Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 00:43, реферат
Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Такой (яркой и трагической) была судьба Марины Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины нашего века. Все в ее личности и поэзии (для нее это нерасторжимое единство) резко выходило из общего круга традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова.
Со страстной убежденностью, провозглашенный ею в ранней юности жизненный принцип быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды, обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями трагической личной судьбы.
Любовь – боль – слезы: все душевные страдания
А еще - Плач… Он старше “Слова”… В нем жизнеутверждающий пафос
Это обрядовая песня. Она импровизировалась по определенному стандарту:
1. Зачин. “Плач Ярославны” - Слышите? |
2. Причитания Монолог – размышления, обращение к ветру, диалог с ветром |
3. Концовка “Плач Ярославны” - Слышите? Судьба Ярославны |
Завершается образом женщины
– жены. В своей работе я хотела
показать свое понимание композиции
и интонационно-синтаксические особенности
стихотворения “Плач Ярославны”
I. Анализ поэтического произведения
Структура стихотворения говорная, интонация народного плача, стихотворение начинается с зачина
1. Зачин – ключевое слово – “вопль стародавный”. Это эпитет. Он подчеркивает древность. К нему присоединяются слова:непрерывный – неизбывный.
Автор как бы требует от нас – “Слышите?” Перед словом ставит знак “тире”.
К зачину Цветаева относит
и обращение к Игорю(5раз). Обращение
к Игорю усиливается словами“
Ее любовь к нему была сплетена из нежности и жалости: “Такие – в роковые времена – слагают стансы – и идут на плаху” ( 3 июня 1914г. , Коктебель,стих “С.Э.”
Заканчивается зачин словом “Русь”. Это не случайно. Для поэтессы и ее героини Ярославны судьба любимого и Родины жизненно важны. Без них она жить не сможет.
Автор внимательно следит за словом. Здесь и обращение к любимому и к силам природы, и размышления о жизни, о превратностях судьбы.Обращение – традиционная форма для фольклора.
Ярославна М.Цветаевой – обращение к Солнцу,ворону, ветру
Ярославна из “Слова…” тоже обращение к ветру,Солнцу, Дону.
2. Причитания. Плакальщицы (вопленицы) не просто оплакивали усопшего. Они рассказывали о его жизни, делах.
Выстраивается цепочка: ложь – обман – смерть.
“Лжет, обманул нас Баян льстивый…”
Смешение слов высокого и низкого стилей придает размышлениям разоблачительный характер:“пал Игорь” - погиб за Отечество, за Русь, за правое дело. Настораживает слово “белое”. В нем заложен глубокий смысл.
“Белое дело” - правое дело – Белое движение в России (историческое явление). В 1920г. произошло крушение Белого движения. Оно повсюду было разгромлено. Писатель Шульгин писал: “Белые –русские люди. Они взялись за оружие, чтобы власти дали всем возможность жить, трудиться,прекратить раздувать ненависть к белым. Это почти святые”.
Далее поэтесса обращается к ветру. Интересен повтор этого слова:
Ветер |
Ветрило |
Вихрь |
Бродяга |
Перемещается горизонтально |
Мощный ветер |
Круговые движения |
Бездомный |
Интересен повтор слова “белый”, “белое тело”,“Белое дело”, “Белый Дон”, “белый поход”.
Белый – это цвет правды, чистоты, святости помыслов. Таким переплетением М.Цветаева доказывает основную мысль: напрасно ввергли Русь и в эту кровавую бойню, напрасно погиб Игорь.Кратки, лаконичны фразы. Но как велика сила чувств, переданных автором! Очень интересен выбор эпитетов к слову “плач”:
Плач ярый – сильный
Плач плавный – бессильный, уже нет больше
силы.
И в обрядовом плаче, и в плаче Ярославны Цветаева просматривает образ женщины – матери,жены. Только они могут так оплакивать дорогих им людей.
. Концовка стихотворения “Плач Ярославны”.Последние строфы дают ответ на вопросы:
Какова же судьба
Ярославны Цветаевой?
Кто виноват в ее трагедии?
И получали ответ:
Белое движение разгромлено
( “Кончен белый поход” )
Русь кончена
Мужа, борца за справедливость – нет!
И ей в этом мире места нет.
А случилось это 31 августа 1941 года, когда она приехала с сыном в Елабугу. А.Ахматова писала:“Ее убило то время, нас оно убило, как убивало оно многих, как оно убивало и меня…”
Мы с тобой
сегодня, Марина,
По столице полночной идем…
А вокруг погребальные звоны
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш назаметающий след.
II.Стиховая структура создания произведения.
1). Необычно деление на строфы ( части ) – они различны по строению. Каждая из строф несет определенную мысль, но логично связаны, ритмичны за счет переносов ( дополнительные паузы )
- Игорь мой! Князь (пауза)
- Игорь мой! Князь (пауза)
- Игорь!
В 3-й строфе тоже 5 пауз
Не будем забывать – ведь это плач Ярославны.Паузы связаны с дыханием рыдающего человека,речь его прерывиста. Кроме того, в этих словах первый слог ударный. Этот прием усиливает ритм стиха: вопль, плачут, слышите, ворон, глаз, солнце,стрелы.
Вслушаемся в звучание стихотворения. Вот оно слово ПЛАЧ. Автор использует аллитерацию и ассонанс. Этим самым слышим отзвуки слова.Давайте проследим:
Вопль стародавний ([о]) пл [а]
Плач Ярославны пл, [а] [а]
Слышите? сл, [ы]
Непрерывный [ы]
Вопль – неизбывный [о]. пл, [ы]
пл-сл-гл-л; а-о-ы
Так М. Цветаева достигает
гармоничного единства. Делая вывод,
думаешь, откуда Цветаева нашла силу,
чтобы создать такое
анализ стихотворения «Вечер»
Встреча
Вечерний дым над городом возник,
Куда-то вдаль покорно шли вагоны,
Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны,
В одном из окон полудетский лик.
На веках тень. Подобием короны
Лежали кудри… Я сдержала крик:
Мне стало ясно в этот краткий миг,
Что пробуждают мертвых наших стоны.
С той девушкой у темного окна
- Виденьем рая в сутолке вокзальной -
Не раз встречалась я в долинах сна.
Но почему была она печальной?
Чего искал прозрачный силуэт?
Быть может ей - и в небе счастья нет?..
Учитель:
-На какое время суток указывает автор?
-Как обычно мы говорим о вечернем времени
суток?
-Как поэтически можно сказать о наступлении
вечера?
-Какой поэтический образ возникает у
Цветаевой?
-С помощью чего возникает невесомость
этого образа?
-Какие ассоциации возникают у вас при
слове «дым»?
(Слайд 5)
-Какие строки подтверждают это положение?
-Какие образы указывают на зыбкость, мимолетность
изображения?
-Почему Цветаева использует слово «лик»,
а не «лицо»?
-Какой мотив врывается в стихотворение
вместе с еле сдерживаемыми эмоциями героини?
-С каким мотивом он переплетается и почему
именно с этим мотивом?
Самая первая строчка этого стихотворения
(«Вечерний дым над городом возник…»)
указывает на конкретное время суток:
речь идет о вечере. Теперь обратим внимание
на слово «дым». Когда мы хотим сказать,
что дело происходит вечером, мы говорим:
«наступил вечер». Если мы создаем художественное
произведение и стремимся к тому, чтобы
наш язык был поэтичнее, мы скажем: «вечерние
сумерки опустились над городом». Однако
такие общеупотребительные выражения
Цветаева не использует. У нее «Вечерний дым
над городом возник»
(мы специально выделяем некоторые слова
курсивом для того, чтобы вы обратили на
них внимание).
Конечно, язык поэзии отличается от языка
прозы. Благодаря такому необычному выражению,
как «вечерний дым» возникает поэтический
образ, который нельзя понимать буквально.
Вместе с тем именно такое сочетание слов
многое дает для понимания содержания
стихотворения.
Позднее время настраивает читателя на
определенный лад: принято думать, что
именно вечером происходят такие события,
которые нельзя объяснить логически. А
уже знакомое нам словосочетание «вечерний
дым» говорит о том, что не только для нас,
читателей, но и для автора стихотворения
вечерняя пора связана с иррациональными
событиями. Само по себе слово «дым» вызывает
в нашем воображении зрительный образ.
Но в сочетании со словом «вечерний» это
слово приобретает еще один смысл: «дым»
как дымка, наваждение, нечто, что видится
неясно, как в тумане. Все вместе говорит
о том, что вечер для Цветаевой - это чудесное
время видений и фантазий, когда все видится
в ином свете.
Следующие строки только подтверждают
наше предположение. Все, что представляется
взору лирической героини, создает ощущение
мимолетности и зыбкости изображения,
а значит, больше похоже на видение, чем
на реальное событие. Кажется, что в любой
момент все может исчезнуть.
Из второй строки становится понятно,
что героиня наблюдает за движением поезда
(«Куда-то вдаль покорно шли вагоны…»).
Наверное, многие из вас сами не раз вглядывались
в окна проходящего мимо поезда. Тогда
в вашем распоряжении было всего несколько
секунд для того, чтобы рассмотреть, что
происходит за этими окнами, в самом поезде.
Интересно, что из многих окон в памяти
обычно остаются одно или два. Но поскольку
времени на разглядывание очень мало,
то это изображение, скорее, напоминает
яркую вспышку. А после того, как поезд
проходит, остаются сомнения: действительно
ли мы видели то, что нам запомнилось, или
все это - лишь плод нашей фантазии.
Вот и в воображении лирической героини
Марины Цветаевой лишь «промелькнул»
«полудетский лик», который был к тому
же «прозрачней анемоны». Все эти выражения
указывают на неточность и как будто бы
«неустойчивость» увиденного. Цветаева
говорит не «лицо», а «лик». Употребление
именно этого слова делает изображение
еще менее материальным. Кроме того, слово
«лик» указывает на то, что все увиденное
лирической героиней для нее имеет почти
священное значение (как мы знаем, слово
«лик» обычно применяют, когда говорят
об изображении святого на иконе).
Во второй строфе это мимолетное видение
проступает более отчетливо. Спокойный,
даже торжественный тон в описании «полудетского
лика» («На веках тень. Подобием короны
/ Лежали кудри…») контрастирует с бурными
эмоциями героини («…Я сдержала крик…»).
Здесь же в стихотворении впервые появляется
мотив смерти («Мне стало ясно в этот краткий
миг, / Что пробуждают мертвых
наших стоны»).
В последних строфах стихотворения встречаем
уже знакомые нам мотивы: мотив видения
и сновидений («с той девушкой у темного
окна» героиня встречалась в своих видениях
или «в долинах сна»), мотив смерти («Быть
может ей - и в небе счастья нет?..»).
Для лирической героини Цветаевой
вечерняя пора - это время всего
непонятного, время фантазий и видений.
Однако в это же время в голову
приходят грустные мысли. Героиня задумывается
о смерти: ей чудятся мертвая девушка,
причем встречи с ней происходят
неоднократно («С той девушкой у
темного окна (…) Не
раз встречалась я в долине сна»). Между
тем, возраст этой девушки («полудетский
лик», то есть уже не ребенок, но еще и не
взрослый) позволяет предположить, что
в этом видении героиня Цветаевой отчасти
видит саму себя. Автору этого стихотворения
в это время едва ли исполнилось 17 лет.
Кроме того, видение, которое описывается
в стихотворении «Встреча», даже внешне
напоминает саму Цветаеву. На фотографиях
молодой Цветаевой мы видим кудри, которые
в стихотворении «лежали» «подобием короны».
Возможно, Цветаева думает о собственной
смерти. Однако для нее смерть означает
нечто большее, чем просто конец жизни.
Она дает возможность перехода в другой
мир, полный необъяснимых явлений и таинственных
грез. А вечер - это то самое время, которое
приоткрывает занавес между двумя мирами:
ведь именно в это время лирическая героиня
Цветаевой встречается со своей неземной
половиной.