Инвестиционная политика государства по отношению к иностранным инвестициям

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть сущность инвестиционной политики принимающих стран по отношению к иностранным инвестициям и возможность ее применения.
Основные задачи:
рассмотреть влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей стороны;
рассмотреть основные принципы проведения инвестиционной политики;
проанализировать основные меры по стимулированию притока иностранных инвестиций в страну.

Файлы: 1 файл

инвестиционная политика государства.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

      360 (лобач) до 16.06.08 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по предмету: 

"Иностранные  инвестиции"

на тему: 
 

«Инвестиционная политика государства                                                             по отношению к  иностранным инвестициям»

 

      Содержание:

      Стр. 
 
 

 

       Введение

     Среди важных факторов развития рыночных отношений  в России существенное место занимает привлечение иностранного капитала. В условиях административно-командной экономики страна  была полностью отделена от потоков движения капитала. Между тем в странах  Запада международная миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между промышленно развитыми странами.

     Для современной России, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство  и перехода к открытой экономике, в стратегическом плане крайне необходимо участие в процессах миграции капитала и как импортера, и как экспортера капитала, посредством которой страна будет более активно вовлечена в интернационализацию производства. Однако для более эффективного  взаимодействия с мировой финансовой системой необходимо проанализировать опыт других стран по привлечению иностранных инвестиций, а также использовать наиболее эффективные его механизмы.

     Цель  данной работы – рассмотреть сущность инвестиционной политики принимающих  стран по отношению к иностранным  инвестициям и возможность ее применения.

     Основные  задачи:

    • рассмотреть влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей стороны;
    • рассмотреть основные принципы проведения инвестиционной политики;
    • проанализировать основные меры по стимулированию притока иностранных инвестиций в страну.

      Работа  основана на теоретических данных учебников  и практических статьях.

 

Инвестиционная политика государства                                                             по отношению к иностранным инвестициям

       Инвестиционная  политика осуществляется в рамках национальной внешнеэкономической стратегии. Ее специфика зависит как от содержания и целей преобладающего направления внешнеторговой политики — импортной или экспортной политики, так и от соотношения между тенденциями внешнеторговой политики — между протекционизмом и либерализацией.

       Прямые  зарубежные Инвестиции (ПЗИ) позитивно  влияют на экономическое развитие принимающего государства, содействуя росту эффективности составляющих факторов экономического развития на основе реструктуризации экономики, развития инфраструктуры, содействия занятости местной рабочей силы, передачи технологий, управленческого опыта, права пользования торговой маркой материнской компании и др. У государства, принимающего ПЗИ, нет явных причин ограничивать приток долгосрочного капитала в форме инвестиций. Но любое государство осуществляет регулирование притока иностранных инвестиций на основе разного рода мер, в том числе оказывая влияние на объем привлекаемых инвестиций, на их отраслевое распределение.

       При разработке национальной политики регулирования инвестиционных потоков государство учитывает их возможное негативное влияние. По мнению зарубежных аналитиков1, в этом аспекте следует выделить три момента:

       1) вложение иностранного капитала  в производство происходит одноразово, а вывоз прибыли — постоянно. Это ведет к выравниванию объема ранее ввезенного (в форме капиталовложений) и вывезенного капитала (в форме прибыли и доходов). Таким образом, осуществляется «старение» инвестиций. Однако далеко не всегда инвестор полностью вывозит полученную прибыль. Чтобы стимулировать реинвестирование полученной прибыли в принимающей стране, необходим стабильный и благоприятный инвестиционный климат,

       2) как известно, капитал (иностранный  или национальный) вкладывается в отрасли, обеспечивающие наиболее быструю и эффективную отдачу, что может привести к диспропорциональному развитию национальной экономики, если государство не будет регулировать направления капиталопотоков. Сказанное относится также к экологически грязным отраслям производства, переносимым из промышленно развитых стран в развивающиеся государства и в страны с переходной экономикой со сравнительно мягкими стандартами защиты окружающей среды;

       3) выделяют и психологический момент, а именно отрицательное отношение частнопредпринимательского сектора, отдельных граждан принимающей страны к владению иностранным капиталом прибыльными отраслями, компаниями, влиянием, которые они оказывают на определение стратегии развития той или иной отрасли экономики и др.

       Любое государство как институт власти выполняет активную роль в разработке и реализации политики привлечения  зарубежных инвестиций для2:

       - содействия экономическому росту  страны;

       - обеспечения экономического суверенитета  и/или получения максимально возможных экономических преимуществ.

       Первая  цель требует установления более  высокого уровня иностранной собственности в уставном капитале фирмы и контроля в руках зарубежных собственников, например, в тех отраслях, привлечение капиталовложений в которые положительно влияет на рост производительности труда в принимающей стране. Напротив, вторая цель требует более высокого уровня национальной собственности и сохранения контроля над местными инвесторами.

       Государственная политика принимающей страны в отношении  иностранного капитала включает в себя:

       - политику регулирования инвестиций  с целью получения максимума прибыли на единицу вложенного капитала. Краеугольный камень этой политики — наиболее эффективная отдача вложенного иностранного капитала;

       - политику стимулирования для привлечения максимально возможного объема капитала. Здесь важнее обеспечить потенциально наибольший приток инвестиций, а не их эффективность.

       Как правило, государство как институт власти параллельно проводит оба направления — и политику регулирования и политику стимулирования иностранных капиталов. Но акцент делается на одно их этих направлений в зависимости от уровня экономического развития страны и лоббирования правительства интересами соответствующих групп населения.

       Е.В. Язовских на основе изучения теорий и эффектов международного перемещения капитала, воздействия иностранных инвестиций на экономический рост стран-импортеров капитала, выделила следующие основные принципы государственной инвестиционной политики3:

       1. Импорт прямых иностранных инвестиций увеличивается при повышении уровня таможенной защиты внутреннего товарного рынка страны и введения нетарифных барьеров.

       2. Объем привлечения иностранного  капитала возрастает в страны  с высокой емкостью внутреннего  рынка и значительным экономическим потенциалом (ресурсно-сырьевой, трудовой, производственный, инновационный, институциональный, инфраструктурный, финансовый, потребительский).

       3. Импорт зарубежного капитала  увеличивается в страны с более  благоприятным инвестиционным климатом и низким инвестиционным риском (экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный, законодательный).

       4. Транснациональные корпорации осуществляют  прямые инвестиции, перемещают в страну-реципиент капитала новые технологии, ноу-хау, менеджмент, корпоративную культуру и благодаря этому меняют отраслевую структуру экономики в стране-реципиенте капитала, экономят время и ресурсы для развития новых отраслей. При этом эволюция отраслевой структуры инвестиций определяется переходом от простых отраслей к более сложным.

       5. Динамика иностранных инвестиций  объективно базируется на фазах жизненного цикла товара в международной торговле. На первом этапе иностранная продукция ввозится в страну, на втором этапе жизненного цикла с ростом внутреннего спроса на товар организуется отечественное производство. На третьем этапе страна становится производителем и экспортером данного товара, а в последующем – экспортером капитала.

       6. Наибольшая эффективность экономического  развития обеспечивается привлечением иностранного капитала в экспортно-ориентированные отрасли экономики и импортозамещающие производства, сферу услуг.

       7. Принцип экономической безопасности  предполагает законодательно установленные ограничения на деятельность иностранных инвесторов и жесткий контроль за использованием национальных ресурсов. Государство обязано ограничивать деятельность иностранных компаний, приобретающих акции отечественных предприятий с единственной целью вывоза прибыли, не способствующих росту экономического потенциала страны.

       8. Эффективная государственная политика  привлечения инвесторов основана  на создании в стране OLI-преимуществ: 

       а) О-преимущества владения собственностью для иностранных инвесторов (Ownership advantages);

       б) L-преимущества географического размещения зарубежного производства (Location advantages);

       в) I-преимущества - степень интернализации компании (Internalization advantages). Принцип OLI-преимущества отражает мотивы зарубежных инвестиций.

       9. Принцип зависимости иностранных  и внутренних инвестиций означает, что увеличение притока иностранного капитала происходит, как правило, в условиях роста внутренних инвестиций. Создание благоприятного инвестиционного климата для отечественных предприятий является приоритетной задачей государственной инвестиционной политики, имеющей своим косвенным результатом рост зарубежных инвестиций.

       Государственная политика регулирования иностранных  инвестиций проводится в отношении  зарубежной собственности, в налоговой  и таможено-тарифной сферах, в валютной и ценовой областях и т.д. На практике она реализуется с помощью разного рода мер4. Одной из общепринятых классификаций мер государственной политики является классификация, включающая в себя пять групп мер. Наиболее динамичными считаются меры торговой политики благодаря либерализации в рамках многосторонних торговых переговоров. Именно эти меры наиболее значительно влияют на объем и направления капиталопотоков.

       1. Меры торговой политики:

    • Таможенно-тарифные и количественные ограничения.
    • Отраслевые ограничения импорта, в т.ч. «добровольные» ограничения экспорта.
    • Технические барьеры — национальные стандарты, правила безопасности, здравоохранения и др.

       Перечисленные выше меры стимулируют инвестиции, ориентированные на замещение рыночных потребностей (импортозамещающие отрасли), но ограничивают все остальные инвестиции.

    • Заключение региональных экономических соглашений о формировании зон свободной торговли, таможенных союзов, общих рынков.  Содействует росту взаимных инвестиций стран — участниц группировки, стимулирует ТНК к развитию регионального интегрированного производства.
    • Введение правил о происхождении товаров. Ведет к росту инвестиций в производство промежуточной продукции.
    • Создание экспортно-производственных зон. Стимулирует рост инвестиционных вложений в экспортно-ориентированные отрасли и трудоемкие отрасли,
    • Финансирование экспорта. Стимулирует прямые инвестиции, ориентированные на использование местных трудовых ресурсов, поможет негативно сказаться на экспортно-ориентированных инвестициях в тех случаях, когда субсидии являются заменой девальвации национальной валюты или существует опасность применения ответных мер.
    • Введение экспортного контроля. Содействует росту ПЗИ в экспортозамещающие отрасли.
    • Заключение соглашений о совместном производстве и компенсационной торговле. Влияет на динамику и направления распределения инвестиций в зависимости от характера и содержания соглашений.

Информация о работе Инвестиционная политика государства по отношению к иностранным инвестициям