Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:01, контрольная работа
Правильная экономическая политика государства является залогом успешного развития страны в целом, немаловажной её составляющей является и инвестиционная политика. Государство здесь выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других.
Анализ проблематики современного состояния российской экономики приводит к выводу о совершенствовании инвестиционной политики государства. Важность инвестиционной политики заключена в создании “будущего” экономики: определению приоритетных отраслей, восстановлению и совершенствованию основных производственных фондов.
Введение стр. 3
1. Понятие инвестиционной политики государства и её значение стр.3-5
2. Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития рыночных отношений в России стр. 5-9
3. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности стр.10-13
4. Бюджетное финансирование инвестиций стр. 14
5. Внебюджетные источники финансирования инвестиций стр. 14-16
Заключение стр. 16-17
Список литературы
Содержание:
Введение
1. Понятие инвестиционной политики государства и её значение стр.3-5
2. Формирование инвестиционной
политики государства в
3. Принципы, границы и
нормы участия государства
в инвестиционной
4. Бюджетное финансирование
инвестиций
5. Внебюджетные источники финансирования инвестиций стр. 14-16
Заключение
Список литературы
Введение
На современном этапе развития российской экономики многие экономисты ставят вопросы о продуманной экономической политике государства.
Правильная экономическая политика государства является залогом успешного развития страны в целом, немаловажной её составляющей является и инвестиционная политика. Государство здесь выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других.
Анализ проблематики современного состояния российской экономики приводит к выводу о совершенствовании инвестиционной политики государства. Важность инвестиционной политики заключена в создании “будущего” экономики: определению приоритетных отраслей, восстановлению и совершенствованию основных производственных фондов.
Одной из немаловажных проблем является наличие у многих крупных компаний и олигархии, в основном занятых экспортом природных ресурсов, крупных денежных средств, не направленных на развитие российской экономики, а уходящих за рубеж, или “бегство капитала”.
1. Понятие инвестиционной политики государства и её значение
Одной из форм экономической политики государства является инвестиционная политика, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др.
Категория «инвестиции» выступает обобщающим макроэкономическим показателем.
В самом общем виде инвестиции – это все виды активов (средств), включаемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода.
Инвестиции - это понятие, охватывающее:
1) реальные инвестиции (инвестиции
в землю, машины и
Понятие "новые" (или "чистые") инвестиции означает, что увеличивается размер основного капитала. "Инвестиции в модернизацию" - это средства, направляемые на возмещение износа капитала. Сумма "чистых" инвестиций и "инвестиций на возмещение" называется "валовыми инвестициями".
2) финансовые (портфельные) инвестиции, т.е. вложения в акции1, облигации2, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение дохода от собственности.
В зависимости от масштабности следует различать:
- инвестиционную политику на макроуровне;
- инвестиционную политику на региональном уровне;
- инвестиционную политику на уровне предприятия.
Под инвестиционной политикой
государства понимается комплекс целенаправленных
мероприятий, проводимых государством
для создания благоприятных условий
для всех субъектов хозяйствования
с целью оживления
Конечной целью инвестиционной политики государства является подъем экономики, повышение эффективности производства и решение социальных проблем.
В общем плане государство
может влиять на инвестиционную активность
при помощи самых различных рычагов:
кредитно-финансовой и налоговой
политики, предоставлением самых
различных налоговых льгот
На сегодняшний день,
располагая мощным инвестиционным потенциалом
и соответствующими ресурсами, российская
экономика не имеет устойчивой тенденции
к росту и это обусловлено
многими причинами и в первую
очередь тем, что за годы реформ практически
была разрушена способность
2. Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития рыночных отношений в России
Становление новой модели инвестиционной деятельности, адекватной рыночной системе хозяйствования, предполагало замену централизованного распределения инвестиционных ресурсов рыночными формами инвестирования. Это в свою очередь, обуславливало необходимость разработки новой инвестиционной политики, отвечавшей изменившимся экономическим условиям. Инвестиционную политику в условиях развития рыночных отношений в России можно разделить на два этапа:
I этап - Инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования (1997-2000 г.).
Меры государственной инвестиционной политики в рассматриваемый период были связаны в основном с комплексной программой стимулирования отечественных иностранных инвестиций в экономике России, бюджетом развития на период 1997-2000 гг., концепцией среднесрочной программы развития российской экономики на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост»
Основные направления государственной инвестиционной политики, изложенные в этих документах включали:
- проведение децентрализации инвестиционного процесса, перенос центра тяжести на частные инвестиции, повышение роли собственных и привлеченных средств предприятий посредством проведения новой амортизационной политики3, использования прибыли, вторичной эмиссии ценных бумаг, средств банков, институциональных инвесторов, населения;
- переход от безвозвратного финансирования предприятий к кредитованию их на платной и безвозвратной основе;
- усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направленных на инвестиции;
- сохранение роли государства как стратегического инвестора в области важнейших жизнеобеспечивающих производств, социальной сфере, общественно значимых объектов, не привлекательных для частных инвесторов;
- использование централизованных инвестиций на реализацию эффективных и быстро окупающихся объектов, расширение практики их долевого финансирования;
- стимулирование частных и иностранных инвестиций, совершенствование нормативной базы, предоставление гарантий и страхование инвестиций
В соответствии с принятым
курсом экономических реформ восстановление
инвестиционного процесса должно было
осуществляться при минимальной
роли государства. В качестве основных
предполагаемых источников рассматривались:
возросшие возможности
Между тем, на базе рыночных методов регулирования не удалось решить поставленные задачи, поскольку в российской экономике не сложились условия, позволяющие полностью отказаться от методов государственного воздействия. В российских условиях воздействие монетарных импульсов на производство не принесло ожидаемых результатов, жесткие рестрикционные меры в области денежно-кредитной политики хотя и облегчили в определенной степени адаптацию предприятий к изменяющейся рыночной конъюнктуре, но обнаружили свою несостоятельность в плане структурной перестройки производства инвестиции экономического оживления. Ухудшающееся финансовое состояние предприятий препятствовало, с одной стороны, направлению собственных средств (прибыли и амортизации) на инвестиционные цели, а с другой – привлечению ресурсов фондового и кредитного рынков.
Не были созданы макроэкономические предпосылки для мобилизации сбережений населения в форме иностранной наличной валюты, притока отечественного инвестиции иностранного капитала в реальный сектор экономики. В результате проводимой политики покрытия дефицита государственного бюджета путем расширяющейся эмиссии государственных обязательств накопление государственного долга и превышение стоимости его обслуживания вело к прогрессирующему сокращению возможностей бюджетного финансирования, которое усугублялось ростом напряженности в бюджетно-налоговой сфере в условиях жесткой фискальной политики5 и деформации платежной системы.
В поисках выхода из сложившейся
ситуации осуществлялось постоянное урезание
бюджетных расходов. Сокращение доходной
части бюджета вело к перенапряжению
инвестиции неупорядоченности
Государственное финансирование
инвестиционной деятельности было практически
свернуто, между тем масштабы частного
инвестирования не смогли компенсировать
снижение государственных инвестиций.
При повышении доли частных инвестиций
в общем объеме источников финансирования
(по формам собственности) совокупные
инвестиционные ресурсы резко сократились.
Если сокращение бюджетной поддержки
производства по внешним признакам
согласуется с сущностью
II этап - Инвестиционная политика в посткризисный период (до 2010 г.)
С целью корректировки курса экономических реформ и решения задач выхода страны из острого экономического кризиса в ноябре 1998г. был принят совместный документ “О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального Российского Банка по стабилизации социально-экономического положения в стране”, который исходил из необходимости усиления вмешательства в экономику, в том числе и её инвестиционную сферу. В нем было предусмотрено повышение организующей роли государства в обеспечении повышения эффективности производства за счет объединения “проблемных” организаций в крупные корпорации, в том числе с государственным участием, и оказания поддержки развитию мелкого и среднего бизнеса, создания конкурентной среды. Данный документ содержал ряд новых подходов к решению проблем оздоровления государственных финансов, банковской системы, восстановления рыночных механизмов реального сектора экономики, снижения налогового бремени, стимулирования экспорта, инвестиционной и инновационной активности, защиты внутреннего рынка, повышения эффективности управления государственным имуществом.
Были определены приоритеты программ развития, через которые должна была реализовываться структурная и производственная политика, но её реализация осложнялась сохранением существующих экономических условий; преодоление же сложившихся экономических проблем требовало использования действенных механизмов мобилизации ресурсов и инвестиционного роста.
Так, продолжалось сокращение государственных инвестиций и уменьшение доли средств, выделяемых на финансирование государственной инвестиционной программы. Не получили поддержки инвестиционные программы конверсии оборонной промышленности, а также большая часть объектов производственных комплексов. Было приостановлено выполнение большинства федеральных целевых программ. Сокращение инвестиционных расходов осуществлялось без детального анализа различных инвестиционных программ и их оценки с позиций соответствия приоритетным направлениям экономического роста, также аналогичная ситуация наблюдалась и в области государственного финансирования инновационной деятельности. Необоснованность инвестиционной политики и противоречивость принимаемых мер обусловили невыполнимость целевых ориентиров и неэффективность их программного обеспечения.
Новые программные правительственные документы, официально отражающие экономическую стратегию государства (план действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг. в основе которой положена стратегия развития Российской Федерации до 2010 года), декларируют смену приоритетов экономической политики, усиление её направленности на модернизацию и развитие реального сектора. В качестве основных средств достижения поставленных целей рассматриваются: улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, условий для развития финансовых рынков, методы денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики.
3. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности
Правительственными, независимыми
структурами, коллективами ученых, отдельными
специалистами разработаны
Действительно, анализ ситуации, сложившейся в российской экономике, приводит к принципиальному выводу о неизбежности обеспечить решение приоритетных задач инвестиционного развития только на основе саморегуляции рынка, который в российской экономике характеризуется весьма низкой степенью сформированности. Требуется усиления роли государства в инвестиционной сфере, корректировка экономической политики, поиск оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования. При этом следует определить границы и принципы участия государства в инвестиционном процессе с учетом специфики переходного к рынку периода развития российской экономики.