Мотивы лирики М. Цветаевой

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 00:43, реферат

Краткое описание

Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Такой (яркой и трагической) была судьба Марины Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины нашего века. Все в ее личности и поэзии (для нее это нерасторжимое единство) резко выходило из общего круга традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова.
Со страстной убежденностью, провозглашенный ею в ранней юности жизненный принцип быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды, обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями трагической личной судьбы.

Файлы: 1 файл

цветаева.docx

— 77.05 Кб (Скачать)

1.1 Мотивы лирики М. Цветаевой

Жизнь посылает некоторым  поэтам такую судьбу, которая с  первых же шагов сознательного бытия  ставит их в самые благоприятные  условия для развития природного дара. Такой (яркой и трагической) была судьба Марины Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины нашего века. Все в ее личности и поэзии (для нее это нерасторжимое  единство) резко выходило из общего круга традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова.

Со страстной убежденностью, провозглашенный  ею в ранней юности жизненный принцип  быть только самой собой, ни в чем  не зависеть ни от времени, ни от среды, обернулся в дальнейшем неразрешимыми  противоречиями трагической личной судьбы.

М.Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Рябина стала символом судьбы, тоже переходной и горькой. Через всю  жизнь пронесла Цветаева свою любовь к Москве, отчему дому. Она вобрала  в себя мятежную натуру матери. Недаром  самые проникновенные стихи в  ее прозе о Пугачеве, в стихах о Родине. Ее поэзия вошла в культурный обиход, сделалась неотъемлемой частью нашей духовной жизни. Сколько цветаевских строчек, недавно еще неведомых и, казалось бы, навсегда угасших, мгновенно стали крылатыми! Стихи были для Цветаевой почти единственным средством самовыражения. Она поверяла им все

По тебе тоскует наша зала,

Ты в тени ее видал едва.

По тебе тоскуют те слова,

Что в тени тебе я не сказала.

Следует отметить, что победоносная слава шла к Цветаевой подобно  шквалу. Если Ахматову сравнивали с  Сапфо, то Цветаева была Никой Самофракийской. Уже в 1912 году выходит ее сборник стихов “Волшебный фонарь”. Характерно обращение к читателю, которым открывался этот сборник

Милый читатель!

Смеясь как ребенок,

Весело встреть мой волшебный  фонарь.

Искренний смех твой -- да будет он звонок

И безотчетен, как встарь.

В “Волшебном фонаре” Цветаевой  мы видим зарисовки семейного  быта, очерки милых лиц мамы, сестры, знакомых, есть пейзажи Москвы и  Тарусы

В небе -- вечер, в небе -- тучки,

В синем сумраке бульвар.

Наша девочка устала,

Улыбаться перестала.

Держат маленькие ручки Синий  шар.

В этой книге впервые появилась  у Марины Цветаевой тема любви. Многие нынешние сборники Цветаевой открываются  стихотворением “Моим стихам, написанным так рано...” Созданное в 1913 году, в пору юности, оно стало программным  и пророческим

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я -- поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам, как драгоценным  винам,

Настанет свой черед.

Трагедия Цветаевой началась с  первых же ее шагов в литературе. То была трагедия одиночества и непризнанного  таланта. Прекрасными были цветаевские стихотворения “Последняя встреча”, “Декабрь и январь”, “Эпилог”, “Итог дня”.

В 1913--1915 гг. Цветаева создает свои “Юношеские стихи”, которые никогда  не издавались. Сейчас большинство  произведений напечатано, но стихи  рассыпаны по различным сборникам. Необходимо сказать, что “Юношеские стихи” полны жизнелюбия и крепкого нравственного здоровья. В них  много солнца, воздуха, моря и юного  счастья. Что касается революции 1917 года, то ее понимание было сложным, противоречивым. Кровь, проливаемая  в гражданской войне, отталкивала  Цветаеву от революции

Белый был -- красным стал

Кровь обагрила.

Красным был -- белый стал

Смерть победила.

Это был плач, крик души поэтессы.

В 1922 г. вышла ее первая книга “Версты”, состоящая из стихов, написанных в 1916 г. В “Верстах” воспета любовь к городу на Неве, в них много  пространства, дорог, ветра, быстро бегущих  туч и солнца, лунных ночей. В “Верстах”  есть целый цикл стихов, посвященных  Блоку. Он для Цветаевой -- “рыцарь без укоризны” В том же году Марина переезжает в Берлин, где она за два с половиной месяца написала около тридцати стихотворений. В ноябре 1925 года Цветаева уже в Париже, где прожила 14 лет.

Во Франции она пишет свою “Поэму Лестницы” -- одно из самых острых, антибуржуазных произведений. Можно с уверенностью сказать, что “Поэма Лестницы” -- вершина эпического творчества поэтессы в парижский период. В 1939 году Цветаева возвращается в Россию, так как она хорошо знала, что найдет только здесь истинных почитателей ее огромного таланта. Но на родине ее ожидали нищета и непечатание, арестованы ее дочь и муж, которых она нежно любила.

Одним из последних произведений Цветаевой  было стихотворение “Не умрешь, народ”, которое достойно завершило  ее творческий путь. Оно звучит как  проклятие фашизму, прославляет  бессмертие народов, борю- щихся за свою независимость. Поэзия Цветаевой открыто вошла в наши дни. Наконец-то и навсегда обрела она читателя -- огромного, как океан народного читателя, какого при жизни ей так не хватало. В общей истории отечественной поэзии Марина Цветаева всегда будет занимать особое, достойное место. Подлинное новаторство ее поэтической речи было естественным воплощением в слове мятущегося, вечно ищущего истины, беспокойного духа.

 

 

 

 

 

 

Над кабаком, где  грехи, гроши, 
 
Кровь, вероломство, дыры –  
 
Встань, Триединство моей души, - 
 
Лилия – Лебедь – Лира! 
 
М. Цветаева 
 
В стихах поэтессы Серебряного века Марины Цветаевой главное – не слова, не их буквальное значение, а то, что за ними, то, к чему бегут строчки; то, к чему ведут стремительные рельсы-тире; то, к чему влечет скрытая в стихах стремительная интонация… Ее стихи разнообразны по мотивам и интуитивны: «Моим стихам, как драгоценным винам, // Настанет свой черед». И поэтесса оказалась права – это время настало.  
 
Одна из моих любимых поэтесс 20 века родилась 26 сентября 1892 года в Москве: 
 
Красною кистью 
 
Рябина зажглась, 
 
Падали листья, 
 
Я родилась. 
 
Рябина стала символом судьбы поэтессы, которая полыхала ярко, но недолго... Через всю жизнь пронесла Цветаева свою любовь к Москве, отчему дому. Поэтому одной из ведущих тем в ее творчестве является Россия, родина, которая властно вошла в душу поэтессы широким полем и высоким небо. В стихах 1916-1917 годов много бесконечных дорог, быстро бегущих туч, багровых закатов, лиловых беспокойных зорь. А мир воевал, шла война – мировая, затем гражданская. Жалость и печаль переполняли ее стихи: 
 
Бессонница меня толкнула в путь.  
 
- О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой! – 
 
Сегодня ночью я целую в грудь – 
 
Всю круглую воюющую Землю!.. 
 
Бедствия народа – вот что прежде всего пронзило ее душу.  
 
Что касается революции 1917 года, то ее понимание было сложным, противоречивым. Кровь, обильно проливаемая в гражданской войне, отторгала, отталкивала Марину Цветаеву от революции: 
 
Белый был – красным стал: 
 
Кровь обагрила.  
 
Красным был – белым стал: 
 
Смерть победила. 
 
Это был плач, крик души. В 1921 году вышла первая книга поэтессы «Версты», состоящая из стихов, написанных в 1916 году. Здесь воспета любовь к городу на Неве, в них много пространства, простора, дорог, ветра, быстро бегущих туч, солнца, лунных ночей. Стихотворение «Не умрешь, народ» звучит как проклятие фашизму, прославляет бессмертие народов, борющихся за свою независимость.  
 
Поэзия Цветаевой – одно из ярких явлений русской литературы. Как и для любого поэта, для нее характерна тема поэта и поэзии. Марина Цветаева доказывает, что Поэтом нужно родиться. «Ребенок, обреченный быть Поэтом». Многие стихи ее посвящены воплощению Поэта именно в юных созданиях. Поэта Цветаева называла «странной особью человеческой», живущей с обнаженным сердцем и не умеющей легко справляться с земным порядком вещей. Поэт бывает и смешон, и нелеп, и беспощаден в житейских ситуациях. Даже смерть Поэта, по Цветаевой, есть нечто больше, чем человеческая утрата. Особый атрибут настоящего слуги творчества – исключительная способность к любви.  
 
В лирике Цветаевой мы видим зарисовки семейного быта, очерки милых лиц мамы, сестры, знакомых, есть пейзажи Москвы и Тарусы: 
 
В небе – вечер, в небе – тучки, 
 
В зимнем сумраке бульвар.  
 
Наша девочка устала, 
 
Улыбаться перестала.  
 
Держат маленькие ручки синий шар. 
 
Невозможно представить себе героиню цветаевской лирики вне любви, это означало бы для нее – вне жизни. Предчувствие сердечного переживания, ожидание, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки – все эти состояния героини выражены с помощью многочисленных нюансов. Любовь может быть тиха, трепетна, нежна – и стихийна. При этом она всегда внутренне драматична.  
 
Юная героиня с особой остротой ощущает изменчивость, пленительность каждого мига. Желание остаться в памяти любимого человека звучит, например, в стихотворении «Надпись в альбом».  
 
Любовь никогда не становится для поэтессы безмятежной усладой. В этом чувстве женщина отстаивает свое право на поступок. Она решительна и бескомпромиссна и в утверждении, и в отрицании. Цветаевская героиня немыслима без любования, восхищения любимым. Безоглядность чувств делает ее любовь всеобъемлющей. Истинное чувство живет не только в сокровенной глубине души, но и пронизывает собой весь окружающий мир. Потому сами явления этого мира в сознании героини часто соединяются с образом обожаемого человека. Стихотворение «Строительница струн» показывает это: 
 
И если гром у нас – на крышах, 
 
Дождь – в доме, ливень – сплошь, - 
 
Так это ты письмо мне пишешь, 
 
Которого не шлешь. 
 
Ты дробью голосов ручьевых  
 
Мозг бороздишь, как стих… 
 
Трагическое звучание приобретает у Цветаевой тема несостоявшейся любви. Главная драма заключается для лирической героини в «разминовении» душ, «невстрече». Два человека, предназначенных друг другу, вынуждены расстаться. Их может разлучить многое – обстоятельства, люди, время, невозможность понимания… Так или иначе, слишком часто героине приходится постигать «науку расставанья». Об этом говорится в стихотворении из цикла «Разлука»: 
 
Меж нами не версты 
 
Земные, - разлуки 
 
Небесные реки, лазурные земли, 
 
Где друг мой навеки уже – 
 
Неотъемлим. 
 
И все же любовь вечна, она, по мысли поэта, воедино слита с миром природы и искусства, поскольку является воплощением творческого начала бытия.  
 
Цветаева не была равнодушной ни к людям, ни к жизни, всегда щедро делилась всем, что имела, - куском ли хлеба, стихом ли… Поэтесса не разделяет понятия «любовь» и «жалость», в ней сильно сознание того, что помочь должна она - и никто иной. Только в ее поэзии мог возникнуть образ из стихотворения «Пожалей…»: жалость к умершему настолько велика, что живой человек хоронит себя заживо рядом с ним, чтобы ему не было одиноко.  
 
Любовь к людям, жалость, желание помочь – это Лилия.  
 
Верность Цветаевой брала начало в ее гордости. Она перестала бы себя уважать, если бы предала – мужа ли, Родину ли, память ли о погибших, до конца выполнявших свой долг. И ее собственная верность долгу – это Лебедь.  
 
А Лира – символ ее творчества. Цветаева сумела создать целый поэтический мир, в котором есть все: от «высокоторжественных немот до полного попрания души», от ее размышлений «о юности и смерти», от личных любовных переживаний до всемирных войн… Читая ее стихотворения, перед глазами проходит не только короткая, трагически закончившаяся, но наполненная чувствами судьба женщины, но и жизнь страны и мира в то «вероломное» время.  
 
Марина Цветаева была Поэтом, именно с большой буквы, и все в ее жизни предопределено этим: 
 
Чтоб под камнем что-то дрогнуло, 
 
Мне ж – призвание как плеть –  
 
Меж стенания надгробного 
 
Долг повелевает – петь.

 

 

Жизнь посылает некоторым  поэтам такую судьбу, которая с  первых же шагов сознательного бытия  ставит их в самые благоприятные  условия для развития природного дара. Такой(яркой и трагической)была судьба Марины Цветаевой,крупного и значительного поэта первой половины нашего века. Все в ее личности и поэзии (для нее это нерасторжимое единство) резко выходило из общего круга традиционных представлений,господствующих литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова.

Со страстной  убежденностью провозглашенный  ею в ранней юности жизненный принцип  быть только самой собой, ни в чем  не зависеть ни от времени,ни от среды,обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями трагической личной судьбы.

Моя любимая поэтесса М.Цветаева родилась в Москве 26 сентября1892 года

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Рябина стала  символом судьбы,тоже переходной и горькой. Через всю жизнь пронесла Цветаева свою любовь к Москве,отчему дому.Она вобрала в себя мятежную натуру матери.Недаром самые проникновенные стихи в ее прозе о Пугачеве, в стихах о Родине.Ее поэзия вошла в культурный обиход, сделалась неотъемлемой частью нашей духовной жизни.Сколько цветаевских строчек, недавно еще неведомых и, казалось бы,навсегда угасших,мгновенно стали крылатыми!Стихи были для Цветаевой почти единственным средством самовыражения.Она поверяла им все

По тебе тоскует  наша зала,

Ты в тени ее видал едва.

По тебе тоскуют  те слова,

Что в тени тебе я не сказала.

Следует отметить, что победоносная слава шла к  Цветаевой подобно шквалу.Если Ахматову сравнивали с Сапфо, то Цветаева была Никой Самофракийской.Уже в 1912 году выходит ее сборник стихов“Волшебный фонарь”. Характерно обращение к читателю, которым открывался этот сборник

Милый читатель!

Смеясь как ребенок,

Весело встреть  мой волшебный фонарь.

Искренний смех твой — да будет он звонок

И безотчетен,как встарь.

В “Волшебном фонаре”  Цветаевой мы видим зарисовки  семейного быта,очерки милых лиц мамы, сестры,знакомых, есть пейзажи Москвы и Тарусы

В небе — вечер,в небе — тучки,

В синем сумраке  бульвар.

Наша девочка  устала,

Улыбаться перестала.

Держат маленькие  ручки Синий шар.

В этой книге впервые  появилась у Марины Цветаевой  тема любви.Многие нынешние сборники Цветаевой открываются стихотворением“Моим стихам,написанным так рано...”Созданное в1913 году, в пору юности, оно стало программным и пророческим

Моим стихам,написанным так рано,

Что и не знала  я, что я — поэт,

Сорвавшимся,как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся,как маленькие черти,

В святилище,где сон и фимиам,

Моим стихам,как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Трагедия Цветаевой  началась с первых же ее шагов в  литературе.То была трагедия одиночества и непризнанного Прекрасными были цветаевские стихотворения“Последняя встреча”, “Декабрь и январь”, “Эпилог”,“Итог дня”.

В 1913—1915 гг. Цветаева создает свои“Юношеские стихи”, которые  никогда не издавались.Сейчас большинство произведений напечатано,но стихи рассыпаны по различным сборникам.Необходимо сказать, что“Юношеские стихи” полны жизнелюбия и крепкого нравственного здоровья. В них много солнца,воздуха, моря и юного счастья.Что касается революции 1917года, то ее понимание было сложным,противоречивым.Кровь, проливаемая в гражданской войне, отталкивала Цветаеву от революции

Белый был— красным стал

Кровь обагрила.

Красным был— белый стал

Смерть победила.

Это был плач,крик души поэтессы.

В 1922 г. вышла ее первая книга“Версты”, состоящая из стихов, написанных в 1916 г. В “Верстах”воспета любовь к городу на Неве, в них  много пространства,дорог, ветра,быстро бегущих туч и солнца,лунных ночей.В “Верстах”есть целый цикл стихов, посвященных Блоку. Он для Цветаевой — “рыцарь без укоризны” В том же году Марина переезжает в Берлин, где она за два с половиной месяца написала около тридцати стихотворений.В ноябре 1925 года Цветаева уже в Париже, где прожила 14 лет.

Во Франции она  пишет свою“Поэму Лестницы” —  одно из самых острых, антибуржуазных произведений.Можно с уверенностью сказать, что“Поэма Лестницы” — вершина эпического творчества поэтессы в парижский период. В 1939 году Цветаева возвращается в Россию, так как она хорошо знала, что найдет только здесь истинных почитателей ее огромного таланта. Но на родине ее ожидали нищета и непечатание,арестованы ее дочь и муж,которых она нежно любила.

Одним из последних  произведений Цветаевой было стихотворение“Не умрешь,народ”, которое достойно завершило ее творческий путь. Оно звучит как проклятие фашизму, прославляет бессмертие народов, борю-щихся за свою независимость.Поэзия Цветаевой открыто вошла в наши дни.Наконец-то и навсегда обрела она читателя— огромного,как океан народного читателя, какого при жизни ей так не хватало.В общей истории отечественной поэзии Марина Цветаева всегда будет занимать особое, достойное место. Подлинное новаторство ее поэтической речи было естественным воплощением в слове мятущегося,вечно ищущего истины, беспокойного духа.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М. ЦВЕТАЕВОЙ  «УЖ СКОЛЬКО ИХ УПАЛО В ЭТУ БЕЗДНУ»  
Стихотворение Марины Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну» написано в 1913 году и относится к разряду философской лирики. Через это произведение поэтесса очень образно и метафорично выражает свои тайные помыслы, душевные переживания.  
 
Она говорит, что никто не вечен, ничто не постоянно - «уж сколько их упало в эту бездну». «Настанет день», когда и самой повествовательнице придется «исчезнуть с поверхности земли». А жизнь от этого не только не изменится, но даже будет продолжать бить прежним ключом, будто ничего не произошло: «И будет жизнь… И не было меня!».  
 
Здесь мысли Цветаевой тесно переплетаются с Блоковскими «Умрешь - начнешь опять сначала, и повторится все, как встарь…».  
 
Лирическая героиня, очень красивая (это мы видим из характеристики ее внешности при помощи метафор «зелень глаз», «золото волос»), грустит о сознании предопределенности своей судьбы, обращается «с требованием веры» и просит «о любви».  
 
Марина Цветаева на протяжении всего стихотворения использует одну «общую» антитезу, противопоставляя смерть молодости. Как и многие художники слова, поэтесса для усиления выразительности последнего использует литературный прием – контраст, стремясь подчеркнуть прекрасное путем изображения его на фоне страшного, ужасного, непонятного.  
 
Начиная с пятой строфы, автор в отдельности противопоставляет конкретные понятия, используя языковые антонимы «чужие - свои», «день – ночь», «да - нет» и контекстные: «нежность - гордый вид», «правда - игра», тем самым усугубляя эмоциональную окраску каждого четверостишия .  
 
Цветаева в своем стихотворении олицетворяет землю, называет ее «ласковой», быть может, подчеркивая, таким образом, любовь к родине. Из словосочетания «ласковая земля» понятно, что лирической героине, такой «живой и настоящей», совсем не хочется расставаться с жизнью.  
 
Размер стихотворения – амфибрахий. Рифма – перекрестная ( АВАВ), точная; в первом и третьем стихах каждой строфы–женская, во втором и четвертом - мужская.  
 
Настроение стихотворения – пасмурное, почти дождливое, очень сильно навевающее тоску…  
 
Перечитывая снова и снова строки данного произведения, хочется утешить рассказчицу этой печальной истории, найти какие-то ободряющие слова и уж, конечно, верить ей, любить ее, всегда помнить…

Стихотворение «Молодость»  написано в 1921 году. Оно состоит из двух частей. Каждая из них – обращение  поэта к уходящей молодости. 
Из первой части мы узнаем, что молодость для Цветаевой была «ношей и обузой», «морокой», что она принесла много страданий поэту: 
Ты в ночи начесывала гребнем, 
Ты в ночи оттачивала стрелы. 
Щедростью твоей давясь, как щебнем, 
За чужие я грехи терпела. 
Хотя в этом четверостишии слышится упрек, хотя молодость «морока», «ноша и обуза», все же Цветаевой не хочется прощаться с ней: 
Неспроста руки твоей касаюсь, 
Как с любовником с тобой прощаюсь 
Вырванная из грудных глубин –  
Молодость моя! – Иди к другим! 
На мой взгляд, строчка «вырванная из грудных глубин» этого четверостишия наиболее ярко выражает, насколько трудно поэту «отпустить» свою молодость. 
Использование повторов, слов, образованных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов – сапожок, лоскуток, голубка; многочисленных обращений – «моя голубка», «золотце мое», «шалая моя», помогло Цветаевой высказать свое отношение, показать привязанность, свою любовь к молодости. 
Для выражения значимых слов и выражений поэт, как и в многих других своих стихотворениях, использует многочисленные тире, восклицательные и вопросительные знаки: 
Шалая моя! Пошалевали 
Досыта с тобой! – Спляши, ошпарь! 
Золотце мое – прощай, янтарь! 
Цветаева строит свое стихотворение «Молодость» на контрасте используемой разговорной, просторечной и устаревшей лексике – «яств», «лазоревый». Подобный контраст усиливает индивидуальный эмоциональный настрой стихотворения. 
Интонационное, ритмичное богатство, яркая экспрессивность, тонкое лексическое чутье – характерные черты Цветаевой, которые прослеживаются и в стихотворении «Молодость».

Несмотря на то что Цветаева не желала писать о политике, пытаясь сосредоточиться только на внутреннем своем мироощущении, ей не удалось поместить в информационный вакуум свое творчество. Как говорила сама поэтесса: «Из истории не выскочишь». Хотя существуют примеры, когда ее стихи стали исключительно воплощением индивидуальных чувств человека и, прежде всего, чувства любви. Один из таких примеров хотелось бы рассмотреть подробно, поскольку, на мой взгляд, это одно из лучших произведений Марины Цветаевой.  
Большую популярность стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» получило благодаря известному кинофильму «Ирония судьбы, или С легким паром». Написанное в 1915 г., стихотворение не потеряло своей актуальности и в наши дни, ведь человеческие чувства, особенно любовь, возможно, и воспринимаются в разные времена по-своему, но их суть остается та же: мы все так же любим, так же страдаем, так же мечтаем. Поэтесса, возможно, описывает ощущения, пережитые лично ею, а может быть, просто создает образ своей героини на интуитивном восприятии, предполагает, что чувства могут быть такими неоднозначными:

Информация о работе Мотивы лирики М. Цветаевой