Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:16, доклад
Иностранные инвестиции, как известно, являются фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития экономики страны-реципиента капитала. В условиях глобализации с увеличением масштабов международного перемещения капитала роль инвестиций, как важного фактора экономического развития возрастает, что обусловливает актуальность исследования влияния иностранного сектора на экономику страны-импортера капитала и научного обоснования инвестиционной политики России в отношении зарубежных инвесторов.
Иностранные инвестиции, как известно, являются фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития экономики страны-реципиента капитала. В условиях глобализации с увеличением масштабов международного перемещения капитала роль инвестиций, как важного фактора экономического развития возрастает, что обусловливает актуальность исследования влияния иностранного сектора на экономику страны-импортера капитала и научного обоснования инвестиционной политики России в отношении зарубежных инвесторов.
Проблема привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику существует многие десятилетия и продолжает сохранять свою научную и практическую значимость до настоящего времени. Несмотря на активизацию деятельности иностранных инвесторов в экономике России в трансформационный период страна проигрывает конкуренцию многим государствам по объемам привлекаемого зарубежного капитала. К 2011г. суммарный объем поступивших в Россию иностранных инвестиций превысил 190 млрд. долларов, однако, их недостаточно для устойчивого развития и структурной модернизации российской экономики. Это в 16 раз меньше объема зарубежных инвестиций в Китае и в 2 раза меньше привлеченного капитала в экономику Польши.
Согласно методологии Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, выделяются три типа иностранных инвестиций – прямые, портфельные и прочие. Прямые инвестиции – это инвестиции, осуществленные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими организацией или контролирующие не менее 10 % акций или уставного (складочного) капитала хозяйствующего субъекта. Портфельные инвестиции представляют собой покупку акций, паев, облигаций, векселей и других ценных бумаг; они составляют менее 10 % в уставном (складочном) капитале организации. Инвестиции, которые не считаются прямыми и портфельными, относятся к прочим инвестициям. Последние включают торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии правительства Российской Федерации, прочие кредиты (кредиты международных финансовых организаций и т.д.), банковские вклады.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в общем смысле - иностранные инвестиции, достаточно крупные для того, чтобы позволить инвестору установить эффективный контроль за управлением предприятием и создать у него долговременную заинтересованность в успешном функционировании и развитии этого предприятия.
В качестве наиболее распространенного определения прямых иностранных инвестиций в современной литературе используется формулировка Всемирной торговой организации (ВТО): ПИИ - такой вид инвестиций, при котором инвестор-резидент одной страны (страны-хозяина), размещает свои активы в другой стране (стране-реципиенте), при условии получения (сохранения) контроля за этими активами.
Таким образом, основной чертой прямых иностранных инвестиций является то, что они осуществляются с целью приобретения устойчивого влияния на предприятие. Это отличает прямые иностранные инвестиции от портфельных (покупка акций, паев, составляющих менее 10% в уставном (складочном) капитале организации, а также облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг) и прочих (торговые кредиты и т.п.). То есть если прямые инвестиции обеспечивают контроль над производством, то портфельные - только получение дохода (например, дивидендов).
Дореволюционный период дает пример успешной стратегии привлечения иностранного капитала в Россию. Политика С.Ю.Витте включала проведение протекционистской политики во внешней торговле; развитие транспортной инфраструктуры, строительство Транссиба с использованием кредитов банков Франции, а также промышленных компаний США; стабилизацию финансовой системы: проведение денежной реформы, переход к золотому стандарту. В результате протекционистской политики, а также снятия ограничений для иностранных инвесторов Россия стала крупнейшим импортером капиталов, что помогло ей развить отсталое хозяйство, возродить отечественные предприятия, увеличить промышленное производство, создать емкий внутренний рынок.
Советский период основан на проведении концессионной политики в СССР, формировании базы инвестиционного законодательства в рекордно быстрые сроки, что позволяет судить о ней как состоявшейся и достаточно оптимальной. В это время привлечение иностранного капитала помогло решить многие экономические и социальные проблемы в стране, было восстановлено и налажено производство, реконструированы предприятия, продолжены внешнеэкономические связи с Западом. В конце 1980-х гг. намечены новые направления развития инвестиционного законодательства, принят Указ Президента СССР от 26.10.1990г. «Об иностранных инвестициях в СССР», ставший первым нормативным актом, регулирующим деятельность иностранных инвесторов.
Величина прожиточного минимума в среднем по России в III квартале 2011 г. составила 6287 руб., что на 0,7% меньше чем во II квартале 2011 г. При этом стоимость непродовольственных товаров и услуг возросла, соответственно, на 1,8% и 2,5%, а продовольственных товаров – сократилась на 4%.
По сравнению с ситуацией в III квартале 2010 г. структура прожиточного минимума, представленная на рисунках ниже, претерпела незначительные изменения.
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в III квартале 2011 г. по сравнению со II кварталом 2011 г. сократилась на 6% и составила 17,6 млн. человек или 12,6% всего населения. На численность малоимущего населения в стране наибольшее влияние оказывают два фактора: темпы роста прожиточного минимума и темпы роста среднедушевых доходов населения, причем последний более значим, поскольку имеет более высокий по модулю коэффициент корреляции (0,74 для прожиточного минимума и 0,93 для среднедушевых доходов). Очевидно, что чем быстрее растут среднедушевые доходы, тем быстрее сокращается численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, а также чем выше прожиточный минимум, тем большая часть населения оказывается за его границей. Высокая амплитуда колебаний темпов роста численности населения с доходами ниже прожиточного минимума говорит о существенной доле населения страны, находящейся на границе прожиточного минимума, которая под воздействием циклических факторов в течение календарного года оказывается то по одну, то по другую сторону от него сторону. На рисунках представлена динамика темпов роста указанных показателей.
Как видно из рисунков, быстрее всего численность населения с доходами ниже прожиточного минимума увеличивалась в I квартале. При этом в 2011 г. темпы роста были ниже, чем в 2010 г., поскольку среднедушевые доходы в I квартале 2011 г. сокращались медленнее, чем в аналогичном периоде 2010 г., а прожиточный минимум медленнее увеличивался. Во II и III кварталах 2011 г. численность малоимущего населения России сокращалась медленнее, чем в аналогичном периоде 2010 г. Тем не менее, в III квартале 2011 г. число граждан с доходами ниже прожиточного минимума сократилось по сравнению с III кварталом 2010 г. на 12%.
Весьма
интересным для анализа
Таким образом,
несмотря на существенные положительные
тенденции, наблюдаемые в отношении
среднедушевых доходов
Относительно уменьшились удельные веса традиционных отраслей экономики, в частности, пищевой промышленности, машиностроения и металлообработки, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Возросли иностранные капиталовложения в коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка, что привело к увеличению их доли с 4,9% в 2007г. до 6,9% в 2011г. Стабильным сохраняется удельный вес связи (более 2%), нефтедобычи, транспорта.
Сократилась в общем объеме иностранных инвестиций доля химической и нефтехимической промышленности (с 5,8% до 1,6%), строительства (с 7,3 до 0,6%), финансов, кредита и страхования (с 13,6% до 0,7% за период). Крупнейшими странами-инвесторами в российскую экономику являются: Германия, США, Кипр, Нидерланды, Франция, Великобритания, Швейцария. По накопленным к началу 2011г. иностранным инвестициям лидируют Германия (16,7% иностранных инвестиций), США (14,9%), Кипр (11,5%). Рейтинг стран существенно изменился с 1995г., когда на первом месте были США, на втором – Швейцария. За 2010г. наибольшие объемы капитала в экономику России вложили Германия – 20,2%, Кипр – 11,8%, Великобритания – 11,5%.
Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
- Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 29, ст. 1008);
- Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ»;
- Федеральный закон от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства";
- Приказ ЦБР от 23 апреля
1997 г. №02-195 «О введении в действие
Положения «Об особенностях
Первые иностранные компании, начавшие целенаправленное внедрение на российский рынок, - это крупнейшие транснациональные корпорации, производящие недорогую продукцию массового спроса и считающие, что они должны присутствовать на всех крупных рынках. В качестве примеров можно привести McDonalds, Mars, Coca-Cola, Funai и т.д. После массовых поставок товаров такие компании обычно приступают к их производству внутри страны. Это диктуется высокими таможенными пошлинами и необходимостью размещать производство ближе к потребителям.
Другая группа компаний, активно внедряющиеся на российский рынок - это те фирмы, которые сотрудничали с СССР в 70-80-е годы, например, ABB, Siemens, Nokia. Высокий интерес к России проявляют также компании, специализирующиеся на добыче и\или торговле сырьевыми ресурсами, особенно те, которые имеют опыт работы в развивающихся странах, например, Exxon, Amoco, Chevron, Conoco, Trans World Metals.
Тем не менее, обычно происходит изолированное проникновение иностранной фирмы на российский рынок, без разработки глобальной стратегии работы в России. Лишь немногие иностранные компании решились не только осуществить отдельные проекты в России и странах СНГ, но и создать масштабную сеть своих производственных структур (для этого требуются как инвестиции в производство, так и создание всей необходимой инфраструктуры, характерной для ФПГ).
Так, швейцарско-шведская машиностроительная группа ABB произвела инвестиции в десятки предприятий бывших коммунистических стран и теперь существенная часть ее ФПГ находится в Восточной Европе (включая Россию). В 1994 г. эти предприятия произвели продукцию на $1.66 млрд. Характерно, что ABB намеревался приобрести некоторые российские банки и учредил шведско-российский инвестиционный фонд.
В настоящее время ABB владеет акциями 20 российских предприятий, специализирующихся в самых различных областях: контрольно-измерительная аппаратура, производство газовых турбин, электрогенераторов, кабелей, оборудование для нефтехимической промышленности. Консорциум ABB-Chevron принимает участие в реконструкции ведущих нефтеперерабатывающих заводов России: “Киришинефтеоргсинтез”, “Пермьнефтеоргсинтез”, “Куйбышевнефтеоргсинтез”, “Нижнекамскнефтехим”, “Ангарская нефтехимическая компания”, Московский НПЗ.
Высокую активность на российском рынке проявляет концерн Siemens, который создал здесь 11 совместных предприятий и одно предприятие со 100%-м иностранным капиталом, получил крупные заказы на строительство магистральных и местных коммуникационных линий, на выполнение ряда проектов некоторых металлургических заводов, на реконструкцию ТЭЦ и автоматизацию сборочных линий ГАЗа. Концерн приобрел крупные пакеты акций ряда российских предприятий, в частности Калужского турбинного завода, АО “Электросила”.
При этом продвижение на
российский рынок не происходит бессистемно.
Siemens создает структуры для
Эффективной можно признать деятельность в России финской фирмы Nokia, которая заняла одно из ведущих мест на российском рынке радиотелефонов, пользуется услугами обширной дилерской сети, реализует ряд проектов по созданию телефонных станций, телекоммуникационных линий и систем сотовой связи, поставляет приборы для российских научно-исследовательских учреждений.
Одна из причин успехов компании Coca-Cola на российском рынке - развитая сеть дистрибьюторов. Характерно, что многие российские производители проиграли конкурентную борьбу на рынке прохладительных напитков именно из-за отсутствия сбытовой сети.
Опыт многих компаний показывает, что эффективная защита занимаемой доли рынка достигается благодаря характерной для ФПГ связке финансовые структуры - промышленность - торговые структуры, а не методами административного характера. Например, одно из характерных обвинений американских производителей против Японии - это недопущение американских товаров в японскую торговую сеть (часто при отсутствии законодательных ограничений и таможенных барьеров). Поэтому в рамках стратегии по внедрению на российский рынок иностранные ФПГ создают собственные финансовые и торговые структуры в России. Например, турецкий банк Yapi, основные клиенты которого - строительные фирмы, создал дочерний банк Yapi-Токо-Bank (51% акций принадлежит Yapi) специально для обслуживания турецких строительных фирм, работающих в России.