Лирико-романтическая стилистика прозы М.Пришвина

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:24, контрольная работа

Краткое описание

Творчество М.М.Пришвина занимает важное место в русском литературном процессе. Вобрав в себя огромный пласт мировой культуры, воспитанный русским ренессансом начала XX века, писатель продолжил эстетические искания серебряного века уже в иную социально-историческую эпоху. Художественное наследие писателя все чаще привлекает внимание современных литературоведов, заставляя их более пристально взглянуть на Пришвина не только в историко-литературном аспекте, но и в культурологическом. В настоящее время пришвиноведение накопило достаточно богатый материал, позволяющий выявить все многообразие творчества художника.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……3-4
Биография М.М.Пришвина………………………………………….…5-6
Лирико-романтическая стилистика прозы …………………….…….7-12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……...13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....14

Файлы: 1 файл

Лирико-романтическая стилистика прозы Пришвина.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……3-4

  1. Биография М.М.Пришвина………………………………………….…5-6
  2. Лирико-романтическая стилистика прозы …………………….…….7-12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……...13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Творчество  М.М.Пришвина занимает важное место  в русском литературном процессе. Вобрав в себя огромный пласт мировой  культуры, воспитанный русским ренессансом  начала XX века, писатель продолжил эстетические искания серебряного века уже  в иную социально-историческую эпоху. Художественное наследие писателя все чаще привлекает внимание современных литературоведов, заставляя их более пристально взглянуть на Пришвина не только в историко-литературном аспекте, но и в культурологическом. В настоящее время пришвиноведение накопило достаточно богатый материал, позволяющий выявить все многообразие творчества художника.

Актуальным, на мой взгляд, является вопрос о стилистике прозы Пришвина. Исследователями рассмотрены специфика ранних очерков (А.Л.Киселев, В.В.Столярова, Н.В.Рыбаченко, Л.С.Федотова), сюжетно-композиционные особенности романов (В.В.Агеносов, З.Я.Холодова, А.В.Бармин, В.Я.Курбатов, Г.А.Пименова), образный строй миниатюр (Т.Я.Гринфельд-Зингурс, А.Л.Киселев), своеобразие сказок (П.С.Выходцев, Г.А.Токарева, А.М.Стрельцов). При описании особенностей прозы пришвиноведы сосредотачивают внимание на отдельных произведениях. Результаты анализа не получили полного обобщения и систематизации. При всем внимании к творчеству Пришвина некоторые особенности остаются недостаточно изученными.

Объектом данного  исследования является проза М.М.Пришвина. В центре внимания оказываются все периоды творчества писателя. Предметом исследования является лирико-романтическая стилистика прозы.

Целью данного  исследования является рассмотреть лирико-романтические особенности прозы М.Пришвина.

Для достижения данной цели используются следующие  задачи:

- рассмотреть  некоторые аспекты биографии  М.Пришвина;

- познакомиться  с миром природы в творчестве;

- выявить особенности  лирико-романтической стилистики прозы      М.Пришвина

Материал исследования взят из различных письменных источников: учебной литературы и различных пособий по литературе, из книжно-письменных текстов, из периодической печати и интернет источников.

Контрольная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность избранной темы, выделяются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи. В основной части работы рассматриваются основные аспекты биографии М.Пришвина и лирико-романтическая стилистика прозы. В заключении подводятся итоги проведенного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Биография М.М.Пришвина.

Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873 года недалеко от города Ельца Орловской губернии в купеческой семье. Как водилось тогда – сначала гимназия (в г. Ельце), затем реальное училище в Тюмени, затем политехникум в Риге. Дальнейшее образование М. Пришвин получает за границей, в Лейпцигском университете. В двадцатидевятилетнем возрасте он сдал там государственный экзамен по агрономическому отделу философского факультета, и в Россию вернулся агроном, но с широким общегуманитарным образованием.

Некоторое время  молодой агроном служит в земстве  в Клину, некоторое время занимается с профессором Прянишниковым  в Сельскохозяйственной академии в Москве, некоторое время работает исследователем на опытной станции в г. Луге, сотрудничает в агрономических журналах, написал книгу о картофеле. Все это время Пришвин чувствовал особенное тяготение к русскому языку. Возможно, он чувствовал его и раньше, но теперь оно проявилось и обострилось.

По совпадению именно в это время он познакомился с известными русскими этнографами  Шахматовым и Ончуковым. Языковеды-этнографы  уговорили Пришвина поехать на север  России, в Олонецкую губернию, для собирания народных сказаний, поверий, песен, пословиц и поговорок. Видимо, в этот момент и решилась судьба Пришвина: быть ли ему агрономом и ученым, быть ли ему писателем. Пришвин согласился на уговоры и уехал на Онежское озеро.

Надо представить  север России тех времен. Это был воистину край непуганых птиц, а пласты народности как в языке, в фольклоре, так и в укладе жизни, в быту, в этнографии были первородны, нетронуты. Вот в какой обстановке формировалось самосознание будущего писателя.

Неудивительно, что такой очарованный странник, как Пришвин, жадно начал впитывать душой, умом и сердцем всю эту первородность. Дело не ограничилось собиранием фольклора. Пришвин написал книгу «В краю непуганых птиц», которая сразу же сделала  ему имя. Он уехал на север скромным агрономом, а вернулся замечательным русским писателем.

Послужная биография  Пришвина на этом кончается. Он больше нигде и никогда не служил –  ни в земствах, ни на исследовательских  сельскохозяйственных станциях, ни в  каких бы то ни было других учреждениях и организациях. До конца жизни он теперь будет служить только одному – русской литературе, а послужной его список – это просто-напросто список им написанных и изданных книг. Сразу же можно назвать основные из них: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Адам и Ева», «Светлое озеро», «Черный араб», «Жень-шень», «Лесная капель», «Календарь природы», «Кащеева цепь», «Золотой луг», «Кладовая солнца», «Фацелия», «Глаза земли»…

В перечисленное  входит далеко не все, что было написано Пришвиным, но перечисленное вполне определяет лицо, характер художника слова и его место в литературе.

Пришвин - певец  русской природы, поэт-философ, тонкий и своеобразный стилист. Многие произведения Пришвина вошли в золотой фонд советской детской литературы, переведены на иностранные языки.

 

 

 

 

3 Лирико-романтическая стилистика прозы.

По роду своего таланта Пришвин - лирик (это не значит, что эпическое начало было ему  совершенно чуждо), а по складу личности - мыслитель-моралист. Поэтому избранный  им литературный род - философская лирика. Особенность ее состоит в том, что это философско-лирическая проза. Именно в таком роде созданы самые задушевные произведения Пришвина.

Названные особенности обусловливают  приверженность писателя к постоянным для него способам создания образа, принципам использования жанров, организации сюжета и композиции.

Образность - та основа, без которой искусства нет. У М.Пришвина она выступает особенно наглядно, почти в самой своей сущности, в самой «простой», элементарной форме. Средством общения с читателем, которому Пришвин-лирик поверяет свои раздумья и наблюдения, выступают, если можно так выразиться, своеобразные «единицы лирического высказывания», представляющие собой отдельные цельные образы. Нанизываясь один на другой, как бисер на нить, они все вместе составляют в разнообразии оттенков сложную мозаику картин.

Средством создания образа у Пришвина, как правило, служит метафора в самых разных масштабах и  разновидностях, метафора не только как  результат, но как нечто, возникающее  на глазах. Очень редко она бывает совсем краткой языковой метафорой; обычно это значит, что она родилась уже несколькими страницами раньше и теперь используется как знакомая.

Пришвинский лиризм и его специфическое проявление отчетливо выражаются уже в самом малом звене повествования - в образе, оформленном как развернутая метафора. Аналогия, взятая из жизни природы и приобретающая переносный, метафорический смысл, оказывается в произведениях писателя инструментом познания и объяснения мыслей автора или душевных движений героя.

Лиризм творчества Пришвина дает себя знать уже в  очерках «В краю непуганых птиц»: он прорывается в целом ряде отступлений, посвященных пейзажу. Потом он находит себе выход в формах, более соответствующих его существу. Эволюцию их легче проследить, если опираться не столько на историю, сколько на логику их развития, ибо суть дела не в хронологически последовательной смене форм, а скорее в движении от малых форм к большим, если даже они создавались одновременно.

Цепь миниатюр, связанных  единством замысла, образует лирическую поэму в прозе. Таковы «Фацелия», «Лесная капель», «Календарь природы».

Лиризм проявляется не только в малых жанрах Пришвина. Задуманные им крупные формы - повесть, роман - трансформируются и сами становятся новыми разновидностями, в которых, по сравнению с «каноническими», меняется характер композиции, сюжета и способов создания образов-персонажей («Жень-шень», «Кащеева цепь», «Корабельная чаща»). Пришвин не скоро нашел свою крупную форму; чтобы убедиться в этом, можно воспользоваться его собственным, самым достоверным свидетельством: «Привычка подбирать словечко к словечку в миниатюрных рассказах долго не давала мне возможности написать роман, где требуется большой размах. Но многолетняя дума о романе, накопленное чувство разбили, наконец, плотину, и хотя с большим трудом, но все-таки я написал».

Однако то, что  написал Пришвин, остается лирико-философской  повестью и лирико-философским романом. Пришвину навсегда остались чужды возможности  широкого эпического изображения явлений общественной жизни.

Композиция  романов и повестей Пришвина так  же двупланова, как и композиция его миниатюр; причем «лирико-романтический» план значит почти столько же, сколько и «реально-бытовой», если не больше. «Кащеева цепь», задуманная как семейно-бытовая хроника (критика не раз так и определяла ее), выдержана в этом духе лишь в первой половине, да и то не вполне. Чем дальше, тем больше «хроникальность» захлестывается лирической волной, пока совсем не скрывается в ней.

Такой же двуплановостью отличается «Жень-шень» и тем более «Корабельная чаща». Сам тематический уклон этих произведений (герои в природе) способствует включению в произведение многочисленных пейзажей, лирических отступлений, которые все больше становятся «вступлениями», вставками, отдельными вмонтированными новеллами. Так сохраняется излюбленный пришвинский «мозаичный» характер композиции. Пейзажная лирика отступлений здесь начинает носить знакомый нам по крупным жанрам классической литературы композиционно-значимый характер и служит одним из очень важных способов выражения идейного замысла произведения. Показательно для Пришвина использование философско-пейзажных зарисовок в качестве повторяющихся лейтмотивов, которые развиваются подобно вариациям на единую музыкальную тему. Уже сам факт повторения указывает на их идейную значимость.

Произведения Пришвина держатся в основном на «лирическом интересе». По той же причине сюжеты писателя не бывают особенно замысловаты или динамичны. В каждом его произведении - лишь одна сюжетная линия, связанная с главными героями. Частые лирические «ремарки» делают действие замедленным; пока автор делится с читателем своими размышлениями, он словно заслоняет героя, с которым за это время может произойти множество событий. Он никогда не пользуется теми «детективными» возможностями, которые сам себе открывает.

Следует отметить, что та пластичность, с которой  Пришвин «ставит» перед нами явление природы - рассвет, ход весны, поведение животного, - не свойственна писателю, когда он рисует людей. Его образы-персонажи достаточно ярки, но все же каждый из них - не столько образ, сколько «облик»: ярче оттенена та сторона характера, которая больше интересует Пришвина с точки зрения развития «лирической мысли» произведения. Психология второстепенных действующих лиц, обстановка их жизни при том единстве действия, которое характерно для писателя, не становятся целью «объективного» изображения. Одним из великих прегрешений Пришвина, ставившихся ему в вину, считалось отсутствие у него образов, которые можно было бы назвать типическими. Но при всей художественной достоверности и убедительности, они и не могли быть типическими: им не хватало той полноты и всесторонности индивидуализации, к которой приучили нас классические эпические жанры. У Пришвина не только не вскрываются многообразные связи действующих лиц, но и внешние детали не разрабатываются подробно.

Для обозначения  типического характера в лирике мы пользуемся обычно выражением «образ лирического героя». Содержание его - иное, по сравнению с понятием образа-персонажа в эпических жанрах. В известном смысле такое выражение условно. Условность терминологии можно увеличить еще более, сказав, к примеру, что в творчестве Пришвина есть «образ природы» как нечто цельное. Но это не повлечет за собою никаких дурных последствий, если употребление понятий оговорить заранее. В сущности, что за ними скрывается? Лишь то, что природа отражается в представлениях лирического героя, а эти представления меняются вместе с изменением героя; еще точнее: в восприятии героя меняется соотношение «общественного» и «природного» в пейзаже. Это и составляет эволюцию образа природы в творчестве Пришвина.

Два лейтмотива постоянно сопровождают лирического  героя Пришвина на протяжении всего  творчества писателя. Первый - вопрос о  жизненном призвании героя, о своей «струе» в движении человеческого водопада; второй - тема любви, которая раскрывает лучшие возможности человека и воспитывает в нем «родственное внимание» ко всему живому. Оба мотива - они сохраняются вплоть до последних произведений  - объединяются темой «творчества». Для Пришвина и его героя «творчество» было словом, неотделимым от слова «жизнь». В его книгах они часто стоят рядом. Сама природа для него - непрерывное творчество жизни; любовь - одна из форм творчества бытия; интеллектуальный труд - творчество сознания. Творчество представляется герою той великой силой, которая должна обновить мир и освободить человека от «Кащеевой цепи».

Информация о работе Лирико-романтическая стилистика прозы М.Пришвина