Иностранные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: предложить на основе мирового опыта эффективный механизм привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...
1 Теоретические основы регулирования притока иностранных инвестиций в экономику страны……………………………………………………………...
2 Анализ опыта привлечения прямых иностранных инвестиций на примере стран с развитой экономикой (США, Великобритания) и переходной экономикой (Чехия)...............................................................................................
3 Особенности стимулирования прямых иностранных инвестиций в Республике Беларусь…………………...……………………………………......
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение А Классификация иностранных инвестиций…………….....
Приложение Б Этапы формирования государственной политики в области иностранных инвестиций…………………………
Приложение В Основные факторы, определяющие привлекательность страны для иностранных инвесторов……………………..
Приложение Г Критерии индекса Beri……………………………………...
Приложение Д Организационно-экономический механизм государственного регулирования иностранных инвестиций…………………………………………………..
Приложение Е США, Великобритания, Чешская Республика и Республика Беларусь в международных рейтингах……….
Приложение Ж Показатели ВВП, ПИИ, ПИИ на душу населения и прирост ВВП и ПИИ в Вышеградской группе……………..
Приложение З Сравнительная характеристика Чешской Республики и Республики Беларусь
Приложение И Поступления иностранных инвестиций в Республику Беларусь……………………………………………………..
Приложение К Система правовых норм……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая_МИД.doc

— 764.00 Кб (Скачать)

Рассмотрим государственную модель регулирования иностранных инвестиций в Республике Беларусь. Модель, как было уже изучено в первой главе, состоит из организационно-экономического механизма регулирования и системы правовых норм.

Организационно-экономические  методы регулирования иностранных  инвестиций формируются в Посланиях Президента Республики Беларусь Национальному собранию, в законодательных актах, государственных программах и других документах, разрабатываемых высшими законодательными и исполнительными органами власти [9, с. 113].

Организационно-экономический механизм регулирования включают в себя экономические методы регулирования, организационные формы содействия, развитие инвестиционной инфраструктуры и защиту иностранных инвесторов.

К экономическим  методам регулирования прежде всего  стоит отнести налоговую политику. В качестве общих организационно-правовых форм реализации инвестиционных налоговых льгот выступают частичное или полное освобождение от налогов. В соответствии с инвестиционным кодексом Республики Беларусь (от 22 июня 2001 года) льготы по налогообложению предоставляются иностранным инвесторам, которые освобождаются от:

  • уплаты налогов в течение трех лет с момента объявления ими прибыли, включая первый прибыльный год;
  • обложения налогом на добавленную стоимость и таможенными пошлинами товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада иностранных участников в уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями [37, с. 87].

 Что касается организационных форм содействия, то государственное регулирование иностранных инвестиций в Беларуси кроме выше указанных льгот предусматривает и другие льготы и преференции иностранным инвесторам и созданным с их участием предприятиям вне зависимости от масштабности инвестиционного проекта. Примерами выступают льготы по налогу на прибыль, льготы по обязательной продаже валюты, льготы по ввозу имущества уставного фонда, освобождение сроком на пять лет продукции и услуг от налогов и таможенных пошлин и др. Однако вместе с тем, законодательство устанавливает минимальный квалифицированный порог для прямых иностранных инвестиций (доля иностранного инвестора в уставном фонде должна быть более 30%, прибыль получена от реализации продукции собственного производства, уставной фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями сформирован не менее чем на 50% в течение первого года со дня ее государственной регистрации за счет внесения в него каждым из учредителей не менее 50% своей доли, и в полном объеме – по истечения двух лет со дня регистрации, предприятие проводит особо важную для республики продукцию, включенную в перечень такой продукции, утвержденную постановлением Правительства Республики Беларусь и др.).

Таким образом, лишь незначительная доля предприятий  с иностранным капиталом может  воспользоваться предоставленными льготами. Тем самым, в условиях острого дефицита инвестиций, с одной стороны, ограничивается доступ на белорусский рынок мелкого иностранного бизнеса, а с другой – не стимулируется вложение крупного зарубежного капитала [38, с. 362].

Правовое регулирование инвестиционных отношений во всех государствах осуществляются рядом нормативным актов как внутригосударственного, так и международного характера. В Республике Беларусь в настоящее время инвестиционная деятельность регулируется Инвестиционным кодексом, многочисленными указами Президента и решениями Правительства, законами, а также иными подзаконными актами. При этом некоторые из законодательных актов носят специальный характер, т.е. предназначены сугубо для регулирования инвестиционной  деятельности. Другие акты применительно к инвестиционной деятельности носят общий характер и регулируют не только отношения, возникающие в связи с осуществлением инвестиционной деятельности, но и иные отношения [9, c. 82].

Правовые основы иностранного инвестирования в Республике Беларусь в национальном законодательстве были изложены в 1991 году принятием Верховным Советом Республики Беларусь Закона «об иностранных инвестициях». Этот закон определил общие условия иностранного инвестирования в Республику Беларусь, а в 2001 году вступил в силу Инвестиционный кодекс Республики Беларусь [9, с. 113].

Правовое регулирование  иностранных инвестиций зависит  от форм собственности иностранных  инвестиций. Различают два вида иностранного инвестирования: государственное и  частное. Правовое регулирование частных иностранных инвестиций является более сложным. Схематично система правовых норм представлена в приложении К.

Анализ существующей системы регулирования иностранных  инвестиций в экономику Республики Беларусь показывает, что она не обладает полнотой и системностью, стабильностью и прозрачностью, наблюдается чрезмерное вмешательство государства в хозяйственную деятельность предприятий с иностранными инвестициями, существует угроза национализации. Практически в отрыве от проблемы государственного регулирования иностранных инвестиций рассматриваются налоговое, валютное, таможенное и внешнеэкономическое законодательство [9,с. 104].

Как уже отмечалось ранее, Чехия в данной области  добилась значительного улучшения  при вступлении в ЕС. Отметим, что в 2004г. при изменении законодательства в Чехии наблюдался 37% прирост ПИИ (данные в приложении Ж).

К основным инвестиционным барьерам в Беларуси, сдерживающих приток иностранных инвестиций в республику можно отнести нестабильность и недостаточную четкость законодательства [39, с. 16].

Важным фактором привлекательности страны для инвестора  является защита его прав. Защита иностранных  инвестиций гарантируется инвесторам комплексом прав, связанных с их инвестиционной деятельностью. Некоторые  из них приведены ниже:

Право собственности  и иные вещные права, а также имущественные  права, приобретенные законным способом.

Равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от формы собственности при осуществлении  инвестиционной деятельности.

Защита инвестиций в соответствии с законодательными актами. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы [40, c. 35].

Беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли, полученной на ее территории в результате инвестиционной деятельности после уплаты им налогов и других обязательных платежей [41, c. 73].

Основной задачей  инвестиционной политики Беларуси является усовершенствование законодательства для защиты иностранных инвестиций с учетом мировой практики и международных стандартов в трех областях: инвестиционный режим, экспроприация и национализация, разрешение споров [42, c. 52].

Белорусское законодательство, как правило, не делает различий между  национальным и иностранным инвестором. Например, налоговый режим для  национальных предприятий и предприятий с иностранным капиталом одинаковый. Тем не менее, в политике тендера национальным компаниям дается предпочтение. Стоит отметить, что правительство предоставляет больше льгот государственным предприятиям, тем самым дискриминируя частную собственность. Дискриминационный характер в равной мере относится как к национальным частным компаниям, так и иностранным частным предприятиям [43].

В Инвестиционном кодексе (ИК) Беларуси и в других законодательных актах нет четких формулировок относительно режима, действующего на иностранных инвесторов. Хотя похожие принципы предусмотрены ст. 9 и 10 ИК, четкая формулировка позволит приблизить законодательство Беларуси к международным стандартам, не вызывая тем самым изменений в обязательствах страны. Кроме того, необходимо развить практику использования инвестиционных договоров. Данная модель позволить обеспечить контроль над иностранными инвестициями, привлечь в экономику крупные ТНК. Включение в инвестиционные договоры пункта о возможности обращения иностранных инвесторов в международный арбитраж позволит обеспечить инвесторам такой же уровень защиты, как и инвесторам из стран, с которыми Беларусь подписала соглашения о защите инвестиций [42, c. 53].

В защите прав иностранных  инвесторов следует отметить национализацию, экспроприацию и реквизицию частной собственности. В мировой практике они могут быть проведены лишь в следующих случаях: предпринимаются исключительно в общественных интересах, применяются в согласии со всеми правовыми процедурами и процессами регулирования, применяются на основе недискриминации,  выплачивается быстрая и адекватная компенсация. В настоящее время в ст. 11 ИК Республики Беларусь предусматривается лишь компенсация. Остальные требования не предусмотрены. Тем самым уменьшается привлекательность страны для иностранных инвестиций [42, c. 54].

Страхование иностранных инвесторов также является частью защиты его прав. Общий обзор данных свидетельствует о том, что страховой сектор экономики республики не в состоянии активно содействовать инвестиционной деятельности из-за рубежа. Тем не менее, некоммерческие риски требуют надежной системы гарантий иностранным инвесторам в рамках единой структуры механизма привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь.  В соответствии со ст. 37 Закона Республики Беларусь «Об иностранных инвестициях», инвесторы свободны в определении целесообразности и уровня страховой защиты своих имущественных интересов, а также в выборе организации страхования. Однако в ст. 7 специального Закона Республики Беларусь «О страховании» иностранным инвесторам предоставлено право страхования своего имущества только у страховщиков Республики Беларусь [44].

Таким образом, по причине отсутствия в Беларуси мощных частных страховых компаний, способных страховать крупные и средние инвестиционные проекты, параллельно отсутствию возможности страхования иностранных инвестиций в зарубежных страховых организациях, инвестиционный климат страны не улучшается с точки зрения иностранного инвестора.

Существенно сдерживают приток иностранных инвестиций чрезмерные государственные регулируемые меры, особенно в области налогов, тарифов, административных процедур институционализации и функционирования иностранных инвесторов, финансовая и экономическая нестабильность, нехватка информации [45, с. 65].

Для улучшения  своего положения в международных  рейтингах, для улучшения инвестиционного  климата и как следствие для  увеличения притока ПИИ, в Беларуси была разработана и утверждена стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций до 2015 г.

Стратегия привлечения  прямых иностранных инвестиций на период до 2015 г. утверждена в Беларуси. Соответствующее решение содержится в совместном постановлении Совета Министров и Национального банка №51/2 от 18 января 2012 г. [46].

Стратегия направлена на стимулирование притока прямых иностранных  инвестиций в соответствии с потребностями  структурной перестройки экономики  и инновационным развитием страны, расширение масштабов и повышение  качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Беларуси.

В числе основных задач стратегии – определение  направлений привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику, ориентирование вложений зарубежных капиталов в создание наукоемких высокотехнологичных производств и другие поощряемые государством виды экономической деятельности. Предусматривается содействие привлечению иностранных инвестиций в реализацию проектов с применением передовых зарубежных технологий и менеджмента, стимулирование притока капитала транснациональных корпораций в реализацию проектов, обеспечивающих ускоренное развитие экспорта в страны с высоким платежеспособным спросом и импортозамещение. Планируется также совершенствование структуры прямых иностранных инвестиций, предусматривающее увеличение доли вложений в активную часть основных средств [46].

Улучшение инвестиционного  климата будет осуществляться на основе обеспечения открытости деятельности государственных органов, правового регулирования условий хозяйственной деятельности, соблюдения принципа конкурентности, законных прав и интересов инвесторов и обеспечения защиты инвестиций. Для привлечения инвестиций и создания благоприятных экономических условий, снижения рисков и повышения доверия к инвестированию предусматривается реализация целого комплекса мер, в том числе по реформированию государственного сектора, отношений собственности, приобретения недвижимости и земли. 

Ключевой предпосылкой для прихода в Беларусь иностранных  компаний является сокращение доли государственного сектора и приватизация государственного имущества. При этом обеспечивается рациональное использование ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования. Проведение приватизации направлено на привлечение в бюджет дополнительных ресурсов ежегодно на сумму не менее 2,5 млрд. долл. США. 

Незадействованным механизмом привлечения инвестиций, в том числе и прямых иностранных, является частно-государственное партнерство. Данная форма взаимодействия между государственными органами и бизнесом позволит преодолеть экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, а за счет средств республиканского и местных бюджетов не может быть обеспечено их финансирование в должном объеме. Сферами применения государственно-частного партнерства станут транспорт и транспортная инфраструктура, система коммунального хозяйства, энергоснабжение, объекты здравоохранения, образования и т.д. [46].

Предусматривается также совершенствование системы  налогообложения, обеспечение развития правового регулирования путем  совершенствования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, развитие финансового рынка, оптимизация процедур при осуществлении внешней торговли. Для создания более благоприятного внешнеторгового режима предусматривается завершение работы по согласованию технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих единые технические требования к продукции и связанным с ней процессам, направленных на снятие технических барьеров во взаимной торговле, а также упрощение статистического декларирования [46].

Приоритетной  формой прямых иностранных инвестиций для Беларуси выступает создание совместных и иностранных предприятий  для реализации инвестиционных проектов категории green field, что будет способствовать использованию новых прогрессивных технологий и техники в производстве, внедрению маркетинговых и управленческих ноу-хау, выпуску товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрому выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией, сокращению нерационального импорта, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности национальной экономики. Не менее значимой формой привлечения иностранного капитала является реализация инвестиционных проектов brown field – продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству, за исключением стратегически значимых из них, связанных с безопасностью страны. 

Информация о работе Иностранные инвестиции