Проблема взаимодействия государственной власти и бизнеса в аспекте развития инвестиционной привлекательности региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 23:54, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Современная рыночная экономика представляет собой своеобразный механизм взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти с бизнес - сообществом. Свое реальное воплощение это взаимодействие находит в единстве многообразия различных форм и направлений: создание непосредственно инфраструктуры экономической системы; обеспечение благоприятных условий эффективного функционирования экономики; формирование и реализация промышленной политики; размещение государственных и муниципальных заказов; институционализация лоббистской деятельности структур бизнеса; институциональное оформление корпоративного сектора и т.д.

Оглавление

Введение
1. Теоретические вопросы взаимодействия государственной власти и бизнеса в рыночной экономике.
2. Основные аспекты взаимоотношений власти и бизнеса.
3. Характеристика взаимодействия власти и бизнеса в современной России.
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Власть и бизнес.docx

— 80.52 Кб (Скачать)

Южный Федеральный университет

Институт по переподготовке и повышению квалификации

преподавателей гуманитарных и социальных наук

отделение «Регионоведение»

 

 

 

 

Курсовая работа по теме:

Проблема взаимодействия государственной власти и бизнеса в аспекте развития инвестиционной привлекательности региона

 

 

 

 

Выполнила студентка 2 курса, 1 группы

Назарова А.Ю.

Преподаватель: доц. Баженова Е.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2008г. 
План:

 

Введение

1. Теоретические  вопросы взаимодействия государственной  власти и бизнеса в рыночной  экономике.

2. Основные  аспекты взаимоотношений власти и бизнеса.

3. Характеристика взаимодействия власти и бизнеса в современной России.

4. Заключение

5. Список  использованной литературы

 

Введение.

 

 Актуальность темы исследования. Современная рыночная экономика представляет собой своеобразный механизм взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти с бизнес - сообществом. Свое реальное воплощение это взаимодействие находит в единстве многообразия различных форм и направлений: создание непосредственно инфраструктуры экономической системы; обеспечение благоприятных условий эффективного функционирования экономики; формирование и реализация промышленной политики; размещение государственных и муниципальных заказов; институционализация лоббистской деятельности структур бизнеса; институциональное оформление корпоративного сектора и т.д.

Возрастание значимости и актуальности взаимодействия государственной власти и бизнеса приобретает в периоды радикальных социально-экономических изменений. Институциональные преобразования относятся к фундаментальным реформам экономической, политической и социальной жизни российского общества, со всей определенностью, акцентируя внимание на необходимости коренного пересмотра природы властных отношений в отечественном обществе, роли и места властных структур в организации конструктивного диалога с субъектами бизнеса. Однако, в настоящее время, в отечественной экономике практика такого рода институционализированного (узаконенного) взаимодействия и разрешения, возникающих перед властью и бизнесом проблем находится в процессе своего становления. Это в значительной мере сдерживает формирование эффективного механизма их взаимообусловленного сотрудничества.

Отсутствие опыта в осуществлении институциональных реформ, сопровождаются отсутствием четкости исполнения правовых и законодательных норм и, как следствие этого, значительным преобладанием неформальных отношений, что, в свою очередь, ведет к резкой криминализации экономики и коррупционному поведению на всех уровнях государственной власти и управления. Более того, отсутствие теоретически продуманной системной концепции осуществления институциональных преобразований привело к значительному рассогласованию формальных и неформальных норм и «правил игры» и, в конечном итоге, к оппортунистическому поведению субъектов бизнеса, в части выполнения ими контрактных обязательств, и повсеместное использование «серых» схем ведения бизнеса.

Обозначенное выше обуславливает необходимость всестороннего исследования отношений, складывающихся в период институциональной трансформации между государственной властью и бизнесом.

Степень изученности проблемы. В отечественной научной литературе вопросы взаимодействия государственной власти и бизнеса затрагиваются в достаточно обособленных друг от друга аспектах. Многие научные и методические публикации посвящены в отдельности исследованиям либо феномена предпринимательства, его генезиса, характеристик преимуществ малого и крупного бизнеса, либо вопросам государственного регулирования экономики вообще и деятельности субъектов бизнеса в частности, форм и методов их государственной поддержки.

Тем не менее, отдельные элементы взаимосвязи государства и бизнеса, нашли отражение в ряде работ основоположников теории предпринимательства: Р.Кантильона, Ж.-Б.Сэя, А.Смита, Г.Шмоллера, М.Вебера, В.Зомбарта, И.Шумпетера, О.Шпенглера, А.Маршалла, А.Пигу, М.Фридмена, Р.Штаммлера и др. В более поздних работах ученых исследователей, в соответствии с требованием времени, акцент был перенесен на всестороннее рассмотрение аспекта социальной ответственности бизнеса перед обществом: Ф.Берли, Г.Минз, Г.Боуэн, К.Уолтон, К.Дэвис, П.Сети, Дж.Макки, Н.Джекоби, Н.Чемберлен, Х.Ламперт, Дж.Стиглиц и др.

Институциональный аспект анализируемого взаимодействия раскрывается нами на основе фундаментальных работ представителей институциональной экономической теории, базирующихся на принципах активного участия государственной власти в процессе формирования институциональной структуры общества и эффективного взаимодействия экономических агентов. Среди таковых целесообразно выделить работы А.Алчияна, Р.Коуза, Д.Норта, Т.Эггертсона, Дж.Бьюкенена, Г.Беккера, Т.Веблена, М.Олсона, Дж.Ходжсона, О.Уильямсона, Дж.К.Гэлбрейта, У.Митчелла, Р.Нельсона, С.Уинтера, Г.Саймона, К.Менара и др.

В то же время, проблема конструктивного взаимодействия власти и бизнеса в отечественной экономической и политологической литературе не нашла адекватного ее научно-практической значимости отражения. Комплексные и всеобъемлющие исследования проблемы взаимодействия властных структур и бизнеса присутствуют у достаточно небольшого круга отечественных экономистов. Среди таковых можно выделить научно-исследовательские работы Радаева В., Шамхалова Ф., Колесниковой Л.

Кроме того, анализ современных процессов, так или иначе, затрагивающих систему взаимодействия властных структур и бизнеса в контексте институциональных преобразований активно ведется отечественными учеными-экономистами: Л.Абалкин, С.Авдашева, С.Авраменко, В.Аузан, С.Аукционек, В.Бирюкова, А.Волков, С.Глазьев, А.Городецкий, Т.Гурова, В.Дементьев, М.Дерябина, А.Илларионов, В.Иванченко, Р.Капелюшников, В.Мальгин, А.Олейник, В.Полтерович, А.Радыгин, В.Тамбовцев, А.Шаститко, Е.Ясин и др.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что многие проблемы взаимодействия бизнеса и власти в условиях институциональных преобразований остаются слабо исследованными и носят дискуссионный характер. Это и определило цели и задачи работы, ее логику и структуру.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является выявление системы эффективного взаимодействия государственной власти и бизнеса, основных направлений этого взаимодействия в условиях инвестиционной деятельности региона.

Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:

  • доказать необходимость согласования формальных и неформальных институтов, в контексте легитимизации норм и процедур взаимодействия бизнеса и власти, как основополагающего условия становления эффективной системы их взаимодействия;
  • - обозначить особенности взаимодействия власти и бизнеса в рыночной экономике;
  • - рассмотреть механизмы правового обеспечения эффективного функционирования взаимодействия власти и бизнеса;
  • - выявить как взаимодействие власти и бизнеса оказывает влияние на инвестиционную деятельность региона.

Предметом исследования выступает система социально-экономических отношений, возникающих в результате формирования, развития и реализации основных направлений взаимодействия властных структур и бизнеса.

Объектом исследования является механизм и основные направления взаимодействия анализируемых субъектов, которые выявляются в процессе научного поиска точек соприкосновения, выполняемых ими функций и преследуемых интересов.

 Методологической и теоретической  основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, материалы периодической печати, нормативные акты Российской Федерации по вопросам экономики, энциклопедические источники, интернет ресурсы. Информационную базу составляют статистические сборники Госкомстата РФ и РТ, аналитические материалы государственных органов и научных центров РФ.

 Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что основные научные положения и выводы, сделанные автором, могут использоваться:

- в качестве  основы для дальнейших исследований  проблемы взаимодействия власти  и бизнеса;

- для  разработки экономической политики  государства в части установления  таких институциональных рамок, которые способны активизировать  деятельность субъектов бизнеса.

 

1. Государственная власть - важнейший атрибут государства, наделение его органов властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Ее источник — не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и организационные формы ее осуществления. Государственная власть — это высшая власть в обществе; общеобязательность ее решений основана не только на легитимности и авторитете, но и на присущей только ей возможности использования государственного принуждения.

Бизнес - предпринимательская деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела.

Инвестиционная деятельность - в широком смысле - совокупная деятельность по вложению денежных средств и других ценностей в проекты, а также обеспечение отдачи вложений.

Инвестиционная деятельность - в узком смысле - покупка/продажа долгосрочных активов и других объектов инвестирования, не являющихся денежными эквивалентами.

 В 90-е годы в субъектах РФ возникли различные модели взаимодействия бизнеса и власти. Выделяются:

  • модель патронажа, предполагающая административное давление власти на бизнес;
  • модель «приватизации власти», когда власть сосредотачивалась в руках одной группы экономических субъектов,
  • модель подавления, когда власть использовала в отношениях с бизнесом репрессивный аппарат;
  • модель партнерства, в рамках которой представители бизнеса и власти заключали компромисс. (9)

К началу нового столетия в отношениях бизнеса и власти в российских регионах произошли существенные изменения. Они были обоснованы начавшейся политикой рецентрализации России и последовавшим за ней изменением потенциала региональной власти, возросшей политизацией бизнеса, а также появлением на региональном пространстве новых влиятельных игроков.

Однако, централизация не привела к доминированию репрессивных моделей внутри регионов, скорее наоборот, сильные экономические субъекты, объединившись с сильной властью, стали решать свои прагматические задачи еще более последовательно, отказавшись от полного захвата власти одной из сторон. Рациональность данной модели сосуществования власти и бизнеса подтверждают данные проведенного исследования.

 Так  же стоит сказать о необходимости  и сущности взаимодействия бизнеса  и власти.

В настоящее время происходит резкое изменение качества среды бизнеса, придание ей стимулирующего характера, особенно в инвестиционной сфере, что требует переосмысления, а по сути, формирования нового подхода к взаимодействию властных структур и бизнеса.

Современная экономическая мысль пытается отыскать новые методологические подходы, объясняющие исследуемое нами взаимодействие в контексте происходящих изменений, как на уровне страны, так и в связи с процессами глобализации, поскольку прежние классические и неоклассические концепции не способны адекватно отразить социально-экономические взаимосвязи нашего времени. Данное мнение присутствует у значительного числа отечественных исследователей, объясняющих его через своеобразие нового витка спирали развития экономической науки. Последний, обусловлен развитием информационно-коммуникационных технологий и значительно усилившейся взаимозависимостью экономических субъектов от внешней среды, что ставит в центр научного анализа взаимодействие бизнеса и среды его деятельности, формирующуюся вследствие установления государственной властью «правил игры».

Дело в том, что идеализация неоклассиками свободной конкуренции и недооценка роли государства оказали воздействие и на теоретические концепции того времени, усилив изначально присущий им акцент на микроуровне. При этом макросреда воспринималась и зачастую продолжает восприниматься как нечто объективно присутствующее, но изначально заданное и не изменяющееся с течением времени. (1;2.)

Великая депрессия 1929-1933 г.г. инициировала развитие теоретических направлений фокусирующихся на макроэкономических проблемах, что придало импульс возникновению в 1970-1980 г.г. теории предложения, внесшей значительный вклад в формирование принципов государственной экономической политики стимулирования бизнеса. Начиная с этого времени все большее число исследователей, предпринимают попытки интегрированного рассмотрения бизнеса как полифункциональной деятельности во взаимосвязи с его макросредой (Ф. фон Хайек, Л. фон Мизес, И.Кирцнер и др.)

Информация о работе Проблема взаимодействия государственной власти и бизнеса в аспекте развития инвестиционной привлекательности региона