Иностранные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: предложить на основе мирового опыта эффективный механизм привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...
1 Теоретические основы регулирования притока иностранных инвестиций в экономику страны……………………………………………………………...
2 Анализ опыта привлечения прямых иностранных инвестиций на примере стран с развитой экономикой (США, Великобритания) и переходной экономикой (Чехия)...............................................................................................
3 Особенности стимулирования прямых иностранных инвестиций в Республике Беларусь…………………...……………………………………......
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение А Классификация иностранных инвестиций…………….....
Приложение Б Этапы формирования государственной политики в области иностранных инвестиций…………………………
Приложение В Основные факторы, определяющие привлекательность страны для иностранных инвесторов……………………..
Приложение Г Критерии индекса Beri……………………………………...
Приложение Д Организационно-экономический механизм государственного регулирования иностранных инвестиций…………………………………………………..
Приложение Е США, Великобритания, Чешская Республика и Республика Беларусь в международных рейтингах……….
Приложение Ж Показатели ВВП, ПИИ, ПИИ на душу населения и прирост ВВП и ПИИ в Вышеградской группе……………..
Приложение З Сравнительная характеристика Чешской Республики и Республики Беларусь
Приложение И Поступления иностранных инвестиций в Республику Беларусь……………………………………………………..
Приложение К Система правовых норм……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая_МИД.doc

— 764.00 Кб (Скачать)

Наличие ограничений  связано, прежде всего, с обеспечением интересов национальной экономической безопасности, а также защитой национальных компаний в соответствующих отраслях [9, с. 27].

Дискреционное вмешательство государства означает, что как президент, так и уполномоченные органы вправе ограничивать деятельность иностранных инвесторов в случае, если она предполагает угрозу национальной безопасности. В США существует специальный уполномоченный орган по контролю над иностранными инвестициями – Комитет по иностранным инвестициям под эгидой Министерства финансов США (CFIUS). Он представляет собой межведомственную совещательную организацию, состоящую из  представителей департаментов финансов, государста, торговли, обороны. Комитет по контролю над иностранными инвестициями устанавливает правила, касающиеся слияний и поглощений со стороны иностранных инвесторов, имеют право рассматривать возможность привлечения крупных иностранных капиталовложений, имеет право запрещать привлечение иностранных инвестиций в случае угрозы национальной экономике [24].

Требования к отчетности означают, что в соответствии с законом «Обзоры международных инвестиций» 1976 года, иностранные инвесторы должны предоставлять в Бюро экономического анализа соответствующую информацию. Например, в течение 45 дней иностранный инвестор должен сообщить форму, характер и объем иностранных инвестиций. Предоставляемая информация является строго конфиденциальной, она не разглашается и используется только в статистических целях [24].

Кроме благоприятного инвестиционного климата и либеральной политики государственного регулирования ПИИ США также использует различные методы стимулирования. Среди них предоставление налоговых льгот, льготное местное кредитование, свободная репатриация прибыли и т. д. [25].

Великобритания  является лидером по импорту ПИИ  в Европейском союзе. Причины  данного факты сходны с причинами  лидерства США: либеральное государственное  регулирование, благоприятный инвестиционный климат, привлекательный имидж страны.

В Великобритании, так же как и США, не существует единого закона, направленного на государственное регулирование  иностранных инвестиций. Основные положения  в законодательстве Великобритании, касающиеся регулирования иностранных  инвестиций, согласовываются с положениями, принятыми в Европейском союзе, и их принятие во многом было связано именно со вступлением страны в ЕС. В результате были последовательно приняты акты о компаниях 1976, 1980 и 1981 годов. В 1985 году был принят новый Акт о компаниях, который вобрал в себя значительную части прежних Актов о компаниях [21, c. 194].

Для иностранных  инвестиций в Великобритании не требуется  получения разрешения, однако в ряде случаев возможно блокирование сделок со стороны правительства. Также  в ряде случаев иностранные инвестиции могут привлечь антимонопольное расследование. На отдельные отрасли и сферы экономической деятельности распространяется режим государственной монополии (железнодорожный транспорт, связь и почта, водо- и газоснабжение). В некоторых отраслях предусмотрены ограничения для участия иностранных инвесторов. Например, в авиационном транспорте деятельность иностранных компаний разрешается только под  национальным контролем. В радиовещании ограничивается деятельность всех иностранных лиц, кроме предпринимателей и компаний из других стран-членов ЕС. Для капиталовложений  в британский страховой бизнес существует правило взаимности, т. е. в стране происхождения иностранного инвестора британские граждане также должны иметь право основать страховую компанию. А в остальном законодательство Великобритании в области иностранных инвестиций является достаточно либеральным. Иностранным инвесторам необязательно для ведения бизнеса в Великобритании регистрировать юридическое лицо на территории этой страны. Иностранная компания может открыть в Великобритании свое отделение (branch) [26].

Великобритания обладает рядом преимуществ для иностранного инвестора. Рассмотрим их подробнее.

Как правило, правительство Великобритании не делает различий между гражданами Великобритании и иностранными гражданами при создании и деятельности частных компаний. Единственное требование при создании предприятия – наличие, по крайней мере, одного директора-резидента Великобритании. После создания компаний на территории страны, правительство признает их британскими предприятиями и гарантирует защиту их прав в ЕС, независимо от национальной собственности [27].

Еще одной особенностью Великобритании является легкая процедура основания бизнеса: согласно исследованию Всемирного банка, чтобы создать бизнес в Великобритании необходимо только 13 дней. Всемирный банк причислил Великобританию первой в Европе и шестой в мире страной по простоте основания бизнеса [26].

Конкурентоспособная налоговая среда также является преимуществом для иностранных инвесторов. Для налогообложения национальных и иностранных компаний существуют одинаковые правила. В Великобритании корпоративный налог составляет 26% (самый низкий в Большой Семерке, к 2014г. панируется его сокращение до 23%). Если прибыль составляет менее 300000 фунтов, корпоративный налог составляет 20%. Допускаются налоговые вычеты в отношении расходов и амортизации активов, используемых в целях исследований и разработок. Максимальный подоходный налог составляет 40 процентов, и является также самым низким в ЕС [28].

Великобритания предоставляет доступ к региональным и местным субсидиям при удовледотворении таких условий как, например, развитие промышленности в районах с высоким уровнем безработицы [29].

В Великобритании наиболее гибкий рынок в Европе: согласно докладу Всемирного банка, Великобритания занимает второе место по найму работников [26].

В этой стране наименьшее количество барьеров на пути предпринимательства: организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определила Великобританию как вторую страну в мире по регулированию товарного рынка. Великобритания также занимает второе место в мире по минимальному количеству барьеров на пути предпринимательства и третье по минимальному количеству барьеров в инвестиционной деятельности [26].

Страна является мировым лидером в области инноваций: Великобритания известна своей высокоразвитой научно-исследовательской базой и занимает второе место в списке наиболее продуктивных мест для инноваций [26].

Британский фунт является свободно конвертируемой валютой. С 1987г. Великобритания отменила валютный контроль и все ограничения, связанные с переводом прибыли за рубеж [30].

Великобритания имеет более 100 двусторонних налоговых соглашений (в основном с развивающимися странами), а также десятки соглашений об избегании двойного налогообложения. Также Великобритания заключила 106 двусторонних инвестиционных договоров по стимулированию и защите иностранных инвестиций с такими странами как Турция, Венесуэла, Молдавия, Беларусь, Египет и др. [27].

Кроме того, благоприятный инвестиционный климат создают такие аспекты как высококвалифицированный труд и высокая производительность труда, развитая инфраструктура компьютерных информационных технологий, развитая транспортная инфраструктура, возможность выхода на рынок ЕС [26].

Для более полно  характеристики инвестиционного климата Великобритании в приложении Е приведены данные о положении Великобритании в международных рейтингах.

Таким образом, регулирование иностранных инвестиций в Великобритании основывается на тех не принципах, что и в США: отсутствие единого закона. Регулирование иностранных инвестиций основывается на правовых актах (в основном актах Евросоюза), ограничения допускаются лишь в случае угрозы национальной безопасности. Государственное регулирование иностранных инвестиций в Великобритании является одни из самых либеральных в Европе, а инвестиционный климат – один из наиболее благоприятных.

Выше были рассмотрены особенности политики в области регулирования притока ПИИ в развитых странах. Теперь рассмотрим механизм регулирования притока ПИИ в странах с переходной экономикой. Однако прежде выявим причины, из-за которых данные механизмы в развитых странах и странах с переходной экономикой отличаются.

В ходе исследований воздействия ПИИ на экономику стран-рецепиентов, проведенные ведущими учеными ЮНКТАД ООН, было выявлено, что ПИИ оказывают различное влияние на экономику развитых и развивающихся стран. ПИИ оказывают позитивное влияние на экономику развитых стран. Влияние ПИИ на экономику развивающихся стран и стран с переходной экономикой может быть как позитивным, так и негативным [31].

Негативное  влияние на развивающиеся страны и страны с переходной экономикой может заключаться в следующем: вытеснение из отраслей местных внутренних капиталовложений ПИИ ТНК; потеря контроля государством-реципиентом над частью национального производства; уязвимость национальной экономики от глобальной стратегии ТНК, ухудшение состояния платежного баланса принимающей страны (если производство филиалов потребует значительного увеличения объема импорта); потери национальной экономики (если объем вывезенного из страны капитала в форме репатриированных ПИИ доходов и роялти превысит объем вложенных ПИИ) [32]. 

Необходимыми  условиям положительного влияния ПИИ  являются: высокая степень конкуренции в отраслях, принимающих ПИИ; наличие четкой правительственной программы взаимодействия с иностранными инвесторами и грамотной политики по привлечению и эффективному использованию ПИИ; долгосрочный характер ПИИ [31].

Стоит иметь в виду, что чем выше уровень географической и отраслевой диверсификации ПИИ, тем ниже риск «экспорта» кризисных явлений из других стран.  Негативный эффект ПИИ на состояние платежного баланса будет меньше, если данное производство будет ориентировано не на внутренний рынок, а на экспорт [32].

Таким образом, либеральная политика регулирования притока ПИИ в развитых странах объяснима отсутствием негативных последствия для этих стран в силу их высокого уровня экономического развития. Как уже было сказано ранее, их политика регулирования притока ПИИ допускает ограничения лишь в случае угрозы национальной безопасности. Кроме того, развитые страны используют меньшее количество стимулирующих мер, так как развитые страны обладают благоприятным инвестиционным климатом благодаря их экономическому, социально-демографическому, научно-техническому и природному потенциалам. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой используют большее количество ограничительных мер в определенных отраслях из-за большей вероятности возникновения вышеупомянутых негативных последствий. Однако вместе с тем, страны с переходной экономикой активно используют стимулирующие меры, так как их инвестиционный климат менее благоприятный для иностранных инвесторов по сравнению с инвестиционным климатом развитых стран.

Рассмотрим  механизм регулирования притока  ПИИ в странах с переходной экономикой на примере Чешской Республике и определим, является ли данный механизм эффективным и как приток ПИИ  влияет на ВВП.

Чешская республика является одной из наиболее успешных стран с переходной экономикой с точки зрения прямых иностранных инвестиций на душу населения. Согласно данным Национального Банка Чехии с 1993г. Чехия привлекла 77,1 млрд евро. В 2005г. показатель ПИИ на душу населения составил 5015 евро, а в 2010 – 9238 евро [33].

Сравнительная характеристика показателей ВВП, ПИИ, ПИИ на душу населения стран вышеградской четверки представлена в приложении Ж.

Причиной роста ПИИ в экономику Чехии служит благоприятный инвестиционный климат, а также эффективный механизм государственного регулирования притока ПИИ.

Чешская Республика обладает рядом преимуществ для иностранных инвесторов. Рассмотрим их подробнее.

В Чехии наблюдается высокая доля населения со средним и высшим образованием. Вследствие этого Чехия привлекает высококвалифицированной и относительно дешевой (по сравнению с европейскими странами) рабочей силой. В 1990г. в чешских университетах обучалось 118000 студентов, а в 2011 – 396307. Девять из десяти чехов в возрасте от 18 до 59 лет владеет по крайней мере одним иностранным языком.

Чехия является членом Европейского союза и обладает выгодным географическим положением, находясь в центре Европы. Вследствие этого в Чехии европейские инвесторы не сталкиваются с проблемами в различиях менталитета, культуры и образа жизни. Выгодное географическое положение дополняет высокоразвитая инфраструктура.

Чехия характеризуется стабильностью цен, социальной и политической систем, а также стабильной и свободно конвертируемой валютой (чешской кроной) [33].

Доказательством благоприятного инвестиционного рейтинга служит положение Чехии в различных международных рейтингах. Данные приведены в приложении Е.

Теперь рассмотрим особенности политики регулирования притока ПИИ в Чешской Республике. Особое внимание государственная политика регулирования притока ПИИ уделяет защите прав инвесторов. Чешская Республика является членом Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям (МИГА), которое представляет собой международную организацию по защите инвестиций. Кроме того, Чехия подписала ряд двусторонних договоров по поддержке и защите иностранных инвестиций, а также об избежании двойного налогообложения с США, Великобританией, Финляндией, Норвегией и т.д.

Вступление Чехии в ЕС повлекло значительные изменения в законодательстве страны, в том числе относительно иностранных инвестиций. В Чехии были приняты законы о банкротстве, о бухгалтерском учете, о коммерции и ряд других законов, соответствующих европейским стандартам. Иностранные юридические лица из стран ЕС и других государств могут приобретать недвижимость в Чехии без каких-либо ограничений и на тех же условиях, что и резиденты страны. Таким образом, правовые требования относительно местонахождения компании или открытия филиала в Чехии были отменены.

Информация о работе Иностранные инвестиции