tify">
2.
Меры стимулирования
прямых зарубежных инвестиций
- Налоговые
льготы.
- Льготы в
таможенно-тарифной области.
- Субсидирование
инвестиций. Стимулируют прямое инвестирование
в отрасли, желательные для национальных
интересов.
- Полная отмена
ограничений на выход на местный рынок
производителей услуг. Стимулирует инвестиции
в сферу услуг.
- Финансовая
помощь иностранным инвесторам, в частности,
для развития инфраструктуры, подготовки
кадров. Стимулирует все инвестиции и
может быть использована для расширения
их объема.
3.
Ограничительные меры
в отношении иностранных
инвестиций
- Установление
процентных ограничений зарубежной собственности
в уставном капитале местных компаний.
- Действие
лицензионно-разрешительного порядка
допуска ПЗИ.
- Ограничения
на перевод капитала и прибыли за рубеж.
- Ограничения
объема производства.
- Производственные
требования. Заменяют импорт.
- Требования
в отношении передачи технологии.
- Требования
в отношении обязательной продажи определенной
доли произведенной продукции на местном
рынке. Заменяют импорт.
- Требования
сбалансированности торговли. Заменяют
экспорт других товаров.
- Установление
нормы содержания местных компонентов
в стоимости готовой продукции, произведенной
на предприятии с зарубежным капиталом.
Заменяет импорт.
- Требования
в отношении расширения экспорта товаров.
Заменяют экспорт других товаров.
- Требования
замещения импорта товаров.
- Запрет на
функционирование на местном рынке, в
т.ч. ограничения на создание совместных
предприятий. Ограничивает все прямые
инвестиции, но особенно негативно влияет
на высокотехнологические инвестиционные
проекты, связанные с приобретением патентов
и лицензии.
- Валютные
ограничения. Ограничивают финансовые
переводы за границу.
4.
Меры в отношении компаний,
осуществляющих ограничительную
деловую практику
- Меры в отношении
раздела рынков. Ограничивают экспорт.
- Меры в отношении
организации тендеров.
- Меры в отношении
отказа от дилерских связей. Ограничивают
экспорт/импорт.
- Меры в отношении
отказа от исключительных дилерских связей.
Запрещают экспорт.
- Меры в отношении
установления трансфертных цен. Ведут
к низким ценам на экспорт.
- Меры в отношении
дифференциации цен. Ведут к установлению
завышенных цен.
- Меры в отношении
фиксации цен. Ведут к установлению завышенных
цен.
- Меры по «связанной
торговле». Заменяют другой импорт/экспорт.
- Меры по поддержанию
розничных цен. Ведут к установлению завышенных
импортных цен.
5.
Ограничительные и стимулирующие
меры, принимаемые странами
базирования ТНК (или
странами-экспортерами
капитала)
- Меры по ограничению
экспорта зарубежных филиалов на территорию
страны базирования головной компании
ТНК. Ограничивают торговлю.
- Налоговые
льготы в отношении перевода доходов и
прибыли от ПЗИ в страну базирования. Субсидируют
инвестиции.
- Льготное
кредитование малых и средних компаний,
вкладывающих ПЗИ в экономику главным
образом развивающихся стран и государств
с переходной экономикой. Субсидирует
инвестиции.
- Система инвестиционного
страхования или гарантирования возможных
экономических и политических рисков,
связанных с изменением общеэкономических
условий хозяйствования в принимающей
стране.
- Создание
специальных органов по поддержке иностранного
инвестирования.
- Разработка
программ поддержки инвестиций.
- Предоставление
информационных услуг по организации
выставок, ознакомительных поездок, специальных
маркетинговых исследований, рекламы
на государственных телеканалах, использование
государственных визитов и поездок.
В
целом национальная политика принимающего
государства влияет на отраслевые направления
инвестиционных вложений, и в меньшей
степени на величину привлекаемого
капитала.
Наличие
эффективных правовых условий допуска
и функционирования иностранных инвестиций
— предварительный критерий оценки инвестиционного
климата принимающей страны.
Более
существенную роль играет наличие следующих
макроэкономических факторов5:
-
емкость рынка принимающей страны,
определяемая объемом ВНП и
среднедушевым доходом. Привлекательность
страны как базы последующего экспорта
товаров на внешний рынок растет, что связано
со снижением уровня торговых барьеров,
транспортных издержек. Однако практика
небольших по емкости внутреннего рынка
экономик подтверждает, что объем экономики
не должен быть барьером на пути привлечения
зарубежных инвестиций:
-
уровень политического риска
страны. Этот показатель определяется
как специальными подразделениями ТНК
(данные показывают, что около 80% всех ТНК
имеют подобные подразделения в рамках
своей внутрифирменной структуры), так
и специализированными частными организациями.
Политический риск страны зависит от уровня
политической стабильности и демократического
характера политической системы страны.
Первый показатель — уровень политической
стабильности — определяется правительственной
стабильностью и состоянием экономики
сточки зрения ожиданий населения. Демократический
характер политической системы определяется
уровнем демократического развития страны
с точки зрения гарантий гражданских свобод,
основных демократических прав человека.
-
динамика валютного курса национальной
денежной единицы — при повышении
валютного курса стимулируется
приток зарубежных инвестиций, растет
вывоз прибыли по иностранным капиталовложениям;
при падении, напротив, — сокращается,
так как зарубежным инвесторам невыгоден
вывоз прибыли, процентов, дивидендов.
Следует
выделить и другие группы факторов:
-
географические и природно-климатические
факторы;
-
оценка предпринимательского климата
— издержки производства, специфика
налоговой системы и размер ставок корпоративного
и других налогов, специфика системы финансовых
льгот, стоимость и уровень квалификации
рабочей силы, уровень развития транспортной
инфраструктуры, стоимость арендной платы
и коммунальных услуг, административные
процедуры, помощь местных властей в подборе
местных кадров, в получении финансовых
стимулов и др.
В
последние годы растет важность и
других факторов:
-
открытость национальной экономики.
Более открытая внешнему миру
экономика привлекает больше инвестиций;
-
уровень развития инфраструктуры.
Качество инфраструктуры важно для
развития мирового производства и торговли,
поэтому необходимо содействовать улучшению
транспортной системы, логистики, телекоммуникаций.
Таким
образом, стабильная политическая и макроэкономическая
ситуация в стране, открытость национальной
экономики, наличие адекватной инфраструктуры
и коммуникаций, сохранение предсказуемой
и эффективной правовой и институциональной
среды лежат в основе инвестиционной привлекательности
страны.
Заключение
Рост
вывоза капитала из одних промышленно
развитых стран в другие отражает
углубление международного разделения
труда и интернационализацию производства.
Современное производство становится
все более сложным, растет число видов
и подвидов производств, и их развитие
оказывается экономически нецелесообразным
в рамках отдельных стран. Усиливается
развитие международной специализации
и кооперации производств. Следуя за развитием
производства, капитал также интернационализируется.
Компании промышленно развитых стран,
особенно крупные, становятся все более
транснациональными, выходя за национальные
границы. Образование крупных транснациональных
компаний, у которых имеются предприятия,
расположенные в разных странах, ведет
к ускорению международной специализации
и кооперации. Таким образом, взаимное
движение капитала, образование его на
базе транснациональных компаний выступают
важнейшим фактором углубления экономической
взаимозависимости стран в мировом хозяйстве.
Обращение
к иностранным источникам капитала для
России во многом связано с необходимостью
решения как стратегических, так и текущих
задач. В современной экономической ситуации
вопрос о привлечении иностранных инвестиций
состоит весьма остро: рост экономики,
а также вызванный им инвестиционный голод,
нехватка внутренних инвестиционных ресурсов
делают неизбежным обращение к зарубежным
источникам финансирования.
Однако
сегодня участие Росси в этих
процессах весьма скромное. С точки
зрения привлечения иностранных
инвесторов России предстоит соперничать
с другими странами, рынки которых оказываются
более привлекательными для инвесторов,
особенно азиатскими и латиноамериканскими
странами. И в этой конкурентной борьбе
важное место занимает изучение положительного
и отрицательного опыта зарубежных стран,
а также его использование при разработке
собственной политики привлечения иностранных
инвестиций.
Список
литературы:
- Инвестиции.:
Учебное пособие / Г.П. Подшиваленко, Н.И.
Лахметкина, М.В. Макарова. М.: КРОКУС, 2006.
- Костюнина
Г.М., Ливенцев Н.И. Международная практика
регулирования иностранных инвестиций.
М.: Финансы и статистика, 2005.
- Линдерт П.Х..
Экономика мирохозяйственных связей.
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
- Политика
привлечения иностранных инвестиций в
российскую экономику / Под ред. А.З. Астаповича,
С.А. Афонцева, Л.М. Григорьева, Е.Л. Яковлевой,
М: ТЕИС, 2005.
- Фишер П. Прямые
иностранные инвестиции для России: стратегия
возрождения промышленности. - М.: Финансы
и статистика, 2006.
- Язовских
Е.В. Иностранные инвестиции как фактор
экономического развития России. Автореф.
Екатеринбург, 2004.
- Балацкий
Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции
и экономический рост: теория и практика
исследования // Мировая экономика и международные
отношения. 2005. № 1.
- Логинов В.
и др. Инвестиционная политика: возможности
реализации и приоритеты. // Вопросы экономики.
2007. № 9.
- Чебанов С.
Иностранные инвестиции: тенденции развития
// Мировая экономика и международные отношения.
2006. № 3.