Государственная инвестиционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:54, реферат

Краткое описание

Главный программный документ, определяющий формирование инвестиционной политики в республике, - Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г., на основе которой Советом Министров ежегодно разрабатываются годовые подпрограммы, учитывающие происшедшие в экономике изменения.
Стратегическая цель направленной на обеспечение достойного уровня жизни населения республики инвестиционной политики на 2006–2010 гг. состоит в мобилизации и эффективном использовании инвестиционных ресурсов для реализации общегосударственных приоритетов и перестройки экономики в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Файлы: 1 файл

Государственная инвестиционная политика.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Государственная инвестиционная политика

 
Главный программный документ, определяющий формирование инвестиционной политики в республике, - Национальная программа  привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г., на основе которой Советом Министров ежегодно разрабатываются годовые подпрограммы, учитывающие происшедшие  в экономике изменения.

Стратегическая  цель направленной на обеспечение достойного уровня жизни населения республики инвестиционной политики на 2006–2010 гг. состоит в мобилизации и эффективном использовании инвестиционных ресурсов для реализации общегосударственных приоритетов и перестройки экономики в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Иностранным инвесторам предоставлен преференциальный режим  для инвестирования, осуществляется государственная поддержка эффективных инвестиционных проектов, в том числе предоставляются льготы, гарантии, централизованные ресурсы, создаются и развиваются свободные экономические зоны,  к процессу приватизации привлекаются зарубежные инвесторы, осуществляются совершенствование инвестиционного законодательства и информационно-организационная поддержка инвестиционного процесса.

При реализации отдельных инвестиционных проектов (создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях, проекты по повышению конкурентоспособности белорусской продукции и увеличению объемов экспорта, созданию новых рабочих мест, решению проблем социального значения) с инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит ему дополнительные гарантии по экономическим и законодательным условиям реализации инвестиционного проекта.

Основа правовой обеспеченности инвестиционной деятельности - Инвестиционный кодекс, принятый в 2001 г.

Посредством заключения двусторонних соглашений по иностранным инвестициям и присоединения к международным многосторонним конвенциям осуществляется международно-правовое регулирование инвестиционной сферы.

Для оперативного информирования зарубежных инвесторов по вопросам инвестиционной деятельности разработана база данных по инвестиционным предложениям белорусских предприятий, а также правовым условиям для инвестиционной деятельности (сайт Министерства экономики - www.main.gov.by).

Для развития имеющейся в республике производственной базы правительством установлены приоритетные сферы для иностранных инвестиций. Это машино- и приборостроение, нефтехимический комплекс, переработка сельскохозяйственной продукции, связь, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, а также туризм.

Ежегодно в  республике проводятся международные  форумы, конференции по иностранным  инвестициям. При формировании механизмов привлечения зарубежного капитала в Беларуси активно используется опыт ряда государств Центральной и Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.

В рамках работы консультативного совета по иностранным  инвестициям в ближайшее время  будут рассмотрены такие важные законопроекты, как Кодекс Республики Беларусь о земле, Таможенный кодекс Республики Беларусь, Закон «О хозяйственных обществах», Закон «О внешнеторговой деятельности» и ряд других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

АНАЛИЗ  ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 
 
СОДЕРЖАНИЕ 
 
ВВЕДЕНИЕ 3 
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ  
 
 

1.1. Сущность инвестиций и их классификация 5 
1.2. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь  

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ  
13 
2.1. Состояние инвестиционного процесса в Республике Беларусь 13 
2.2. Необходимость привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь  
18 
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ  
 
24 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
 
Функционирование экономики переходного периода характеризуется целым комплексом проблем, упорядочение и разрешение которых является насущной задачей экономической политики государства. Одной из них является проблема привлечения инвестиций. В настоящее время в Республике Беларусь внутренние источники инвестирования, основу которых составляют национальные сбережения, весьма ограничены для наращивания экономического потенциала страны, не обеспечивают требуемых объемов капитальных вложений для обновления и модернизации производства, внедрения новых технологий и современных систем управления. 
В значительной мере недостающие источники капитальных вложений могли бы заменить иностранные инвестиции. Однако доля иностранных инвестиций, привлеченных в Республику Беларусь, в общей структуре капитальных вложений составляет всего около 4%. Основная часть из них представляет связанные товарные кредиты, т.е. кредитные иностранные инвестиции, возврат которых гарантирует государство. В то же время наиболее выгодными для государства являются прямые иностранные инвестиции, поскольку иностранный инвестор действует в данном случае на свой страх и риск. Задача государства, соответственно, - создание благоприятного инвестиционного климата.  
В этой связи научное осмысление роли и места прямых иностранных инвестиций в национальной экономике, формирование целостной системы государственного регулирования инвестиционной деятельности в условиях переходной экономики Республики Беларусь приобретает особую актуальность. 
Исследование роли и места инвестиций, формирование системы государственного регулирования инвестиционной деятельности обусловлено настоятельной необходимостью интеграции Республики Беларусь в систему мирохозяйственных связей, выбора оптимальных путей и способов трансформации основ хозяйственной жизни страны. 
Таким образом, целью данного курсового исследования является изучение состояния и выявление перспектив привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь. 
Для достижения поставленной целью решаются следующие задачи: 
- Исследуется сущность инвестиций и их классификация; 
- Рассматриваются правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь; 
- Анализируется состояние инвестиционного процесса в Республике Беларусь на современной этапе; 
- Обосновывается необходимость привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь; 
- Выявляются направления решения проблем, препятствующих привлечению инвестиций в экономику Республики Беларусь. 
Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, 3 глав, последовательно раскрывающих тему работы, заключения и списка использованной литературы.  
Для полного раскрытия темы курсовой работы автором использовалась в основном периодическая литература, большую помощь оказали исследования и отчеты института приватизации и менеджмента и Всемирного банка. В целом, как показало проведенное курсовое исследование, проблемы привлечения инвестиций в отечественную экономику и пути их решения раскрыты в периодической и учебно-методической литературе в полном объеме. 
При исследовании темы работы использовались такие универсальные методы экономической теории, как анализ, синтез, диалектики и системности, исторический, а также экономико-математические методы.  
 
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 
 
1.1. Сущность инвестиций и их классификация 
 
Одной из важнейших сфер деятельности любой предпринимательской фирмы является инвестиционная деятельность. Финансовые ресурсы предприятия направляются на финансирование текущих расходов и на инвестиции. Определение инвестиций дано в Инвестиционном кодексе, принятом в 2001г. В соответствии с ним [19]: 
Инвестиции - это любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. 
Инвестиции (капитальные вложения) — совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов всех отраслей народного хозяйства. 
Инвестиции относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину «капитальные вложения», и «финансовые» (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций, вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства, по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство [18, с.25]. 
Инвестиции обеспечивают динамичное развитие фирмы и позволяют решать такие задачи, как:  
- расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;  
- приобретение новых предприятий;  
- диверсификация деятельности вследствие освоения новых областей бизнеса.  
Предпринимательские фирмы могут осуществлять инвестиции в различных формах, так как существует достаточное многообразие объектов инвестиций.  
Инвестиции можно классифицировать по различным признакам. Главным признаком классификации является объект вложения капитала, на основании которого выделяют реальные (прямые) и финансовые (портфельные) инвестиции [12, с.47].  
Реальные (прямые) инвестиции – любое вложение денежных средств в реальные активы, связанное с производством товаров и услуг для извлечения прибыли. Это вложения, направленные на увеличение основных фондов предприятия как производственного, так и непроизводственного назначения. Реальные инвестиции реализуются путем нового строительства основных фондов, расширения, технического перевооружения или реконструкции действующих предприятий.  
Финансовые (портфельные) инвестиции – приобретение активов в форме ценных бумаг для извлечения прибыли. Это вложения, направленные на формирование портфеля ценных бумаг.  
Следующий признак классификации инвестиций – период инвестирования, на основании которого выделяют краткосрочные и долгосрочные инвестиции.  
Краткосрочные инвестиции – вложения денежных средств на период до одного года. Как правило, финансовые инвестиции фирмы являются краткосрочными.  
Долгосрочные инвестиции – вложения денежных средств в реализацию проектов, которые будут обеспечивать получение фирмой выгод в течение периода, превышающего один год. Основной формой долгосрочных инвестиций фирмы являются ее капитальные вложения в воспроизводство основных средств.  
По характеру участия фирмы в инвестиционном процессе выделяют прямые и непрямые инвестиции. В случае прямых инвестиций подразумевается непосредственное участие фирмы-инвестора в выборе объектов вложения капитала, к ним относятся капитальные вложения, вложения в уставные фонды других фирм, в некоторые виды ценных бумаг. Непрямые инвестиции подразумевают участие в процессе выбора объекта инвестирования посредника, инвестиционного фонда или финансового посредника. Чаще всего это инвестиции в ценные бумаги [8, с.48].  
В зависимости от формы собственности инвестируемых средств различают частные и государственные инвестиции. Частные инвестиции характеризуют вложения средств физических лиц и предпринимательских организаций негосударственных форм собственности. Государственные инвестиции – это вложения средств государственных предприятий, а также средств государственного бюджета разных его уровней и государственных внебюджетных фондов.  
Кроме этого, отдельно выделяют венчурные инвестиции и аннуитет [12, с.49]. 
Венчурные инвестиции – это рискованные вложения капитала, обусловленные необходимостью финансирования мелких инновационных фирм в областях новых технологий. Это вложения в акции новых предприятий или предприятий, осуществляющих свою деятельность в новых сферах бизнеса и связанных с большим уровнем риска. В расчете на быструю окупаемость вложенных средств венчурные инвестиции направляются в проекты, не связанные между собой, но имеющие высокую степень риска.  
Аннуитет – инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени. В основном это вложение средств в страховые и пенсионные фонды.  
 
1.2. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 
 
Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с принятым в 2001 году Инвестиционным кодексом Республики Беларусь. 
Данный кодекс определяет общие экономические, социальные и правовые условия инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. Он направлен на защиту прав, интересов и имущества всех субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности, на эффективное функционирование народного хозяйства Республики Беларусь на принципах рыночной экономики и создания экономических условий для реализации суверенитета республики. 
Под инвестиционной деятельностью понимаются действия юридического лица или (и) физического лица, или (и) государства (административно-территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. 
Субъектами инвестиционной деятельности могут быть [19]: 
Ø Иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов; 
Ø Международные организации; 
Ø Иностранные юридические лица; 
Ø Иностранные граждане; 
Ø Физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь. 
Объектами инвестиционной деятельности, согласно ст. 4 Кодекса, являются [19]: 
Ø Недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс; 
Ø Ценные бумаги; 
Ø Интеллектуальная собственность. 
Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах: 
1. Создание юридического лица; 
2. Приобретение имущества или имущественных прав, а именно: 
Ø Доли в уставном фонде юридического лица; 
Ø Недвижимости; 
Ø Ценных бумаг; 
Ø Прав на объекты интеллектуальной собственности; 
Ø Концессий; 
Ø Оборудования; 
Ø Других основных средств. 
На сегодня из указанного выше перечня форм инвестирования наиболее распространённым является инвестирование в формирование уставных фондов (вновь создаваемых уставных фондов при создании юридических лиц) [30, с.2].  
Источником финансирования уставного инвестиционного фонда могут выступать вклады, причем как в денежной, так и в неденежной форме. 
Вклады иностранных инвесторов в денежной форме могут вноситься в иностранной валюте или в рублях, полученных как в результате обмена валюты в установленном законодательством порядке, так и хозяйственной деятельности на территории Республики Беларусь. 
Достоверность оценки неденежных вкладов в уставный фонд может быть подвергнута экспертизе в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. 
Источниками инвестиций в уставные фонды банков могут быть только собственные средства инвестора.  
Статья 15 Кодекса устанавливает возможность оказания государственной поддержки отдельным инвестиционным проектам. Государственная поддержка оказывается с целью стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь [19]. 
Возможно использование следующих форм государственной поддержки инвестиционным проектам: 
Ø Льготы по налоговым и таможенным платежам (наиболее широко применяется); 
Ø Предоставление гарантий правительства Республики Беларусь; 
Ø Использование государственных централизованных инвестиционных ресурсов. 
Инвестиционная деятельность в отношении недр, вод, лесов, земель и объектов, находящихся только в собственности государства, либо деятельность, на осуществление которой распространяется исключительное право государства, могут осуществляться на основе концессий. Под концессией понимается договор, заключаемый Республикой Беларусь с национальным или зарубежным инвестором, о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь. 
Объектами концессии могут являться: право на осуществление отдельных видов деятельности - на которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь закреплено исключительное право государства, - по решению Президента Республики Беларусь; недра, воды, леса, земли, а также объекты, которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь могут находиться только в собственности государства, - в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом Республики Беларусь [19]. 
В связи с принятием кодекса утратили силу Закон Республики Беларусь «Об иностранных инвестициях», Закон «Об иностранных инвестициях». Теперь их положения, отведённые регулированию инвестиционной деятельности зарубежных юридических и физических лиц, объединены в Раздел 4 Кодекса. 
Так в этом разделе было сохранено положение о том, что субъект хозяйствования будет считаться имеющим иностранные инвестиции (ИП или СП), а следовательно будет иметь и право на получение определённых льгот по налогообложению только в том случае, если вклад иностранного субъекта хозяйствования в его уставной фонд будет не менее 20 тысяч долларов США. Такие предприятия могут создаваться в форме хозяйственных обществ и унитарных предприятий. Уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями может быть сформирован на момент его регистрации не полностью, однако не менее чем на 50% в первый год его функционирования, и полностью – во второй. Исключением является регистрация СП в форме АО – в этом случае уставный фонд должен быть сформирован в полном объёме уже к моменту государственной регистрации [29, с.2].  
Таким образом, к инвестициям относятся все виды финансовых и материальных ресурсов, а также имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательских и других видов деятельности с целью получения прибыли или социального эффекта. Инвестиции классифицируют по различным признакам. Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь определяется Инвестиционным кодексом, где расписаны основные субъекты, объекты инвестиционной деятельности, а также права и льготы инвесторов и другое. 
 
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 
 
2.1. Состояние инвестиционного процесса в  
Республике Беларусь 
 
В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005гг. указано, что доля накопления в стране должна быть доведена до 27% ВВП, а инвестиции в основные фонды составить 24% ВВП [30, с.5]. На первый взгляд, за этими цифрами стоит рациональный расчет: будешь больше сберегать и инвестировать, выше будет экономический рост и жизненный уровень. С другой стороны, почему чиновник решает за предпринимателя, домашнее хозяйство, иностранного инвестора, как им распоряжаться их же деньгами? Логика целевых показателей по инвестициям - это логика социалистической экономики. В мире накоплены огромные ресурсы, которые надо лишь уметь привлекать. Навязывание норм сбережения и инвестирования соответственно параметрам амортизационной политики и нормирование прибыли - это политика давно минувших дней.  
За 8 месяцев 2003г. инвестиции в основной капитал предприятий Республики Беларусь составили 16% ВВП, по итогам 2002г. - 16,6% (по плану должно было быть 21,6%) [30, с.5]. Получается, что в прошлом году за счет внутреннего накопления экономика нашей страны не получила более 1,5 трлн. руб. (около 840 млн. USD), или 5 процентных пункта ВВП. По мнению советника Президента С.Ткачева, для обеспечения нужного коэффициента обновления основных фондов "как минимум необходимо 5 млрд. USD" [30, с.6]. Полагая, что внутри страны есть возможности инвестировать 3,5-4 млрд.USD, советник считает, что надо получать 1-1,5 млрд. USD иностранных инвестиций. Объем внутренних инвестиций, большинство из которых прямо или косвенно завязано на государственных ресурсах, явно завышен. В 2002г. инвестиции в основной капитал составили 4,24 трлн.руб., что по среднегодовому курсу составляет 2,38 млрд. USD. Получается, что даже для достижения того "оптимума", который видится властям, надо привлекать из-за границы 2-2,6 млрд. USD в год. Из Всемирного доклада ООН по инвестициям за 2003г. известно, что Беларусь за период 1992-2002гг. получила 1,6 млрд. USD прямых иностранных инвестиций [30, с.5]. Получается, что за последние 11 лет отечественная экономика недобрала 27 млрд. USD инвестиций из-за рубежа, чтобы развиваться по утвержденной правительством модели. Поскольку ресурсы большого государственного сектора (банков и предприятий в одинаковой степени) неоткуда пополнять, то зависимость от иностранного капитала в ближайшие годы будет еще больше.  
Особое место в инвестиционной политике занимают инновационные вложения. Чтобы белорусское производство стало современным, но не попало в зависимость от иностранных технологий, власти пошли на создание инновационных фондов. Их объем в прошлом году составил 472 млрд. руб. Из них на освоение новых видов наукоемкой продукции было израсходовано всего 7,6% [30, с.5]. Следует напомнить, что глава государства распорядился направлять на НИОКР не менее 30% средств этих фондов. Из этого мизера в 7,6% средств, потраченных инновационными фондами, "на финансирование работ по освоению новой наукоемкой продукции израсходовано менее 30%, а на долевое участие в финансировании государственных, отраслевых, региональных научно-технических программ и отдельных научно-технических и инновационных проектов, выполняемых за счет средств республиканского бюджета, - всего 13% [30, с.5]. Отсюда и такая катастрофически низкая внедряемость результатов научных исследований. Бюджетные деньги получили, проели, а там хоть трава не расти", - пишет С.Ткачев в "Информационном бюллетене" администрации Президента.  
Инновационное инвестирование осуществляется, как правило, иностранными инвесторами. Новые технологии, «ноу-хау» ввозятся в качестве вкладов в уставные фонды вновь создаваемых предприятий с иностранным участием.  
В январе-сентябре 2003г. в реальный сектор экономики республики поступило 857,6 млн. долл. США иностранных инвестиций, в т.ч. 487,7 млн. долл. США — прямых; (за аналогичный период прошлого года — соответственно 261,6 и 123,2 млн. долл. США).  
По состоянию на 1 октября 2003г. накопленные иностранные инвестиции, включая вложения государств — участников СНГ, оцениваются в 1,3 млрд. долл. США,

 
2.2. Необходимость привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь 
 
Необходимым условием развития экономики стран переходного периода является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством привлечения внешних инвестиционных источников и наиболее эффективного использования инвестиционных ресурсов в приоритетных сферах материального и нематериального производств.  
Значимость привлечения иностранных инвестиций заключается в том, что они формируют производственный потенциал на новой научно-технической основе и предопределяют конкурентные позиции страны на мировых рынках.  
Если проанализировать этапы и закономерности экономического роста таких промышленно-развитых стран, как, например, США, Япония, Германия, Франция, то можно отметить, что в последние десятилетия практически во всех случаях периодам наибольшей инвестиционной активности в этих странах (с определенным временным лагом) соответствовали периоды наиболее высоких темпов подъема экономики. В частности, это особенно ярко проявилось в 60-е годы, когда высокая инвестиционная активность в этих странах сопровождалась наиболее высокими темпами роста такого интегрального показателя экономического развития, как валовой национальный продукт, Например, в Японии при удвоении объема капитальных вложений за период 1965-1970 гг. валовой национальный продукт возрос по сравнению с предыдущим пятилетием более чем на 70%. В США, Германии и Франции прирост валового национального продукта за этот период составил 25- 30%. Это позволило вышеуказанным странам создать значимый производственный потенциал, явившийся материально-технической базой для обеспечения устойчивого экономического и социального развития в последующий период, а также сформировать экономические основы постиндустриального общества [32, с.13]. 
Республика Беларусь испытывает острую потребность в инвестициях: степень износ основных производственных фондов в промышленности составляет более 70%. При этом норма накопления держится на уровне менее20%, тогда как для вывод инвестиционного процесса из кризиса она должна быть порядка 25-30%. Начиная с 1999г. в Беларуси начался рост инвестиций в основной капитал, которые в 2000г. увеличились на 18% по сравнению с 1999г. Однако объем инвестиций в основной капитал в 2000г. составил лишь 91,5% от уровня 1995г. и соответствовал уровню 1998г. значительная часть инвестиций в основной капитал (свыше 84%) финансировалась из внебюджетных источников: собственные средства организаций, включая кредиты, и населения, включая кредиты [35, с.61].  
Таким образом, ни собственные средства хозяйствующих субъектов, ни ресурсы бюджета не в состоянии обеспечить необходимый приток капиталов в реальный сектор экономики.  
Согласно расчетам Министерства экономики Республики Беларусь, потребность в инвестициях на 2002-2010гг. составит 39 млрд. долларов (табл. 2.3.) [36]. Общий объем инвестиций в основной капитал в 2010г. должен возрасти по сравнению с 2000г. в 2,2-2,5 раза (в 2005г., по сравнению с 2000г., он возрастет в 1,6-1,7 раза). Доля инвестиций ВВП составит в 2010г. 26-28% (в 2000г. -19,8%). Это даст возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение и конкурентоспособность выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат - более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах.  
Как видно из представленной таблицы удельный вес иностранных инвестиций должен составлять до 33%. Значимость иностранных инвестиций в республику Беларусь возрастает в связи с крайней ограниченностью собственных инвестиционных средств и огромной потребности в них для осуществления структурной перестройки экономики на более высокой технологической основе. 
Таблица 2.3 
Потребность в инвестициях в экономику Республики Беларусь (млн. долл.) 
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006-2010 2001-2010 
Инвестиции в  
основной капитал 2333,3 2191 2323-2435 2648 - 2824 3071 - 3332 3624 - 3999 23084 - 26454 36941-41319 
Индексы изменения к  
предыдущему периоду, % 102,1 93,9 106,0 - 107,0 114,0-116,0 116,0-118,0 118,0-120,0 140 - 150 220 - 250 
из них:  
иностранных инвестиций 100,3 131,5 300 - 400 900 - 1000 900 - 1000 900 - 1000 5000 - 10000 8132-13532 
Удельный вес иностранных инвестиций, % 4,3 6 13-16 34-35 29-30 25 20-33  
ВВП 11791,3 
12275 
12766-13194 13659-14184 14684-15319 15859-16697 93077 - 98556 162319-170516 
Индексы изменения к  
предыдущему периоду, % 105,8 104,1 104 - 105 107 - 107,5 107,5 - 108 108 - 109 128 - 129 170-180 
Удельный вес  
инвестиций в ВВП, % 19,8 17,4 18,2-18,5 19,4 - 19,9 20,9-21,8 22,9 - 23,9 26 - 28  
 
Если сравнивать относительную предпочтительность привлечения иностранного капитала, то следует подчеркнуть, что именно прямые инвестиции для экономик Беларуси особенно важны, поскольку имеют следующие преимущества: 
- активизируется деятельность частного сектора; 
- расширяется выход на внешние рынки; 
- облегчается доступ к новым технологиям и методам управления; 
- больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну базирования; 
- приток предпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности; 
- создаются новые рабочие места; 
- расширяется налогооблагаемая база; 
- импорт товаров и услуг замещается товарами и услугами отечественных компаний. 
Таким образом, поступление прямых иностранных инвестиций – важнейший фактор активизации экономического реформирования в Республике Беларусь и формирование высокоэффективной рыночной экономики современного типа.  
В целях экономического развития страны необходимы восстановление инвестиционного потенциала республики, приток высоких технологий, формирование мощного экспортного сектора экономики, получение новых рынков сбыта и сырья, выход промышленности на передовой технологический уровень и т.д.  
Мировой опыт показывает, что подобная проблема успешно решалась многими государствами, в том числе странами с переходной экономикой. Как было уже замечено в первой главе, динамичное развитие в последнее время стран Центральной и Восточной Европы является следствием проводимой экономической политики, направленной на поощрение притока прямых иностранных инвестиций и формирование на их основе конкурентоспособного отечественного производства и экспорта [9, с.87]. 
Следует также отметить, что как правило, у всех переходных экономик в период реформ складываются дефициты торгового баланса и баланса товаров и услуг вследствие превышения импорта над экспортом, что является определенной проблемой переходного периода (табл. 2.4) [21, с.82].  
Способы финансирования внешнеторгового дефицита являются одними из немаловажных аспектов экономической политики переходного периода, во время которого страны, как правило, испытывают недостаток внутренних источников финансирования капитальных вложений и нуждаются в их расширении за счет иностранных инвестиций. 
Таблица 2.4  
Сальдо баланса товаров и услуг (млн. USD) 
1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 
Беларусь -438 -484 -577 -853 -1019 -256 -277 -183,9 
 
Создание условий для расширенного привлечения иностранных инвестиций и финансирования необходимых затрат для структурной перестройки экономики является одной из главных целей внешнеэкономической политики в переходных экономиках, особенно малых стран (в число которых входит Беларусь), лишенных собственной ресурсной базы и нуждающихся в тесном экономическом сотрудничестве с внешним миром. 
Особую роль в процессе внешнего финансирования экономики играют прямые иностранные инвестиции. Страны с переходной экономикой, как уже было отмечено, испытывают потребность в значительных вложениях в основной капитал при недостаточности внутренних сбережений. Прямые иностранные инвестиции служат дополнением к внутренним сбережениям и участвуют в общих капвложениях, не вызывая при этом увеличения внешнего долга и оттока бюджетных средств, как это бывает с иностранными кредитами, привлекаемыми под правительственные гарантии, по которым из бюджета осуществляются выплаты основного долга и процентов по нему. Кроме того, как показывает опыт, прямые иностранные инвестиции, осуществляемые менеджерами международного уровня, являются прибыльными для всех сторон, даже в условиях неразвитости местного предпринимательства. При этом, прямые иностранные инвестиции обычно несут с собой передовые для данной страны технологии, а также обеспечивают доступ к экспортным рынкам для последующей реализации произведенной продукции [2, с.52]. 
Подводя итог главы, отметим, что, несмотря на то, что Республика Беларусь является одной из наиболее развитой в индустриальном плане страной из всех стран СНГ, ее инвестиционная привлекательность в течение долгого времени считалась отрицательной. Притоку инвестиций в Беларусь препятствовала сохраняющаяся неопределенность в отношении защиты прав частных собственников, часто меняющиеся условия налогообложения и государственного регулирования внешней торговли, нестабильность цен и ряд других негативных аспектов. Однако, можно отметить, что положение меняется в лучшую сторону. Государство поддерживает как течественных, так и иностранных инвесторов путем предоставления определенных льгот и гарантий. В целом, можно надеяться на увеличение объема поступления инвестиций в экономику Беларуси, о чем свидетельствуют представленные в главе данные. Наиболее привлекательным для инвесторов остается г.Минск и Минская область, среди отраслей – торговля, связь и транспорт. 
 
 
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 
 
Проблема привлечения иностранных инвестиций имеет двойственный характер. С одной стороны, это создание внутренней инвестиционной привлекательности страны, которая складывается из состояния транспортных путей, системы связи, налогового режима, географического положения, наличия квалифицированной рабочей силы, финансовых институтов, способных обеспечить инвестиционный процесс. С другой стороны, это создание внешнего имиджа страны, подразумевающего формирование необходимых контактов для обеспечения принятия инвестиционных решений в пользу своей республики. 
Готовность инвесторов вкладывать капитал в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата. Под инвестиционным климатом понимается совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, влияющих на приток иностранных инвестиций в страну. Среди наиболее привлекательных факторов для иностранных инвесторов в Беларуси называют высококвалифицированную и дешевую рабочую силу, выгодное географическое положение, незаполненный внутренний рынок и возможность использовать Беларусь как плацдарм для проникновения на рынки других стран СНГ, прежде всего России [4, с.110]. 
История сравнительных оценок инвестиционной привлекательности, или инвестиционного климата, насчитывает более 30 лет. В Японии и некоторых других странах используются описательные характеристики инвестиционного климата без попыток его количественной оценки. 
В США публикуется «ежегодная статистическая карта», которая включает 4 обобщенных показателя инвестиционного климата: экономическую эффективность инвестиций, деловую жизнеспособность, потенциал развития территории и основные составляющие налоговой политики. 
Как правило, в зарубежных странах оценку инвестиционного климата осуществляют применительно к макроэкономической сфере [13, с.345]. 
Позиции Республики Беларусь и других стран СНГ в зарубежных рейтингах сегодня незавидны. В отличие от СССР, который в рейтинге известного экономического журнала «Euromoncy» за 1988 г. занимал 17 место после Италии и Тайваня, ни одна из бывших советских республик не сумела попасть в число 50 стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. Беларусь находится за пределами первой сотни инвестиционной привлекательных стран. Это является главной причиной дефицита иностранных инвестиций и бегства частного капитала за границу в более привлекательные регионы. 
Таким образом, одной из главных задач, стоящих сегодня перед Республикой Беларусь, является привлечение капиталов в реальный сектор экономики, основным источником для которого могут выступать иностранные инвестиции. В условиях экономического кризиса и резкого сокращения внутренних инвестиционных ресурсов обращение к зарубежным источникам финансирования становится одним из способов выживания. 
Однако анализ состояния экономики Республики Беларусь, экспертные оценки свидетельствовали о ее непривлекательности для иностранного капитала. Из официальных статистических данных по объемам привлечения иностранных инвестиций в республику, докладов и отчетов миссий МВФ, Всемирного банка следовало, что инвестиционный климат Республики Беларусь оценивался как неблагоприятный. 
В табл. 3.1 представлены данные авторитетного международного издания «International Financing Review», которые отражают суверенные долгосрочные рейтинги иностранных валют в странах. Фактически эти рейтинги характеризуют состояние национальных валют по сравнению с иностранными, то есть дают оценку национальным системам валютного регулирования [17, с.82].  
Таблица 3.1 
Суверенные долгосрочные рейтинги иностранных валют 
Страна Рейтинговые агентства 
Moody’s Standart & Poor’s Duff & Phelps Fitch IBCA Thompson Bank Watch 
Беларусь C 
Украина В3 В- 
Россия В3 SD ССС ССС ССС 
Эстония Ваа1 ВВВ+ ВВВ ВВВ+ 
Латвия Ваа2 ВВВ ВВВ ВВ+ 
Литва Ва1 ВВВ- ВВ+ ВВ 
Словакия Ва1 ВВ+ ВВВ- ВВ 
Чехия Ваа1 А- А- ВВВ+ ВВВ 
Венгрия Ваа2 ВВВ ВВВ ВВВ ВВВ 
Польша Ваа3 ВВВ- ВВВ- ВВВ+ ВВВ- 
 
Как видно из представленной таблицы, наиболее низкий валютный рейтинг у Беларуси, самый высокий – у Польши. Чем ниже рейтинг, те выше риск работы со страной, а значит выше издержки иностранных инвестиций. А иностранные инвесторы при вложении капиталов в ту или иную страну ориентируются на данные, предоставляемые авторитетными рейтинговыми агентствами. 
Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, привлекающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие неполучения значительных инвестиций и низкой эффективности работающих иностранных капиталовложений. Оценка рисков, связанных с законодательным обеспечением и правовым регулированием притока иностранного капитала, бесспорно, является одним из самых важных факторов в процессе принятия инвестиционных решений.  
В 1995г. Министерство внешнеэкономических связей Республики Беларусь совместно с заинтересованными министерствами разработало и утвердило целевую Программу привлечения иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики и первоочередные конкретные объекты инвестирования. Был сформирован пакет проектов на общую сумму 3.3 млрд долл. США. Однако программа не была выполнена в силу ряда экономических и политических причин, отсутствия четко сформулированной государственной политики в области иностранных инвестиций и научно обоснованной системы их государственного регулирования. Прежде всего это объясняется рядом жестких ограничений в области валютного регулирования, денежно-кредитной, налоговой и ценовой политики, отсутствием взаимопонимания с МВФ и МБРР. 
В 1996г. Кабинет Министров Республики Беларусь утвердил Национальную программу привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь. Данный документ определил основные принципы и механизмы привлечения иностранных инвестиций в экономику Беларуси, приоритетные сферы инвестиционного сотрудничества и его эффективные формы. Однако и эта программа также не была выполнена в силу отсутствия действенного механизма государственного регулирования иностранных инвестиций [24, с.10]. 
Характерно, что в связи с острой конкуренцией между странами традиционные факторы привлечения инвестиций (например, наличие дешевой, неквалифицированной рабочей силы) становятся все менее привлекательными. На первое место выходят факторы устойчивого развития экономики государства, а также политическая стабильность в стране. Особое внимание необходимо уделять репатриации прибыли и капитала, внутренней и внешней конвертируемости валюты по текущим и капитальным операциям. 
Все вышеперечисленное безусловно сказывалось на привлекательности страны и не способствовало ее улучшению. Такое положение привело к восприятию Республики Беларусь как одной из имеющих наименее благоприятный инвестиционный климат. 
В 1996-2000 гг. в развитии белорусской экономики определились два этапа: относительно высокие темпы роста, характерные для начала периода и замедление темпов экономического развития во второй его половине. 
Обусловлено это тем, что многие факторы, стимулировавшие экономический рост в начале этого периода, в частности недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен, исчерпали себя. Обострились инфляционные процессы. Основная причина этого - денежно-кредитная политика 1998-1999 гг., связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями августовского (1998г.) финансового кризиса в России. 
С 2000г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и относительная стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США привела к сокращению разрыва, а в сентябре 2000г. - к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. Однако принятые меры не привели пока к существенному улучшению экономической ситуации [27, с.14]. 
Усложнение финансовых проблем в свою очередь блокирует рост инвестиций и обновление основных фондов. Не удалось в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений. 
Кроме того, ряд принятых правительством Республики Беларусь мер, а также некоторые особенности экономики Беларуси, на взгляд автора, могут способствовать активизации инвестиционной активности:  
Стабилизация макроэкономической ситуации. В последние годы в республике наметился устойчивый экономический рост: рост ВВП в 2001г. – 4,1%, в 2002г. – 4,7% (рис. 3.1) [37]. В целях проведения валютной стабилизации в 2000 году был установлен единый курс на всех сегментах валютного рынка.  
 
 
Рис. 3.1. Динамика реального ВВП в Республике Беларусь 
 
Активизация отношений с международными финансовыми организациями. Так, в 2000 году подписано мониторинговое соглашение с МВФ, а в текущем году проводится работа по подготовке проекта финансирования энергосбережения в социальной сфере за счет займа Всемирного банка. Также, учитывая интересы частных инвесторов Республика Беларусь к настоящему дню заключила 47 двусторонних соглашений о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций. 
Рост экспортного потенциала. Экспорт товаров в страны вне СНГ, в структуре которого преобладает продукция глубокой переработки, в последние годы увеличивался: в 2001г. – на 20%, в 2002г. – 28%. 
Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусскому, но и огромной емкости российскому рынку. 
Низкие эксплуатационные издержки (арендная плата, стоимость коммунальных, телекоммуникационных услуг и пр.) делают г. Минск и, в особенности, областные и районные центры Беларуси идеальным местом для организации офиса или целого производственного комплекса. 
Развитая научно-техническая база для проведения исследований и разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний. Международное признание получили разработки белорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др. 
В Республике Беларусь созданы 5 свободных экономических зон (СЭЗ «Минск», СЭЗ «Брест», СЭЗ «Витебск», СЭЗ «Гомель-Ратон» и СЭЗ «Гродно-инвест») с либеральными условиями хозяйствования. 
После расширения Европейского союза СЭЗ «Брест» будет расположена непосредственно на границе ЕС.  
Положительный опыт иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями – транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск легковой и грузовой автомобильной техники), голландской «Кока-Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал», швейцарским «СБ Телеком» и немецким «Алкатель СЭЛ» (внедрение мобильной телефонной системы стандарта GSM и производство коммутационного оборудования) и немецким «Фрезениус» (выпуск медицинского оборудования) [28, с.60].  
Стабильная внутриполитическая обстановка, отсутствие конфликтов межнационального или религиозного характера.  
В 2001 году принят Инвестиционный кодекс, направленный на улучшение инвестиционного климата и установления ясности политики белорусского государства в отношении инвесторов. С его принятием в республике значительно улучшилась правовая среда для инвестиционной деятельности. Вместе с тем сохраняются серьезные недостатки: противоречивость нормативных правовых актов, непоследовательность и наличие взаимоисключающих норм. 
Необходимо завершить формирование нормативно-правовой базы в области налогового, кредитного, валютного, таможенного регулирования инвестиций и обеспечить иностранным инвесторам стабильные, благоприятные условия для предпринимательской деятельности.  
Предусматривается также развивать систему страхования некоммерческих рисков, улучшить информационное обеспечение иностранных инвесторов, а также развивать организационно–правовые формы привлечения иностранного капитала (транснациональные компании, международные лизинговые компании, международные консорциумы, концессии) [11, с.42]. 
Весьма актуальной задачей для республики становится проведение ежегодного мониторинга инвестиционного климата. Наиболее подходящим вариантом является отслеживание состояния инвестиционного климата экономики страны без выделения отдельных хозяйственных систем (отраслей, регионов, экономических зон). 
Подводя итог главе, отметим, что, несмотря на то, что Республика Беларусь является одной из наиболее развитой в индустриальном плане страной из всех стран СНГ, ее инвестиционная привлекательность в течение долгого времени считалась отрицательной. Притоку иностранных инвестиций в Беларусь препятствовала сохраняющаяся неопределенность в отношении защиты прав частных собственников, часто меняющиеся условия налогообложения и государственного регулирования внешней торговли, нестабильность цен и ряд других негативных аспектов. Однако, можно отметить, что положение меняется в лучшую сторону. Государство поддерживает иностранных инвесторов путем предоставления определенных льгот и гарантий. В целом, можно надеяться на увеличение объема поступления прямых иностранных инвестиций в экономику Беларуси, о чем свидетельствуют представленные в разделе данные. Наиболее привлекательным для инвесторов остается г.Минск и Минская область, среди отраслей – торговля, связь и транспорт. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
В заключение проведенного курсового исследования можно сделать вывод о том, что зарубежный капитал является, пожалуй, наиболее реальным инвестиционным ресурсом в переходной экономике. Иностранные инвестиции остаются важнейшим источником финансирования капиталовложений, а также дефицита текущего счета платежного баланса. Велика их роль в обеспечении экономического роста стран, в передаче технологии, ноу-хау и передового опыта.  
Вместе с тем, хотя преимущества иностранных инвестиций очевидны, однако значительный их приток оказывает неоднозначное влияние на платежный баланс. С одной стороны, филиалы иностранных компаний, ориентированные на экспорт, положительно влияют на сальдо торгового баланса. С другой - иностранные филиалы гораздо больше местных производителей зависят от импорта услуг, а их прибыли довольно часто репатриируются и направляются головному предприятию за рубеж. Кроме того, прилив иностранных инвестиций в страны данного региона создал для них проблемы, связанные с национальной безопасностью. Так, за последние годы возросла зависимость данных экономик от колебаний коньюнктуры на рынках Евросоюза, от деятельности и решений транснациональных компаний. 
Необходимость более широкого привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь очевидна. Наряду с мобилизацией собственных ресурсов именно приток иностранного капитала способствует быстрому и эффективному развитию экономики страны–реципиента. Это — первоочередной приоритет. Иностранные инвестиции, в принципе, не только не препятствуют развитию отечественного бизнеса и экономики в целом, но и открывают перед ними новые перспективные возможности. Используя их, белорусские предприятия смогут более быстро модернизировать свое производство, освоить новейшие технологии.  
Согласно расчетам Министерства экономики Республики Беларусь, потребность в инвестициях на 2002-2010гг. составит 39 млрд. долларов. Доля инвестиций ВВП составит в 2010г. 26-28% (в 2000г. -19,8%). 
Причины, детерминирующие сдерживание притока иностранных инвестиций в республику, разные. Среди них чаще всего называют нестабильность и недостаточную четкость законодательства, чрезмерное применение государственных регулирующих мер, особенно в области налогов, тарифов, административных процедур институционализации и функционирования иностранных инвесторов. Указывается на определенную финансовую и экономическую нестабильность, которые осложняются неплатежами, значительным по ряду лет бюджетным дефицитом. Недостаточно различной информации, необходимой иностранным инвесторам для развертывания операций в Беларуси. Есть и другие обстоятельства, влияющие на данный процесс. 
Безусловно, необходимо добиваться дальнейшего улучшения инвестиционного режима, сделать более перспективными стратегию и механизмы стимулирования и привлечения инвестиций. И важнейшим приоритетом в связи с этим в предстоящие годы является улучшение инвестиционного климата в стране по всем его составляющим. 
Создание более благоприятного инвестиционного климата в стране предполагает решение многих вопросов. Налогообложение, количество и ставки налогов, налоговые льготы, гарантии собственности, механизмы ценообразования и валютные расчеты, уровень законности и целесообразности деятельности контрольных органов являются ключевыми факторами, определяющими состояние инвестиционного климата. 
Опыт ряда стран показывает, что даже при экономико–финансовых и организационно–технических сложностях в отраслях народного хозяйства более значительный капитал возможно привлечь за счет создания для инвестора благоприятного правового режима, надлежащей законодательной базы. 
Значительные шаги в данном направлении уже сделаны. 22 июня 2001г. был принят Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. Он представляет собой комплексный законодательный акт, регулирующий инвестиционную деятельность на территории Республики Беларусь. В связи с принятием этого базового документа признаны утратившими силу Законы "Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь" и "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь". 
Правовое регулирование иностранных инвестиций в Кодексе во многом схоже с ранее действовавшим Законом "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь". Однако в нем есть и существенные отличия, особенно относящиеся к деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями. 
Поскольку осуществление инвестиций связано с определенным риском для инвестора, в целях его минимизации всегда стоит вопрос о гарантиях и компенсациях иностранным инвесторам, устанавливаемых как внутренним законодательством, так и международными договорами. Во внутреннем законодательстве нашей страны положения о гарантиях и компенсациях инвесторам закреплены прежде всего в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь. 
Благодаря предпринятым изменениям возможен дальнейший рост притока прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
1. Абрамович А. Инвестиции для развития экономики Республики Беларусь. // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. –2002г. -№8. вып 1. –с. 26-30. 
2. Балацкий Е. Иностранные инвестиции и экономический рост. // МЭ и МО. –2002г. -№1. –с.52-64. 
3. Беларусь в цифрах. Статистический справочник. –Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2003г. 
4. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике. // Вопросы экономики. –2001г. -№7. –с.104-114. 
5. Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. –СПб.: Питер, 2000г. –348с. 
6. Винторт В. Национальная программа может привлечь инвесторов, если будет выполняться. // НЭГ. –2002г. -№39. –с.5. 
7. Воронцовский А.В. Инвестиции и финансирование. –СПБ.: Питер, 1998г. –711с. 
8. Грачёв Н. Общее понятие, категории и сущность инвестиционной деятельности. // Экономика. Финансы. Управление. –2000г. -№3. –с.42-54. –C.48 
9. Грачёв Н. Прямые иностранные инвестиции: какие уроки можно извлечь Беларуси из опыта других стран с переходной экономикой. // Экономика. Финансы. Управление. –2000г. -№4. –с.87-97. 
10. Грачёв Н.Н. Иностранные инвестиции в Республике Беларусь: государственная политика и правовой режим. –Мн.: ООО "Мисанта", 1999г. –88с. 
11. Гудков А. Основные направления совершенствования инвестиционного законодательства Республики Беларусь. // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. –2003г. -№20. –с.42-47. 
12. Гутман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования. –М.: Экономика, 1999г. –651с. –С.47 
13. Дадалко В.А. Мировая экономика. –Мн.: "Ураджай", "Интерпрессервис". –2001г. –592с. –с.345 
14. Дрозд В.А. Инвестиции – фактор в Республике Беларусь. // Белорусский экономический журнал. –1999г. -№4. –с. 47-56 
15. Друян А.Л. Инвестиции в Республике Беларусь. // Белорусский экономический журнал. –1999г. -№4. –с. 128-133. 
16. Еремеева И.А. Проблемы формирования инвестиционного климата в Республике Беларусь. // Вестник БДЭУ. –2003г. -№5. –с.47 - 51. 
17. Зевин Л. и др. Инвестиционные проблемы СНГ. // Общество и экономика. –2002г. -№11. –с.80-90. 
18. Игошин В. Инвестиции: организация управления и финансирования. –М.: Финансы, 2000г. –376с. –C/25 
19. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22.06.2001г. №37-З. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2001. -№62. –С.2/780. 
20. Кобяков А. Инвестирование – условие устойчивого роста. // Беларусская думка. –2003г. -№3 . –с. 3-9. 
21. Комаров В. Инвестиции в СНГ. // Экономист. –2002г. -№11. –с.80-90. 
22. Локтева Т. Инвестиции: две стороны одного процесса. // Планово-экономический отдел. –2003г. -№5. –с.17-19. 
23. Машов С. Роль государства в формировании инвестиционного климата в Республике Беларусь. // МЭ и МО. –2000г. -№6. –с.111-115. 
24. Моисейчик Г. Проблемы и перспективы развития инвестиционной сферы. // Директор. –2002г. -№10. –с. 10-13. 
25. Насута С. Инвестирование в экономику и льготы по таможенным платежам в Республике Беларусь. // Банковский вестник. –2001г. -№9. –с.5-8. 
26. Ничипорович С. Иностранные инвестиции за 9 месяцев 2003г. // Планово – экономический отдел. –2003г. -№6. –с. 22 - 25. 
27. Пелих С. Инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе. // Директор. –2002г. -№10. –с. 14-17. 
28. Петриченко Е.В. Совместные предприятия Республики Беларусь: эффективность функционирования. // Белорусский экономический журнал. –2002г. -№1. –с.60-68. 
29. Романова Н. Страна накануне инвестиционного оживления. // Советская Белоруссия. –2001г. -№298. –С.2. 
30. Романчк Я. Белорусская схема привлечения инвестиций не работает // Национальная экономическая газета. –2003. -№84. –С.5 
31. Ромаш М.В., Шевчук В.И. Финансирование и кредитование инвестиций и инвестиционная деятельность в Республике Беларусь. –Мн.: Беларусь, 1995г. –192с. 
32. Сенько А.Н. Приоритетные направления иностранного инвестирования в экономику Республики Беларусь. // Вопросы экономики. –2001г. -№4. –с. 13-15. 
33. Ткачёв С. Об иностранных инвестициях и государственных интересах. // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. –2003г. -№20. –с. 14-27. 
34. Экономика предприятия. / Под ред. А.И. Ильина. –М.: Новое знание, 2003г. –677с. 
35. Юданов Ю. Восточноевропейский регион СНГ: поиск новых концепций благоприятности инвестиционного климата. // МЭ и МО. –2000г. -№10. –с.61-70. 
36. www.embassy.bel.by 
37. www.ipm.by

Информация о работе Государственная инвестиционная политика