Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:16, доклад
Иностранные инвестиции, как известно, являются фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития экономики страны-реципиента капитала. В условиях глобализации с увеличением масштабов международного перемещения капитала роль инвестиций, как важного фактора экономического развития возрастает, что обусловливает актуальность исследования влияния иностранного сектора на экономику страны-импортера капитала и научного обоснования инвестиционной политики России в отношении зарубежных инвесторов.
Один из важных мотивов вложения иностранных средств в акции российских предприятий - возможность купить потенциально прибыльное предприятие по низкой цене. Многие российские предприятия, которые производят или легко могли бы производить конкурентоспособную продукцию, находятся в кризисе из-за отсутствия системы сбыта, неэффективной структуры управления, незнания рынка (особенно западного), неумения находить и работать с западными партнерами. Такие предприятия имеют плохое финансовое положение, что приводит к невысокой стоимости их акций. После покупки контрольного пакета акций иностранная фирма может добиться улучшения положения предприятия с помощью ограниченных инвестиций в непроизводственную сферу, главным образом в создание системы сбыта и финансовое обеспечение. При этом иностранная фирма может использовать свой опыт работы на иностранных рынках, готовые каналы сбыта, свою финансовую систему (например, предоставлять гарантии и векселя при расчетах).
Так, купив петербургский пивзавод “Вена”, финская компания Sinebrychoff уволила руководство завода и коммерческую службу, поставила оборудование для разлива пива в бочки европейского образца (т.к. тара имеет большое значение при сбыте).
Многие иностранные фирмы, желая обеспечить спрос на свою продукцию на российском рынке, создают сервисные центры, сборочные производства, торговые предприятия.
Компания Neste создает сеть автозаправочных станций в России (только в Петербурге планируется строить 4 станции ежегодно). В настоящее время идет также строительство терминала для хранения нефтепродуктов.
Несколько сборочных производств организовала в России корейская фирма Goldstar. Телевизоры этой фирмы начал собирать радиоэлектронный завод “Авест” (Комсомольск-на-Амуре). Зеленогорский электрохимический завод (Красноярск-45) приступил к сборке видеоплееров и телевизоров Goldstar из корейских комплектующих.
Фирма Mercedes-Benz организовала
несколько “отверточных”
С целью минимизировать
налоговые и таможенные выплаты
(а также уменьшить неудобства
российского финансового
Сотрудничество российского и иностранного капитала пока не имеет больших масштабов. Оно развивается, в основном, по двум направлениям:
• создание иностранным капиталом дочерних структур в России, предоставление российскими финансовыми институтами услуг при продвижении иностранного капитала на российский рынок;
• сотрудничество в области международных расчетов.
Имеет место также такое направление, как предоставление услуг по обслуживанию вывоза капитала из России и его размещение на западных рынках.
В качестве вспомогательного направления сотрудничества можно выделить взаимное консультирование: российские банки консультируют по проблемам инвестиций в России, по состоянию предприятий и компаний, конкретным проектам; западные - по международным стандартам в области расчетов и привлечения инвестиций, по современным методам менеджмента.
Пока не видно тенденции создания совместных финансовых групп на основе равноправного участия. Хотя зарубежные финансовые группы и представлены в России (а также российские - за рубежом), однако российские банки занимают в них подчиненное или второстепенное положение. Российские банки воспринимаются не как равноправные партнеры, а только как “проводники” по российскому рынку. Российский капитал в настоящее время не допускается к управлению в международных финансовых группах. Очень мало примеров синдицированного участия российских и иностранных финансовых структур в крупных международных проектах. Интересы российских банков ограничиваются почти исключительно странами СНГ, а в Дальнем зарубежье - компаниями, контролируемыми россиянами. Можно отметить, что такое положение достаточно типично, например, довольно трудно развивалось сотрудничество между американскими и японскими финансовыми институтами.
В настоящее время в России зарегистрировано 136 представительств иностранных банков, 154 банка с участием иностранного капитала и 18 банков с долей иностранного капитала более 50%. Следует отметить, что эти данные далеко не полны, т.к. многие банки контролируются иностранцами через подставные структуры.
Российские банки и финансовые компании часто выполняют роль посредников при инвестировании в Россию. Такое посредничество можно разделить на следующие виды:
• покупка российских ценных бумаг для иностранного заказчика; возможно также трастовое управление российскими ценными бумагами, купленными на средства иностранной компании или банка;
• оперирование на российском фондовом рынке, используя ресурсы иностранного инвестора.
Согласно мнению экспертов, значительным инвестиционным потенциалом обладает отрасль сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности России. Одним из главных факторов стимулирующих рост привлекательности является государственная поддержка отрасли в виде льготного налогообложения, выделения субсидий на модернизацию оборудования для животноводства, растениеводства. Также предпринимателям отрасли доступно льготное кредитование. Агросектор Краснодарского края сегодня имеет все шансы привлечь не только российские, но и иностранные инвестиции, а вот другие секторы экономики края срочно нуждаются в поддержке.
По степени важности для России предложены следующие направления совершенствования инвестиционной политики:
1. Создание благоприятного инвестиционного климата: усиление роли государства как гаранта осуществления благоприятного нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов; предоставление законодательных гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования; создание равных конкурентных условий деятельности всем инвесторам, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию; отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса; осуществление действенных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; снятие барьеров выхода на рынок капиталов; устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности; либерализация рынка инвестиционных проектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительных документов при их разработке и реализации; предоставление возможности получения инвесторам достоверной информации об организациях в целях анализа и выбора объектов инвестирования и др.
2. Государственная поддержка инвестиционной деятельности рыночного сектора экономики: либерализация внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россию современного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизации действующих предприятий; повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями; введение обязательных международных стандартов и отчетности во всех секторах экономики; создание благоприятных условий наращивания инвестиционно-финансового потенциала отечественных предприятий путем осуществления программ их реструктуризации, снижения налогов и др.
3. Гарантии и снижение рисков иностранных инвестиций: улучшение дипломатических связей; устранение информационной изолированности, вызывающей настороженность у иностранных инвесторов; обозначение порядка проведения технико-экономической экспертизы проектов, требующих гарантий со стороны правительства; предоставление налоговых льгот и льготных рациональных кредитов для инвестиционных проектов, обеспечивающих наивысший экономический эффект; выделение приоритетных отраслей, видов производств, экономических зон, в отношении которых вводятся наиболее льготные условия привлечения инвестиций; разработка механизма разрешения споров по контрактам между иностранными инвесторами и российскими предприятиями на территории страны и др.
4. Привлечение стратегических инвесторов: проведение инвестиционных конкурсов; создание для всех инвесторов равных условий; создание льготных условий инвестирования не только для конкретных отраслей, но и регионов; проведение конференций на высоком уровне с участием законодателей и представителей бизнеса; открытость и предсказуемость государственной инвестиционной политики; стимулирование привлечения инвестиций в стратегически важные для страны инфраструктурные объекты, сферы, способствующие инновационно-технологическому прорыву России, проекты, обеспечивающие экологическую безопасность и достижение социальных целей, повышение доходов населения.
5. Создание хорошего инвестиционного имиджа России, для чего требуется упростить порядок вложения иностранных инвестиций, создать прозрачную банковскую и налоговую систему, изучить условия и требования иностранных инвесторов, наладить коммуникации с иностранным бизнесом, позитивно позиционировать новую деловую Россию в умах иностранных предпринимателей.
В настоящее время в России, по-видимому, происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.
Неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно. Например, отказались от иностранных кредитов ряд российских нефтяных компаний.
По оценкам, за последние годы в Россию вложено всего более $190 млрд. иностранных средств, в то время как Китай привлек $17,72 млрд.
Сложность работы в российских условиях вынуждает иностранных инвесторов вкладывать средства не напрямую, а через российских посредников (в основном банки), ориентирующихся на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий. Опасное развитие получила тенденция вложения иностранных средств в ГКО и другие государственные ценные бумаги, с помощью которых финансируется госбюджет.
Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого руководства предприятия.
Слабое развитие
иностранных инвестиций порождает
низкую конкурентоспособность
Можно утверждать,
что развитие иностранных инвестиций
в России не соответствует потенциалу
российского рынка и при
Используемая литература.
1. П.Хейне, “Экономический образ мышления”, С-инфо, М, 2011 г.
2. М.Портер, "Международная конкуренция", С-инфо, М, 2009 г.
3. Материалы агентства “Интерфакс” за 2009-2010 гг.
4. Материалы агентства “Прайм” (“Финансовые новости”) за 2008-2010гг.
5. Материалы газеты “Коммерсантъ-DAILY” за 2007-2011 гг.
6. Язовских Е.В. Иностранные инвестиции в экономику России // Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей: Труды VI международной научно-практической конференции. СПб: СПбГПУ, 2001.
7. www.minfin.ru
8. www.gks.ru