Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 09:42, контрольная работа
Язык, как известно, представляет собой средство коммуникации, общения между людьми, с помощью которого они обмениваются друг с другом мыслями, той или иной информацией. Мысль находит свое выражение именно в языке, без такого выражения мысли одного человека оказываются недоступными другому. Язык - это не только средство общения, но и важнейшая составная часть культуры всякого народа. Это средство повседневного общения людей, средство общения в научной и практической деятельности. Он позволяет передавать и получать накопленные знания, практические умения и жизненный опыт от одного поколения к другому, осуществлять процесс обучения и воспитания подрастающего поколения. Языку свойственны и такие функции: хранить информацию, быть средством выражения эмоций, быть средством познания.
Введение
1.Понятие о мышлении и его развитие
2.Логика и язык
Заключение
Список использованной литературы
ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет
Чебоксарский политехнический институт (филиал)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Логика
На тему: Логика и язык
Содержание
Введение
1.Понятие о мышлении и его развитие
2.Логика и язык
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Язык, как известно, представляет собой средство коммуникации, общения между людьми, с помощью которого они обмениваются друг с другом мыслями, той или иной информацией. Мысль находит свое выражение именно в языке, без такого выражения мысли одного человека оказываются недоступными другому. Язык - это не только средство общения, но и важнейшая составная часть культуры всякого народа. Это средство повседневного общения людей, средство общения в научной и практической деятельности. Он позволяет передавать и получать накопленные знания, практические умения и жизненный опыт от одного поколения к другому, осуществлять процесс обучения и воспитания подрастающего поколения. Языку свойственны и такие функции: хранить информацию, быть средством выражения эмоций, быть средством познания.
Главная цель логики состоит
в том, чтобы найти правила
и принципы обоснованных рассуждений.
В доказательных рассуждениях мы
опираемся на правила дедуктивных
умозаключений, которые при истинных
посылках гарантируют получение
достоверно истинных заключений. В
правдоподобных рассуждениях мы стремимся
с помощью соответствующих
1.Понятие о мышлении
Мышление - высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.
Человек много знает об
окружающем его мире. Он знает химический
состав далеких звезд, ему знаком
мир элементарных частиц, он познает
законы высшей нервной деятельности,
он знает о существовании
Но разве все эти
знания получены человеком только с
помощью анализаторов? Разве человек
знает о мире только то, что дают
ему ощущения и восприятие? Разумеется,
нет. Возможности познания окружающего
мира с помощью анализаторов очень
ограниченны. Человек очень мало
знал бы об окружающем мире, если бы его
познание ограничивалось только, теми
показаниями, которые дают зрение, слух,
осязание и некоторые другие анализаторы.
Возможность глубокого и
Что у данной фигуры три угла или что потолок белый, доказывать не надо. Это воспринимается человеком непосредственно, с помощью анализаторов. А вот что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов его катетов — этого никто не способен видеть непосредственно, как бы внимательно он ни вглядывался в прямоугольный треугольник и каким бы острым зрением ни обладал. Такого рода познание не является непосредственным показанием наших анализаторов, а является, как говорят, опосредованным познанием.
Что же такое опосредованное познание? Представим себе, что человек, сидящий в комнате, хочет узнать, какова температура снаружи. Для этого есть разные возможности—почувствовать эту температуру своим кожным анализатором непосредственно (выйдя на улицу) или посмотреть на термометр, прикрепленный снаружи у окна. В последнем случае человек о температуре узнает опосредованно. Воспринимая одно, человек судит о другом. Но что нам дает такую возможность? Почему, глядя на термометр, человек узнает о температуре, которую он не ощущает? Разумеется, потому, что он знает о связи объема ртути с температурой окружающей среды. Иначе говоря, опосредованное познание предмета или явления осуществляется посредством восприятия другого предмета или явления, закономерно связанного с первым.
Равным образом человек узнал и о химическом составе звезд опосредованно, не подвергая звездное вещество анализу в лаборатории, что невозможно, а изучая непосредственно видимый спектр, полученный путем разложения света далекой звезды. Это стало возможным только благодаря тому, что человек раскрыл связь между химическим составом вещества и спектром излученного им света.
Таким образом, мышление, во-первых, есть опосредованное познание.
К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:
когда непосредственное познание невозможно из-за несовершенства наших анализаторов (например, не воспринимающих ультразвуки) или отсутствия соответствующих анализаторов (например, у нас нет анализаторов для улавливания рентгеновских лучей);
когда непосредственное познание принципиально было бы возможным, но в современных условиях оно совершенно исключено (при изучении истории, палеонтологии, археологии);
3) когда непосредственное
познание возможно, но нерационально.
Например, высоту самого высокого
дерева можно узнать
Как уже указывалось, опосредованное познание основано на наличии объективных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями и осознании, понимании, знании человеком этих связей. Эти связи обычно скрыты, их нельзя воспринимать непосредственно. Для того чтобы выявить их, человек прибегает к мыслительным операциям — сравнивает, сопоставляет факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения, выводы.
Таким образом, мышление, во-вторых,
есть познание (отражение) отношений
и закономерных связей между предметами
и явлениями окружающего мира.
Оно дает возможность понять закономерности
материального мира, причинно-следственные
связи в природе и в
В-третьих, мышление есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений. С помощью мышления человек познает, например, общие и существенные свойства металлов, общие свойства газов в отличие от общих свойств жидкостей, общие свойства треугольников, общие признаки глагола в отличие от общих признаков прилагательного и т. д.
Теперь мы можем дать полное и развернутое определение. Мышление — процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения)
'Мышление играет поистине
огромную роль в познании. Мышление
расширяет границы познания, дает
возможность выйти за пределы
непосредственного опыта
Развитие мышления
В формировании и развитии мышления условно можно выделить несколько этапов. Границы и содержание этих этапов неодинаковы у разных авторов. Это связано с позицией автора по данной проблеме. В настоящее время существует несколько наиболее известных классификаций этапов развития мышления человека. Все эти подходы имеют определенные отличия друг от друга. Однако среди общепризнанных концепций и учений можно найти и общее.
Так, в большинстве существующих в настоящее время подходов к периодизации этапов развития мышления принято считать, что начальный этап развития мышления человека связан с обобщениями. При этом первые обобщения ребенка неотделимы от практической деятельности, что находит свое выражение в одних и тех же действиях, которые он выполняет со сходными между собой предметами. Эта тенденция начинает проявляться уже в конце первого года жизни. Проявление мышления у ребенка является жизненно необходимой тенденцией, поскольку имеет практическую направленность. Оперируя предметами на основе знания отдельных их свойств, ребенок уже в начале второго года жизни может решать определенные практические задачи. Так, ребенок в возрасте одного года и одного месяца, для того чтобы достать орехи со стола, может подставить к нему скамейку. Или другой пример — мальчик в возрасте одного года и трех месяцев, для того чтобы передвинуть тяжелый ящик с вещами, сначала вынул половину вещей, а потом выполнил необходимую операцию. Во всех этих примерах ребенок опирался на опыт, полученный им ранее. Причем этот опыт не всегда является личным. Очень многое ребенок узнает, когда наблюдает за взрослыми.
Следующий этап развития ребенка связан с овладением им речью. Слова, которыми овладевает ребенок, являются для него опорой для обобщений. Они очень быстро приобретают для него общее значение и легко переносятся с одного предмета на другой. Однако в значения первых слов нередко входят только какие-то отдельные признаки предметов и явлений, которыми ребенок и руководствуется, относя слово к этим предметам. Вполне естественно, что существенный для ребенка признак на самом деле является далеко не существенным. Слово «яблоко» детьми часто сопоставляется со всеми круглыми предметами или со всеми предметами красного цвета.
На следующем этапе развития мышления ребенка он может назвать один и тот же предмет несколькими словами. Это явление наблюдается в возрасте около двух лет и свидетельствует о формировании такой умственной операции, как сравнение. В дальнейшем на основе операции сравнения начинают развиваться индукция и дедукция, которые к трем — трем с половиной годам достигают уже достаточно высокого уровня развития.
На основании изложенной
информации мы можем выявить несколько
наиболее существенных особенностей мышления
ребенка дошкольного возраста. Так,
существенной особенностью мышления ребенка
является то, что его первые обобщения
связаны с действием. Ребенок
мыслит действуя. Другая характерная
особенность детского мышления —
его наглядность. Наглядность детского
мышления проявляется в его
При достижении ребенком школьного возраста отмечается прогрессирующий рост мыслительных возможностей ребенка. Это явление связано не только с возрастными изменениями, но в первую очередь с теми интеллектуальными задачами, которые необходимо решать ребенку, обучаясь в школе. Круг понятий, приобретаемых ребенком в процессе обучения в школе, все более расширяется и включает в себя все больше новых знаний из различных областей. При этом осуществляется переход от конкретных ко все более абстрактным понятиям, а содержание понятий обогащается: ребенок познает многообразие свойств и признаков предметов, явлений, а также их связи между собой; он узнает, какие признаки являются существенными, а какие — нет. От более простых, поверхностных связей предметов и явлений школьник переходит ко всем более сложным, глубоким, разносторонним.
2. Логика и язык.
Для выражения всех элементов
рассуждения служат различные средства
языка. Понятия выражаются посредством
отдельных слов или словосочетаний,
суждения и умозаключения — с
помощью простых или сложных
предложений. Поэтому логический анализ
рассуждений тесно связан с анализом
языка, хотя отнюдь не сводится к последнему.
Действительно, при логическом анализе
суждений мы интересуемся его логической
структурой, а не грамматической формой.
Поэтому выделяем в суждении те элементы,
которые имеют существенное значение
для его характеристики с точки
зрения истинности и ложности. В
строгом смысле слова только суждения
могут рассматриваться как