Роль компьютерных технологий в обучении ИЯ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка (ИЯ) жизненно важно. Поэтому мотивация к изучению его резко возросла. Однако трудностей на пути овладения ИЯ, особенно в массовой школе, не убавилось. По-прежнему основными из них являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………3
§ 1. Технологии. Технологии преподавания ………………………….5
§ 2. Метод проектов …………………………………………………….7
§ 3. Технология модульного обучения ………………………………..11
§ 4. Компьютерные технологии …………………………………….....15
Заключение …………………………………………………………26
Список литературы …………………………………………………28
Приложение ……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Гришина 4в.docx

— 55.88 Кб (Скачать)

учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися;

 учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

           1.2 Выделение подтем в темах  проекта  

Преподаватель предварительно вычленяет подтемы  и предлагает учащимся для выбора;

каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую;

преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта;

учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).

          1.3 Формирование творческих групп  

Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших  себе конкретные подтемы и виды деятельности;  учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.

1.4. Подготовка  материалов к исследовательской  работе  

Если  проект объемный, то преподаватель  заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу;

  отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом.

1.5. Определение  форм выражения итогов проектной  деятельности  

Преподаватель принимает участие в обсуждении .Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка  проекта  

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся. стимулирует их деятельность. Учащиеся осуществляют поисковую деятельность.

3. Оформление  результатов  

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность . Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

         4. Презентация  

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших  школьников или параллельный класс, родителей и др.) Докладывают о результатах своей работы [8, c. 384].

          5. Рефлексия  

Оценивает свою деятельность по педагогическому  руководству деятельностью детей, учитывает их оценки. Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия.

  Возможные  темы учебных проектов разнообразны  как и их объемы. Можно выделить  по времени три вида учебных  проектов: краткосрочные (2 - 6 ч); среднесрочные  (12-15 ч); долгосрочные, требующие значительного  времени для поиска материала,  его анализа и т.д. 

В образовательном учреждении должны быть разные учебные проекты. Думаем, что целесообразно было бы один проект в каждом классе делать комплексным. В образовательном учреждении в условиях разновозрастных коллективов можно делать 2 - 3 проекта за один учебный год. Что касается учебных предметов, то таких проектов должно о быть достаточно много. Например, может проводиться инсценирование литературного произведения с прохождением всех стадий: разработки задания, разработки проекта, реализации, презентации и рефлексии.

По истории  проектное обучение может быть построено  на идее создания альтернативных документов и т.п.

Критериями  оценки являются достижение и цели проекта, достижение надпредметных  целей (что представляется более  важным), которые обеспечивают проектное  обучение.

Результат - если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности [7, c. 169].

Ограничения в использовании технологии:

- низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии;

-   низкая мотивация учащихся к участию в проекте;

-  недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;

-  нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом [8, c. 386].

 

 

                 § 3. Технология модульного обучения

 

Вторым  технологией обучения для рассмотрения является метод модульного обучения.

            Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что учащийся самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе.

        Сердцевина модульного обучения — учебный модуль, включающий: законченный блок информации, целевую программу действий учащегося; рекомендации (советы) преподавателя по ее успешной реализации.

         Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля[5, c. 159].

        Принципиальные отличия модульного обучения от других систем состоят в следующем:

1) содержание  обучения представляется в законченных  самостоятельных комплексах, усвоение  которых осуществляется в соответствии  с поставленной целью. Цель  формируется для обучающегося  и имеет указание не только  на объем изучаемого содержания, но и на уровне его усвоения. Кроме того, учащийся получает  от преподавателя совет в письменной  форме, как рационально действовать;

2) изменяется  форма общения преподавателя  с учащимися. Оно осуществляется  через модули и, безусловно, реализуется  процесс индивидуального общения  управляемого и управляющего;

3) учащийся  работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;

4) отсутствует  проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.

           Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала[5, c. 170].

         Исходные научные идеи:

          1. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, преподаватель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

           2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью преподавателя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.), он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, учащийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.                   В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

           3. В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность обучающегося, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль — эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.

            4. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. Система действий преподавателя и учащегося заключается в последовательность. Последовательность действий преподавателя при составлении модуля. При разработке модулей следует исходить из известных принципов:

• частные  дидактические цели учебных элементов  в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей  всех модулей в свою очередь приводит к комплексной дидактической  цели модульной программы;

          • реализованная обратная связь — основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется преподавателем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся;

           • учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;

           • при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;

           • структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа[11, c. 220]. 

           Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности учащегося на каждом занятии.

           Изменяется принципиально деятельность  преподавателя. Его главная задача  — разработать модульную программу,  сами модули, а на занятии он  мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т.е., используя  потенциал модульного обучения, осуществляет рефлексивное управление  обучением [11, c. 224].

 Ограничения:

          1. Уровень готовности обучающихся к выполнению самостоятельной учебной деятельности.

           2. Материальные возможности образовательного учреждения.

           3. Включение в модуль очень большого объема содержания деятельности, что создает дефицит времени.

Введение  модульной технологии в образовательный  процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную  систему (технология объяснительно-иллюстративного  обучения) с модульной[10, c. 192].

 

 

 

 

                                § 4. Компьютерные технологии

 

Одной из самых современных технологий обучения являются компьютерные технологии.

            Компьютер – это устройство, которое  по своей сути интерактивно. Таким  образом, компьютер – это наиболее  подходящий помощник в обучении  иностранным языкам, целью которого  является интерактивное общение.  Особенно успешно системы обучения  иностранным языкам с помощью  компьютера стали развиваться  в последнее время в связи  с появлением CD-ROMов (программ, записанных  на лазерных дисках) и популяризацией  сети Интернет. Эти поистине революционные  разработки превратили обучение  иностранным языкам в живой,  творческий и естественный процесс.  Изобретение синтезатора речи  и использование интерактивного  видео привели к созданию прекрасных  реалистичных программ, предлагающих  учащемуся огромное количество  сюжетов, которые не только  стимулируют интерес, но и представляют  большую педагогическую ценность[9, c. 41].

             У компьютерного обучения иностранным  языкам много преимуществ. Их  можно объединить в несколько  групп. 

             Прежде всего, необходимо выделить  достоинство компьютерного метода  обучения с психологической точки  зрения. Компьютерное обучение несет  в себе огромный мотивационный  потенциал. При условии правильно  составленной программы компьютер  может помочь учителю, а ученики  будут ощущать постоянное присутствие  доброжелательного инструктора  – машины. Чтобы сделать обучение  более занимательным для детей,  программы включают элементы  известных компьютерных игр и  даже полностью повторяют модель  игры, умело изменяя ее для  учебных целей.

              Другая и наиболее значительная  группа преимуществ заключается  в методических достоинствах  компьютерного обучения. Уже более  десяти лет назад преподаватели  начали применять способность  компьютера моментально реагировать на введенную информацию для создания простейших обучающих программ в виде упражнений. Компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения, чем работа в классе или лингафонном кабинете. Это обеспечивается постоянной и прямой реакцией машины на ответы учащегося в ходе выполнения упражнения. Поскольку ученики сами определяют темп работы, компьютерное обучение соответствует принципам индивидуального обучения[4, c. 229].

Информация о работе Роль компьютерных технологий в обучении ИЯ