Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:25, курсовая работа
«Памятники древнеанглийского языка» - одна из интересных и актуальных тем в изучении истории английского языка. Без изучения истории языка вряд ли можно представить, откуда произошло то или иное слово, какие у него корни, почему люди говорят или пишут именно так, а не иначе. Поэтому эта тема привлекала людей много лет назад и привлекает до сих пор. Изучение памятников древнеанглийского языка очень важно для изучения истории языка.
Введение……………………………………………………………………………………..3-5
Глава I История древнеанглийского языка…………………………………………… ..…. 6
1.1. Диалекты древнеанглийского периода………………………………………………. 8
1. 2. История письменности………………………………………………………………...8
1.3. Руническое письмо……………………………………………………………………...9
1.4. Вульфилианское (или готское) письмо…………………………………………….....9
1.5. Латинское письмо………………………………………………………………............10
Глава II Памятники древнеанглийского языка…………………………………………..11
2. Прозаические памятники………………………………………………………………...11
а) Памятники уессекского диалекта…………………………………………… .....11
б) переводы короля Альфреда……………………………………………………...11
в)Англосаксонская летопись (хроника)…………………………………………...13
г) произведения аббата Эльфрика……………………………………………….. 14
д) Проповеди Вульфстана………………………………………………………......14
2.2. Памятники нортумбрийского диалекта……………………………………….…….15
а). Гимн Кэдмона……………………………………………………………….…….15
б). Предсмертная песнь Беды………………………………………………………..16
в). Надписи на руническом ларце……………………………………………...........16
2.3. Памятники мерсийского диалекта…………………………………………………...17
2.4. Памятники кентского диалекта……………………………………………………….17
2.5. Поэтические памятники ………………………………………………………………17
а). Поэма «Беовульф»…………………………………………………………………... 17
б). Поэма «Феникс»……………………………………………………………………...……18
в). Поэмы монаха Кюневульфа……………………………………………………………....19
2.6.Практическое исследование…………………………………………………...………....22
III.Заключение………………………………………………………………………………...23
Список литературы………………………………………………………………………..….25
2
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава I История древнеанглийского языка…………………………………………… ..…. 6
1.1. Диалекты древнеанглийского периода………………………………………………. 8
1. 2. История письменности………………………………………………
1.3. Руническое письмо………………………………………………………………
1.4. Вульфилианское (или готское) письмо…………………………………………….....9
1.5. Латинское письмо………………………………………………………………
Глава II Памятники древнеанглийского языка…………………………………………..11
2. Прозаические памятники………………………………………………………
а) Памятники уессекского диалекта…………………………………………… .....11
б) переводы короля Альфреда……………………………………………………..
в)Англосаксонская летопись (хроника)…………………………………………...13
г) произведения аббата Эльфрика……………………………………………….. 14
д) Проповеди Вульфстана……………………………………………………
2.2. Памятники нортумбрийского диалекта……………………………………….…….15
а). Гимн Кэдмона……………………………………………………………
б). Предсмертная песнь Беды………………………………………………………..16
в). Надписи на руническом ларце……………………………………………........
2.3. Памятники мерсийского диалекта…………………………………………………...
2.4. Памятники кентского диалекта……………………………………………………….
2.5. Поэтические памятники ………………………………………………………………17
а). Поэма «Беовульф»……………………………………………………
б). Поэма
«Феникс»…………………………………………………………
в). Поэмы
монаха Кюневульфа……………………………………………………
2.6.Практическое
исследование………………………………………………
III.Заключение…………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
3
Введение.
Данная
курсовая работа посвящается теме:
«Памятники древнеанглийского языка»
«Памятники древнеанглийского языка» - одна из интересных и актуальных тем в изучении истории английского языка. Без изучения истории языка вряд ли можно представить, откуда произошло то или иное слово, какие у него корни, почему люди говорят или пишут именно так, а не иначе. Поэтому эта тема привлекала людей много лет назад и привлекает до сих пор. Изучение памятников древнеанглийского языка очень важно для изучения истории языка.
История
английского языка
Актуальность
настоящего исследования определяется
развитием предмета английского
языка, диахронической лингвистики, лингвокультурологии
и когнитивной лингвистики - включением
в сферу изучения данных дисциплин вопросов
формирования и эволюции концептов и концептосфер,
усилением экспланаторного потенциала
диахронической лингвокультурологии,
раздвижением границ этнолингвистики
за счет выделения границ лингвоцветового
пространства этноса и его взаимосвязи
с культурой, расширением современной
парадигмы описания национальных картин
мира и, в частности, диахроническим исследованием
лингвоцветовой картины мира и ее вербальной
репрезентации.
4
Исследованием данной проблемы подробно занимались такие видные исследователи-лингвисты как Ильиш Б.А., Бархударов Л.С., Смирницкий А.И., Есперсен О., Расторгуева Т.А., Ярцева В.Н., Мейе А., и пр. Однако существующее в современной науке расхождение мнений по данной проблеме, а также накопление новых фактов и новые подходы и методы анализа предопределяют постоянную необходимость и возможность дальнейших исследований.
Целью работы изучить исторические события, которые повлияли на формирование и развитие английского. Объектом исследования являются памятники древнеанглийской письменности. При выборе объекта исследования и для уточнения конкретных исследовательских задач учитывались следующие теоретические посылки. Язык по отношению к этносу выполняет функцию кодирования и передачи этнически релевантного опыта из поколения в поколение, выступая таким образом в качестве орудия формирования этнокультурной традиции в ходе этногенеза.
Для достижения поставленной цели был обозначен ряд конкретных задач:
1. рассмотреть особенности развития древне-, ранне-новоанглийского, и современного английского языка;
2. выявить способы передачи значений, с учетом их особенностей, на разных этапах развития английского языка;
3. проанализировать
структурную особенность
Предметом исследования является историческое развитие английского языка вплоть до нашего времени.
В ходе исследования применялись различные приемы и методы. Основными методами исследования, использованными в настоящей работе, являются:
- сравнительно-исторический;
- сопоставительный;
- трансформационный;
- сравнительно-сопоставительный анализ.
5
Этапы исследования:
1. Анализ
художественных источников, подбор
материала, определение
2. Проектирование программы исследования.
3. Выполнение
проверки эмпирической
Гипотеза – как отразилось его развитие в древнеанглийской письменности английского языка на структурную особенность английского языка и образования из говоров различных германских племен населявших в 4- 5 вв. н. э. Ютландию и севера- западные области Германии ?
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе и заключения, списка используемой литературы.
Практическая
ценность данной курсовой работы состоит
в том, что здесь представлены
многочисленные исторические завоевания,
в свою очередь, которые, повлияли на
формирование английского языка. Также
к их числу можно отнести различные
говоры, диалекты, прозы, поэмы и
произведения известных лингвистов, которые
сыграли не мало важную роль в развитии
языка.
6
Глава I. История древнеанглийского языка.
Английский язык известен по письменным памятникам начиная с VII века нашей эры. Его история делится на три основных периода: 1) древнеанглийский— до исхода XI века; 2) среднеанглийский — с конца XI до конца (или последней четверти) XV века; 3) новоанглийский — с конца XV века до настоящего времени. При общем постепенном развитии языка в его истории наблюдаются эпохи более быстрого и более медленного развития. Это и является основанием для разделения истории языка на периоды.
Что касается начала древнеанглийского периода, то его следует относить к V веку нашей эры, так как в этом столетии те древнегерманские говоры, из которых сложился английский язык, были принесены в Британию англо-саксонскими племенами и прочно заняли значительную часть ее территории: это обусловило, с одной стороны, их относительную изолированность от прочих древнегерманских говоров, а с другой — постоянную тесную связь между ними, превратившуюся в связь между говорами одного языка — древнеанглийского. Таким образом, древнеанглийский период начинается долитературной эпохой, т. е. эпохой, не оставившей нам текстов на данном языке. Захватывая часть (примерно два века) древнеанглийского периода, долитературная эпоха, естественно, включает в себя и предшествующий период — до V в., тот период, когда
еще на материке, в иных условиях и при иных взаимоотношениях, развивались различные говоры, образовавшие впоследствии древнеанглийский язык.
Древнеанглийский язык образовался из говоров различных германских племен населявших в IV—V вв. н. э. Ютландию и северо-западные области Германии, прилегающие к Северному морю. Важнейшими из этих племен являются англы, саксы и юты. В V в. (по преданию — в 449 г.) они начали завоевание и заселение Британии, которая до начала этого века (410 г.) была римской провинцией, но основное население которой оставалось кельтским и лишь частично подверглось романизации. К VII веку германские племена захватили большую часть острова, и за местным кельтским населением сохранились лишь северная Шотландия (к северу от залива Ферт-оф-Форт) и отдельные области на западе (Стрэтклайд, Уэльс и Корнуол). На захваченной территории образовалось несколько государств. Первыми вторглись на Британские острова юты, которые поселились в Кенте, на острове Уайт и на противолежащей острову полосе Британии. К западу и северу поселились саксы, вторгшиеся на остров вследза ютами; в
7
некоторых местах саксы переходили реку Темзу. К северу от саксов земли были захвачены англами.
Многочисленные говоры англов, саксов,
ютов и некоторых других
В древний период английский язык был распространен на небольшой территории. Число говорящих на английском языке исчислялось приблизительно одним миллионом. Язык существовал в совокупности племенных диалектов. Единый литературный образец в этот период отсутствовал. Количество слов исчислялось несколькими десятками тысяч. Заимствованных слов было сравнительно мало, не больше одной тысячи. При этом основная масса заимствований проникла в английский язык из латыни.
Грамматический
строй в древнеанглийский период
характеризовался довольно развитой системой
окончаний. Древнеанглийские окончания
в большем количестве случаев, чем в современном
английском языке, выражали грамматические
значения синтетически, т. е. совмещали
значения нескольких грамматических категориальных
форм: ср. (fisc)-as — именительный падеж, и
множественное число. Фонетический состав
древнеанглийского языка характеризовался,
прежде всего, тем, что в безударно положении
различалось несколько гласных звуков,
а с их помощью и формы слов: ср. да.
scipe кораблю, scipu корабли
и scipa кораблей. В отличие от древнеанглийского
языка в современном английском языке
различение форм основывается больше
не на противопоставлении гласных, а на
противопоставлении согласных: ср. на.
works [wə:ks] — настоящее время— и worked [wə:kt]
— прошедшее время. Кроме того, фонетический
состав древнеанглийского языка характеризовался
параллелизмом гласных: каждому краткому
гласному в этот период соответствовал
долгий гласный того же качества. В древнеанглийском
языке отсутствовали дифтонги сужения
на i и u.