Роль компьютерных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 18:45, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть влияние компьютерных технологий на формировании растущего человека.
Для реализации цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть использование компьютерных технологий при формировании человека.
2. Проанализировать место информационных компьютерных технологий при формировании личности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………..5
1.1 Компьютер и развитие личности……………………………………………….5
1.2 Управление ситуацией…………………………………………………………..6
1.3 Планирование деятельности…………………………………………………….7
1.4 Целеобразование………………………………………………………………...8
1.5 Зарубежный опыт использования компьютеров……………………………….9
ГЛАВА 2. МЕСТО ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ……………………….12
2.1 Роль информационных компьютерных технологий в современном дошкольном образовании………………………………………………………….12
2.2 Основные направления применения информационных компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях……………………..14
2.3 Преимущества ПК перед другими техническими средствами……………...18
2.4 Рекомендации развития интеллектуальных и творческих способностей детей с использованием информационных технологий………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..28

Файлы: 1 файл

роль комп технологий.doc

— 158.50 Кб (Скачать)


5

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5

ГЛАВА 1.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………..5

1.1 Компьютер и развитие личности……………………………………………….5

1.2 Управление ситуацией…………………………………………………………..6

1.3 Планирование деятельности…………………………………………………….7

1.4 Целеобразование………………………………………………………………...8

1.5 Зарубежный опыт использования компьютеров……………………………….9

ГЛАВА 2. МЕСТО ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  ПРИ  ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ……………………….12

2.1 Роль информационных компьютерных технологий в современном дошкольном образовании………………………………………………………….12

2.2 Основные направления применения информационных компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях……………………..14

2.3 Преимущества ПК перед другими техническими средствами……………...18

2.4 Рекомендации развития интеллектуальных и творческих способностей детей с использованием информационных технологий………………………………...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном мире, мире в котором информационный поток, обрушивающийся на человека настолько велик, что людям волей не волей приходится прибегать с помощи разнообразной техники.

Сейчас трудно представить себе человека, не пользующегося телевизором и радио, печатной машинкой и компьютером, электрическим чайником и холодильником, и этот список можно продолжать до бесконечности. Вся наша жизнь стала настолько зависеть от созданных нами вещей, что если бы человек вдруг лишился бы их, то долго просуществовать в этом мире он не смог бы.

Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу стала особенно актуальна в наши дни.

В детском саду, где есть доступ к компьютерам, у детей появляется новое направление общения. В чем это проявляется?

В том, что дети активно обсуждают новые игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Значительно обогащается детский словарь, дошкольники легко и с удовольствием овладевают новой терминологией.

Все это способствует развитию речи детей, значительно повышается уровень произвольности и осознанности действий. Но главное заключается в том, что существенно возрастает самооценка ребенка, потому что много вариантность компьютерных программ позволяет каждому малышу побывать в ситуации «успеха».

Таким образом, исследуемый вопрос актуален в теоретическом и практическом плане.

Данная работа основывалась на работах   Ю.М.Горвица, Л.Д. Чайнова, Н.Н. Поддьякова, Е.В. Зворыгина,  Фомина Г.В., Швейкина Л.Л.,  Сидорчук Т.А., Г. Домана, Е.П. Болотова, Доронова Т.Н., Гризик Т.И., С. Пейперта.

Это и определило выбор темы курсовой работы, а также ее цель и задачи.

Цель курсовой работы - рассмотреть влияние компьютерных технологий на формировании растущего человека.

Объектом исследования являются компьютерные технологии.

Предмет исследования - процесс влияния компьютерных технологий на формировании растущего человека.

Гипотеза исследования: предполагается, что овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает ему более высокий социальный статус.

Для реализации цели  были определены следующие задачи:

1.       Рассмотреть использование компьютерных технологий при формировании  человека.

2.       Проанализировать место информационных компьютерных технологий  при  формировании личности.

Для достижения цели и задач исследования нами были использованы следующие методы:

1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

2) изучение и анализ педагогической документации;

3) количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА

 

1.1             Компьютер и развитие личности

 

Использование ребенком компьютера в своей деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Возникает целый ряд новых детских деятельностей, тесно связанных с компьютерными играми (компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игра-воображение и т.д.). Проявляются во всей полноте такие процессы как: мышление, представление, память и т.д., возникают и функционируют на уровне прогноза становления личности новые горизонты развития.

Горизонты развития — это не только зона ближайшего развития,  а своеобразный прогноз развития личности, данный в содержании познавательной мотивации. Это весьма тонкий психологический процесс, который еще будет изучаться многими учеными. Он характеризует одно из главных психологических позитивных последствий компьютеризации — возможность постоянного биографически-обозримого расширения горизонтов личности [18, С.76].

Компьютер как интеллектуальное орудие в этом отношении принципиально отличается от книги. Книга - средство накопления знаний, но не оперирования ими. Человек оперировал знаниями во все века, а сейчас  надо понять, что компьютер — среда для накопления знаний, а также для оперирования и обмена знаниями с другими людьми. Знания же безграничны, сам человек определяет эти границы, но оперирование, т.е. раздвижение границ, беспредельно.

Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает ему более высокий социальный статус. В детских садах, где установлены компьютеры, у детей появляется новое направление общения — они активно обсуждают новые компьютерные игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Значительно обогащается детский словарь, дошкольники легко и с удовольствием овладевают новой терминологией [13, С.104].

Все это способствует развитию речи детей, значительно повышает уровень произвольности и осознанности действий. Но главное состоит в том, что существенно возрастает самооценка ребенка. Дома, во дворе он с достоинством рассказывает товарищам о всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Успехи в компьютерных играх позволяют детям значительно повышать свой рейтинг и даже выходить в лидеры. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для нормального развития личности ребенка.


1.2 Управление ситуацией

 

Для человека, в отличие от животных, характерно формирование умений, связанных не только с непосредственным приспособлением к наличной ситуации, но и с управлением работой машин и механизмов.

Как отмечают в своих исследованиях ученые С. Пейперт, Н. А. Бернштейн, А. В. Запорожец, этот момент управления явно выступает уже в процессе применения простейших орудий ручного труда. Еще большее значение он приобретает, когда человек начинает заменять работу своих мышц другими источниками энергии. [7, С.58].

Навыки или умения, связанные с управлением, существенно отличаются от других навыков и умений, прежде всего своей познавательной частью. Они в большей степени, чем какие-либо другие, требуют ориентировки на существенные отношения условий задания. В связи с этим они могут приобретать чрезвычайно обобщенный характер и легко переноситься в новые, необычные обстоятельства. Простейшие виды такого рода умений складываются уже в дошкольном детстве.

Особое значение в этом процессе приобретают компьютерные игры, в которых у детей формируются обобщенные умения управлять разнообразными ситуациями на дисплее опосредованно — с помощью клавиатуры, манипуляторов «мышь» и «джойстик» или других средств управления. Большую роль в формировании таких умений играют специально созданные для этого компьютерные игры «Колобок», «Давай познакомимся», «Мир вокруг нас» и др.

 

1.3 Планирование деятельности

 

В условиях компьютерной игры важное значение приобретает умение планировать свои действия, предвосхищать их результат. Значительно усложняется процесс детской деятельности: дошкольники должны действовать руками, нажимая пальцами кнопки клавиатуры (что требует от ребенка усиленного внимания и специфических навыков), и одновременно наблюдать за изображенными на экране изменяющимися предметами и явлениями.

Часто результат нажатия на ту или иную клавишу сказывается не сразу и проявляется в чрезвычайно опосредованной, сложной форме, вызывая цепную реакцию событий на экране. Создается принципиально новая связь между ручными действиями ребенка и их результатом. Именно этот момент оказывает мощное влияние на общее психическое развитие детей, формирует у них новую позицию в отношении познания и изменения окружающего их мира. [10, С.84].

Одна из основных способностей ребенка, лежащая в основе, как умственного развития, так и других линий развития, — это способность к построению (осознанному или интуитивному) все более сложных структур собственной внешней деятельности, а затем и деятельности внутренней, психической. Эту способность можно рассматривать как одну из форм проявления общей фундаментальной способности саморегуляции. В качестве примера можно привести специальные методики использования компьютерных программ «Сложи узор», «Калейдоскоп», а также «Веселое путешествие» [10, С.109].

Развитие данной способности в значительной мере определяет широту и глубину взаимодействия ребенка с окружающим его миром, т.е. определяет как общую психическую активность. Эта способность — универсальная, поскольку решение фактически любой более или менее сложной задачи требует выделения определенной последовательности целей, их иерархизации, отражения в плане представлений всей динамики изменения условий, в которых эти цели даны.

 

1.4    Целеобразование

 

Все предлагаемые нами компьютерные игры способствуют формированию у детей данной умственной способности, обеспечивающей понимание интеллектуальных задач, принятие их ребенком, что является необходимым условием развертывания детской мыслительной деятельности.

Особое значение при этом имеют представления, отражающие основную цель, на достижение которой направлена деятельное ребенка. Если ребенок нечетко представляет себе, что требует получить в ходе решения той или иной задачи, то процесс мышления вообще может не развернуться или развертывается совсем другом направлении, чем это необходимо в данных условиях. [18, С.76].

Имени четкое представление конечного результата, который должен быть получен в ходе решения, позволяет ребенку целенаправленно анализировать условия задачи. Оценка результатов удачных и неудачных действий происходит на основе их сопоставления с заданным результатом.

Вместе с тем процесс мышления практически невозможен без учета тех условий, в которых дана цель. Действия детей, не учитывающих этих условий, как правило, носят хаотический характер и не приводят к получению заданного результата.

В сложных задачах даже у детей старшего дошкольного возраста можно наблюдать конфликтные отношения при восприятии цели и условий, в которых дана эта цель. Лишь постепенно у детей формируется общая умственная способность направленного анализа условий с точки зрения основной цели действия. Использование компьютерных игр стимулирует формирование подобных умений. Дети учатся расчленять основную цель деятельности на вспомогательные цели, устанавливать связи между ними и конкретными условиями задачи.

 

1.5 Зарубежный опыт использования компьютеров

 

Различным психолого-педагогическим аспектам использования компьютера в деятельности детей дошкольного возраста посвящены также исследования зарубежных специалистов. Приведем лишь некоторые выдержки из них.

Благодаря применению компьютеров дети овладевают умением оперировать в умственном плане пространственными представлениями, решать задачи своей конструктивной деятельности [10, С.106].

Компьютер обеспечивает возможности для развития наглядно-образного мышления, моторных и вербально-коммуникативных навыков, целеустремленности и социализации.

Использование компьютера для формирования у детей понятий в области элементарной арифметики позволяет перейти от запоминания к постижению глубинных процессов.

Применение ЛОГО способствует развитию когнитивных способностей ребенка: сериации, оценки значимых элементов задачи, выбора мысленного представления задачи и нахождения решения.

У детей, получивших навыки в работе с компьютерами, повышается самоуважение и уверенность в себе. Микрокомпьютеры успешно применяются для формирования у детей понятий количества, подобия, выделения различий.

Компьютер помогает детям в познавательных процессах опираться на зрительный план и одновременно способствует активному включению речи. Это особенно важно при обучении детей с задержкой речевого развития, а также глухих, аутичных и некоторых умственно отсталых детей.

Впервые в истории мы являемся свидетелями подлинной революции в обучении замены учения (запоминания, приобретения навыков, достижения автоматизма в поведении, условных рефлексов и т.д.) умственным развитием (стимуляцией конструктивно-диалектического и гипотетико-дедуктивного мышления и игровой деятельности) [7, С.55].

Информация о работе Роль компьютерных технологий