Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:05, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ современного состояния дел в области разработки методик оценки инвестиционной привлекательности регионов, выявление существующих проблем и попытка определения путей их преодоления.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ
1.1 Современные подходы к трактовке понятий инвестиций и инвестиционной деятельности…………………………………………………...4
1.2 Регион как объект приоритетного инвестирования…………………...8
1.3 Сущность и составляющие инвестиционной привлекательности регионов…………………………………………………………………………..10
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ
2.1 Обоснование необходимости системного подхода к оценке инвестиционной привлекательности регионов………………………………..15
2.2 Критерии и факторы оценки инвестиционной привлекательности регионов………………………………………………………………………….17
2.3 Анализ современных методик оценки инвестиционной привлекательности регионов……………………………………………………22
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ
3.1 Зарубежный опыт повышения инвестиционной привлекательности………………………………………………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….44
Таким образом, показатель инвестиционной привлекательности территории (отрасли) представляет собой чистую экономическую отдачу от вложения инвестиций, которая определяется как размер полученного от инвестирования дохода за минусом потерь, вызванных проявлением рисков.
Показатель экономической отдачи определяется в работе как отношение прибыли, полученной организациями региона в анализируемом периоде к величине вложенных в предыдущем периоде инвестиций в основной капитал. Смаглюкова замечает, что полученный результат представляет собой усредненную величину, поскольку достоверно выяснить число организаций, получивших прибыль от инвестиций в анализируемом периоде, затруднительно.
где ЭОр – показатель экономической отдачи региона;
П – сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций региона, полученный в анализируемом периоде;
Y – объем инвестиций в основной капитал, вложенных в регион в предыдущем периоде.
Исходя из того, что сальдированный финансовый результат деятельности организаций является величиной общей по всем предприятиям региона, можно сделать вывод, что экономическая отдача характеризует эффективность функционирования региона в целом. Основываясь на этом Т.М. Смаглюкова предлагает формулу (5) преобразовать в формулу (8):
Показатель рискованности вложений позволяет оценить, какая часть доходов будет потеряна в результате проявления рисков. Определить уровень рискованности вложений Т.М. Смаглюкова предлагает по формуле средневзвешенной арифметической величины значений частных факторов:
где РВj – показатель, определяющий уровень рискованности вложений в j – регион или отрасль;
Кi – величина частного показателя инвестиционного риска;
mi – вес частного показателя, определяемый экспертным путем;
n – число показателей;
i – индекс частных показателей; i = 1, 2, … n – в соответствии с максимальным числом анализируемых нами показателей.
Из всего многообразия показателей, определяющих инвестиционную привлекательность региона, Т.М. Смаглюкова выбирает показатели, в наибольшей степени соответствующие требованиям комплексной оценки. По ее мнению данные показатели включаются в состав факторов инвестиционной привлекательности, отражающих все стороны инвестиционного процесса. Совокупность сформированных показателей затрагивает внешние и внутренние факторы функционирования регионов как экономических систем и объектов инвестирования. К числу факторов инвестиционной привлекательности регионов Т.М. Смаглюкова относит:
1) политический;
2) социальный;
3) экономический;
4) экологический;
5) инфраструктурный;
6) законодательный и криминальный;
7) инновационный;
8) производственный;
9) трудовой;
10) финансовый;
11) инвестиционный;
12) ресурсно-сырьевой.
С помощью всех приведенных факторов по мнению Т.М. Смаглюковой может быть проанализирована рискованность вложений на территориальном уровне. Для оценки рискованности вложений на отраслевом уровне из перечня исключены политический, социальный, инфраструктурный, законодательный и криминальный, инновационный и ресурсно-сырьевой факторы. Это объясняется их незначительным влиянием на формирование оцениваемого показателя. Кроме того, включение одних и тех же показателей в состав факторов как территориальной, так и отраслевой инвестиционной привлекательности, считается нецелесообразным.
С целью приведения в соответствие количества показателей инвестиционной привлекательности требованиям малой выборки, в работе производится их ранжирование по степени влияния на показатель объема инвестиций в основной капитал, характеризующий инвестиционную активность в регионах. Выявление степени тесноты взаимосвязи между переменными (объемом инвестиций и показателями инвестиционной привлекательности) осуществляется путем расчета коэффициента корреляции. Таким образом, выявляется группа наиболее значимых показателей, характеризующих рассматриваемый регион комплексно: в территориальном и в отраслевом аспектах.
Для сравнения показателей между собой и использования полученных значений в дальнейших расчетах в работе предлагается использовать метод балльной оценки по 10-балльной шкале, позволяющий произвести перевод разных шкал измерения в одну – балльную[26].
Расчет показателя рискованности вложений предполагает определение весов отобранных показателей. Для этого в работе используется метод экспертных оценок.[17]
Используя рассчитанные показатели экономической отдачи и рискованности вложений на территориальном и отраслевом уровнях, можно определить комплексный показатель инвестиционной привлекательности региона по формуле (8).
Данный показатель позволяет определить регион, наиболее привлекательный для инвестирования с позиций осуществления вложений в конкретную отрасль экономики. Кроме того, субъекты инвестиционной деятельности и прочие заинтересованные лица имеют возможность анализировать текущее состояние регионов либо сравнивать регионы между собой. Для этого в работе предложена следующая классификация регионов по степени их инвестиционной привлекательности (табл.3).
Таблица 3
Классификация регионов по степени их инвестиционной привлекательности
Ранжирование регионов в работе осуществляется на основе среднероссийского уровня странового риска, рассчитанного с помощью метода кумулятивного построения. Согласно этому подходу уровень странового риска может быть определен как:
r = rf + Δr, (10)
где rf – доходность безрисковых активов;
Δr – риск-премия.
В связи с необходимостью учитывать субъективную составляющую для стратегических инвесторов Т.М. Смаглюкова считает целесообразным в качестве rf использовать величину ставки рефинансирования ЦБ РФ, которую принято относить к безрисковым ставкам. [19]
Величина риск-премии в работе рассчитывалась исходя из странового кредитного рейтинга, т.е. риск-премия представляет собой оценку суверенного риска с точки зрения внешних инвесторов.
В результате критическая величина комплексного показателя инвестиционной привлекательности составила:
r = ИП кj = 0,11 + 0,675 = 0,1775.
Таким образом, предлагаемая методика оценки инвестиционной привлекательности регионов позволяет увязать полученные значения комплексного показателя инвестиционной привлекательности с финансовыми расчетами инвесторов и местных органов власти, а также характеризовать доходность вложенных средств с учетом вероятных потерь. Кроме того, методика применима и за пределами РФ, поскольку позволяет установить различия в развитии регионов, выделить факторы, определяющие их, разработать механизм воздействия на эти факторы, способствующий достижению желаемого уровня развития региона при минимальных затратах.
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ
3.1 Зарубежный опыт повышения инвестиционной привлекательности и возможности его применения в РФ[61]
Рассмотрев факторы, влияющие на формирование благоприятного инвестиционного климата региона, нельзя не отметить, что, прежде всего, необходимо целостное представление государства с точки зрения инвестиционной привлекательности на мировой арене. Стратегия продвижения инвестиционного имиджа имеет большое значение для привлечения прямых иностранных инвестиций. В этой связи особенно интересен опыт Ирландии – страны, которая добилась успеха за счет четко сформулированной активной политики, направленной на развитие конкретных отраслей промышленности. Где в настоящее время более двух третей всей промышленной продукции производится иностранными фирмами, а иностранные инвестиции позволили в последние годы добиться высоких темпов экономического роста.
Ирландское агентство по развитию начало искать потенциальных инвесторов еще в 60-х гг., когда требовалось заполнить пробелы в промышленной структуре экономики.
Исследования, опирающиеся на опыт 50 промышленно развитых и развивающихся стран, показали, что маркетинговые расходы на поощрение инвестиций способствуют росту прямых иностранных инвестиций. Был сделан вывод, что каждый доллар, потраченный на продвижение инвестиционного имиджа, мог принести прибыль, чистая приведенная (дисконтированная) стоимость которой достигла 4 доллара.
Исследование работы отдельных инвестиционных агентств выявило, что наиболее эффективным являются инвестиции, четко ориентированные на те или иные сектора, в совокупности с активной маркетинговой стратегией, разработанной под конкретных потенциальных клиентов данной страны.
Также в Ирландии есть государственное ведомство, которое занимается привлечением инвестиций, называется Агентство по индустриальному развитию Ирландии (Industrial Development Agency of Ireland). Агентство одновременно лоббирует политику, которая помогает привлекать иностранные инвестиции (к примеру, Ирландия имеет один из самых низких налогов на торговлю в Европе – 12,5%) и информирует зарубежных инвесторов об экономической ситуации в стране. Особые усилия прилагаются для привлечения инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, где инвесторам предлагаются выгодные налоговые условия.
Агентство напрямую ведет переговоры с такими крупными корпоративными гигантами как Microsoft, который на сегодняшний день имеет главное региональное представительство именно в Ирландии. Агентство также оказывает помощь отсталым в экономическом плане районам страны путем предоставления специальных льгот для инвесторов, которые открывают в них филиалы своих компаний. В результате успешной работы агентства, прямые иностранные инвестиции в Ирландию увеличились от 1 миллиарда долларов США в 1994 году до 25 миллиардов в 2006 году.
В составе основных направлений государственной политики, ориентированной, в том числе, на улучшение инвестиционного климата, заслуживают внимания следующие:
· поддержка инновационной и исследовательской активности, первоклассных исследовательских центров в сфере информационных технологий;
· создание технопарков и инновационных кластеров[62];
· формирование инфраструктурных и финансовых условий, благоприятных для иностранных инвесторов. В их числе: предоставление им земельных участков для строительства промышленных помещений, грантов на реализацию проектов в области НИОКР и профессиональной подготовки, капитальных субсидий для покрытия расходов на приобретение земельных участков, зданий и технологического оборудование предусмотрено предоставление капитальных субсидий, налоговых льгот[63];
· формирование института государственно-частного партнерства для развития инфраструктуры инвестиционного процесса. Так, для удовлетворения запросов ведущих компаний в сфере информационных технологий реализуются проекты по расширению и модернизации сетей для передачи информации, которые предполагают: модернизацию локальных внутренних сетей с переходом на усовершенствованные телефонные линии и беспроводные методы соединения; модернизацию в более отдаленной перспективе линий международной связи с использованием оптоволоконных соединений[64].
Опыт США. В оценке опыта США следует обратить внимание на ряд важных для целей данной работы положений:
1) Создание благоприятного инвестиционного климата определяется как одно из ключевых направлений деятельности территориальных органов власти. Особое внимание уделяется экономико-организационному обеспечению притока иностранных инвестиций. С этой целью, например, в конце 90-х годов ХХ века в 25 штатах США организованы специальные международные торговые подразделения по стимулированию экс порта и привлечению иностранного капитала в рамках агентств по экономическому развитию.[65]
Информация о работе Инвестиционная привлекательность регионов