Роль компьютерных технологий в обучении ИЯ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка (ИЯ) жизненно важно. Поэтому мотивация к изучению его резко возросла. Однако трудностей на пути овладения ИЯ, особенно в массовой школе, не убавилось. По-прежнему основными из них являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………3
§ 1. Технологии. Технологии преподавания ………………………….5
§ 2. Метод проектов …………………………………………………….7
§ 3. Технология модульного обучения ………………………………..11
§ 4. Компьютерные технологии …………………………………….....15
Заключение …………………………………………………………26
Список литературы …………………………………………………28
Приложение ……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Гришина 4в.docx

— 55.88 Кб (Скачать)

Упражнения   состоят   из   двух   этапов:   ознакомительного   и   проверки   понимания содержания   прослушанной   аудиозаписи.   На   этапе   знакомства   ученики   слушают аудиозапись и смотрят анимацию, которая помогает им понять услышанное, запомнить  содержание   и   последовательность   событий.   Этап   проверки   осуществляется   в   разных

формах: ученики  отвечают на вопросы, находят соответствующие  и не соответствующие содержанию   аудиозаписи   картинки   или   персонажей,   соотносят   вопросы  с   ответами, исправляют   утверждения,   заполняют   пропуски   в   предложениях,   расставляют   реплики  диалогов в правильной последовательности. Упражнения на аудирование являются базой для обучения детей монологическому и диалогическому высказыванию. Сначала ученики повторяют за диктором разговорные клише, фразы и реплики, имитируя звуки в словах, интонацию и фразовое ударение в предложениях;   учат   стихи   и   рифмовки.   Затем   они   сами   составляют   и   разыгрывают

диалоги,   в   том   числе   этикетного   характера,     разговоры  по   телефону   по   аналогии   с образцами;  описывают человека, животное или предмет; рассказывают о себе, любимых занятиях и еде; поздравляют друг друга с днем рождения, Рождеством, Новым годом и рассказывают, какие подарки они любят получать и дарить. Поэтому процесс аудирования в большой степени связан с процессом говорения.

•  упражнения   на   семантизацию   лексики   и   развитие   орфографической

грамотности

Упражнения   состоят   из   двух   этапов:   ознакомительного   и   тренировки   в употреблении. Этап знакомства с новой лексикой происходит двумя способами:

1) путем показа  картинки, соответствующей изучаемому  слову, и ее анимации;

2)   через   действия   персонажей,   дающих   представление   о   том,   как   и   в   какой ситуации могут быть использованы новые слова и словосочетания. На следующем этапе лексика   отрабатывается   в   различных   тренировочных   упражнениях,   например,   нужно сопоставить  картинку   с соответствующим  словом, напечатать  пропущенные  буквы, а затем напечатать все слово.

•   упражнения на формирование навыков чтения

В   приложении   есть   несколько   типов   упражнений   на   формирование   навыков чтения.   Одним   из   них   является   метод   звуко-буквенных   соответствий   (letter-sound correspondence). Например, часть упражнений активизирует применение правил чтения гласных в открытых и закрытых слогах и состоит из двух этапов: ознакомительного и тренировки   в   употреблении.   На   этапе   ознакомления   ученики   видят   слово   на   экране, слышат, как оно произносится, и читают его за диктором. На этапе тренировки ученики  находят слово на экране и переносят его в таблицу.

Другим    методом,   используемым    для   овладения   чтением,   является   метод восприятия слова или фразы как целостной единицы (whole  word  approach). При этом подходе дети учатся произносить и читать слова одновременно. Часть     упражнений     развивает     навыки     чтения     и     понимания     законченных предложений   и   текстов.   Прослушав   аудиозапись,   которая   является   опорой   для выполнения следующего задания, ученики должны понять смысл высказывания. Затем им

предъявляется текст, соответствующий или отличающийся структурой от прослушанной аудиозаписи. Дети читают его и вставляют по смыслу пропущенные слова.

•    упражнения на формирование грамматических навыков

Базой   для   данной   группы  упражнений   является   первый   этап   упражнений   на аудирование.   Опираясь   на   прослушанный   материал,   ученики   учатся   распознавать   и употреблять:

-определенный  и неопределенный артикли;

-глагол в Present Simple;

-модальный  глагол can;

-существительные  в притяжательном падеже;

-местоимения  ( личный, притяжательные, вопросительные);

-качественные  прилагательные в положительной  степени;

-количественные  числительные;

-предлоги  места, времени и направления;

-основные  коммуникативные типы предложения:  утвердительное, вопросительное и отрицательное[15, c. 85].

•   дополнительные возможности

Диалогическому  и монологическому высказыванию дети обучаются через

прослушивание и имитацию готовых речевых образцов. Они сначала копируют аудиоэпизод (монологическое высказывание) или  разыгрывают его по ролям (диалогическое высказывание). Затем самостоятельно составляют аналогичные или отличающиеся высказывания.  В этом разделе даны рекомендации, как можно использовать упражнения программы после завершения выполнения основных заданий для коммуникативных задач, а также как организовать конкурсы и соревнования [15, c. 90].

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

                                         Заключение

 

         Способы структурирования обучения иностранного языка с применением компьютерной техники полностью зависят от того, какие мотивы движут  преподавателя, увлеченного использованием компьютерных технологий в образовании. На сегодняшний день такие уроки могут быть и данью моде, и баловством, и экспериментальной (не всегда безобидной для обучаемых) работой педагога по поиску новых форм обучения, и доказанной необходимостью. Представляется, что использование компьютеров при преподавании гуманитарных дисциплин оправдано лишь в единственном случае: если компьютер является средством облегчения ученического труда - иначе зачем?

Определяя цели, задачи и возможности использования  компьютерных технологий на уроке, преподаватель может, прежде всего, иметь в виду следующие принципиальные позиции:

а) сохранение психического и физического здоровья учащихся;

б) формирование у обучаемых элементарных пользовательских умений и навыков;

в) помощь обучаемым в усвоении учебного материала  на основе специально и грамотно созданных для этой цели прикладных компьютерных программ по изучению иностранного языка.

Перечисленные задачи, если преподаватель собирается следовать таковым, полностью исключают такую структуру процесса обучения, как стопроцентное сидение обучаемых у компьютера. Нужны разнообразные формы учебной деятельности: это и фронтальная работа по актуализации знаний, и групповая или парная работа обучаемых по овладению конкретными учебными умениями, и дидактические игры, и работа консультационной службы, это и интересные устные и письменные задания. Все они должны быть скомпонованы таким образом, чтобы компьютер становился не самоцелью, а лишь логическим и очень эффективным дополнением к учебному процессу. Опыт работы в этом направлении еще мал по вполне объяснимой причине: получив на короткий срок в свое владение компьютерный класс, преподаватель спешит “выжать” из этого радостного события как можно больше пользы, игнорируя при этом, в частности, все медицинские требования по времени работы за компьютером. Психическое и физическое здоровье обучаемых не может быть сохранено и при наличии у преподавателя страстного желания превратить компьютер лишь в средство контроля. Интенсификация учебного труда и стресс не являются слагаемыми успеха. К большому сожалению, многие прикладные компьютерные программы содержат одну и ту же методическую ошибку: меньше всего они ориентируют преподавателя на использование их в качестве эффективного средства обучения: в них много жесткого подсчета ошибок и мало реальной помощи обучаемому, оказавшемуся в затруднительном положении. Тем более преподавателю следует продумать формы оказания помощи таким ученикам (изготовление комментариев-подсказок к компьютерным программам, наличие в кабинете соответствующих справочников и учебников, работа учеников- консультантов, парная работа и т.п.). Было проведено анкетирование среди преподавателей средней школы [см.приложение]. Анкетирование показало, что большинство преподавателей положительно относятся к применению компьютерных технологий на уроках иностранного языка, но главной причиной отсутствия применения компьютерных технологий это не оснащённость школы в данной сфере. Но преподавателю вряд ли следует рассчитывать на то, что использование компьютерной техники существенно облегчит его собственный труд. Индивидуализация обучения, непременно сопутствующая использованию информационных технологий на уроке, требует от преподавателя дополнительных затрат времени и сил.

 

 

                   

                 Список литературы

 

  1. Абалуев, Р.Н. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч. 3. / Р.Н. Абалуев, Н.Г. Астафьева, Н.И. Баскакова, Е.Ю. Бойко, О.В. Вязавова, Н.А. Кулешова, Л.Н. Уметский, Г.А. Шешерина. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. – 125 с.
  2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. – М., Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.
  3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- М.: изд-во РАО., 1994.- 228 с. – 330 c.
  4. Образование в эпоху новых информационных технологий /Под ред.  Т.П. Воронина, В.П. Кашицина, О.П. Молчанова. - М.: Издательство "Информатик", 1995. - 224 с. – 229 c.
  5. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии.- М. Эксмо, 2003. – 157 с.-  c. 170.
  6. Дмитриева, Е.И. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 1997. - N4. - С. 22-26.
  7. Золотая рыбка в сети. Интернет-технологии в средней школе (Практическое руководство) // Под редакцией Ольховской Л.И., Рудаковой Д.Т, Силаевой А.Г. - М.: Прожект Хармони, Инк., 2001. - 168 с.
  8. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие /Под ред. Д.Ш.Матроса.- М.: Педагогическое общество России, 2004.- 384 с. – 386 c.
  9. Каракозов, С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. - 2000. - N2. - С. 41.
  10. Карамышева, Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера / Т.В. Карамышева. - СПб.: Издательство "Союз", 2001. - 192 с.
  11. Компьютерные телекоммуникации - школе: Пособие для учителя /Под ред. Е. С. Полат. - М.: ИСО РАО, 1995. – 220 с. – 224 c.
  12. Печерский, А.В. Интернет учит новый язык // Компьютерра, 1999. - № 27-28. - с.36.
  13. Почепцов, Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века -  М., 2000. - 356 с. – 358 c.
  14. Уваров, А.Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании // Информатика и образование. - 1998. - N4. - С. 65-77.
  15. Электронные образовательные издания: Учебно-методическое пособие. / М.А. Горюнова, Т.В. Горюхова, И.Н. Кондратьева, Д.Д. Рубашкин. – СПб.: ЛОИРО, 2003.- C. – 80 -95

 


Информация о работе Роль компьютерных технологий в обучении ИЯ