Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:30, доклад
М. Ю. Лермонтов рано начал пробовать свои силы в различных родах и жанрах. Но основанием его художественного мира явилась лирика. Ранняя лирика поэта поначалу имела подражательный характер. Лермонтов много учится у своих предшественников и современников: А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, К. Ф. Рылеева, И. В. Гёте. Но с самого начала ему свойственно не покорное следование «созвучным» образцам и традициям, а все более крепнувшая тенденция к их переосмыслению. Интенсивная духовная жизнь, работа мысли, сопровождаемая глубоким чувством, стремление к познанию окружающего мира и своего места в нем — все это получает многообразное отражение в ранней лирике поэта, справедливо уподобляемой поэтическому дневнику
М. Ю. Лермонтов рано начал пробовать свои силы в различных родах и жанрах. Но основанием его художественного мира явилась лирика. Ранняя лирика поэта поначалу имела подражательный характер. Лермонтов много учится у своих предшественников и современников: А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, К. Ф. Рылеева, И. В. Гёте. Но с самого начала ему свойственно не покорное следование «созвучным» образцам и традициям, а все более крепнувшая тенденция к их переосмыслению. Интенсивная духовная жизнь, работа мысли, сопровождаемая глубоким чувством, стремление к познанию окружающего мира и своего места в нем — все это получает многообразное отражение в ранней лирике поэта, справедливо уподобляемой поэтическому дневнику. В нем при всей его интимности большое место занимает социально-историческая проблематика. Видимо, откликом на поражение декабристов является стихотворение «Новгород» (1830), в котором Лермонтов, как и Пушкин, призывая к мужеству и стойкости, предсказывает неизбежную гибель самодержавной тирании.
Юный поэт верит в близкое
историческое возмездие: «Настанет
год, России черный год, когда царей
корона упадет...» («Предсказание», 1830).
В раздумьях о будущем он видит
себя участником жертвенной борьбы за
свободу («Настанет день — и миром
осужденный...», 1830; «Из Андрея Шенье»,
1830—1831). Уже в это время закладываются
основы гражданского патриотизма поэта,
объединяющего в себе любовь к
родине с ненавистью к ее поработителям.
«Я родину люблю, и больше многих», —
заявляет поэт («Я видел тень блаженства...»,
1831). Он обращается к истории, к борьбе
русского народа за свою политическую
свободу и национальную независимость,
например, в «Отрывке» («Три ночи я
провел без сна — в тоске...»),
в «Балладе» («В избушке позднею
порою...»), посвященных Древней Руси,
в стихотворении «Два великана»
(1832), запечатлевшем в символико-
Но помимо этого, наряду с социально-политическими, гражданско-патриотическими мотивами у поэта складываются и тенденции иного плана, обусловленные как эпохой, так и его личностью с ее тяготением к самоуглублению, к нравственно-этическим проблемам. Жажда познания и активного действия приводит Лермонтова к необычайно ранней постановке серьезных философских проблем («Молитва», «Монолог», 1829; «Мой демон», 1831).
В ранней лирике поэта выделяется
стихотворение «1831-го июня 11 дня». Оно
отличается итоговостью и вместе
с тем программностью. Романтическое
по содержанию и форме, как и вся
ранняя лирика Лермонтова, стихотворение
выражает средствами романтической
поэтики через развернутую
М. Ю. Лермонтов уже в ранней лирике настойчиво «стирал» межжанровые границы. В основе его стихотворений лежит не тематическое или жанровое, а целостно-личностное содержание, отсюда их многогранность, жанрово-тематическая синтетичность.
Большое место в ранней поэзии Лермонтова занимает любовная лирика. Однако и она представлена не в жанрах любовных элегий, посланий, признаний, а в стихотворениях более емкого жанрово-тематического наполнения — даже в циклах стихотворений, вроде бы целиком посвященных любви.
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором,
Таинственным я занят
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых — уста давно немые,
В глазах — огонь угаснувших очей.
Но в них обнаруживается такое богатство содержания, которое не укладывается в рамки только любовной лирики. Например, миниатюра «Нищий», адресованная Е.А. Сушковой. Двенадцать строк, три строфы. Последняя непосредственно обращена к адресату, а две первые представляют как бы самостоятельную жанровую картину, рисуемую в подчеркнуто сдержанных тонах. В четвёртом четверостишии поэт дает волю своим чувствам, «обманутым навек» возлюбленной:
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Страдания нищего, лирического персонажа
стихотворения, оттеняют страдания
лирического героя — и
С подобной же «диффузией» жанров встречаемся мы в «лирических романах», связанных с Н.Ф. Ивановой и В.А. Лопухиной. Так, в послании «К*» («Мы случайно сведены судьбою...») поэт, обращаясь к В.Лопухиной, восклицает: «Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей!..».
Титанизм устремлений
Байроном навеяны такие
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей как в океане
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? кто
Толпе мои расскажет думы?
Я - или бог - или никто!
Информация о работе Ранняя лирика М. Ю. Лермонтова, её жанры и особенности