Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:30, реферат
Древний Египет - одна из первых цивилизаций, на протяжении тысячелетий неизменно привлекавшая к себе пристальное внимание. Со времён античности его считали страной магов и чародеев, бесчисленных сокровищ и первого из "чудес света" - пирамид Древнего царства.
2.3.Письменность.
Письменность в Древнем Египте называлась меду нетер, “божественные слова”. Считалось, что искусство письма было даровано людям божественным писцом Джехути “с начала времен” – архаического периода, когда Египет обрел бытие и нетеру спустились на землю, провозгласив свои имена. Вследствие этого события язык и письменность служили главным образом для выражения священных принципов, воплощенных в божественных существах, и для сохранения космического порядка. Поэтому искусство писца считалось одной из высших духовных дисциплин, и его роль в религиозных и общественных предприятиях рассматривалась как почетная обязанность, следующая традиции, освященной временем, не менявшейся в течение столетий.
Иероглифы обозначают звуки, слова и идеи, однако редко бывают выражены последовательным образом.
Письмо иероглифами чаще всего использовали для монументальных надписей на стенах храмов и общественных зданий, статуях богов, гробницах. Поэтому египетские иероглифы раннего периода иногда называют монументальным письмом
Такие надписи всегда привлекали внимание чужеземцев, посещавших Египет, необычайной изобразительной точностью и соразмерностью рисунков, часто выполненных в красках. Каждый рисунок-иероглиф высекался самостоятельно, без связывания его на письме с другими знаками. Не было твердо установлено у древних египтян и направление письма. Как правило, они писали сверху вниз столбцами, справа налево. Иногда встречались надписи столбцами слева направо и справа налево в горизонтальную строку. Направление строки указывали лица, руки и ноги изображаемых фигур, которые всегда смотрели в сторону начала строки. С введением папируса как писчего материала горизонтальное направление письма справа налево закрепляется и постепенно становится повсеместным.
С применением папируса, тростниковой палочки и чернил египтяне вначале просто перерисовывали на новый материал формы полно и детально выдолбленных иероглифов, называемых монументальными. Но затем, увидев большие преимущества папируса и тростниковой кисточки по сравнению с камнем и резцом, начали чертить иероглифы наскоро, без внутренних деталей, передавая лишь контуры, схему воспроизводимого иероглифического рисунка. Иероглифы такого рода в отличие от монументальных получили название линейных.
Появившаяся возможность писать быстрее и много с течением времени привела к тому, что написание линейных иероглифов мало-помалу исказилось. Письмо линейными иероглифами, упрощаясь в начертании, превратилось в совершенно новое, так называемое иератическое письмо.
Древнейший папирус с иератическими знаками, дошедший до нас, относится, по исследованиям египтологов, к III тысячелетию до н.э. Письмо с иератическими знаками широко отражало язык народа, называемый новоегипетским, и, следовательно, было близко народным массам.. Это привело к тому, что на новоегипетский язык стали переписываться иератическими знаками древнейшие памятники, особенно религиозного содержания, написанные монументальными и линейными иероглифами.
Общественная потребность писать быстрее и передавать на письме большие тексты привела к тому, что в Египте около VI в. до н. э. из иерархического письма начинает развиваться более беглая и лаконичная форма, получившая название демотического письма.
Демотическое письмо оставалось письмом египетского народа вплоть до потери Египтом независимости (IV- III вв. до н. э.).
В начале нашей эры в Египте уже перестали писать демотическими знаками. Их заменило так называемое коптское письмо, сформированное на основе 24 букв греческого алфавита и 7 знаков. С III в. до н. э. коптское письмо одерживает окончательную победу над демотическим письмом.
После того как Египет был завоеван арабами (639 г. н. э.), коптское письмо было вытеснено арабским, которое обслуживает египтян и сейчас.
2.4.Литература.
Художественная литература Древнего Египта восходит своими корнями к середине четвертого тысячелетия до н. э., к периоду Древнего Царства. Именно поэтому основой традиционной жанровой литературы в Египте стали фольклорные жанры. Особенно характерно традиционное сохранение древних сюжетов, подвергшихся переработке в более поздние периоды развития египетской литературы. Но, говоря о жанре, стоит заметить, что далеко не всегда можно с точностью определить принадлежность того или иного произведения к определенному жанру. Например, жанр “поучения”, один из древнейших, связан с политическими памфлетами, “речениями” (например, “Речения Ипусера”), а вступления к ним иногда напоминают окаймляющую “рамку” в сказках (например, “Поучения Неферти”). В равной степени в поучениях встречаются и черты автобиографических повестей, а в автобиографической повести мы встречаем, например, гимн (“Приключения Синухета”), басня в иных случаях близка к сказке. Итак, одним из глобальных признаков невероятного развития египетской литературы является “дифундирование”, взаимопроникновение жанров.
Как и большинство произведений древности, литература периода Древнего царства анонимна, за исключением сочинений, написанных в жанре поучения, как правило, авторство было приписано какому-либо из мудрецов или правителей древности, что наводит на мысль об отсутствии попыток коллективного создания поучений, что подтверждается и стилистическим анализом текста. Искусность и сложность композиции, изощренность стиля, умение объединить одной “рамкой” несколько сюжетных линий.
Литература древних была самым тесным образом связана с религией. Множество произведений религиозной литературы облекались в художественную форму. Таковы магические заклинания, религиозные гимны богам, магические тексты, связанные с заупокойным ритуалом, облекавшиеся в строго ритмическую поэтическую форму.
Наиболее яркими образцами религиозной поэзии являются гимны богам, которые входили в различные сборники. Так, еще в “Текстах пирамид” содержатся гимны Ра, Озирису.
Однако не во всех жанрах центральной фигурой является правитель Египта. “Могущественный владыка” отходит на второй план в народных песнях, сказках и приданиях.
Один из папирусов содержит древнейшую в мире запись сказки - “Сказки о потерпевшем кораблекрушение”. Автор умело использует народную фантастику. История создания этой сказки весьма традиционна, так как множество сказок рождались в результате обрастания мифическими сюжетами устных жанров. Уцелевшая часть рамки подтверждает предположение о том, что эта сказка - последняя из несохранившегося цикла. Язык сказки прост и метафоричен. Заканчивается она характерным приемом для подобного жанра - поговоркой, народной мудростью: “Не хитри со мной, мой друг. Незачем поить на заре птицу, которую утром зарежут!”
Мотивы земледельческой жизни, переплетенные с причудливой сакральной фантастикой, встречаются в сказках более позднего времени. Такова сказка “О двух братьях”, написанная в эпоху правления династии Рамзесов. Основные мотивы сказки “О двух братьях”, как то чудесные превращения главного героя, злобы жены, невинности молодости и торжества добродетели сохранились и в позднейших сказочных сюжетах, в частности, в сказке “О красноречивом жителе оазиса”.
Большое значение придавалось музыкальному построению произведений; в связи с этим появляются первые приемы оформления поэтической речи: рефрены, анафоры, ассонансы, аллитерации, внутренние рифмы.
Особенно часто использовались сравнения и яркие художественные образы: разгневанный фараон говорит о себе, что он стал “...подобно змее в пустыни...”, холодное сердце сравнивается с каменной глыбой и так далее.
Особое значение имело стилистическое единство текста. Возможно, стилистика преподавалась писцам в специальных школах, где они разбирали различные тексты с точки зрения стиля.
И именно это позволяет нам утверждать, что Древнеегипетская литература достигла высочайшего художественного совершенства. Сами египтяне считали литературу Среднего царства классической; недаром произведения этого времени сохранились в таком количестве позднейших списков, а язык их служил образцом для подражания...
Мифологические и религиозномагические представления древних египтян стали предпосылкой для создания непревзойденного по силе воздействия искусства. Тысячелетия прошли с тех пор, как в Древнем Египте строились пирамиды и храмы, создавались статуи фараонов, расписывались стены гробниц, а мы и сейчас восторгаемся памятниками этого искусства и ощущаем, что магические веяния из прошлого доходят до нас сквозь столетия, потому что в те далекие времена фараонов творчество, которое мы теперь называем искусством, творчество, приображающее видимый мир, обрело в сознании египтян великую магическую силу. “Египетское искусство, воссоздавшее в усыпальницах красоту жизни, живо и по сей день. Осирис был мифом, но египетское искусство не миф, и “река времен” бессильно перед властью незыблемой красоты древних сфинксов и пирамид.
Глядя на эти грандиозные усыпальницы, когда “в пропасть забвения” давно уже канула память о самих фараонах, об их мощи и об их делах, мы невольно повторяем крылатое выражение: “все на земле боится времени, но время боится пирамид”.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Дубровская О.Н. Тайны египетских фараонов.- М., 2002
2. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. – М., 1965.
3. Павленко Н.А. История письма.- издание второе 1987.
4. Пьер Монтэ Египет Рамсесов.- Смоленск “Русич”, 2002.
5. Прохоров А.М. Большая советская энциклопедия. – М., 1975.
6.Розмари Кларк. Священные традиции Древнего Египта.- М.,2002.