Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:54, творческая работа

Краткое описание

Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества — это, наверное, один из самых важных вопросов, стоящих перед писателями и поэтами. Каждый из них рано или поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не волновать Александра Сергеевича Пушкина.

Файлы: 1 файл

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

    Тема  поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина

  Осмысление  роли литературы, искусства в жизни  общества — это, наверное, один из самых  важных вопросов, стоящих перед писателями и поэтами. Каждый из них рано или поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не волновать Александра Сергеевича Пушкина.

  Тема поэта и поэзии была ведущей в творчестве Пушкина на протяжении всей его жизни. Менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения, счастья, но постоянной оставалась тема поэтического призвания и назначения поэта и поэзии в общественной жизни.

1). Тема поэта и поэзии затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении Пушкина «К другу стихотворцу» (1814).

Но  что? ты хмуришься  и отвечать готов;

"Пожалуй,- скажешь мне,- не  трать излишних  слов;

Когда на что решусь, уж я не отступаю,

И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.

Пусть судит обо мне  как хочет целый  свет,

Сердись, кричи, бранись,- а я таки поэт"

  Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых  
...хвалят все, питают — лишь журналы;  
Катится мимо их Фортуны колесо...  
Их жизнь - ряд горестей, гремяща слава - сон. 
 
Автор советует начинающему поэту быть “спокойным”. Он видит назначение поэзии в том, чтобы приносить пользу обществу. По его мнению, “хорошие стихи не так легко писать”, но уж если писать, то только хорошие.

2). В стихотворении 1824 года “Разговор книгопродавца с поэтом” мы видим попытку реалистически осмыслить результаты поэтических трудов, перенести на бумагу образ самого вдохновения, а не только его результаты: 
  Какой-то демон обладал 
  Моими играми, досугом, 
  За мной повсюду он летал, 
  Мне звуки дивные шептал... 
Особенно пристально рассматриваются отношения дарования и славы: 
  Блажен, кто молча был поэт 
  И, терном славы не увитый, 
  Презренной чернию забытый, 
  Без имени покинул свет!
 
 

    Заключительные строки стихотворения, произнесённые поэтом, написаны в прозе: «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся». Этот переход на прозаическую речь переносит читателя из мира мечтаний о возвышенном в мир приземленной действительности. В этом стихотворении Пушкин выступил новатором: он впервые выразил реалистическое отношение к деятельности поэта.  

  3). Идеальный образ поэта воплощен Пушкиным в стихотворении «Пророк» (1826).

  Это была тяжелая для Пушкина пора духовного  кризиса, вызванного известием о  казни декабристов. Название и содержание стихотворения позволяют предположить обращение Пушкина к библейской книге пророка Исайи, который находился в отчаянии, видя, что окружающий его мир погряз в беззаконии и пороках. "И тогда прилетел... один из серафимов, и в руке у него горящий уголь". Ангел "удалил беззаконие" и "очистил грех" Исайи, поручив ему миссию по исправлению людей.

  Пушкин  дает в "Пророке" свою интерпретацию  библейского сюжета. Его лирический герой не чувствует себя оскверненным беззаконием общества, но он не равнодушен к происходящему вокруг, хотя и  бессилен что-либо изменить. Именно к  такому человеку является посланник Бога. Явление "шестикрылого серафима" в "Пророке" помогает поэту обрести дар прозрения, научиться видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей, постичь великие тайны бытия:  
 
Перстами легкими, как сон,  
Моих зениц коснулся он.  
Отверзлись вещие зеницы,  
Как у испуганной орлицы.  
Моих ушей коснулся он, —  
И их наполнил шум и звон: 
И внял я неба содроганье,  
И горний ангелов полет,  
И гад морских подводный ход. 
И дольней лозы прозябанье.

  Отныне  для поэта нет тайн ни на земле, ни под водой. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. В минуты творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую обостренность видения мира, он отрешается от своего обычного состояния и внутренним взором может постичь то, что недоступно обыкновенным людям. Действия серафима становятся все более жестокими, но дар, полученный героем, приобретает все большую ценность. Наконец настает момент наивысшего духовного подъема: через ряд мучительных превращений происходит обретение мудрости, истины. Взамен "грешного" языка серафим вкладывает в уста пророка "жало мудрыя змеи", а вместо сердца вдвигает "угль, пылающий огнем". Поэт-пророк слышит голос, повелевающий ему:  
 
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,  
Исполнись волею моей —  
И, обходя моря и земли,  
Глаголом жги сердца людей.
 

  4). О своей духовной связи с декабристами Пушкин написал в стихотворении «Арион» (1827). 

Нас было много на челне; 
Иные парус напрягали, 
Другие дружно упирали 
В глубь мощны веслы. В тишине 
На руль склонясь, наш кормщик умный 
В молчанье правил грузный челн; 
А я — беспечной веры полн, — 
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн 
Измял с налету вихорь шумный... 
Погиб и кормщик и пловец! — 
Лишь я, таинственный певец, 
На берег выброшен грозою, 
Я гимны прежние пою 
И ризу влажную мою 
Сушу на солнце под скалою.
 

В основу стихотворении поэт положил античный миф о древнегреческом поэте и певце, обладавшим столь высоким искусством пения и игры на лире, что когда, спасаясь от посягавших на его жизнь корабельщиков, он бросился в море, подплывший дельфин принял его на свою спину и вынес на берег.

  Пушкин изменил сюжет легенды. Пушкинский певец на челне окружён друзьями, а не корабельщиками. Плывущие дружно стремятся к единой цели.

Символика стихотворения близка к романтической традиции, творчество рассматривается как духовный талисман, защищающий его обладателя от любых жизненных перипетий и стихий. В стихотворении присутствует мотив избранничества.

5). В стихотворении «Поэт»(1827) Пушкин сравнивает два различных состояния поэта: первое – до того, как его посетит вдохновение, и второе – после. В первой части перед нами предстает облик вполне обычного человека, «малодушно» погруженного в «заботы суетного света». Его «лира» молчит, душа «вкушает хладный сон». Пушкин ставит своего героя даже ниже других «детей ничтожных мира». Однако во второй части перед нами предстает совершенно иная картина. Пробудившееся вдохновение совершенно изменяет облик поэта. Его душа, подобно орлу, пробуждается, его уже не удовлетворяют «забавы мира», его уже не интересует «людская молва», он становиться «дик и суров», удаляется от мира, «звуков и смятенья полн», чтобы дать выход своему вдохновению и сотворить Поэзию. Однако несмотря на подобного рода описание, Пушкин, в отличие от романтиков, не рассматривает поэтический дар как заслугу личности, как проявление исключительности отдельного человека. Индивидуализм чужд его философии. По Пушкину, поэтический талант – лишь Божественный дар, а поэт – проводник «божественного глагола» в нашем мире. В этом смысле поэт – служитель Бога, и для него в момент принесения «священной жертвы» звучит только «глас свыше». Для него перестает существовать остальной мир, «народные кумиры» не властны над ним. Но это не печать «богоизбранности» или некой исключительности. Поэт лишь человек, обладающий более чутким слухом, чем остальные люди. 

        Пока не требует поэта 
        К священной жертве Аполлон, 
        В заботах суетного света 
        Он малодушно погружен; 
        Молчит его святая лира; 
        Душа вкушает хладный сон, 
        И меж детей ничтожных мира, 
        Быть может, всех ничтожней он.

        Но лишь божественный глагол 
        До слуха чуткого коснется, 
        Душа поэта встрепенется, 
        Как пробудившийся орел. 
        Тоскует он в забавах мира, 
        Людской чуждается молвы, 
        К ногам народного кумира 
        Не клонит гордой головы; 
        Бежит он, дикий и суровый, 
        И звуков и смятенья полн, 
        На берега пустынных волн, 
        В широкошумные дубровы...
         

Поэт — избранник  бога. И великий страдалец, и неутомимый труженик, и непокорный борец. Его  поэтическое слово должно действительно  стать словом пророка. И в стихах, и в жизни Пушкин старается сберечь это высокое предназначение творчества.  

6). В стихотворении “Поэт и толпа” (1828) проводится мысль об избранности, отверженности и неподкупности творца, обличается стремление неблагодарной толпы повсюду искать практическую пользу (“печной горшок тебе дороже”).

Не для житейского волненья, 
Не для корысти, не для битв, 
Мы рождены для вдохновенья, 
Для звуков сладких и молитв.  

Именно в этих строчках отражено назначение поэзии Пушкина.

7). В стихотворении «Поэту» (1830) Пушкин определяет свой путь избранника судьбы. Ему дарован талант, чтобы он нес радость людям, самому же поэту суждено одиночество, как плата за вдохновенье:

Поэт! не дорожи любовию народной. 
Восторженных похвал пройдет минутный шум; 
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, 
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной 
Иди, куда влечет тебя свободный ум, 
Усовершенствуя плоды любимых дум, 
Не требуя наград за подвиг благородный.

8). Тему взаимоотношения толпы и художника Пушкин продолжает в стихотворении “Эхо” (1831). С эхом автор сравнивает творческую деятельность поэта: 

Ревет ли зверь в лесу глухом, 
Трубит ли рог, гремит ли гром, 
Поет ли дева за холмом — 
На всякий звук 
Свой отклик в воздухе пустом 
Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов, 
И гласу бури и валов, 
И крику сельских пастухов — 
И шлешь ответ; 
Тебе ж нет отзыва... Таков 
И ты, поэт!

Задача поэта – отражать этот мир со всей его красотой и безобразием, со всеми его парадоксами и противоречиями, ничего не выдумывая, а лишь преломляя через себя действительность. Есть некий намёк на трагичность судьбы поэта: эта тема представлена одной строчкой: «Тебе ж нет отзыва».

9). Раздумья о быстротечности жизни звучат в поздних произведениях Пушкина. Поэт предчувствует близкую гибель. Своего рода поэтическим завещанием Пушкина оказалось стихотворение "Памятник", написанное в 1836 году. Разные поэты по-разному оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества. Пушкин уверен, что к его памятнику "не зарастет народная тропа". Он пророчески предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России:  
 
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, 
И назовет меня всяк сущий в ней язык, 
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой 
Тунгус, и друг степей калмык. 
 
Великий русский поэт утверждает, что право на всенародную любовь он заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал "чувства добрые". Пушкин дает точную и лаконичную оценку идейного смысла своего творчества, подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута духом свободы.

  Концовка  стихотворения — традиционное обращение  поэта к своей музе.

  Веленью божию, о муза, будь послушна, 
Обиды не страшась, не требуя венца, 
Хвалу и клевету приемли равнодушно 
И не оспоривай глупца.

  Она должна быть "послушна" "веленью Божию", то есть голосу правды, и следовать к своей цели, не обращая внимания на "хвалу и клевету" невежественных глупцов.

 
 
 
 
 

 

Информация о работе Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина