Инвестиционное состояние России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:33, курс лекций

Краткое описание

Инвестиционный климат в России в 2011 году продолжает отпугивать многих отечественных и зарубежных специалистов от крупных инвестиций в российскую экономику. По данным статистики, в апреле 2011 года отток капитала из России составил 5 миллиардов долларов, что значительно ниже, чем отток капитала в марте. По мнению многих аналитиков, несмотря на укрепление политической и экономической ситуации, инвестиционный климат в России за последние несколько лет ничуть не улучшился.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 90.87 Кб (Скачать)

Заемные источники - привлекаемые для  реализации инвестиционного портфеля на кредитной основе денежные средства и другое имущество:

  • лизинг - долгосрочная форма аренды машин и оборудования, используемая как один из заемных источников формирования инвестиционных ресурсов,
  • селенг - передача собственникам (юридическими и физическими лицами) прав по использованию и распоряжению их имуществом за определенную плату,
  • иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного материального и нематериального участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий и частных лиц;
  • различные формы заемных средств, в т.ч. кредиты, предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе (в том числе на льготных условиях), кредиты банков и других институциональных инвесторов (инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов), других предприятий, векселя и другие средства. Кредит - ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента.

По типу кредитора 

  • Иностранный, государственный, банковский, коммерческий кредит (в товарной форме)

По форме предоставления 

  • Товарный и финансовый кредит

По цели предоставления 

  • Инвестиционный, ипотечный (под залог недвижимости), налоговый (отсрочка платежа, пошлины)

По сроку действия 

  • Долгосрочный (свыше 3 лет), среднесрочный (от 1 до 3 лет), краткосрочный (до 1 года)

11. пути и меры по привлечению инвестиций

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций  от  некоммерческих рисков.  Важным шагом в этой области стало  присоединение России к Многостороннему  агентству по гарантиям инвестиций (МИГА),  осуществляющему их страхование  от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое  для  частных  капиталовложений  (как отечественных, так и иностранных),  - постоянный и общеизвестный набор  догм  и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные  инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться  к их деятельности. В России же, находящейся  в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность  страны в иностранных инвестициях  составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы  пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в  инвестиционном климате. В ближайшей  перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием  новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о  свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное  определение прав собственности  на землю. Для облегчения доступа  иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке  инвестиций был образован Государственный  информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики и улучшения  инвестиционного климата требуется  принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера в  качестве первоочередных следует назвать:

  • - достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
  • - ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
  • - радикализация борьбы с преступностью;
  • - торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
  • - пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
  • - мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
  • - внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
  • - запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
  • - предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
  • - формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

  • - срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
  • - принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
  • - создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";
  • - создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
  • - разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

Будем надеяться что выше перечисленные меры помогут притоку национальных и иностранных инвестиций.

13.Финансирование инвестиционных проектов

Под проектным финансированием  в международной практике понимается финансирование инвестиционных проектов, характеризующееся особым способом обеспечения возвратности вложений, в основе которого лежат инвестиционные качества самого проекта, те доходы, которые  получит создаваемое или реструктурируемое предприятие в будущем. Специфический механизм проектного финансирования включает анализ технических и экономических характеристик инвестиционного проекта и оценку связанных с ним рисков, а базой возврата вложенных средств являются доходы проекта, остающиеся осле покрытия всех издержек.

Особенностью этой формы финансирования является также возможность совмещения различных видов капитала: банковского, коммерческого, государственного, международного. В отличие от традиционной кредитной  сделки может быть осуществлено рассредоточение  риска между участниками инвестиционного  проекта.

Первоначально финансированием инвестиционных проектов занимались крупнейшие американские и канадские банки. В настоящее  время эта сфера деятельности освоена банками всех развитых стран, при этом лидерствующие позиции принадлежат банкам Великобритании, Германии, Нидерландов, Франции и Японии. Активно участвуют в финансировании инвестиционных проектов международные финансовые институты, в частности МБРР и ЕБРР.

Проектное финансирование характеризуется  широким составом кредиторов, что  обусловливает возможность организации  консорциумов, интересы которых представляют, как правило, наиболее крупные кредитные  институты - банки-агенты. В качестве источников финансирования могут привлекаться средства международных финансовых рынков, специализированных агентств экспортных кредитов, финансовых, инвестиционных, лизинговых и страховых компаний, долгосрочные кредиты Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР).

Крупные банки, занимающиеся финансированием  инвестиционных проектов, имеют специализированные подразделения для организации, контроля и анализа реализации проектов (МБРР, ЕБРР, «Дойче Банк», «Дрезднер Банк», «Креди Лионе», «Нэшнл Вестминстер Банк», «Индустриальный Банк Японии», «Юнион Банк Швейцарии» и др.).

Отбор проектных предложений осуществляется исходя из их соответствия определенным критериям. Предварительно оценивается  общая информация о проекте, включающая сведения о типе инвестиционного  проекта, его отраслевой и региональной принадлежности, объемах запрашиваемого финансирования, степени проработанности  проекта, наличии и качестве гарантий и т.д.

К формам проектного финансирования, которые могли бы успешно использоваться в российских условиях, можно отнести  схемы «строить - эксплуатировать - передавать» («build - operate - trans fer» - ВОТ) и «строить - владеть - эксплуатировать - передавав, («built - own - operate - transfer» - BOOT) с привлечением иностранных инвестиций при сочетании финансирования с ограниченным регрессом с финансированием под правительственную гарантию

При использовании схем ВОТ и BOOT происходит распределение проектных  рисков между участниками (специальной  компанией-подрядчиком, кредитором-банком или их группой и государством), закрепляемое в концессионном договоре или франчайзинг - соглашении, обеспечивается взаимная заинтересованность участников проекта в его своевременном и эффективном осуществлении. Привлекательность этих схем для государства обусловлена целым рядом обстоятельств:

  • - государство, играя важную роль в реализации проекта, не несет. При этом расходов, что сводит к минимуму влияние на его бюджет;
  • - через определенное время, определяемое периодом концессии или франчайзинг - соглашения, государство получает в собственность работающий объект;
  • - использование механизма конкурсного отбора, переключение финансирования на частный сектор вследствие его более высокой эффективности позволяет добиться больших результатов;
  • - стимулирование притока высоких технологий, иностранных инвестиций, достигаемое посредством использования этих схем, позволяет решить национально значимые экономические и социальные проблемы.

Использование рассмотренных схем проектного финансирования в России может осуществляться на основе реализации соглашений о разделе продукции, в соответствии с которыми инвесторам предоставляются на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья и на "ведение связанных  с этим работ, а инвестор осуществляет проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. При этом соглашение определяет условия и порядок раздела произведенной продукции между государством и инвестором.

С учетом важности координации инвестиционной деятельности в России создан Федеральный  центр проектного финансирования, «целью которого является эффективное содействие привлечению финансовых средств, в  том числе внешнего финансирования, и обеспечение реализации инвестиционных проектов, имеющих приоритетный для  национальной экономики характер. Вместе с тем существующее законодательство осложняет полноценное осуществление  проектов. В частности, не отрегулированы правовые основы проектного финансирования в различных секторах рынка: предоставление концессий и гарантий, страхование, консорциальное право, фондовый рынок, трастовые, лизинговые операции и др.

Развитию проектного финансирования в стране препятствуют неблагоприятный  инвестиционный климат, недостаточность  ресурсом для широкомасштабного  финансирования капиталоемких проектом низкая квалификация участников проектного финансирования и другие факторы, усугубляющие проектные риски. В сложившихся  условиях решение проблемы требует  комплексного подхода, учитывающего интересы различных сторон.

Важными составляющими такого подхода  являются усиление роли государственных  гарантий страхования проектных  риской, включая предоставление гарантий банкам, принимающим участие и  финансировании инвестиционных проектов и программ, входящих в систему  государственных приоритетов, налоговое  стимулирование механизмов инвестирования, развитие межбанковского сотрудничества в области совместного кредитования инвестиционных проектов

Существенное значение для развития проектного финансирования имеет изучение возможностей адаптации опыта мировой  практики к российским условиям, в  том числе в области разработки методических подходов, обеспечивающих повышение эффективности инвестирования. Следует отметить, что решение проблемы повышения эффективности инвестирования (независимо от конкретной формы инвестиций) тесно связано с анализом возможностей инвестора по мобилизации собственных и заемных источников, инвестиционной привлекательности внешней среды, выбора объектов инвестирования с целью определения приемлемого уровня риска при достижении требуемой доходности. Эти вопросы, в свою очередь, определяют необходимость изучения вопросов экономической оценки инвестиционной деятельности.

Расходы на финансирование бюджетных  инвестиций предусматриваются бюджетом соответствующего уровня при условии  включения их в федеральную (региональную) целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или  органа местного самоуправления. Федеральные  инвестиционные объекты, предусматривающие  расходы в сумме более 200 000 минимальных  размеров оплаты труда, подлежат рассмотрению и утверждению в порядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ. Предоставление бюджетных инвестиций влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества созданных с привлечением бюджетных средств объектов. В дальнейшем эта часть передается в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

16.Эффективность инвестиционного проекта

Информация о работе Инвестиционное состояние России