Иностранные инвестиции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 09:14, реферат

Краткое описание

Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики – привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые для России технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.

Оглавление

1. Введение
2. Основная часть:
3. Заключение
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

Иностранные инвестиции -1.doc

— 153.00 Кб (Скачать)


 

Реферат

 

По мировой экономике

Тема: «Иностранные инвестиции в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2004


План:

1.      Введение

2.      Основная часть:

3.      Заключение

4.      Список литературы


Введение

Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики – привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые для России технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.

Для национальной экономики иностранный капитал может иметь неоднозначные последствия: с одной стороны, при эффективном использовании иностранных инвестиций, страна быстрее преодолевает кризис, интегрируется в  мировую экономику; с другой стороны, привлечение иностранного капитала накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости страны – заемщика от кредитора.

В связи с этим ставится вопрос о расширении, прежде всего технической помощи, направленной на углубление использования собственных ресурсов, повышения квалификации национальных кадров, а уже затем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Другими словами, сначала необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный капитал в свою экономику.

Сегодня  российская экономика действительно нуждается в притоке иностранного капитала. Это вызвано практически полным прекращением финансирования из средств госбюджета, отсутствием средств у предприятий в связи с переходом к рыночной экономике, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и рядом других причин.


Иностранные инвестиции в экономике России

Иностранные инвестиции играют важную роль в интернационализации экономики любой страны. Для России на данном этапе ее развития они имеют существенное значение как фактор стабилизации и подъема отечественной экономики. Актуальность привлечения иностранных инвестиций обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, медленное становление внутреннего рынка инвестиционных ресурсов, сложность привлечения средств кредитных линий по межправительственным соглашениям, средств ЕБРР, МБРР, российских коммерческих банков и инвестиционных структур. По экспертным оценкам, потенциал инвестиционного рынка составляет примерно 20-25 млрд. долл. Из них реально вовлечено в российскую экономику примерно 5-6 млрд. долл. При этом остается незначительным уровень иностранных инвестиций 2-4 млрд. долл. Ежегодно, что не более 5% общего объема инвестиций в экономику страны. Сказывается опережение экспорта инвестиций над их импортом, с первую очередь из-за инфляции, экономического кризиса и других факторов.

Приток иностранных инвестиций в российскую экономику затруднен значительным риском. Известно, что тенденция к спаду их объемов стала проявляться уже со второго квартала 19998 г., а пик его пришелся на третий квартал, т.е. на момент начала самого затяжного этапа кризиса, связанного с частичным дефолтом, реструктуризацией внешнего долга и переносом сроков погашения долгов.

В условиях кризиса проявляется тенденция к снижению (27,9% в 2001г. против 43,4% в 1997г.) доли прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, они оказываются менее рентабельными, а также более рискованными по сравнению с кредитной фирмой вложений.

В последнее время в структуре иностранных инвестиций преобладают «прочие» (к ним относятся кредиты и займы). В 2001г. их доля составила 9827 млн. долл., или 68,9% их общего объема. Однако зарубежные кредиты не всегда доходят до отечественных товаропроизводителей.  Зачастую денежные средства даже не покидают страны, выделившую связанные кредиты, а используются на месте для оплаты товаров в счет займа. Велика также доля «связанных кредитов, оговаривающих порядок использования финансовых ресурсов, нередко предоставляемых под гарантии государства и в случае провала кредитуемого проекта подлежащих списанию на государственных долг.

Если такое положение сохранится, то неизбежно ухудшится платежный баланс страны, ужесточатся условия предоставления новых кредитов, возрастут затраты на обслуживание внешнего долга.

Иностранные инвесторы весьма осторожно относятся к вложению своего капитала с большой степенью риска и предпочитают рентабельные отрасли, где с меньшими усилиями можно получиться максимальную прибыль, особенно если производится пользующаяся наибольшим спросом экспортная продукция (сырье, энергоносители, продукция первого передела) или в которых можно использовать гарантии или финансовую поддержку со стороны международной организаций, и своих правительств. Об изменении отраслевой структуры инвестиций можно судить по содержанию табл.1

Таблица 1

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов,
по отраслям экономики

(в %)

 

1997г

1998г

1999г

2000г

Всего инвестиций

100,0

100,0

100,0

100,0

Промышленность

29,3

39,9

51,0

43,1

В том числе:

 

 

 

 

топливная…………………………………………...

13,6

16,0

17,8

5,7

машиностроение……………………………………

2,2

2,6

4,1

4,3

пищевая……………………………………………..

5,7

12,5

14,8

16,3

Строительство……………………………………………...

2,2

2,0

1,0

0,8

Транспорт и связь…………………………………………..

1,6

5,0

9,5

17,8

Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

38,7

7,6

1,2

2,5

Деятельность по обеспечению функционирования рынка………………………………………………………..

18,7

12,1

2,0

2,5

Торговля и общественное питание………………………..

6,0

10,2

17,0

17,8

Прочие отрасли…………………………………………….

3,5

23,3

18,3

15,5

В 1997 г. наибольший интерес иностранные инвесторы проявляли к финансовой и банковской деятельности, а также к деятельности по обеспечению функционирования рынка топливной промышленности, то уже в 1998г. основной акцент перенесен на реальный сектор экономики (пищевая промышленность, торговля и общественное питание и прочие отрасли), хотя последующие годы статья, включающая прочие отрасли, имела тенденцию к снижению. Это говорит об уменьшении привязанности к кредитам и займам. В 1998г. произошло резкое снижение иностранных инвестиций в финансовый сектор экономики – до 0,9 млрд. долл., или 7,6%, а в 2000г. до 2,5%. В условиях обострения финансовых проблем это связано с надеждами на укрепление позиций на внутреннем рынке.

Привлечение иностранных инвестиций в топливную промышленность соответствует объективным потребностям страны в иностранной валюте, необходимой для обслуживания и погашения внешней задолженности. Значительная доля иностранных инвестиций в пищевой промышленности отражает еще одну тенденцию проникновения иностранного капитала в промышленность – подчинить своему влиянию производство импортозамещающей продукции, для которой характерна быстрая окупаемость капитала. Строятся расчеты и на возможность захвата рынка в условиях неконкурентоспособности отечественных предприятий. Если импорт капитала будет регулироваться государством, можно рассчитывать на положительное влияние иностранных инвестиций на российскую экономику посредством создания новых рабочих мест.

Страновая и региональная структура иностранных инвестиций характеризуется концентрацией капитала среди стран-лидеров, что способствует усилению их положительного влияния на экономику России (табл.2). Наиболее активен капитал Германии (17,1% объема инвестиций), немного уступают капиталы США (15,8%), затем следуют вложения из Кипра, Франции и Великобритании (34,8%). Удельный вес инвестиций других стран-инвесторов значительно меньше. Совокупная доля Нидерландов, Италии, Швеции, Швейцарии и Японии составляет всего (17,4%). Страновая структура иностранных инвестиций нерациональна, потому что невелики вложения ведущих мировых экспортеров капитала. Например, Япония не входит даже в пятерку стран, действующих на рынке капитала в России. Очень малы объемы иностранных инвестиций «новых индустриальных государств» (Тайвань, Гонконг, Сингапур), имеющих опыт работы в переходной экономике, меньше опасающихся инвестиционных рисков, чем западные инвесторы. Они готовы вкладывать свои капиталы в высокотехнологичные объекты, что могло бы способствовать развитию наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности.

Таблица 2

Иностранные инвестиции в экономику России
по основным странам-инвесторам

(в млн.долл.)

 

Накоплено инвестиций на конец декабря 2001г.

В том числе инвестиции

 

всего

в % к итогу

прямые

портфельные

прочие

Всего………………………...

35624

100,0

18169

1230

16225

Германия……………………

6086

17,1

1512

28

4546

США………………………...

5625

15,8

4083

90

1452

Кипр………………………...

5307

14,9

3729

468

1110

Великобритания……………

3812

10,7

1898

126

1788

Франция…………………….

3282

9,2

354

0,1

2928

Нидерланды………………...

2542

7,1

2148

22

372

Италия………………………

1514

4,2

180

2

1332

Швейцария………………….

770

2,2

271

32

467

Швеция……………………...

737

1,8

244

34

353

Япония………………………

602

1,8

298

1

303

Ведущие места по объему накопленных иностранных инвестиций удерживают Центральный район во главе с Москвой, а также «сырьевые» регионы. Высокая доля Москвы – более 57% иностранных капиталовложений. Доля остальных входящих в первую десятку регионов колеблется в пределах 1,5-5%. Доля же прямых инвестиций, накопленных за прошлые годы, приходится в основном на четыре субъекта РФ: Москва (32,5%), Санкт-Петербург (10), Московская область (9,5), Тюменская область (5,9). Подобное распределение финансовых потоков вызвано тем, что сами регионы способствуют этому процессу – они вводят собственных льготы для инвесторов, создают благоприятный инвестиционных климат. Помимо этого региональные власти содействуют привлечению иностранных инвестиций через распространение информации об инвестиционном климате того или иного региона. Наиболее активны в этом Самарская, Нижегородская, Новгородская области, а также Москва и Санкт-Петербург.

Основным «пряником» для иностранных инвесторов регионы считают освобождение от части налогов – как краткосрочное, так и долгосрочное. Например, в Новгородской области предприятия с долей иностранного капитала, занимающиеся производственной деятельностью, освобождаются на некоторый срок от уплаты налогов в областной и местный бюджеты. В Псковской области любому инвестору в течение трех лет предоставляется льгота по налогу на прибыль, а в Калужской – юридический лицам, привлекающим иностранные капиталы, выдаются беспроцентные ссуды. В Ленинградской области в соответствии с законом 1999 г. "Об инвестиционной деятельности" инвесторы полностью освобождаются от уплаты налогов на прибыль и на имущество и от платежей в территориальный дорожный фонд. Но эти послабления относятся только к прямым инвестициям. Что же касается портфельных инвестиций, осуществляемых посредством российских и зарубежных банков, в законодательстве области есть налоговые послабления и для них. В этом же законе предусматривается освобождение банков от налога на прибыль, полученную в результате финансирования инвестиционных проектов. Такую льготу могут получить лишь банки, зарегистрированные на территории области, что, по мнению ее администрации, должно увеличить число иностранных банковских организаций. В то же время действует и принятый в 1994 г. закон "О льготном «налогообложении предприятий и организаций, зарегистрированных на территории Ленинградской области". В соответствии с этим документом вновь создаваемые предприятия могут воспользоваться существенными налоговыми льготами: с момента реализации продукции или оказания услуг они освобождаются от уплаты следующих налогов в областной бюджет: на прибыль – 100%, на имущество – 50, на землю – 50%. А если приплюсовать к этим льготам федеральные льготы для новых предприятий, то получается, что в отдельных областях России уже практически сформировался реальный механизм государственной поддержки инвестиций на региональном уровне. Благодаря взвешенным мерам по стимулированию иностранных инвестиций регионам удается не только привлечь перспективных инвесторов, но и закрепить их присутствие в экономике субъектов Федерации.

Информация о работе Иностранные инвестиции в России