Проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в Кыргызстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:30, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение иностранных кредитов, как формы привлечения инвестиций в экономику Кыргызской Республики. В соответствии с поставленной целью в республике были приняты ряд программ социально- экономического развития, созданы законодательные основы для привлечения и использования иностранных инвестиций, велись интенсивные переговоры со многими странами – потенциальными донорами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Проблемы развития инвестиционного климата в Кыргызстане и пути их решения
2.Инвестиционный климат в Кыргызской Республике
3.Создание благоприятного инвестиционного климата в Кыргызстане
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

инв и инновац.docx

— 48.15 Кб (Скачать)

     Шестая проблема это  - совершенствование законодательства (создание благоприятных условий). Существующий закон об иностранных  прямых инвестициях по заключениям  иностранных экспертов является  не совсем ясным. В связи  с этим необходимо объяснить  ряд ключевых моментов с целью  уточнения льгот и гарантий. Из  этого следует сказать, что  существующий налог на прибыль не стимулирует инвестиции и потому следует установить единую и значительно уменьшенную ставку налогов на прибыль для всех предприятий, устранив всевозможные исключения. В дальнейшем целесообразно рассмотреть вопрос о полной отмене этого налога. Также  следует законодательно закрепить право иностранных инвесторов на долгосрочную аренду земли под инвестиционные проекты (возможно, с последующим ее выкупом и приватизацией).

В последние годы, проанализировав  сложившуюся ситуацию, Правительство  Кыргызстана разработало ряд  мер, направляемых на исправление сложившейся  ситуации:

    Согласно Указу Президента  КР от 21 сентября 2001 г. УП№278 «В целях дальнейшего формирования благоприятной предпринимательской среды и совершенствования процесса привлечения иностранных инвестиций в республику, считать, что формирование благоприятной предпринимательской и инвестиционной среды является приоритетной задачей всех государств органов в республике. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на отдел экономической политики Администрации Президента Кыргызской Республики».2

     Таким образом, уже  намечены перспективы преодоления  причин, препятствующих развитию  иностранной инвестиционной деятельности  на территории КР.

     Устойчивое развитие  экономики и людских ресурсов  Кыргызстана в значительной степени  зависит от эффективного использования  внешней экономической помощи, предоставляемой  международными финансовыми институтами  и странами-донорами. Хотя проблемы  и отпугивают потенциальных инвесторов, у Кыргызстана есть надежда  на приток инвестиций при условии,  что, будет быстро принят верный  курс действий.

    В данное время в  Кыргызской Республике активно  создаются и работают различные  структуры, ориентированные на  поддержку и сопровождение инвестиционной  деятельности. Правительство  поддерживает  и стимулирует создание и совершенствование  такой инфраструктуры, повышение  ее эффективности в сфере привлечения  отечественных и иностранных  инвестиций.

   В настоящее время КР  имеет развитую финансовую систему,  сеть государственных и негосударственных  учреждений поддержки малого  и среднего бизнеса. В республике  ведется формирование фондового  рынка, Консалтинговые организации  осуществляют научные исследования  в области инвестиционной деятельности, занимается разработкой инвестиционных  проектов, проводят техническую,  технологическую, правовую, финансовую  экспертизу проектов, маркетинговые  исследования.  Например,  настоящее  обследование ситуации с прямыми  иностранными инвестициями было  предпринято в Кыргызстане в  период с октября по декабрь  2002 года под руководством Офиса  ПРООН в Бишкеке.   Цель этого  обследование было  спросить инвесторов  об их взглядах на существующую  ситуацию с инвестиционным климатом  в Кыргызской Республике по  некоторым важным моментам, таким,  в частности, как3:

- темп институциональных реформ;

- качество законодательства, обеспечивающее  осуществление инвестиций;

- справедливость и последовательность  в обеспечении такой ситуации, когда выполняются законные права  инвесторов;

- воздействие законодательной  среды;

- прозрачность процесса принятия  решений или любых других факторов, которые оказывают влияние на  общий климат, в котором приходится  действовать группе по прямым  иностранным инвестициям.

И тем самым предоставить группе по прямым иностранным инвестициям  соответствующей возможности рекомендовать  определенные меры, которые должно порекомендовать правительство, чтобы  улучшить инвестиционный климат для  существующих и будущих инвесторов  в Кыргызской Республике.  Правительство  КР придает огромное значение всем этим вопросам. Многие из  них были положены в основу правительственных  инициатив, для того чтобы стимулировать  инвестиции в частный сектор КР, как это было определено в программе  правительственных реформ по III инвестиционной матрице. Фактически все результаты обследования и сделанные предложения имеют прямое отношение к тем инициативам, которые рассматриваются Правительством КР в контексте III инвестиционной матрицы. Сюда входит следующие:

- Устранение административных  барьеров.

- Необходимость развивать сильный  финансовый сектор.

- Разработка привлекательных налогового  и таможенного режимов.

- Создание справедливой и предсказуемой  правовой среды.

- Создание эффективной торговой  политики.

- Реорганизация маркетинга прямых  иностранных инвестиций в Кыргызской  Республике.

 Предложения по улучшению ситуации с прямыми иностранными инвестициями:

  • Улучшить инвестиционный климат для прямых иностранных инвестиций.
  • Провести реформу налоговой системы.
  • Провести реформу регулятивной системы.
  • Провести реформу правой системы.
  • Стимулы и внутренний рынок.

                Для улучшения инвестиционного климата необходимо  предпринять выше сказанные  предложения, а именно 1) Провести реформу налоговой системы, т. е реформировать законодательную базу налоговой системы и создать большую определенность по широкому кругу вопросов, связанные законодательством. 2) Провести реформу регулятивной системы. Сделать так, чтобы Кыргызская Республика достигла уровня наилучших международных стандартов в отношении регулировании бизнеса. 3) Провести реформу бюрократической системы. Искоренить коррупцию в административной системе Кыргызской Республики. 4) Провести реформу правовой системы. Обеспечить такую ситуацию, когда правовая система полностью поддерживает нужды прямых иностранных инвестиций. 5) Стимулы и внутренний рынок. Усовершенствовать систему стимулов и развивать как внутренние, так и зарубежные рынки. Таким образом, результаты обследования, проведенного  ЮНИДО, подтверждают и делают достоверными компоненты III матрицы. 

    Таким образом инвестиционный  климат – это критерий зрелости  рыночных реформ, доверия мирового  сообщества к устойчивости прав  собственности, к обстановке в  данной стране в целом. Хотя  Кыргызстану  и свойственны  крупный рыночный потенциал, изобилия  природных ресурсов и стратегическое  деловое месторасположение, по  мнению Международного Делового  Совета, инвестиционный климат Кыргызской  Республики перспективен, но нестабилен. Нестабильность сопровождается  преобладанием ряда негативных  факторов, которые препятствует  притоку иностранных инвестиций  в республику. Присутствие этих  факторов обусловлено негативным  отношением иностранных инвесторов  к внутренней политике Правительства  Кыргызской Республики.  Согласно, отчета Международного Делового  Совета и опроса заинтересованных  иностранных инвесторов были  выявлены пять основных преград  на пути притока иностранных  инвестиций в Кыргызстан:

- бюрократия;

- финансовый риск;

- жесткие налоговый и финансовый  режимы;

- правовая инфраструктура, темпы  перемен в сфере права;

- непредсказуемость и непостоянство.

    Говоря о существующем  налогом режиме, следует отметить, что общие уровни налогообложения  выступают в роли факторов, сдерживающих  участие иностранных инвесторов  в силу того, что они снижают  прибыльность инвестиций. Уровни  регулирования и налогообложения,  приводящие к снижению прибыльности  инвестиций после учета налогов,  ниже уровня, требуемого для вознаграждения  инвестора за неизбежный риск, на который он вынужден идти, выстраивают искусственные препятствие  на пути притока инвестиций  в Кыргызстан. 

                  У Кыргызстана есть все возможности улучшить ситуацию в привлечении инвестиций4, и в этом направлении на основе бесед и интервью с иностранными и местными бизнесменами были  разработаны конкретные предложения по улучшению инвестиционного климата.

  1. Не сосредоточивать внимание на Законе «Об иностранных инвестициях» как на главном способе решения проблемы. Важность этого Закона  бесспорна, но он должен предусматривать:

   -  Гарантии от денационализации, экспроприации и размывания активов,  которые лишают кредиторов средств  вне зависимости от того, являются  ли они иностранными инвесторами  или нет; быть общим, как  для иностранных, так и местных  инвесторов; обязательность системы арбитража вне Кыргызстана и его исполнения для иностранных инвесторов и поставщиков;

   - Принцип стабилизации, обеспечивающий  защиту иностранного инвестора  от нежелательных изменений, в  том числе и в налоговом  законодательстве, в течение нескольких  лет.

  1. Не допускать дискриминации при предоставлении налоговых льгот.

    Специальные привилегии следует  вводить на равных правах,  как для иностранных, так и  местных инвесторов, и не допускать  дискриминации в пользу, ни против, ни между иностранными инвесторами.

    Подобная политика не только  соответствует  международным  обязательствам Кыргызстана (ВТО  или УС), но привлекает иностранных  инвесторов. Что касается льгот  налогообложения, принцип остается  тот же: «снизьте ставку налога  для всех и предлагайте льготы  для всех». Единственным исключением  может быть упомянутый выше  принцип стабилизации, который оправдан, так как местные инвесторы  голосуют за правительство, которые  вносит изменения, а иностранные  инвесторы -  нет.

  1. Изменить систему налогообложения: разработать стратегию, упростить администрирование.

    Стратегия. Одним из примеров может служить ирландская модель. 20 лет назад Ирландия стояла на втором месте по уровню бедности среди стран Европы. После значительных реформ, ее экономика быстро развивается. Стратегией Ирландии предусмотрен переход от налогов на прибыль к налогам на расходы (введение косвенных налогов). Таким образом, ставка НДС достаточно велика и составляет примерно 32%, существуют также особый налог на предметы роскоши, например, дорогие автомобили. Но налог на прибыль корпораций по экспорту был первоначально установлен на уровне нулевой ставки, также облагались дивиденды компаний, ориентированных на экспорт.

    Данные реформы принесли быстрый  рост экспортного бизнеса, а  выгодой для Правительства стали  сокращение безработицы и рост  ВВП. Позже для производственных  предприятий и предприятий, ориентированных  на экспорт, был введен 10%-ный  налог. Это стратегия принесла  ожидаемые плоды: компаниям было  выгодно декларировать доходы, а  не скрывать их, уклоняясь от  налога;  поддержала внутренние  прямые инвестиции, а рост уровня  сбережений предоставил средства  для развития банковской системы.

 

 

 

 

 

 

3. Создание благоприятного инвестиционного климата в Кыргызской Республике

 

         Наличие благоприятного инвестиционного  климата создает условия для  роста капитальных вложений. Таким  образом, инвестиционный климат  отражает степень благоприятности  ситуации, складывающейся в той  или иной стране, по отношению  к инвестициям, которые могут  быть сделаны в страну. Инвестиционный  климат страны во многом обуславливается  наличием таких политических  и экономических факторов как:

  • политическая стабильность и предсказуемость;
  • макроэкономическая стабильность: состояние бюджета, платежный баланс, государственный долг;
  • качество государственного управления, политика центральных и местных властей;
  • законодательство, полнота и качество в плане регулирования экономической жизни, степень либеральности;
  • уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;
  • защита прав собственности, уровень налогового бремени;
  • качество банковской системы и других финансовых институтов, доступность населения к кредитным ресурсам;
  • открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами;
  • административные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок, уровень монополизма в экономике;
  • природные ресурсы.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в Кыргызстане