Стилистика прозы Дж.К. Роулинг на примере романов о Гарри Поттере

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 06:10, курсовая работа

Краткое описание

В своей работе я ставлю задачу рассмотреть отдельные составляющие Романов о «Гарри Поттере», такие как:
- почему же так популярна эта книга?
- откуда появились Квиддич, Альбусы Дамблдоры и Гермионы Грейнджер, то есть происхождение имен и названий в романе
- проанализировать мифологический аспект в романе
- и конечно рассмотреть на примерах с помощью, каких же стилистических приемов Роулинг покорила сердца миллионов люде по всей планете?

Оглавление

Введение
1. Причина популярности
2. Мифология в романе
3. Происхождение имен и названий
4. Стилистические особенности романа Дж. Роулинг и трудности его перевода на русский язык
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Стилистика прозы Дж.К. Роулинг на примере романов о Гарри Поттере.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки

     Российской  федерации

     Федеральное агентство по образованию 

     Санкт-Петербургский  государственный политехнический  университет 

     Факультет иностранных языков

     Кафедра прикладной лингвистики 

     Курсовик

     по  стилистике английского языка

     Стилистика прозы Дж.К. Роулинг на примере романов о Гарри Поттере

     Stylistics of Harry Potter novels by JK Rowling 

Выполнила:

Баптизманская Саша

Студентка группы 4264/1 
 

Преподаватель:

Колоницкая  Ольга Леонидовна 
 
 
 
 

     Санкт-Петербург

     2010

 

      Оглавление  

Введение

1. Причина популярности

2. Мифология в романе

3. Происхождение имен и названий

4. Стилистические особенности романа Дж. Роулинг и трудности его перевода на русский язык

Заключение

Список литературы 

 

      Введение  

     Гарри Поттер… Едва ли в мире осталась еще страна или даже город в котором не слышали о Гарри Поттере, не читали эту серию романов или хотя бы не смотрели фильм снятый по книге. Наоборот, этот удивительный роман Джоаны Роулинг заполнил собой книжные прилавки и более того, наполнил мысли и сердца людей.

     Но  в чем же тут дело? Статистика 1996ого года показывала удручающую картину  – люди, а особенно дети практически  перестали читать книги. Исключениями становились лишь книги, изучаемые  школьниками, а в случае взрослых и молодежи, книги, требуемые для работы или учебы. Часто можно было услышать из уст детей фразы «Я ненавижу читать» или «Чтение это скучно». Это приводило в ужас учителей литературы, которые пытались заставить юное поколение прочитать хотя бы «Капитанскую дочку» Пушкина и порой тщетно. И что же за картину мы видим через несколько месяцев? В метро половина вагона сидит с книжкой в руках! В книжных магазинах стоят очереди! Дети читают на уроках, дома, в ванной и даже под подушкой с фонариком…

     Да-да, так началось всеобщее сумасшествие. Сначала дети, а потом и взрослые взяли в руки увесистый том (хотя первая книжка была еще не такая уж и большая, особенности в сравнении с впечатляющей толщиной последних томов) и попали в волшебную сказку, сказку, которая затягивала читателя с первых строчек и не отпускала до последней буквы.

     В своей работе я ставлю задачу рассмотреть  отдельные составляющие Романов  о «Гарри Поттере», такие как:

     - почему же так популярна эта  книга?

     - откуда появились Квиддич, Альбусы  Дамблдоры и Гермионы Грейнджер, то есть происхождение имен и названий в романе

     - проанализировать мифологический  аспект в романе

     - и конечно рассмотреть на примерах  с помощью, каких же стилистических приемов Роулинг покорила сердца миллионов люде по всей планете?

     роман роулинг поттер перевод стилистический

 

      1. Причина популярности 

     Гарри Поттер - литературный персонаж, рожденный  воображением англичанки Джоаны Роулинг, ученик школы волшебства, сирота, чудом спасшийся от Темного Лорда - по популярности своей сегодня превосходит многих суперзвезд, шоумэнов, политиков. В чем причина столь феноменального успеха?

     В феномене Гарри Поттера пытались разобраться многие и всех высказывающих свое мнение в адрес Гарри Поттера условно можно разделить на два лагеря: первые признают, что Дж. Роулинг написала детский бестселлер, что серия книг о Гарри Поттер достойна занять почетное место в ряду лучших детских книг; вторые утверждают, что феноменальный успех Гарри Поттера - лишь хорошо продуманная рекламная кампания. Однако более справедливым представляется утверждение, что феномен Гарри Поттер - это совокупность факторов, способствующих популярности вымышленного Дж. Роулинг мира и персонажей, живущих в нем. Необходимо обозначить эти факторы и попытаться разобраться в каждом из них.

     1) Первым составляющим феномена Гарри Поттера является литературно-художественное своеобразие цикла сказок о школе магии и чародейства. Неоспоримым сегодня является тот факт, что "Гарри Поттер" навсегда вошел в мир детской литературы и соседствует с "Винни-Пухом", "Питером Пэном", "Мэри Поппинс".

     Попытаемся  представить формулу литературного  произведения для детей.

     Герой в литературе для детей обычно ровесник читателя. Он наделен теми же привычками, слабостями, у него могут  возникать такие же проблемы в  отношениях с родителями, со сверстниками.

     Читатель  знакомится с Гарри Поттером в  день, когда последнему исполняется  одиннадцать лет. К концу всей истории главный герой предстанет перед читателем уже совершеннолетним . Основная масса читателей сказки - дети, и они растут вместе со своим героем. Но особенность литературной сказки Джоана Роулинг в том, что она вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых.

     Сюжет произведения очень динамичен, насыщен событиями, невероятными приключениями. Расследование загадок волшебного мира, а также невероятные чудеса не позволят читателю скучать.

     Время в детской литературе, как правило, весьма условно. Однако события в книгах Ролинг происходят в современную эпоху, о чем свидетельствуют такие реалии как метрополитен, телефон, телевизор и тому подобное. Но волшебный мир Гарри Поттера сохраняет древние традиции. Использование Гермионой Грейнджер маховика времени в книге "Гарри Поттер и Узник Азкабана" - прием нарушения естественного хода времени, который выполняет сюжетоорганизующую функцию.

     Пространственная организация детского произведения такова: мир делится на "свой" и "чужой", реальный и волшебный, причем границы этих миров прозрачны, они могут проникать друг в друга. Мир магов в "Гарри Поттере", противостоящий миру маглов, существующий параллельно с ним, - яркая тому иллюстрация.

     Как мы видим, Джоана Роулинг создает произведение, отвечающее всем законом детского бестселлера.

  • герой - ребенок;
  • одна из центральных проблем - взаимоотношения взрослых и детей;
  • разнообразие языковых приемов, словесная игра;
  • заимствования
  • отступление от правила "счастливого конца".

     Итак, первый фактор, способствующий успеху книги Дж. Ролуинг о Гарри Поттере - ее литературно-художественные достоинства - действительно является основополагающим.

     2) Вторым фактором феномена Гарри Поттере является история жизни автора - Джоана Кэтлин Роулинг. Мать-одиночка без гроша в кармане становится счастливой главой семейства и первой в мире писательницей миллиардершей. Так жизнь оказывается лучшим пиар-менеджером, а простое стечение обстоятельств - лучшим пиар-проектом. Знатоки биографии Роулинг утверждают, что если бы у автора мирового детского бестселлера не было такой истории жизни, то ее надо было бы придумать. (В основе биографии Роулинг тот же архетипический сюжет о Золушке; линии жизни Гарри Поттера и его создательницы очень похожи: будучи никем, прозябая "в чулане под лестницей", они в один прекрасный день просыпаются богатыми и знаменитыми).

     Фактор  самой Джоана Роулинг важен еще и потому, что она оказывается связанной с такой особенностью британской традиции как дамы-писательницы. Пожалуй, ни одна страна Европы не дала миру столько замечательных женских имен в области литературы: от сестер Бронте, Джейн Остен, Джордж Элиот до Виржинии Вульф и Джоана Роулинг.

     3) Третьим составляющим феномена Гарри Поттера стоит назвать рекламную кампанию и производную продукцию, к которой относятся фильма Криса Коламбуса, компьютерные и ролевые игры, фанфики, футболки, плакаты с изображением главных героев книги и тому подобное.

     Конечно же, пиар-кампания способствовала популяризации книги, но вероятнее всего, что это произведение нашло бы путь к сердцам читателей и без столь мощной рекламной поддержки, пусть на это было бы затрачено чуть больше времени.

     Ранее я упомянула о таких появившихся  после выхода книги явлениях как ролевые игры и фанфики и я хотела бы сейчас рассказать о них поподробнее.

     Итак, ролева́я— игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры. Итак после этого исчерпывающего определения нетрудно догадаться что же представляет из себя ролевая игра по Гарри Поттеру. Группа людей шьет костюмы, покупает или изготовляет собственноручно атрибутику(котлы, волшебные палочки, совы, пергаменты и перья и т п) назначает место, учит заклинания с отыгрышами, долгое время репетирует, чтобы однажды собраться вместе и «сыграть»… А для тех кто не видит в себе гениальных актеров, но зато неплохо умеет печатать на компьютере, есть виртуальный вариант ролевой игры. В этом случае человек создает героя, описывает его внешность, личные качества, манеры и цели и на огромном форуме вступает в словесные баталии с другими участниками. Нередко подобные виртуальные ролевые игры носят сексуальный характер.

     Теперь  перейдем непосредственно к фанфикам по Гарри Поттеру. Фанфик— разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства (так называемого фан-арта в широком смысле этого слова), производное литературное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей. Фанфик может представлять собой продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную» и так далее. Ну вероятно началось всё с того что фанатам романа Роулинг было не дождаться выхода продолжения приключений любимых героев и они попытались написать варианты продолжения. А закончилось…полным буйством фантазии иногда переходящей все границы. В просторах интернета встречаются произведения фанатах в которых можно встретить такие необычные сюжеты что буквально кровь стынет в жилах…

     Примечательным  является тот факт, что, спустя непродолжительное  время после выхода в свет сочинения  Роулинг, появляются пародии на "Гарри Поттера" - "Таня Гроттер и магический контрабас" Дмитрия Емеца, "Барри Троттер и неавторизованная пародия" Майкла Гербера, "Порри Гаттер и Каменный философ" Андрея Жвалевского и Игоря Мытько и это только в России.

     Что касается пародий во всем мире – самыми интересными считаются Barry Trotter by Michael Gerber, Hairy Pothead and the Marijuana Stone by Dana Larsen,Parry Hotter And The Steamy Side Of Magic by K.C. Ellis - в Англии.

     Harry Peloteur et la braguette magique by Nick Tammer, Larry Bodter met de l'ordre à Phoenix, Anizona by Yan Sored – во Франции

     И несколько менее известных пародий  в Аргентине, Индии, Германии и Польше

     Итак, нами выделены и проанализированы три  главных составляющих феномена Гарри  Поттера, а именно: 1) литературно-художественные достоинства книг Дж. Ролинг; 2) история автора, то есть самой Дж. Роулинг; 3) рекламная компания и производная продукция.  

     2. Мифология в романе 

     «Гарри  Поттер» во многом опирается на мифы, большинство из которых кельтского происхождения и я считаю в этом для современного романа нет ничего удивительного. На мифологических клише в большей или меньшей мере держится, цветет и процветает вся сказочно-фэнтезийная литература. Светлые и темные эльфы, ведьмы, тролли и ангелы, вампиры и феи… Даже если автор пытается придумать собственный, уникальный мир, все равно классические мифологические образы настолько засели в подсознании, что рано или поздно подбросят автору свой вариант. Поэтому сколько бы ни подозревали в «Гарри Поттере» плагиат на «Властелина Кольца» или «Звездные Войны» - любое сходство легко списать на бессознательный выбор. К сожалению, большинство читателей не задумываются и первоисточниках и видят только результат, не задумываясь, порой, каким образом он получен. А пообвинять авторов в плагиате всегда было и остается любимым занятием, как критиков, так и рядовых читателей. Итак, опорой для романов Роулинг стала кельтская культура. На фоне более узнаваемых средневековых ценностей, таких как философский камень или василиск, скандинавской линии, ранняя кельтская мифология теряется, прячется, но именно она в целом оказала на Роулинг, как представителя западноевропейской культуры, неизмеримо большее влияние. В западноевропейских мифах следы кельтики видны, впрочем, довольно ярко, только в легендах о Мерлине, созданных в период заката кельтской культуры.

Информация о работе Стилистика прозы Дж.К. Роулинг на примере романов о Гарри Поттере