Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:23, курсовая работа
Цель работы: предложить на основе мирового опыта эффективный механизм привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………………...
1 Теоретические основы регулирования притока иностранных инвестиций в экономику страны……………………………………………………………...
2 Анализ опыта привлечения прямых иностранных инвестиций на примере стран с развитой экономикой (США, Великобритания) и переходной экономикой (Чехия)...............................................................................................
3 Особенности стимулирования прямых иностранных инвестиций в Республике Беларусь…………………...……………………………………......
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение А Классификация иностранных инвестиций…………….....
Приложение Б Этапы формирования государственной политики в области иностранных инвестиций…………………………
Приложение В Основные факторы, определяющие привлекательность страны для иностранных инвесторов……………………..
Приложение Г Критерии индекса Beri……………………………………...
Приложение Д Организационно-экономический механизм государственного регулирования иностранных инвестиций…………………………………………………..
Приложение Е США, Великобритания, Чешская Республика и Республика Беларусь в международных рейтингах……….
Приложение Ж Показатели ВВП, ПИИ, ПИИ на душу населения и прирост ВВП и ПИИ в Вышеградской группе……………..
Приложение З Сравнительная характеристика Чешской Республики и Республики Беларусь
Приложение И Поступления иностранных инвестиций в Республику Беларусь……………………………………………………..
Приложение К Система правовых норм……………………………………
Примечание — Источник: [8, с. 28, таблица 1.8].
Развитие инвестиционной инфраструктуры представляет собой совокупность институтов, обеспечивающих регистрацию иностранных инвесторов, информационно-методические и информационно-аналитические обеспечение, организацию экономической безопасности иностранных инвесторов [9, c. 119].
Один из важнейших аспектов инвестиционной деятельности – это, как уже было сказано, расширение круга иностранных участников инвестиционного процесса. Это значит, что государство должно оказывать содействие не только привлечению иностранных финансовых ресурсов, но и открытию представительств и филиалов.
Защита иностранных инвестиций охватывает область страхования и перестрахования, залога и гарантий. Защита прав иностранных инвесторов предусмотрена в отдельных сферах. В частности, имеются международные соглашения и национальные законодательные акты, регулирующие охрану прав владельцев интеллектуальной собственности, товарных знаков, авторских прав, результатов научно-технических и художественных разработок.
Что касается страхования,
то национальные программы страхования,
существующие во многих развитых странах,
предусматривают страхование
Теперь рассмотрим экономические методы регулирования иностранных инвестиций. Они представляют собой методы воздействия на приток и функционирование иностранного капитала путем денежно-кредитной, валютной, налоговой, ценовой и экспортно-импортной политики. Экономические методы регулирования представляют собой важнейшие формы воздействия на приток иностранного капитала. Формирование инвестиционной политики включает в себя стимулирование притока иностранных инвестиций через систему экономических регуляторов, например, налоговых, финансово-кредитных, определяет отношение государства к установлению целевых ориентиров и ограничений в области иностранных инвестиций.
Одним их экономических методов стимулирования иностранных инвестиций выступают льготы для иностранных инвесторов. Как правило, условиями для льготного инвестирования являются создание большого числа новых рабочих мест для населения страны, инвестирование в научно-технические разработки. Особое внимание во многих странах уделяется системе льгот для иностранных инвесторов, осуществляющих инвестирование на депрессивных территориях. Отдельные страны разрабатывают целые комплексные программы в области развития депрессивных территорий, существенная роль в которых отводятся в том числе иностранным инвестициям [20, с. 202].
Наиболее распространенные формы стимулирования иностранных инвестиций приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Формы стимулирования иностранных инвестиций
Формы стимулирования |
Назначение |
Предоставление налоговых каникул |
Адаптация к условиям страны |
Отсрочка уплаты налогов | |
Временное уменьшение налогов (на прибыль) | |
Ускоренная амортизация как источник финансирования инвестиций для высокотехнологического оборудования |
Создание условий реинвестирования |
Региональные инвестиционные программы |
Стимулирование
привлечений иностранных |
Корпорации экономического развития территорий |
Примечание — Источник: [1, с. 28, таблица 1.9].
Важную роль в формировании государственного регулирования иностранных инвестиций играет система правовых норм. Приоритет в формировании государственной инвестиционной политики отдан законодательной власти, на которую работают имеющиеся в стране научно-исследовательские и аналитические институты в области экономики, права, управления. Законодательная власть при этом выступает в роли реального законодателя, диктующего поведение правительства и регламентирующего экономические, правовые и административные методы регулирования инвестиционных отношений в стране.
Законодательная база инвестиционной деятельности как общего, так и специального характера, осуществляется на следующих основных принципах: стабильности и прозрачности законодательства; неконфликтности, согласованности и взаимоувязки законодательств между собой, регулирования наибольшей части отношений посредством закона; открытости для изучения и копирования законодательных актов, заблаговременности информирования инвесторов об изменениях или принятии новых актов и др. [10, с. 84].
В ряде стран существуют специализированные органы по контролю над иностранными инвестициями. Специализированные финансовые институты и механизмы аккумулируют сбережения, эффективно их размещают, гарантируют их возврат. В развитых странах полномочия этих организаций распространяются, как правило, на крупные прямые иностранные инвестиции [9, с. 21].
На основе предоставленной информации можно сделать следующие выводы.
Инвестиции – это вложение ресурсов в предпринимательские, инновационные и другого рода проекты с целью получения временного или постоянного источника дохода либо достижения социального эффекта
Прямые иностранные инвестиции оказывает положительное и отрицательное влияние на экономику стран-реципиентов.
К факторам, определяющим привлекательность страны, относят политическую стабильность, финансовую инфраструктуру, регулирование иностранных инвестиций и т.д.
Инвестиционный климат – характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования.
К наиболее известным международным рейтингам относят S&P, индекс экономической свободы, рейтинг национального благосостояния, индекс восприятия коррупции, индекс миролюбивости и др.
Формирование инвестиционной политики происходит в несколько этапов: анализ и прогнозирование макроэкономических показателей, определение основных стратегических и тактических целей и задач по привлечению иностранных инвесторов, формирование внутренней и внешней государственной политики, формирование отдельных элементов организационно-экономического механизма и системы правовых норм.
Организационно-экономический механизм регулирования иностранных инвестиций – совокупность экономических и организационных форм, влияющих на организацию, содействие или ограничение иностранных инвестиций путем валютной, налоговой, ценовой политики и т.д.
Для усиления позитивных и снижения отрицательных эффектов служит политика привлечения инвестиций, которая с помощью набора стимулирующих и ограничительных мер призвана обеспечить максимальное положительное воздействие ПИИ на экономическое развитие.
2 Анализ опыта привлечения прямых иностранных инвестиций на примере стран с развитой экономикой (США, Великобритания) и переходной экономикой (Чехия)
В предыдущей главе
были рассмотрены теоретические осно
Деятельность иностранных инвесторов в развитых странах регулируется в основном национальными законами, постановлениями и административными процедурами. Национальное законодательство таких стран, как правило, не проводит различия между иностранными и национальными компаниями. Поэтому в большинстве развитых стран отсутствуют специальные законы и кодексы для иностранных инвесторов, а существуют лишь некоторые постановления. Зарубежные предприниматели могут основывать свои компании и хозяйствовать на тех же условиях, что и национальные производители товаров и услуг; они могут избирать любую принятую в данной стране организационно-правовую форму ведения хозяйственной деятельности; пользуются большинством местных льгот, получают доступ к местным финансовым, научно-техническим, трудовым ресурсам и с ограничениями – природным ресурсам [21, с. 204].
Наиболее часто в развитых странах используют следующие меры по регулированию иностранных инвестиций:
Предварительное разрешение требуют при вложении иностранного капитала в определенные отрасли и сферы деятельности, при значительных объемах ПИИ. В некоторых странах даже уже для действующих компаний с иностранным капиталом требуют предварительное разрешение, в частности при расширении их деятельности, слияниях и поглощениях.
Ограничения или запрет ПИИ различаются для отельных стран. Как правило, ограничения и запрет характерны для деятельности, которая может нести угрозу национальной безопасности.
Требование взаимности означает, что страна, принимающая ПИИ, готова предоставить иностранным инвесторам определенные права при условии, что в их странах такие права предусмотрены.
Существуют
также неформальные ограничения
в отношении иностранных
Рассмотрев общие характеристики, перейдем к конкретизации этих признаков на примере США и Великобритании.
США принадлежит значительная доля как в экспорте, так и импорте иностранного капитала. США является лидером в привлечении ПИИ по ряду причин. Во-первых, США обладает весьма благоприятным инвестиционным климатом. Доказательством этому служит вхождение США в десятку многочисленных международных рейтингов. Во-вторых, государственное регулирование ПИИ в США носит весьма либеральный характер.
Инвестиционный климат США является одним из самых благоприятных в мире. Этот объясняется рядом причин. США обладает крупнейшей технологически развитой экономикой. ВВП на душу населения составляет около 48000 долл. США. Экономика страны характеризуется открытостью, высокой конкурентоспособностью и высоким уровнем инноваций. В 2007 г. на США пришлось 42% мирового рынка потребительских товаров. Доход на душу населения граждан США составляет 35000 долл. США. В США имеется 17 соглашений о свободной торговле с 17 странами-партнерами, совокупный ВВП которых составляет более 5 трлн. долл. США. Данные соглашения дают инвесторам возможность доступа к различным рынкам. США является экономикой, открытой для новых технологий и разработок. 40% мировых затрат на НИОКР приходится на эту страну. Среди 100 самых крупных компаний по информационным технологиям 44 являются американскими компаниями. США обеспечивает защиту прав интеллектуальной собственности. Из 167000 патентов, выданных патентным ведомством США в 2009 г. более 50% принадлежало иностранным инвесторам [22].
Благоприятный инвестиционный климат США подтверждают лидирующие позиции США в многочисленных международных рейтингах. Данные предоставлены в приложении Е.
Рассмотрим особенности государственного регулирования иностранных инвестиций в США.
Нерезидент США может основать дочернюю компанию или филиал без существенного контроля со стороны федеральных, государственных или местных органов власти. Есть несколько исключений, где устанавливаются ограничения на иностранные инвестиции в некоторых особо важных отраслях, однако это будет рассмотрено немного позже.
Иностранному инвестору нет необходимости в разрешении от финансовых властей США на свою деятельность.
Как правило, отсутствует валютный контроль над иностранными инвесторами.
Иностранный инвестор
свободен в выборе финансирования американских
предприятий. Нет необходимости
в регистрации иностранных
Сборы, взимаемые с иностранной компании, могут быть установлены свободно, хотя они будут тщательно изучаться налоговым законодательством США. Не существует требований к регистрации соглашений о передаче технологий.
Иностранные предприятия могут свободно переводить прибыль из США за рубеж, и их владельцы могут свободно репатриировать свои акции или инвестиционные долги. Дивиденды, проценты, роялти и платы за услуги также могут быть свободно репатриированы, хотя такие платежи могут быть обложены подоходным налогом в размере около 30 % [23].
Однако, несмотря на открытость США для иностранных инвестиций, как уже было сказано, в США существует ряд требований и ограничений, которые регулируют возможности иностранных инвесторов. Правовые требования, которые однозначно ограничивают деятельность иностранных инвесторов в общих чертах можно разделить на три категории: барьеры для иностранных инвестиций, дискреционное вмешательство государства и требования к отчетности [24].
В качестве барьеров
для иностранных инвестиций может
выступать ряд
Компании с иностранным участием имеют право владеть нефтепроводами, угольными шахтами и нефтепромыслами на федеральных землях только в случае наличии аналогичных прав для американских компаний в стране происхождения инвестиций.
Для компаний под
иностранным контролем