Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 17:30, реферат
1. Язык как природная материя мысли.
2. Законы и категории логики.
aЛогика и язык.
С
понятиями «истина», « рациональное
познание» тесно связано
Итак, мышление – это способность производить интеллектуальные операции с чувственными или понятийными образами, т.е. с формами чувственного и рационального познания. Мышление – это естественная функция человеческого мозга. Оно строго индивидуально. Однако люди способны понимать друг друга. Эта способность человека связана с тем, что результаты его мыслительной деятельности постоянно переходят из идеального в материальное, т.е. процесс мышления представляет собой процесс непрерывного перехода мысли в слово или вещь, а слова или вещи – в мысль.
Каждый из нас с момента рождения получает язык как уже готовую, существующую совокупность средств, правил, норм общения людей. Когда речь построена на правильном языке, то она становится понятной другому человеку.
Владея языком, человек удваивает свои возможности сознательного отношения к миру, раскрывая его средствами чувственного и языкового опыта.
Язык
пронизывает все структуры
Тот факт, что в мире существуют явления, свойства и отношения ни у кого не вызывают сомнения. Но они конструируются с помощью языка. Язык, таким образом, становится способом осознанного конструирования мира.
Реальный мир жизни людей в значительной степени строится на основе языковых привычек, навыков того или иного народа.
Различные языки по-разному формируют мировоззрение людей, согласно тому, как они понимают мир и выражают свое отношение к нему.
Попадая в чужую страну, мы стремимся выучить язык и поначалу не замечаем языковой проблемы, мы вооружаемся словарями, прибегаем к помощи местных жителей и постепенно учимся соотносить знакомые нам вещи с незнакомыми словами. Но вскоре, постигая чужую культуру, мы сталкиваемся с неэффективностью словарей, так как чужой язык принципиально по-другому классифицирует мир. Многие явления и отношения повседневной жизни чужие языки описывают иначе.
Например, слово «сокол» в русском языке предполагает такие свойства как бесстрашие, гордость. На этой практике родилось переносное употребление этого слова применительно к летчикам. Во французском языке у соответствующего слова таких ассоциаций нет. Поэтому употребить слово факон по отношению к авиатору для француза такая же нелепость, как для русского сказать о летчиках - наши славные воробьи.
Слово «корова» ассоциируется с такими свойствами, как толщина и неповоротливость, поэтому возможны бранные выражения с применением этого слова, особенно по отношению к женщине, но это совершенно непонятно для индусов, в национальных традициях которых – поклонение корове как священному животному.
В разных социальных группах общества одно и то же слово имеет разное значение. Например, дочка токаря сказала, что не любит, когда играют на скрипке. Тогда ее спросили. Какой инструмент она любит. Она ответила: «Плоскогубцы»
Мышление неразрывно связано с языком. По отношению к мышлению язык выполняет несколько функций:
1.
Репрезентативная функция.. Она реализуется
в способности языкового знака
обозначать и замещать предметный
мир, его свойства и отношения.
2.Язык служит формой выражения наших мыслей. Идеальное содержание мышления материализуется в языке. Эту функцию можно назвать мыслеобразующей.
3.
С помощью языка можно
Дадим определение языку. Итак, язык – это социокультурная система знаков, которая служит средством мышления, познания, коммуникации, хранения и передачи информации, а также управления человеком.
Язык
связан с таким понятием как речь.
Речь является индивидуальным актом
обращения человека к языку как
социальному и культурному
Понимание сущности языка и его взаимоотношения с мышлением во многом зависит от трактовки его происхождения.
Первые
попытки объяснения происхождения
языка были связаны с уверенностью
людей в том, что язык дан человеку
Богом. Божественная теория
происхождения языка ,
Идея
божественного происхождения
Для философов античности одной из важнейших проблем был вопрос о соотношении имени и именуемой реальности. Сократ и Платон считали, что имя установлено не произвольно, а по природе.
Для Платона имя подражает сущности. Стоики полагают, что в языке человек подражает окружающему миру. Эпикурейцы предположили, что язык возник на основе непроизвольного выражения эмоций в звуке. Демокрит считал язык формой общественного договора. Это так называемая конвенционалистская концепция языка.
Многие ученые являются приверженцами трудовой теории, в основе которой лежит идея естественного возникновения и развития языка как сложного социального явления, связанного с мышлением и коллективным трудом.
В Новое Время в соответствии с общей установкой на мышление как сущности человеческого бытия, язык подвергается логическому анализу. Делаются попытки построить универсальный язык, к которому можно было бы свести все другие языки. Слова рассматриваются как знаки предметов или их психических образов.
Любой знак – это материальный объект, который в общении представляет какой-либо другой объект. Благодаря своей способности замещать некоторый реальный объект языковые знаки позволяют нам оперировать не самими предметами, а их образами.
Все многообразие знаков часто делят на 3 группы, выделяя знаки-индексы, знаки-образы и знаки-символы.
Знаки-индексы и представляемые ими предметы имеют между собой, как правило, причинную связь. Это, например, дым, как знак огня. Положение стрелок часов как знак определенного времени.
Знаки-образы – это какие-либо изображения заменяемых ими предметов: фотографий, икон, картин, схем и т.д.
Знаки-символы – не имеют физической связи с обозначаемыми предметами. К ним относят слова языков обыденного общения, те или иные изображения, выражающие некоторую идею или понятие (например, изображение маски – символ театра, изображение льва – олицетворение силы).Традиционно различают две разновидности языка: язык естественный и язык искусственный.
В естественном языке знаками являются слова и словосочетания, в искусственном – те или иные символы. Наиболее важными свойствами естественного языка являются его универсальность, связанная с возможностью выражения всего. что требуется передать собеседнику, включая чувства, а также общедоступность для всех представителей нации, использующих данный язык. Однако естественный язык неточен и многозначен. Что может привести к непониманию и ошибкам. Кроме того, естественный язык громоздкий. Все эти недостатки допустимы на уровне обыденного сознания, но не на уровне теоретического мышления.
Среди
искусственных языков выделяют
формальны языки, которые строятся
в соответствии с четкими правилами.
Что дает возможность более точного
отображения свойств и
Язык имеет свойство изменяться вместе с обществом. Пример из Селищева с. 96-97.
В
русском языке после
Понятие «мышление» «язык» тесно связаны с понятием «логика».
Это наш второй вопрос.
Термин «логика» происходит от греческого слова логос, что означает «мысль», «слово»,»разум», «закономерность» Этот термин можно использовать в различных значениях:
Во-первых,
как специфические
Мы будем употреблять термин «логика» в первых двух значениях.
Традиционная логика из всех законов, связанных с правильным мышлением, выделяет 4 закона: закон тождества, закон непротиворечия . закон исключенного третьего и закон достаточного основания.
Первые три закона были сформулированы Аристотелем, а закон достаточного основания – Лейбницем.
Являясь законами правильного мышления, а не законами вещей, не законами объективного мира, законы логики выражают важные свойства такого мышления -–определенность, непротиворечивость. Обоснованность. Четкость, выбор «или-или» в определенных жестких ситуациях. Рассмотрим эти законы.
Закон тождества. Он формулируется так: в процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе». Это означает, что в процессе рассуждения нельзя подменять одну мысль другой, одно понятие другим. Например, тождественными по объему будут понятия «основатель московского университета» и «русский ученый. Первый академик петербургской академии наук».
НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА ТОЖДЕСТВА ПРИВОДИТ К ДВУСМЫЛЕННОСТИ. Например,»Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории».
Или еще: Николай Врангель. Специалист по истории искусства: «Вот я к вам приехал в среду,
Но уж больше не приеду, Ведь попал я на беду в очень скучную среду.
И могу сказать вам смело, всех гостей среда заела.»
При нарушении закона тождества возникает и другая ошибка, называемая подменой тезиса. Пример, с.91.
Закон непротиворечия. Он формулируется так: два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении». Если человек утверждая что-либо, отрицает то же самое, или утверждает нечто несовместимое с первым, налицо логическое противоречие