Так, например, со смертью этого домашнего любимца его хозяева должны были соблюдать траур.
При этом труп животного нужно было отнести к жрецам, специалистам по бальзамированию, которые после специального обряда хоронили его на специальном кладбище.
В некоторых случаях мумия кошки перед захоронением помещались в гроб. За убийство кота виновного подвергали суровому наказанию; а при пожаре, в первую очередь следовало спасать кошку и только потом детей и имущество.
В некоторых районах страны бытовали культы барана и льва.
Черные собаки и шакалы также почитались священными. В сознании народа они отождествлялись с Анубисом – владыкой подземного царства.
Однако наибольшее значение имел все же культ змеи. Ее изображение было даже на головном уборе самого царя. В обличье змеи египтяне изображали и богиню плодородия Рененут. У входов в храмы нередко устанавливались каменные стелы с изображением этой рептилии.
Был в Египте и культ жука скарабея. Нужно заметить, что скарабей занимал в религии этого государства огромную роль: олицетворял собой саму жизнь, насекомое почиталось наравне со всеми вышеупомянутыми священными животными.
Что касается таких животных-исполинов, как гиппопотамы, то их почитали священными только в Папремитском округе.
Из рыб, обитающих в Ниле, к священным относились лепидот и угорь. Священными некогда считались и выдры.
1.4.Магия.
Очень крупную роль играла в египетской религии магическая практика. По многочисленным текстам, изображениям и вещественным остаткам нам известно о применении магии во всех областях жизни народа и во все периоды египетской истории. Лечебно-предохранительная магия была, как это обычно и бывает, тесно связана с медициной. Египетская медицина, особенно рецептура, стояла на сравнительно высоком уровне, тем не менее, она была вся пропитана магическими представлениями. Даже в наиболее рациональном по своему духу медицинском трактате -- так называемом Папирусе Эберса (эпоха 12-й династии, около 2000 г. дон. а.) имеется наряду с рецептами немало заговоров от болезней; в других медицинских сочинениях магии еще больше. В эпоху Нового царства (с XVI в. до н э.) египетская медицина, как бы закостеневши, вся насытилась магическими представлениями и приемами; возможно, это объясняется тем, что лечебная практика попала преимущественно в руки жрецов. К лечебной магии примыкала предохранительная. Особенно много было в ходу магических средств и заговоров от укусов змей и ядовитых насекомых, от крокодилов и разных хищников. Для лечебных и апотропеических целей применялись различные амулеты, снадобья, магические изображения. Практиковалась и магия погоды, например колдовские средства борьбы с врагами солнца. Один из таких ритуалов описан в Книге повержения Апопа, врага Ра, которую жрецы фиванского храма читали ежедневно, сопровождая чтение мифа заговорами и магическими обрядами, «чтобы сияло солнце». Известны и различные приемы вредоносной магии: колдование над восковой фигуркой врага, магические изображения и заговоры. Наконец, широко известна египетская заупокойная магия — система магических средств для снискания покойнику благополучия в загробном мире, о чем уже говорилось. Магические представления существовали у египтян зачастую не в чистом виде, а осложненные образами богов.
1.5.Религиозная реформа Эхнатона.
Так как в древнем Египте религия являлась главной формой идеологии, а храмы были крупнейшими центрами культурного влияния, религиозная проповедь могла быть использована египетским правительством для укрепления политического и культурного влияния Египта в соседних странах. С этой целью, очевидно, и были созданы новые формы культа единого бога солнца, по своей простоте и ясности понятного и доступного разноязычным и разноплеменным массам, населявшим соседние с Египтом страны. На это значение религиозной реформы Эхнатона указывают некоторые фразы из большого гимна богу солнца Атону. В этом гимне говорится о том, что бог солнца Атон восходит над каждой страной, что он как единый творец мира создал все страны — Египет, Сирию и Нубию, посылая жизнь каждой стране. Если прежние египетские боги изображались в качестве покровителей одного лишь Египта и египетского царя, обеспечивавших ему победу над его врагами, то теперь новый бог Атон, культ которого был провозглашён с высоты престола, объявлен богом не только Египта, но также и соседних стран.
Проводя свою религиозную реформу, Эхнатон опирался на средние свободные слои населения, представители которых образовали вокруг фараона новую группу придворного чиновничества. Эти новые вельможи в своих надписях гордятся не своей родовитостью и знатностью, а милостями фараона, которому они обязаны своим возвышением. В своих надписях они подчёркивают свою верность фараону и преданность новому религиозному учению, фанатическим проповедником которого был сам фараон. Так, начальник воинов Май пишет в своей надписи:
«Он (т. е. фараон. — В. А.) умножил свои ко мне милости, как песок. Я — глава чиновников над всем народом; мой владыка возвысил меня, ибо я следовал его поучениями, я внимаю постоянно его словам. Мои глаза созерцают твою красоту каждый день, о мой владыка, мудрый, как Атон, удовлетворённый истиной. Как благоденствует тот, кто внимает твоему поучению жизни». Эти новые вельможи находились в полной экономической зависимости от фараона. На стенах своих гробниц они часто изображали, как царь щедро награждал их золотом за их верную службу и за то, что они следовали новому религиозному учению, всячески поддерживая религиозную реформу. Так, вельможа Мерира изобразил на стенах своей гробницы, как царь награждает его золотом, и тут же поместил надпись, содержащую слова царя, обращённые к нему:
«Повесьте золото ему на шею, спереди, сзади и золото ему на ноги за то, что он внимал поучениям фараона относительно каждого речения в этих великолепных чертогах, произносимого фараоном в святилище, в храме Атона, в Ахетатоне».
Эхнатон, опираясь на это новое, созданное им и всецело ему преданное чиновничество, в течение всего своего царствования упорно и последовательно проводил в жизнь, широко задуманную им религиозную реформу. В крупнейших городах Египта, где были особенно сильны культы древних богов, в Фивах, Мемфисе, Гелиополе и Гермонтисе, Эхнатон построил храмы новому богу солнца Атону, который отныне был провозглашён единым государственным богом. Больше того, культ Атона был насаждён даже в Нубии, где ещё при Аменхотепе III был основан новый город ниже третьего порога, получивший название Гем-Атон. Эхнатон разрушил храм, построенный здесь его отцом в честь фиванского бога Амона, и воздвиг новый храм в честь нового солнечного бога Атона.
Борьба Эхнатона против высшего фиванского жречества вызывала глухое, а иногда и активное сопротивление со стороны той части населения страны, которая поддерживала высшее фиванское жречество и правителей номов. Рабовладельческая знать номов, недовольная новым курсом правительственной политики, составляла заговоры и даже замышляла покушение на смелого реформатора-фараона. На это указывает одно изображение, сохранившееся на стенах гробницы начальника столичной полиции Маху. Мы видим здесь, как Маху привозит к везиру и другим высшим чиновникам важных государственных преступников: одного египтянина и двух иноземцев. Обрадованный раскрытием заговора и арестом главных зачинщиков, везир благословляет бога Атона и царя. Гордясь раскрытием этого заговора, Маху изобразил эту сцену на стенах своей гробницы.
Часть II. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
В искусстве существует прямая традиция, передаваемая от мастера к ученику, от ученика к ценителю или копиисту, связывающая загадочные ранние формы художественного творчества с культурой нашего времени. “Она соединяет нынешнее искусство – любое современное здание, любой плакат – с искусством, возникшим пять тысячелетий назад в долине Нила”. Школу египтян прошли греческие мастера, а все мы – выученики греков. Поэтому искусство Древнего Египта для нас чрезвычайно важно. Его изучение представляет большой интерес еще и потому, что “мы можем выяснить пути сложения и развития искусства в одном из первых в истории человечества классовых обществ и установить отражение в нем тех изменений, которые происходили в жизни египетского рабовладельческого общества”, ведь историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжении времени – свыше четырех тысяч лет.
“Египетское искусство интересно и важно своими прекрасными памятниками непреходящего, большого художественного значения и тем, что многое было создано египетским народом в истории человечества впервые. Египет первый в мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства изделия художественного ремесла. Египетские зодчие и скульпторы великолепно владели искусством обработки разнообразных пород камня. Они довели до высокого совершенства и художественные ремесла – резьбу по дереву и кости, различные виды обработки металла, тончайшие ювелирные работы из золота, серебра и самоцветов, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей. Эти работы египетских мастеров замечательны сочетанием изумительного вкуса в выборе формы и материала с необычной тщательностью выполнения, доходившей до того, что для инкрустации иного ларца использовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости или эбенового дерева”.