Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 23:54, реферат
Актуальность темы исследования. Современная рыночная экономика представляет собой своеобразный механизм взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти с бизнес - сообществом. Свое реальное воплощение это взаимодействие находит в единстве многообразия различных форм и направлений: создание непосредственно инфраструктуры экономической системы; обеспечение благоприятных условий эффективного функционирования экономики; формирование и реализация промышленной политики; размещение государственных и муниципальных заказов; институционализация лоббистской деятельности структур бизнеса; институциональное оформление корпоративного сектора и т.д.
Введение
1. Теоретические вопросы взаимодействия государственной власти и бизнеса в рыночной экономике.
2. Основные аспекты взаимоотношений власти и бизнеса.
3. Характеристика взаимодействия власти и бизнеса в современной России.
4. Заключение
5. Список использованной литературы
Таким образом, особенностью исследования является понимание взаимодействия бизнеса и государства как динамического неравновесного единства двух сторон в системе «бизнес — среда его деятельности», где государство как элемент, определяющий «правила игры», а бизнес в качестве рядового игрока.
Придерживаясь точки зрения об интерактивности взаимодействия государства и бизнеса методологически верным, думается, будет использование синергетического подхода к анализу исследуемой проблемы. Определение синергетики в современной науке трактуется с одной стороны, как теория самоорганизации систем — открытых, находящихся в состоянии неравновесного энерго-массо-информационного обмена с окружающей средой; а с другой как теория, раскрывающая закономерности протекания лавинообразных процессов нелинейного саморегулируемого роста сложных систем. (1)
Разделяя
вышеизложенное мнение, хотелось
бы заметить, что в отечественном
законодательстве формулировка
бизнес деятельности по-
Государственное
воздействие на социально-
Все многообразие мнений экономистов-теоретиков по исследованию сущности и необходимости государства можно, так или иначе, разделить на два основных подхода — теория общественного договора (институционалисты) и теория эксплуатации (Маркс К., Энгельс Ф. и др.) Первая, связывает появление государства с необходимостью своеобразной третейской стороны, которая бы гарантировала и контролировала условия общественного договора. Под последним понимается признание прав индивидуума на определенные ресурсы со стороны других участников договора, в обмен на его отказ от притязаний на остальные ресурсы и согласие уважать чужие права на них. В этом случае, появление государства видится как добровольный первоначальный контракт способный повысить уровень благосостояния в обществе.
Эксплуататорские теории исходят из того, что государство есть орудие господства и насилия определенных групп и классов. В связи с этим, основная функция государства перераспределение дохода в пользу властвующей группы (класса) общества от остальных его членов.
2. Действительно индивидуумы не могут действовать без определенных нормативов и «правил игры», которые, в значительной мере, организуют рынок и помогают его контролировать, даже, несмотря на то, что их соблюдение ограничивает деятельность самих индивидуумов. Важность всецелого выполнения государственной властью данной функции не вызывает сомнений, поскольку она оказывает влияние буквально на все стороны жизнедеятельности общества и, в конечном итоге, сказывается на эффективности функционирования экономики. (3)
Эта ситуация становится возможной в силу неразрывной взаимосвязи государственной власти с хозяйственной деятельностью бизнес сообщества. Так, например, если гарантии частной собственности в государстве носят расплывчатый и неопределенный характер, то фактически ограничивается экономическая свобода. Как следствие этого, бизнесмены, практически не имея возможности использовать частную собственность по своему усмотрению, неизбежно сужают сферу приложения капитала, что приводит, в лучшем случае, к его перетеканию в те области, в которых более или менее обеспечиваются гарантии его сохранности, а в худшем — к ограничению либо сворачиванию хозяйственной активности. Теми же причинами можно объяснить низкую инвестиционную активность иностранного капитала в нашей стране.
Что касается выполнения государством функции гаранта соблюдения условий контракта, то здесь наибольшую важность приобретает эффективная законодательная база и действенный механизм исполнения законодательства, адекватные действия правоохранительных органов, справедливость и понятность судебных решений. Неудовлетворительное выполнение государством этой функции имеет следствием частичную замену гражданского права — «кулачным» и создает основу коррупционного поведения в обществе. Становится очевидным, что неукоснительное выполнение государственной властью анализируемой функции обеспечивает не только увязку эффективности функционирования экономики с правовым обеспечением, но и социальную стабильность в обществе.
Таким образом, последовательное выполнение государством функции правового обеспечения существования рынка выступает не только условием эффективного функционирования бизнеса и экономики в целом, но и движущей силой его последующего подъема и развития.
Противоречия между бизнесом и властью всегда казались очевидными. Кратко они заключаются в том, что власть хочет получать как можно больше средств для решения социальных задач, а бизнесу необходимы данные средства для повышения своей конкурентоспособности, общей для них может стать цель привлечения как можно больше числа инвесторов в регион. Исходя из этого, можно выделить следующие возможности решения противоречий между властью и бизнесом, средства достижения эффективной совместной деятельности для повышения инвестиционной привлекательности региона:
Мы рассматриваем пример в условиях, когда власть и бизнес способны понимать зависимость друг от друга, поэтому заинтересованы в диалоге и выработке приемлемых для обеих сторон решений, для привлечения как можно большего числа инвестиций в регион.
Сначала необходимо сформулировать согласованную цель, что позволяет сформировать общую модель. Модель становится основой для обсуждения при поиске решений.
3. В субъектах РФ, где между бизнесом и властью устанавливаются партнерские отношения, попадание в слой бизнес - элиты обусловливается, не просто хорошими отношениями с властными фигурами, а успехами собственного бизнеса. Среди наиболее влиятельных лиц в этих регионах можно встретить немало независимых от власти бизнесменов, а списки влиятельных в политике и экономике людей полностью не совпадают.
В динамично развивающихся регионах властные и бизнес -элиты стремятся не рисковать достигнутым и находить приемлемые для двух сторон формы взаимодействия. Однако это не означает, что модель партнерства устойчива и не может трансформироваться в какую-либо другую модель отношений. По крайней мере, и у бизнеса, и у власти есть инструменты влияния, которые способствуют тому, чтобы держать друг друга под контролем.
Вследствие этого представители бизнеса идут в партийные структуры и с удвоенной энергией пытаются получить доступ к законодательной власти. Выбор партийного знамени вполне рационален, самая острая конкуренция - за административные ресурсы «Единой России». Второй путь - в исполнительную власть региона, и он также весьма популярен. Отстаивая свои интересы, региональный бизнес проникает в политику любыми способами, и на фоне отсутствия дееспособных структур гражданского общества этот сдвиг следует считать позитивным, несмотря на все издержки и компромиссы «окольного» пути. (3)
Не имея стабильных перспектив, бизнес живет на старых советских активах и не спешит с большими инвестициями, ограничиваясь модернизацией того, что имеет. Крупные корпорации вывозят прибыль за рубеж, скупая иностранные активы и снижая риски экспроприации. Предстоящие выборы преемника и жесткая борьба элитных групп в высших эшелонах власти не добавляют стабильности.
При взаимодействии бизнеса с региональной властью есть много примеров конструктивного партнерства, причем есть объективные факторы, расширяющие сферу партнерских отношений.
Важнейший фактор - изменения в инвестиционной политике регионов. Под давлением «вертикали» их ресурсы сокращаются по сравнению с пухнущей федеральной казной, а особые отношения с крупным бизнесом делаются все менее устойчивыми. Региональные власти вынуждены обучаться цивилизованной борьбе за новые инвестиции, а это прямой путь к улучшению инвестиционного климата. Растет внимание к инвесторам, хотя пока ищут в основном крупных и зарубежных инвесторов. Более широко и гласно стали предоставлять льготы: в Пермской области региональную льготу по налогу на прибыль впервые получили все экономические акторы, а не только «особо приближенные» или новые инвесторы. В отдельных регионах власти, обеспечивая согласование сделки, сами помогают инвесторам преодолевать административные барьеры. И хотя во многих местах все еще требуется «плата за вход», позитивно сказывается то, что страна у нас большая и разная. (3)
Взаимовыгодность действий власти и бизнеса в России заключается в том, что представители бизнеса выражают готовность участвовать в социально-экономическом развитии региона, решать социальные проблемы людей, занятых в производстве (увеличение заработной платы, предоставление социальных льгот), а власть, в свою очередь, создаёт благоприятные условия для увеличения выпуска конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на рынке, реализации эффективных инвестиционных проектов, которые позволят в будущем увеличить производство новой продукции. (5)
Заключение.
В ходе исследования были получены следующие новые научные результаты:
Список используемой литературы:
1. Колесникова Л. Предпринимательство: от «максимизации прибыли» к синергии социально-экономических систем// Вопросы экономики. - 2000. - №10. - С. 40-41;
2. Делокаров К. В поисках новой парадигмы/ К. Делокаров, Ф.Демидов. - М.:РАГС, 1999 и др.
3. http://www.ufagub.com
4. http://www.4plus5.ru
5. http://www.volgograd.ru
6. http://slovari.yandex.ru/
7. http://www.intelros.ru
8. http://www.fesmos.ru
9.