Роль компьютерных технологий в обучении ИЯ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка (ИЯ) жизненно важно. Поэтому мотивация к изучению его резко возросла. Однако трудностей на пути овладения ИЯ, особенно в массовой школе, не убавилось. По-прежнему основными из них являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………3
§ 1. Технологии. Технологии преподавания ………………………….5
§ 2. Метод проектов …………………………………………………….7
§ 3. Технология модульного обучения ………………………………..11
§ 4. Компьютерные технологии …………………………………….....15
Заключение …………………………………………………………26
Список литературы …………………………………………………28
Приложение ……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Гришина 4в.docx

— 55.88 Кб (Скачать)

                Каждый преподаватель понимает  огромное значение практики при  овладении иностранным языком. В  учебном процессе недостаточно  произнести фразу один раз,  ее необходимо повторить несколько  раз; при этом желательно менять  ее языковое оформление так,  чтобы более четко выявить  содержание. Здесь тоже может  помочь компьютер: программы,  включающие в себя базы данных, позволяют повторять подобные  конструкции, меняя лишь отдельные  компоненты или контекст [12, c. 36].

                Здесь мы вплотную подошли  к техническим преимуществам  обучения иностранному языку  при помощи компьютера. В течение  последних нескольких лет компьютерное  обучение привлекло к себе  внимание специалистов в области  искусственного интеллекта, и были  предприняты попытки создания  программ, которые бы успешно  справлялись с машинным переводом.  Надо отметить, что сейчас существует  несколько программ, достаточно  точно выполняющих технический  перевод. Однако перевод художественных  текстов все еще заключает  в себе множество сложностей. Одновременно по тому же принципу  создавались программы проверки  грамматики и орфографии. Что  касается обучения устной речи, которое долгое время оставалось  слабым местом компьютерного  обучения иностранному языку,  то в этой области резкий  сдвиг наметился после разработки  мультимедиа – целого ряда  устройств, значительно расширяющих  возможности компьютера. В частности  использование CD-ROMов позволяет  хранить и использовать намного  больше информации, чем раньше, так  что теперь компьютер может  воспроизводить запись отдельных  слов, фраз и целых текстов. Звуковые карты даже позволяют пользователю записать свою речь, а затем прослушать ее и сравнить с произношением носителей языка или увидеть на мониторе диаграмму своей записи. Большинство программ позволяет также варьировать темп речи, «произносимой» компьютером. Графические возможности компьютера еще более выделяют этот метод обучения на фоне традиционных и позволяют представить любой вид деятельности в виде картинок или анимации. Это особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с действием, а не с фразой на родном языке. Кроме того, мультипликация привлекает интерес учащихся и создает необходимую мотивацию [3, c. 330].

              Еще одно многообещающее новшество  в компьютерной технологии –  это интерактивное видео. Программа  представляет собой фильм на  иностранном языке. Учащийся реагирует  на ситуации, предлагаемые компьютером  (отвечает на вопросы героев  фильма, руководит их действиями), и таким образом изменяет сценарий  и как бы сам участвует в  развитии событий.

              К сожалению, тот огромный потенциал,  которым обладает компьютерное  обучение, используется далеко не  полностью из-за проблем, связанных  с относительной новизной этого  метода. Прежде всего, это недостаток  качественного программного обеспечения,  обусловленный тем, что не разработаны  пока четкие стандарты и критерии  эффективности. В значительной  степени компьютер чаще всего  применяется для того, что уже  и раньше делалось с помощью  других средств. Это вызвано  и пренебрежительным порой отношением  создателей программ к теории  обучения иностранным языкам. Основным  недостатком компьютерного обучения  до сих пор остается невозможность  прямого устного диалога с  компьютером. Однако технический  прогресс в этой области дает  возможность уверенно рассчитывать  на то, что программы распознавания  речи станут в скором времени неотъемлемой частью программ, обучающих иностранным языкам [6, c. 26].

            Наибольшую трудность представляют  проблемы, возникающие на административном  уровне и связанные с введением  компьютерного обучения в учебный  процесс. В целом этот процесс  можно охарактеризовать как сопротивление  переменам. Применение компьютера  в обучении требует изменения  подхода со стороны учителя  и организационных изменений  со стороны администрации учебного  заведения. Большинство педагогов,  получивших гуманитарное образование,  не умеют пользоваться компьютером,  и мысль о необходимости его  применения вызывает у них  раздражение и страх. Изменив  отношение к компьютеру, педагог  сможет большую часть урока  посвятить упражнениям, которые  стимулируют реальное общение,  что является целью коммуникативного  подхода в обучении иностранным  языкам.

             Для эффективного использования  всех возможностей компьютерного  обучения необходимо, чтобы новые  технологии были интегрированы  в учебную программу. Здесь  есть варианты:

      - наиболее предпочтительным представляется  использование отдельных компьютерных  программ в качестве неразрывного  компонента учебной программы  наравне с традиционными материалами.  Причем, как показывает опыт преподавателей, использующих такие компьютерные  программы, им следует отвести  1) ограниченное место (компьютер  не может заменить необходимого  человеческого общения, которое  требуется для уверенного владения  языком) и 2) непременно ввести  контроль за обязательным выполнением заданий[6, c. 22].

              Одним из последних изобретений  в области компьютерных технологий  стала виртуальная реальность. Ученики  будут не только наблюдать  за ходом обучающей программы  компьютера на экране монитора, а в прямом смысле участвовать  во всех событиях. Задача создания  эффекта реального присутствия  в вымышленной (виртуальной) ситуации  всегда стояла перед преподавателями иностранного языка и решалась сначала с помощью ролевых игр, затем видеофильмов и, наконец, компьютерных интерактивных программ[13, c. 358].

         Компьютерные обучающие программы.

В последние  годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это  не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным  языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению  иностранным языком.

Задача  учителя состоит в том, чтобы  создать условия практического  овладения языком для каждого  учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому  ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося  в процессе обучения иностранным  языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в  сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный  подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:

Ø   изучение лексики;

Ø   отработку произношения;

Ø   обучение диалогической и монологической речи;

Ø   обучение письму;

Ø   отработку грамматических явлений.

На уроках английского языка с помощью  компьютера можно решать целый ряд  дидактических задач: формировать  навыки и умения чтения, используя  материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка[14, c. 65].

В настоящее  время значительные преобразования в области образования затронули  и обучение иностранному языку в  школе. В частности, стали интенсивно внедрятся в учебный процесс  новые информационные технологии, такие  как использование Интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ и, т.п.

Существует  множество компьютерных программ, помогающих учителю английского языка и  учащимся при овладении английским языком.

Компьютерные  обучающие программы имеют много  преимуществ перед традиционными  методами обучения. Они позволяют  тренировать различные виды речевой  деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические  способности, создать коммуникативные  ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также  обеспечивают возможность учёта  ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода  и интенсификацию самостоятельной  работы учащегося [14, c. 67].

          Проанализируем одну из них. Ниже будет рассмотрено мультимедиа приложение “Enjoy Listening and Playing” к учебнику “Enjoy English” для 3 класса.

Назначение  программы:

Программа “Enjoy Listening and Playing” для 3-го класса создана  как мультимедиа приложение к учебнику “Enjoy English ” для 3-го класса и является продолжением серии мультимедиа продуктов для 2-го и 4-го классов. Содержание программы соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранным языкам.

Программа полностью  отражает авторскую концепцию учебника. В упражнениях продолжена   сюжетная   линия,   главными   действующими   лицами   являются   те   же персонажи,   что   и   в   книге,   предъявление   и   закрепление   материала   не   расходится   с тематическим   и   поурочным   планированием   в   УМК   “Enjoy  English”   для   3-го   класса.

Благодаря этому  максимально облегчена задача учителя  встроить мультимедиа компонент в процесс каждого урока, не нарушая хода, описанного в книге для учителя.

Программа   рассчитана   на   коллективную   и   индивидуальную   работу   в   классе   с  применением     мультимедиа     проектора,     интерактивной     доски     или     персональных компьютеров, а также может быть использована для самостоятельной работы учеников в домашних условиях.

Программа основывается на принципе погружения учащихся в  языковую среду. Поскольку   без   владения   языком   на   фонетическом   уровне   невозможно   овладение основными  видами  речевой   деятельности,  то  обучение  особенностям  произношения  и формирование   коммуникативно-ориентированных   навыков   и   умений   построено   на принципе   погружения   в   языковую   среду   (британский   вариант   произношения).   В приложении уделяется большое внимание обучению произносительной стороне речи, а именно когда дети слушают и повторяют слова и речевые образцы за профессиональными английскими актерами.

Для достижения прочного овладения учебным материалом программа предлагает визуальную опору для взаимосвязанного   обучения всем видам речевой деятельности и аспектов языка. Большинство упражнений носят консолидирующий характер: объединяют развитие языковых компетенций (графику, орфографию, фонетику, лексику, грамматику)  с   речевыми   умениями   (слушанием,   чтением,   говорением,   письмом).   Программа закладывает   основы  восприятия   английской   речи,   прививает   интерес   к   изучению  английского языка с помощью разнообразных методических приемов.

В   основе   концепции   программы  лежит   личностно-ориентированный   подход, направленный   на   необходимость   формирования   у   младших   школьников   позитивного отношения к процессу обучения и   мотивации к дальнейшему овладению английским языком, а также  развития мышления, воображения, памяти и языковой догадки. Методические  рекомендации  разработаны в помощь учителю, ведущему урок  с применением мультимедиа проектора или интерактивной доски. Урок в компьютерном

классе, где  каждый ученик работает в наушниках  за персональным компьютером, требует от учителя особой организации. Большим плюсом таких уроков является то, что ученики работают в удобном для них темпе, что позволяет дифференцировать процесс обучения. Задача   учителя   -   проконтролировать,   чтобы  каждый   ребенок   слушал   аудиозапись,

повторял   за   диктором   и   выполнял   задание   до   конца.   Большая   часть   заданий   имеет обратную   связь,   таким   образом   автоматизирована   проверка   выполнения   заданий. Результаты  визуализированы  в   виде   бонусов,   анимации   или   выделяются   в   текстовых полях цветом. Учителю достаточно просто удерживать в зоне своего внимания экран

персональных компьютеров всех учеников[15, c. 80].

Главное меню.

Так   как   учебник   состоит   из   четырех      разделов   (Units),   то   в   главном   менюпрограммы   вы увидите четыре больших цветка, на которых указаны  номера разделов. Чтобы войти в раздел, щелкните на цветке. Чтобы выполнить   упражнение из данного раздела, щелкните на соответствующем маленьком цветке с номером урока и упражнения. Некоторые   упражнения   состоят   их   двух   связанных   между   собой   частей.   Поэтому первую,   ознакомительную,   часть   рекомендуется выполнять   в   классе,   а      вторую, закрепляющую  или проверочную, часть можно из-за отсутствия времени оставить для домашнего задания[15, c. 83].

Типы  упражнений:

•   упражнения на аудирование

Информация о работе Роль компьютерных технологий в обучении ИЯ