Роль компьютерных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 18:45, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть влияние компьютерных технологий на формировании растущего человека.
Для реализации цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть использование компьютерных технологий при формировании человека.
2. Проанализировать место информационных компьютерных технологий при формировании личности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………..5
1.1 Компьютер и развитие личности……………………………………………….5
1.2 Управление ситуацией…………………………………………………………..6
1.3 Планирование деятельности…………………………………………………….7
1.4 Целеобразование………………………………………………………………...8
1.5 Зарубежный опыт использования компьютеров……………………………….9
ГЛАВА 2. МЕСТО ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ……………………….12
2.1 Роль информационных компьютерных технологий в современном дошкольном образовании………………………………………………………….12
2.2 Основные направления применения информационных компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях……………………..14
2.3 Преимущества ПК перед другими техническими средствами……………...18
2.4 Рекомендации развития интеллектуальных и творческих способностей детей с использованием информационных технологий………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..28

Файлы: 1 файл

роль комп технологий.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Применение ЭВМ дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. В отличие от учебников, телевидения и кинофильмов ПК обеспечивает возможность немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному материалу для наиболее подготовленных. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе.

Использование огромного модуля прикладных программ способствует:

- активизации внимания ученика, заинтересованности в правильном получения ответа или создании графического изображения.

Умение создать условия непринужденности и заинтересованности у детей с помощью персонального компьютера позволяет:

- использовать дополнительные возможности для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Такая организация занятий помогает в более короткое время вспомнить и закрепить те изобразительные приемы, которые известны детям с раннего возраста.

Развивающее значение ЭВМ для развития способностей детей очень велико[18, С.104].

Применение компьютеров:

- создает определенный эмоциональный настрой, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии творческого начала.

Использование различных форм и приемов работы с персональным компьютером позволяет ребенку:

- активно включаться в творческий процесс, развивать воображение и фантазию, помогает увидеть новое решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел, и результат его творческой деятельности приобретает большую выразительность.

Существует большое количество компьютерных программ, предназначенных для развивающего обучения ребенка. Такие программы обучения направлены на развитие различных познавательных способностей детей.

Сложность определяется тем, что, с одной стороны, необходимо стремиться к развитию творческих способностей детей, а с другой - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме. Основная цель этих занятий научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои идеи с помощью компьютера [18, С.76].

Наиболее естественным, доступным и интересным практически всем детям на начальном этапе обучения, по мнению многих специалистов, является процесс рисования. Мнение современных ученых: работа пальцами развивает речь. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире. Осознает себя в нем. Предварительно изобразив событие, ему легче рассказать о нем. Вот почему, по мнению специалистов, рисовать так же необходимо, как и разговаривать.

Поэтому общее знакомство с компьютерами, одной из первой самостоятельной творческой работы для детей является рисование на экране дисплея. Дальнейшее развитие предполагают игру и моделирование различных процессов и ситуаций. Психологи и педагоги все более склоняются к пониманию широких возможностей персонального компьютера в развитии творческих способностей детей.

 

2.4 Рекомендации развития интеллектуальных и творческих способностей детей с использованием информационных технологий

 

Для проведения с дошкольниками игр и занятий с использованием компьютерных программ необходимо создание компьютерно - игрового комплекса — системы условий, позволяющих сочетать игры и занятия на компьютерах с разнообразными обычными играми и занятиями. Компьютерные игры не заменяют обычные игры, а дополняют их, входят в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями [9, С.42].

Для полноценного использования компьютера как средства осуществления нового, более высокого по уровню класса игр от ребенка требуется умение оперировать символами (знаками), обобщенными образами, т. е. необходимо достаточно развитое мышление, творческое воображение определенный уровень развития производимых действий. Все это формируется в многообразной игровой и практической деятельности [18, С.76].

При этом особое значение для развития потребности целенаправленного управления компьютером, компьютерных игр имеет игра — ведущая деятельность дошкольника. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отраженными в обобщенной форме игровых способов действия, игровых знаков (символов, приобретающих значение в смысловом поле игры). Немаловажное значение имеет и приобщение детей ко всем формам ознакомления с окружающей действительностью, природной и социальной, как источнику чувства, мысли и творчества.

Вместе с тем компьютер не может быть механически перенесен в воспитательную среду детского сада. Необходимы специальные исследования, обеспечивающие научную базу его внедрения на этой исходной и во многом ключевой ступени народного образования. Следует помнить: диалог с персональным компьютером — это не диалог ребенка с машиной. Машина сама не мыслит.

Компьютер — это орудие мыслящего человека. Поэтому процесс его освоения оборачивается не прямой связью «ребенок — компьютер», а опосредованной — «ребенок — компьютер — цель». Причем под целью в зависимости от контекста задачи, возникающей в деятельности, можно понимать довольно широкий ряд, возникающий в игровом, учебном, трудовом общении и других видах деятельности. Здесь важна мотивированность включения компьютера в самостоятельную деятельность ребенка [3, С.14].

Важнейшими условиями развития интеллектуальной активности в компьютерных играх являются комплексный метод руководства игрой  и индивидуальный подход к детям в процессе их организации.

Комплексный метод руководства игрой предполагает естественную связь разных видов деятельности детей, побуждает их к познавательной активности, творческой постановке и выполнению игровых задач поэтапно и все усложняющимися способами и включает четыре взаимосвязанных компонента:

1.                  активное познание детьми окружающего мира;

2.                  поэтапное усвоение игровых способов и средств решения игровых задач;

3.                  изменение предметно-знаковой среды на экране монитора;

4.                  активизирующее общение взрослого с ребенком.

Творческое начало в игре глубоко индивидуально, а компьютер может выявить в ходе игры индивидуальные особенности ребенка, адаптироваться к его индивидуальным характеристикам и поддерживать игру в зоне ближайшего развития за счет вариативности содержания и игрового материала. Таким образом, компьютер может «подсказать» воспитателю необходимый темп работы, сложность предъявляемого материала, характер дополнительной работы и т. д.

Занятия с применением компьютеров   очень   интересны   дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного решения,

Психологическая   готовность   дошкольников к использованию компьютерных программ различного содержания  и  уровня  формируется  всей  системой жизни ребенка в детском саду, т. е. процесс овладения элементарной  компьютерной грамотностью требует от педагогов   высокого   уровня   воспитательно-образовательной работы.

Большое значение имеет правильный подбор игр, соответствующих возрастным возможностям [18, С.76].

Особое место занимает предварительная работа с детьми  (обогащение знаниями по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами).

Практика показала: большое значение для быстрого освоения игры имеет правильная постановка игровой задачи.

Непременным условием организации компьютерных игр является высокий   уровень   сформированности   творческой игры. Именно в творческой игре у ребенка развивается способность наделять тот или иной предмет каким-то игровым   значением,   что   необходимо для осмысленного оперирования символами на экране дисплея.

Замечено, что дети лучше справляются    с   заданием,    если   работают за компьютером парами. Работа «один на   один»   является   усложнением   задания.

Параллельно  с  обычными   группами в компьютерно-игровом зале занимаются   дети   логопедических   групп (даже с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития).  И хотя качество их работы несколько хуже, но большинство из них справляются с предложенными заданиями, часто не решая подобных вопросов на обычных занятиях.

Важным    моментом,    на    наш взгляд, является и то, что компьютерные  игры   (особенно  математические) являются   своеобразной   диагностикой деятельности воспитателя, так как сразу выявляют пробелы в тех или  иных вопросах   воспитательно-образовательной работы [18, С.76].

Можно выделить следующие рекомендации:

1.      Не     рекомендуется     применять компьютеры там,  где  можно обойтись без них.

2.   Основой компьютерной  грамотности детей являются клавиатурные навыки   и   умение   работать  с   игровыми программами.

3.  Узловая проблема в обучении с помощью компьютеров - разработка качественных в дидактическом отношении сценариев для обучающих,  игровых  и контролирующих  программ. 

Основные требования к таким программам — доступность,   занимательность,    возможность работать каждому ребенку в своем темпе.  Переход к более сложному варианту  компьютерной  игры  должен проводиться после проверки компьютером усвоения предыдущего материала.

4.   Наиболее плодотворным является сочетание коллективной и индивидуальной работы детей с компьютером. По ходу занятий необходимо проводить физминутки. Также будет полезно использование специальных упражнений на занятиях физкультурой, которые помогут в развитии мелкой моторики детей.

Таким образом каждое занятие структурно разделено на четыре части: вводная (объяснение), основная (игры на компьютерах), заключительная (анализ игры) и двигательная — для снятия мышечного напряжения (гимнастика для глаз, общеразвивающие упражнения) [2, С.88].

Наряду с этим важно учитывать и гигенические  условия использования ЭВМ.

Исследования, проведенные в школах,  показали, что занятия с компьютером могут приводить к утомлению и появлению жалоб не зрительный дискомфорт — усталость глаз, боль, зуд, мелькание или двоение и т. д.

Чаще всего жалуются школьники, которые имеют те или иные дефекты зрения, не с корригированные очками.

Степень утомления на занятиях с ЭВМ определяется качеством изображения на экране дисплея, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка.

Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития.

Именно в возрасте 5—6 лет формируется нормальная рефракция глаза, происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в нормальную или близорукую, если к этому имеются генетические предпосылки или условия зрительной работы не соответствуют гигиеническим требованиям (низкий уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т. д.) [2, С.83].

Интенсивно развивается костно-мышечная система, совершенствуется работа внутренних органов и коры головного мозга, формируется произвольное внимание и многие другие функции, определяющие общее развитие ребенка. Поэтому очень важно, чтобы занятия не оказали неблагоприятного   воздействия   на   здоровье.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что предельно допустимая длительность игровых занятий на ЭВМ для детей шести лет не должна превышать 10 минут.

Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером.

Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.

Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в России последние годы, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка.

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.

Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, И. Пашелите, С. Пейперт, Г. Петку, Б. Хантер и др.).

Информация о работе Роль компьютерных технологий