Инвестиционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:01, контрольная работа

Краткое описание

Правильная экономическая политика государства является залогом успешного развития страны в целом, немаловажной её составляющей является и инвестиционная политика. Государство здесь выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других.
Анализ проблематики современного состояния российской экономики приводит к выводу о совершенствовании инвестиционной политики государства. Важность инвестиционной политики заключена в создании “будущего” экономики: определению приоритетных отраслей, восстановлению и совершенствованию основных производственных фондов.

Оглавление

Введение стр. 3
1. Понятие инвестиционной политики государства и её значение стр.3-5
2. Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития рыночных отношений в России стр. 5-9
3. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности стр.10-13
4. Бюджетное финансирование инвестиций стр. 14
5. Внебюджетные источники финансирования инвестиций стр. 14-16
Заключение стр. 16-17
Список литературы

Файлы: 1 файл

УИПТ 8 . Инвестиционная политика государства..docx

— 36.90 Кб (Скачать)

При анализе возможностей усиления роли государства в инвестиционной сфере  следует учитывать, что  степень  расширения государственного участия  имеет объективные пределы. Эти  пределы, с одной стороны, обусловлены  реальными финансовыми  возможностями, а с другой стороны, тем, что рост присутствия государства  в экономике  должен способствовать притоку частных инвестиций, а  не их вытеснению. Оно предполагает повышение эффективности государственной  долгосрочной политики и конкретных действий при сохранении рыночных свобод и стимулировании частных инвестиций.

Вопрос  о принципах участия государства в инвестиционной деятельности во многом связан с проблемой ограниченности финансового потенциала для инвестиционного подъема. Примерные расчеты показывают, что только для восстановления дореформенных объемов инвестирования, с учетом глубины инвестиционного спада потребуется пятикратное  увеличение инвестиций, т.е. доведение их величины примерно до 2 трлн. руб. По  оценкам Министерства экономического развития РФ, потребность в инвестициях составляет 150 млрд. долл. в год.

При анализе данной проблемы возникает  также вопрос о критерии достаточности инвестиций. В среденесрочном периоде критерием достаточности инвестиций может служить такой объем инвестиционных ресурсов, который позволит обеспечить переход к устойчивому экономическому росту. С точки зрения макроэкономики это означает достижение стабильных положительных значений величины совокупных чистых инвестиций, соответствующих приросту объемов средств для обновления основного капитала, при увеличении эффективности использования инвестируемых ресурсов. В связи с этим необходимо стимулирование инвестиций до уровня, превышающего выбытие накопленных элементов производственного капитала. Этот ориентир обусловлен тем, что при более низких значениях инвестиций во вновь созданный продукт не будут скомпенсированы выбывающие элементы производственного капитала, в результате чего будут по-прежнему воспроизводиться условия экономического спада и продолжиться сокращение потенциала реального оживления производства.

Между тем возможности  обеспечения  приемлемой динамики экономического развития во многом ограничены низкими  масштабами внутренних накоплений, снижением  капиталоотдачи вложений в реальном секторе экономики. Очевидно, что  это особенности российской экономики  в ближайшее время будут определять принципы государственной инвестиционной политики. С учетом  жестких ресурсных  ограничений и несформированности рыночных механизмов инвестирования государственная политика в сфере инвестиционной деятельности должна базироваться на принципах выбора приоритетных направлений и “точечного инвестирования”, повышения степени управляемости инвестиционным процессом на основе усиления обоснованности, последовательности и комплексности разрабатываемых мероприятий.

Данная  специфика воздействует и на формы  участия государства  в инвестиционной деятельности. Как  отмечалось в рыночной экономике роль государства как непосредственного инвестора  сохраняется для основных жизнеобеспечивающих производств, социальной сферы и отраслей, имеющих особое государственное значение. Более важное значение приобретает регулирование инвестиционного процесса, направленное на создание благоприятного режима для деятельности частных инвесторов.

В условиях, создавшихся  в российской экономике, при ориентированности  инвестиционной стратегии в целом  на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование инвестиционной среды, благоприятной для частных  инвесторов и перелива капиталов  посредством совершенствования  денежно-кредитных, налоговых, амортизационных  и иных методов, обе составляющие государственной инвестиционной политики (как государственное инвестирование, так и государственное регулирование  инвестиционной деятельности) должны быть направлены на поддержку приоритетных отраслей и производств, носить взвешенный и системный характер.

При определении стратегических приоритетов  необходимо исходить из имеющихся конкурентных преимуществ  на мировом рынке, выражающийся в первую очередь в наличии разработок высоких технологий. В настоящее время к отраслям, где существуют серьезные технологические заделы и сохраняются потенциальные преимущества, можно отнести авиацию, металлургию, энергетику, машиностроение, станкостроение, биотехнологию и ряд других.

Инвестиции  в производство инновационной продукции  будут  способствовать формированию новых  направлений перетока капитала, повышению его производительности и стимулированию экономического роста. Точечный характер этих инвестиций позволит добиться экономического оживления при ограниченности инвестиционных источников. Такой подход признан мировой практикой испытанным способом преодоления ограничителей экономического роста, обусловленных недостаточностью рыночных механизмов.

Высокую степень приоритетности следует  придать эффективным  программам развития жизнеобеспечивающих  отраслей  и сфер народного хозяйства, поддержки отечественных производителей и обеспечение внутреннего спроса в экономике. Вместе с тем следует  учитывать, что в экономике, интегрирующейся в мирохозяйственные связи, инвестиции в производство товаров, являющихся конкурентоспособными лишь на внутреннем рынке, не могут быть источником стабильного растущего дохода.

Важным  условием эффективности  государственной  инвестиционной политики является разработка концепции структурной  перестройки производственного  сектора, особенно в части приоритетных направлений, на базе которой должны быть определены стратегии и механизм инвестирования для различных групп  предприятий, масштабы, формы и методы государственной поддержки, модели организации производственных структур с учетом реально сложившихся  в российской экономики условий, в том числе и институциональных.

В российской экономике традиционно  носителями конкурентных преимуществ  являются крупные производственные комплексы. Именно крупные корпорации, обладающие научно-техническим потенциалом, возможностями мобилизации ресурсов и эффективной интеграции в мирохозяйственные  связи, могут выступить основой  подъема и ускоренного развития экономики. Предприятия мелкого  бизнеса, имеющие, несомненно, большое  значение для функционирования рыночной экономики, в настоящее время  характеризуются крайне низким техническим  уровнем и отсутствием инвестиционных ресурсов, что вызывает необходимость  поиска их места в цепочках крупных  структур.

 

4. Бюджетное финансирование инвестиций

Государственные капитальные  вложения осуществляются в процессе выполнения государством своих функций: экономической, оборонной, правоохранительной, созидательной, экологической, социальной и др. Посредством капитальных  вложений государство может реально  влиять на структурную перестройку  экономики, обеспечивая повышение  эффективности народнохозяйственного  комплекса, ликвидацию имеющихся диспропорций в развитии отдельных отраслей и  регионов, сохранение единого экономического пространства.

Получателями  государственных  инвестиций могут  быть предприятия, находящиеся в  государственной  собственности, а  также юридические  лица, участвующие  в реализации государственных программ. Финансирование государственных инвестиций осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений. На федеральном уровне финансируются  федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности, на региональном — региональные программы  и объекты, находящиеся в собственности  отдельных конкретных территорий.

Бюджетному  финансированию присущ ряд принципов: получение  максимального экономического и  социального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования  бюджетных ресурсов; предоставление бюджетных средств стройкам и подрядным организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.

5. Внебюджетные источники финансирования инвестиций

Самыми  надежными являются собственные  источники финансирования инвестиций. В идеале каждой коммерческой организации необходимо всегда стремиться к самофинансированию. В этом случае не возникает проблемы, где взять  источники финансирования, снижается  риск банкротства. Имеются и другие положительные стороны. В частности, самофинансирование развития предприятия означает его хорошее финансовое состояние, а также имеет определенные преимущества перед конкурентами, у которых такой возможности нет. Основными собственными источниками финансирования инвестиций в любой коммерческой организации являются чистая прибыль и амортизационные отчисления.

Прибыль как источник финансирования инвестиций. Основной целью предприятия  в условиях рынка является получение  максимальной прибыли. Она является основным финансовым результатом деятельности предприятия.

В современных условиях предприятия  самостоятельно распределяют прибыль, остающуюся в их распоряжении. Ее можно  направить на: производственное развитие; строительство жилья, дома отдыха, детского садика и других объектов непроизводственного  назначения; выплату дивидендов, если это акционерное общество; благотворительные  цели и др. Для рационального использования  прибыли необходимо хорошо знать  техническое состояние предприятия  на данный момент и на перспективу, а также социальное положение  коллектива предприятия. Если на предприятии  работники в социальном плане, в  том числе и по уровню заработной платы, в большей мере обеспечены по сравнению с другими предприятиями, то в этом случае прибыль необходимо направлять в первую очередь на производственное развитие.

Однозначно  можно ответить, что прибыль надо направлять на развитие предприятия  в том случае, если уровень технического развития предприятия  низкий, что  является тормозом для  выпуска конкурентоспособной  продукции  и возможной причиной банкротства  предприятия. Таким  образом, распределение  прибыли на предприятии должно быть обосновано в экономическом и  социальном плане.

Амортизационные отчисления как источник финансирования инвестиций. Амортизация — процесс переноса стоимости основных фондов на выпускаемую  продукцию в течение их нормативного срока службы.

К основным средствам относятся  здания, сооружения, рабочие и силовые  машины и оборудование, измерительные  и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, производственный и хозяйственный  инвентарь и другие сроком службы более одного года и стоимостью более 10 тыс. рублей.

Основные  средства в процессе производства постепенно морально и  физически изнашиваются, т.е. они  меняют свои первоначальные параметры. Стоимость объектов основных средств  погашается посредством  начисления амортизации.

Заключение

Рассмотрев данные пункты, можно сказать что реализация правильной инвестиционной политики - сложная задача, и решение многих задач во многом будет зависеть от принимаемых мер по снижению инфляции; налоговой политики; реструктуризации банковской системы; законодательной базы инвестиционной деятельности; бюджетной политики; распространения лизинговых инвестиций. В связи с этим при разработке инвестиционной политики важнейшими задачами должны стать: создание условий для активизации инвестиционной деятельности; углубление институциональных и структурных преобразований, главной задачей которых должна быть финансовая стабилизация и включение в инвестиционную сферу всех возможных источников, а для этого необходима законодательная база, обеспечивающая инвесторам определенные права и гарантии. Итак, сегодня инвестиции и инвестиционная политика являются ключом к выводу нашей экономики из сложившейся ситуации.

Для решения проблем экономического роста, внедрения новых технологий, обеспечения производства конкурентоспособной  продукции необходима комплексная  государственная инвестиционная политика, направленная на создание благоприятной  инвестиционной обстановки на территории России, в регионах и отраслях промышленного  производства, существенно увеличит приток инвестиционных ресурсов в экономику и позволит обеспечить реализацию имеющихся в стране возможностей экономического роста. Победа партии “Единая Россия”, уверенное избрание на второй срок В.В. Путина, предоставили аванс в реализации правильной инвестиционной политики в экономике России.

 

 

Список литературы:

1) Государственные и муниципальные  финансы. Бабич А.М., Павлова Л.Н., М., Юнити,  2003г.

2) Инвестиции. учебное пособие / под.ред. д.э.н. В.А. Слепова, М., Юрист, 2002г.

3) Финансы. под.ред. Глебче Г.А. ., М., Юнити,  2000г.

4) Бюджетная система Российской  Федерации: учебник / Под ред М.В. Романовского, О.В. Рублевской, - М.: Юрайт-Издат, 2003г.

5) Финансы, 7/2003, статья: “Устойчивый  экономический рост определяется  инвестиционной политикой”, автор  Л.Г. Паштова

5) Эксперт, 8/2004, статья: “Сильный ПИФ против слабого доллара”

6) Статья: “Нужны ли России инвестиции?” По материалам Информационного агентства МФД-Инфорцентр

7) Сборник федеральных  конституционных законов и федеральных  законов Российской Федерации.  Вып. 15(123): Об инвестиционных фондах/ Гос. Дума РФ; Сост. Е.А. Мусина Отв. за вып. Т.В. Лазарева. - М.:Издание Государственной Думы,2001.

 


Информация о работе Инвестиционная политика государства