Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 09:14, реферат
Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики – привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые для России технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.
1. Введение
2. Основная часть:
3. Заключение
4. Список литературы
Преодоление проблемы инвестиционной недостаточности российской экономики тесно связано с масштабами оттока капитала. Основные источники его могут быть как легитимными, так и нелегитимными. К числу легитимных относятся санкционированные инвестиции в экономику других стран в форме создания совместных предприятий или дочерних фирм (например, концерн "Газпром" вложил крупные средства в германскую систему распределения газа), а также вложения в депозиты в банках западных стран ЦБ и коммерческими банками. Кроме того, частные структуры, занимающиеся торгово-посреднической деятельностью, оставляют часть выручки коммерческих компаний на счетах в иностранных банках. Согласно подсчетам западных экспертов в последние годы за пределами России оседает 10 млрд. долл. экспортной выручки ежегодно, что составляет около 1/5 ее общей величины и 2/3 положительного сальдо платежного баланса.
Отток крупных валютных средств, которые потенциально могли бы частично устранить острую нехватку инвестиционных ресурсов и способствовать стабилизации валютного рынка, идет по трем основным направлениям: зачисление части валютной выручки на счета в иностранных банках, в том числе и персональные; незаконный перевод рублевого капитала путем его конвертации за рубеж; продажа за валюту недвижимости и перевод выручки в иностранные банки.
Сегодня, по оценкам экспертов, отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) из России существенно превышает их приток. Это усиливает инвестиционный голод в стране, ведет к дальнейшему ослаблению национальной валюты.
Существующие проблемы и противоречия не могут быть устранены без активного вмешательства государства в инвестиционный процесс, без использования дифференцированного подхода в структурной политике, без соответствующих приоритетов. Меры по снижению политической и экономической неопределенности могли бы способствовать притоку иностранных инвестиций, более интенсивному возвращению капитала и снижению объема средств, вывозимых из стран для обратного ввоза под видом иностранного капитала (прежде всего это касается операций на фондовом рынке).
Для снижения негативного воздействия названных факторов на приток иностранных инвестиций в России введен ряд гарантий и льгот для зарубежных предпринимателей, вкладывающих капитал в экономику страны. В их число входят: гарантии от национализации; право беспрепятственного перевоза за рубеж прибылей на вложенный нерезидентом капитал; беспошлинный и необлагаемый НДС ввоз в страну оборудования, материалов и комплектующих для собственных нужд предприятия; положение о недопустимости ухудшения существовавших на момент вложения капитал налоговых и иных институциональных условий деятельности иностранного инвестора и др.
В целом подобная политика является правильной. Вместе с тем предоставление налоговых и иных льгот иностранному инвестору может быть оправдано, если он вкладывает средства в создание новых основных производственных фондов на территории страны, либо выкупает по рыночной стоимости такие фонды у казны. Но тогда и российский инвестор, реально осуществивший капиталовложения в отечественное производство и добившийся не худших по сравнению с зарубежным коллегой производственных и экономических результатов должен пользоваться сходными преференциями. Формой их реализации могло бы стать, например, увязанное с суммой вложений в основные фонды (включая приватизационные выплаты в бюджет) определенное уменьшение налога на прибыль на срок окупаемости инвестиций.
Нерешенными остаются проблемы страхования коммерческих рисков иностранных инвесторов и предоставления гарантий в случае срыва (не по вине инвестора) проекта в России. Пока такие гарантии давали правительства зарубежных стран своему бизнесу для закрепления на российском рынке.
Появлению стратегического иностранного инвестора на российском рынке будут способствовать в первую очередь совершенствование системы страхования от коммерческих и некоммерческих рисков, развитие правовой базы инвестиционного сотрудничества, появление устойчивых признаков преодоления системного социально-экономического кризиса.
При этом даже в условиях снижения доверия иностранных инвесторов к российской экономической среде предоставление им односторонних налоговых и таможенных льгот должно быть редким исключением из общего правила распространения на них национального режима инвестирования. Оно может быть обусловлено: импортом в Россию наукоемких, малоотходных и ресурсосберегающих технологий, не имеющих конкурентоспособных отечественных аналогов; организацией производства новых видов продукции при условии поставок сырья и комплектующих российскими товаропроизводителями.
Основанием для предоставления льготных условий инвесторам должно быть не то, что они иностранные, а то, что данные меры содействуют притоку инвестиций в критически важные отрасли экономики. Эти же льготы должны распространяться и на национальных инвесторов, если они могут успешно сотрудничать с иностранными предприятиями в сфере реализации инвестиционных проектов на российской территории. Предоставление льгот без учета приоритетов и эффективности инвестирования малопродуктивно. Инвестиций нет не из-за недостаточности льгот, а в основном из-за высоких инвестиционных рисков. По мере их минимизации значительные льготы приведут к существенным потерям для бюджетов всех уровней.
Особого внимания заслуживают соглашения о разделе продукции, экономический смысл которых состоит в том, что инвестор, вложивший свой капитал в освоение месторождений и добычу минерального сырья, окупает затраты за счет части произведенной продукции, передаваемой в его собственность. Поскольку освоение российских месторождений минерального сырья является дорогостоящим, то в подавляющем большинстве случаев в осуществлении конкретных проектов могут принимать участие отечественные и иностранные инвесторы (как, например, американская компания "Амоко" и российская ПК "ЮКОС" при освоении Приобского нефтяного месторождения). Совместная работа над такими масштабными проектами будет способствовать взаимному обогащению инновационными технологиями производства и управления.
Однако еще большую инновационную значимость должно иметь размещение заказов на строительно-монтажные работы, производство технологического оборудования для добычи полезных ископаемых российскими предприятиями. Значение соглашений о разделе продукции, в особенности на первом этапе освоении месторождений, заключается не только (и не столько) в расчете на будущие доходы от продажи добываемых полезных ископаемых, сколько в запуске механизма инвестиционного мультипликатора, способствующею распространению спроса на инновации по цепочкам межотраслевых взаимодействий. В этом решающее преимущество соглашений о разделе продукции перед предоставлением иностранному инвестору концессий на разработку природных ресурсов. Концессионные договоры позволяют увеличить налоговые поступления и создать дополнительные рабочие места, но в существенно меньших объемах, чем при заключении соглашений о разделе продукции, а их инновационная роль, по сути, близка к нулю. Следует отметить, что прогнозные оценки доходов государства от реализации проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" на условиях раздела продукции составляют 53 и 26 млрд. долл. соответственно.
В целях дополнительной зашиты государственных инвесторов целесообразно применить механизм формирования размера налога на прибыль, уплачиваемого инвестором в ходе реализации соглашений о разделе продукции, противодействующий возможным попыткам уменьшения базы налогообложения. Этот механизм заключается в предварительном (на стадии заключения соглашения) определении минимальной суммы налога на прибыль, уплачиваемой инвестором независимо от результатов хозяйственной деятельности, что означает оставление за государством права выбора формы изъятия налога – по определенной соглашением минимальной абсолютной величине или по действующей ставке налогообложения.
Государственная инвестиционная политика по защите стратегических иностранных инвестиций должна предусматривать: гарантии неухудшения налогового режима инвестирования на период реализации инвестиционных проектов; совершенствование системы страхования от коммерческих и некоммерческих рисков; обеспечение информационной "прозрачности" реципиентов инвестирования; предоставление таможенных льгот при осуществлении крупных инвестиционных проектов (при объеме иностранных инвестиций не менее 150 млн. руб.); усиление государственного регулирования притока иностранных инвестиций в приоритетные отрасли и регионы путем предоставления дополнительных, но в установленных законом привилегий и льгот, ужесточения контроля за регистрацией и статистикой предприятий с иностранными инвестициями; организацию продажи с помощью инвестиционных конкурсов законсервированных объектов незавершенного строительства, масштабы которого достигли астрономических величин.
Рассмотренная система мер по формированию благоприятного инвестиционного климата должна способствовать преодолению инвестиционного кризиса.
Хотя иностранные инвестиции, по-видимому, не станут главным двигателем экономического подъема в России, все же, учитывая масштабы страны, они могут сыграть важную роль в ее будущем развитии.
Стимулирование и регулирование притока
иностранных инвестиций
Достаточно ли привлекательны для иностранных инвесторов, особенно крупных зарубежных фирм, условия хозяйствования в России? Судя по не очень высокой и падающей интенсивности притока накоплений в нашу экономику, в том числе из промышленно развитых стран, не все здесь в полном порядке с точки зрения зарубежных вкладчиков.
Анализ статистических данных показывает, что прямые инвестиции в долларах из-за границы резко упали в 1998г., два года держались примерно на одном уровне, а 2001г. они еще сократились на одну треть.
Портфельные инвестиции в долларах, включающие как затраты на акции, так и долговые ценные бумаги, не только значительно сократились в 1998г., но и вообще стали отрицательными после дефолта августа 1998г. Ясно, что мелкий и средний капитал, в том числе спекулятивный, авантюрный, непроизводительный, хлынул из России, тем более, что обменный курс доллара и рублях возрос в 5 раз, что сделало невыгодным вывоз праведно и неправедно заработанных на капитал денег за рубеж.
Казалось бы, после 1998г. своевременно были приняты необходимые законодательные меры для стимулирования иностранных инвестиций. В 1999 г. увидел свет Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", который предусматривает определенные защитные меры и гарантии для иностранных инвестиций. Однако это не привело к росту долларовых вложений, в том числе и прямых, которые составляют сейчас только половину совокупной величины прямых инвестиций нерезидентов с включением в них рублевых расходов иностранных инвесторов.
Конечно, отрадно, что большую часть получаемой в России прибыли и других доходов наиболее крупные иностранные инвесторы, по-видимому, не обменивают на доллары, а реинвестируют в российскую экономику. Но увеличение притока инвестиционных долларов не только не наблюдается, но они определенно свертываются.
Бесспорно, привлекательным выглядит то положение упомянутого закона, которое предоставляет зарубежным инвесторам право на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными ими инвестициями. Правда, в перечень доходов, наряду с прибылью, дивидендами, процентами, не включены амортизационные отчисления. Если это следует понимать как запретительное умолчание, то это, можно рассматривать и как ограничительную меру при распоряжении авансированными иностранными капиталами.
Это положение обязывает их осуществлять простое воспроизводство прежде всего в России и позволяет возвращать свой капитал только путем продажи накопленных активов и акций, а также вывоза за рубеж имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, ввезенных первоначально на территорию Российской Федерации в качестве иностранных инвестиций. Основной и оборотный капитал в натуре, нажитый в России, должен, надо думать, оставаться у нас в стране, что вполне в наших интересах.
Это. естественно, в определенной мере удерживает иностранных инвесторов от вывоза прибыли и других доходов за рубеж в долларах, тем более, что курс рубля в долларах не обеспечивает эквивалентного обмена валют с учетом их покупательной способности. Все это хорошо, но совсем не поощряются новые долларовые инвестиции иностранцев в Россию.
Совокупная налоговая нагрузка у нас в стране слишком велика для обеспечения достаточно высокой чистой рентабельности инвестиций и продукции во многих инвестиционных проектах, поскольку в ней заложено для всех без исключения изъятие части сверхприбыли, которая далеко не везде имеет место.
В известном смысле это удобно, так как позволяет поощрять именно те иностранные инвестиции, которые наиболее желательны и целесообразны для нашей экономики. Закон 1999г. предусмотрел возможность снижения налоговой нагрузки, но, правда, только за счет бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В этих пределах допускались налоговые льготы, бюджетные инвестиции в конкретные проекты и другие формы финансовой поддержки.
Однако сегодняшняя межбюджетная политика сильно урезала доходную часть региональных бюджетов, сократила долю этих бюджетов в консолидированном бюджете страны. Территориям труднее стало щедро субсидировать проекты с иностранным участием, что, конечно, не очень, должно быть, вдохновляет многих зарубежных инвесторов.
Более того, отмена федеральной налоговой льготы, которая позволяла использовать 50% прибыли на инвестиции без ее обложения налогом, тоже отрицательно сказалась на стимулах к инвестированию. Этот шаг, несмотря на переход от ставки налога на прибыль в размере 35% к ставке в 24%, фактически увеличил налоговую нагрузку не только на наших предпринимателей, но и на иностранных. Гораздо меньше стало оставаться от налога с прибыли в результате этой новации в регионах, что также урезало их поощрительный резерв.
Сейчас бы самое время стимулировать иностранные инвестиции за счет НДС, единого социального налога, налога на имущество. При этом следовало бы гарантировать определенную нормативную доходность инвестиций для интересующих страну инвестиционных проектов с иностранным участием.