Фразеологизмы современного английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:58, реферат

Краткое описание

еет тысячелетнюю историю. За это время в нем накопилось большое количество выражений, которые люди нашли удачными, меткими и красивыми. Так и возник особый слой языка – фразеология, совокупность устойчивых выражений, имеющих самостоятельное значение. Изучение английского языка широко распространено в нашей стране. Хорошее знание языка, в том числе и английского, невозможно без знания его фразеологии. Знание фразеологии чрезвычайно облегчает чтение как публицистической, так и художественной литературы. Разумное использование фразеологизмов делает речь более идиоматичной. С помощью фразеологических выражений, которые не переводятся дословно, а воспринимаются переосмыслено, усиливается эстетический аспект языка. «С помощью идиом, как с помощью различных оттенков цветов, информационный аспект языка дополняется чувственно-интуитивным описанием нашего мира, нашей жизни» (№3 стр. 15). Мир фразеологии современного английского языка велик и многообразен, и каждый аспект его исследования, безусловно, заслуживает должного внимания. Целью данной работы является исследование фразеологических единиц современного английского языка, заимствованных из художественно-литературных источников. Этот аспект изучения фразеологии имеет особое значение, т.к. большая часть фразеологизмов заимствована из х

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
1. Фразеология как объект лингвистического
исследования………………………………………………………5
1. Предмет и задачи фразеологии………………………….5
2. Теория фразеологии Ш. Балли……………………………7
3. Эквивалентность фразеологизма слову………………8
4. Типы фразеологизмов с точки зрения семантической устойчивости (слитности) их компонентов……………………………………………………11
1. Фразеологические сращения…………………………..12
2. Фразеологические единства…………………………..13
3. Фразеологические сочетания…………………………15
4. Фразеологические выражения…………………………16
5. Перевод фразеологических единиц………………….. 16
2. Фразеологизмы, заимствованные из художественно-литературных источников……………………………………22
1. Библеизмы………………………………………………………..22
2. Фразеологизмы, заимствованные из литературы Древней Греции и Древнего
Рима……………………...25
3. Фразеологизмы, заимствованные из английской художественной литературы
XVI – XX веков……. .27
1. Шекспиризмы…………………………………………………27
2. Высказывания английских писателей XVII – XX веков, ставшие
фразеологизмами современного языка………………………………………………………… .34
4. Фразеологизмы, заимствованные из американской художественной литературы………………………………40
5. Фразеологизмы, заимствованные из французской художественной литературы………………………………42
6. Фразеологизмы, заимствованные из немецкой и датской художественной литературы………………….43
7. Фразеологизмы, пришедшие в английский язык из испанской художественной литературы………………44
8. Фразеологизмы, связанные с арабской художественной литературой……………………………..45
Заключение……………………………………………………………...46
Библиография…………………………………………………………. 48
Приложение

Файлы: 1 файл

Фразеологизмы современного английского языка.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

1.5. Перевод фразеологических единиц

 

 Передача  на английский язык фразеологических единиц –  очень  трудная задача. «В силу своего семантического богатства, образности, лаконичности и яркости фразеология играет в языке очень важную роль» (№9 стр. 19). Она придает  речи   выразительность   и   оригинальность.   Особенно   широко фразеологизмы используются в устной речи, в художественной и политической литературе.

 При переводе фразеологизма переводчику  надо  передать  его  смысл  и отразить его образность, найдя аналогичное выражение в английском языке и не упустив при этом из виду  стилистическую  функцию  фразеологизма.  При отсутствии в английском  языке  идентичного  образа  переводчик  вынужден прибегать к поиску «приблизительного соответствия» (№11 стр. 51).

Фразеологические  эквиваленты могут быть полными  и частичными.

       Полными   фразеологическими   эквивалентами   являются   те   готовые

  английские  эквиваленты,  которые  совпадают   с  русскими  по   значению,

лексическому  составу, образности, стилистической окраске  и грамматической структуре; например: почить (почивать) на лаврах – rest on one’s laurels, соль земли – the salt of the earth, играть с огнем – to play  with  fire, час настал (пробил) – one’s hour has struck, нет дыма без огня – there is no smoke without fire, трудолюбивый как пчела – busy as a bee.

 Перевод на основе частичных фразеологических эквивалентов  отнюдь  не означает, что при этом в переводе  значение  и  образность  фразеологизма передаются не полностью; под этим термином следует иметь в виду то, что в предлагаемом  на  английском   языке   эквиваленте   возможны   некоторые расхождения с русским. Другими словами,  для  переводчика  «при  переводе фразеологической   единицы   важно,   прежде   всего,   передать    образ фразеологизма, а не его языковую  структуру»  (№21  стр.  28).  Частичные фразеологические эквиваленты можно разбить на три группы.

 К первой группе относятся  фразеологизмы,  совпадающие  по  значению, стилистической окраске  и  близкие  по  образности,  но  расходящиеся  по лексическому составу: сулить  золотые  горы  –  to  promise  wonders,  to promise the moon, в гостях хорошо, а дома лучше – East or West,  home  is the best, купить кота в мешке – to buy pig in a poke, первая  ласточка  –the first portent (sign), овчинка выделки не стоит – the  game  is  not worth the candle, притча во языцех – the talk of the town.

 Некоторые из этих  оборотов  переводятся  с  помощью  антонимического перевода, т.е. отрицательное значение передается переводчиком  с  помощью утвердительной  конструкции   или,   наоборот,   положительное   значение передается с помощью отрицательной конструкции: цыплят по осени считают –don’t count your chickens before they are hatched.

 Ко  второй группе относятся фразеологизмы,  совпадающие  по  значению, образности, лексическому составу и стилистической окраске; но  отличаются по таким формальным признакам, как число и порядок слов, например: играть на руку кому-либо – to  play  into  smb.’s  hands  (здесь  расхождение  в числе); не все то золото, что блестит  - all is not  gold  that  glitters (расхождение в порядке слов); за деревьями не видеть леса – not to  see the wood for the trees (расхождение в порядке слов).

 К третьей  группе относятся фразеологизмы, которые  совпадают  по  всем признакам, за исключением образности. По-русски мы говорим -  отправиться на боковую, тогда как английским эквивалентом будет обычное -  to  go  to bed. В русском языке есть оборот - быть как на  ладони,  а в английском языке в таких случаях принято говорить - to spread before the eyes, to be an open book. По-русски мы говорим - старо, как мир, а по-английски та же мысль передается оборотом - as old as the hills.

 Иногда  в качестве отличительного  признака  фразеологизмов  выступает частотность употребления в речи того или иного идиоматического выражения, при нарушении которой  употребляемая  фразеология  может  придавать  речи говорящего необычный или даже старомодный характер. Об  этом  переводчику следует всегда помнить.

    При переводе ФЕ переводчик должен уметь  установить, имеет ли он  дело

с переменным или устойчивым словосочетанием. Для  этого  необходимо  иметь

большой «рецептивный запас фразеологизмов» (№31 стр. 15). Следует иметь в

  виду,  что  словосочетаниям,   так   же   как   и   словам,   свойственны

  многозначность  и  омонимия,  причем  одно   из   значений   может   быть

  фразеологическим  и  один  из  омонимов   –   фразеологизмом.   Например,

словосочетание to burn one’s fingers имеет значения 1. обжечь пальцы и 2.  обжечься на чем-либо, ошибиться;  to be narrow  in  the  shoulders  может иметь прямой смысл (быть  узкоплечим)  и фразеологическое  значение  (не понимать юмора). “Don’t mention it”  может значить: “Не напоминай мне  об этом” и “Не стоит благодарности, пожалуйста”. Фразеологизм “to throw  the book at smb.” означает  “приговорить  кого-либо  к максимальному сроку заключения”.  Но  теоретически   возможен   контекст,   в   котором   это словосочетание употреблено  как  переменное.  Фразеологизм  может  иногда отличаться  от переменного словосочетания лишь артиклем, который является в данном случае формальным дифференцирующим признаком. Например: to go to the sea  - отправиться к морю, to go to sea – стать моряком;  to  draw  a line – проводить черту,  to  draw  the  line  – устанавливать границу дозволенного.

    Хорошее рецептивное знание фразеологии  необходимо и для  того,  чтобы

различать узуальные и окказиональные фразеологизмы,  а  также  для  того,

чтобы   уметь   восстановить   фразеологизмы,   подвергшиеся   «авторской

трансформации» (№8 стр. 74 – 78), и передать при переводе достигаемый  ею

  эффект.  К  числу  авторских   преобразований,   в   результате   которых

  подчеркивается   ассоциатиивное   значение   фразеологизмов   (почти   не

воспринимаемое  иначе), относятся, в частности,  следующие  стилистические приемы:

1. Введение  в  фразеологический  оборот  новых  компонентов,  семантически соотнесенных с прямым значением, т.е. со значением исходного  переменного словосочетания. Например, фразеологизм to put the cart before the horse –делать все наоборот (дословно - впрягать лошадь позади телеги), подвергся преобразованиям следующего рода: “Let’s not put the cart  too  far  ahead the  horse” (E.S. Gardner).

2. Обновление лексико-грамматического  состава  фразеологизма  в  результате замены отдельных его компонентов другими словами. Происходит своеобразная деформация    фразеологического    оборота,    текст    которого    легко восстанавливается. Например, заимствованный  из  Библии  фразеологизм  to have a millstone about one’s neck (носить тяжкий камень  на  сердце)  был видоизменен С.Т. Колриджем и выглядел так: have an albatross about  one’s neck (дословно – носить альбатроса на шее); в поэме С.Т.  Колриджа  “The Ancient Mariner” говориться о моряке,  убийством альбатроса  накликавшем беду  на  свой  корабль  и  вынужденном  носить  как  наказание  мертвого альбатроса вокруг шеи.

3.  Расщепление  фразеологизма   и   использование   его   компонента   (или компонентов) в составе переменного  словосочетания.  Отдельный  компонент (или компоненты)   в этом  случае  являются  носителем   ассоциативного значения всей фразеологической единицы, на котором строится  весь  смысл высказывания. Полная форма фразеологизма как бы проходит  вторым  планом, но без восстановления ее понимание невозможно. Например:

  • “I’ve got a cold.”
  • “It’s in your feet.” (B. Manning)

 В этом диалоге один из  говорящих  жалуется  на  болезнь,  а  другой собеседник  говорит,  что  это  не  болезнь,  а  трусость.   Фразеологизм представлен здесь лишь одним компонентом, - to get cold feet  -  трусить, проявлять малодушие.

4. Фразеологизм может быть приведен не полностью, с сохранением  лишь  части компонентов: “He complained to Fleur that the book dealt with nothing but birds in the bush.” (J. Galsworthy) Здесь использована  часть  пословицы:

“A bird in the hand is worth two in the bush.” (Лучше синица в руках, чем журавль в небе). A bird in the bush  в  данном  примере  означает  пустые обещания.

 Для достижения максимальной адекватности при переводе  фразеологизмов с  английского  на  русский  переводчик  должен   уметь   воспользоваться различными «видами перевода» (№8 стр. 80):

 1.  Эквивалент,   т.е.   имеющийся   в   русском   языке   адекватный фразеологический оборот, совпадающий с английским оборотом по  смыслу,  и по образной основе, например: as cold as ice – холодный как  лед,  Augean stable(s) – авгиевы конюшни, the salt of the earth – соль земли,  swallow the pill – проглотить (горькую) пилюлю.

    2. Аналог, т.е. такой русский устойчивый оборот, который по  значению адекватен английскому, но по образной основе отличается от него полностью или частично. Например: a drop in the bucket – капля в море, a fly in the ointment – ложка дегтя в бочке меда, it is raining cats and dogs  – льет как из ведра.

       3.  Описательный  перевод,  т.е.  перевод   путем   передачи   смысла

  английского   оборота  свободным  словосочетанием.  Описательный   перевод

применяется тогда,  когда  в  русском  языке  отсутствуют  эквиваленты  и аналоги, например: to rob Peter to pay Paul – отдать  одни  долги  сделав новые ( взять у одного, чтобы отдать другому), to burn the candle on both ends – работать с раннего утра и до позднего вечера.

    4. Антонимический  перевод,  т.е.  передача  негативного  значения  с помощью утвердительной конструкции или наоборот, например: to keep  one’s head – не терять головы, to keep one’s head above water – не  влезать  в долги, to keep one’s pecker up – не падоть духом.

    5. Калькирование. Метод  калькирования  применяется  в  тех  случаях, когда переводчик хочет выделить образную основу фразеологизма, или  когда английский оборот  не  может  быть  переведен  при  помощи  других  видов перевода, например: the moon is not seen when the sun shines  (пословица) – когда светит солнце, луны не видно.

    6. Комбинированный перевод. В тех случаях, когда  русский  аналог  не полностью передает значение английского фразеологизма или же  имеет  иной специфический колорит места и времени, дается калькированный  перевод,  а затем идет описательный перевод и русский аналог для сравнения, например: carry coals to Newcastle – “возить уголь в Ньюкасл”, т.е. возить что-либо туда, где этого и так достаточно (ср. ехать в Тулу со своим самоваром).

 Допуская  полное или  частичное  калькирование  в  отдельных  случаях, переводчик исключает всякую возможность использования  буквализмов,  т.е.  неоправданных   дословных   переводов,   искажающих  смысл    английских фразеологизмов или не соответствующих нормам современного русского языка.

 Фразеологические  единицы  широко  используются  в  литературе   всех стилей. И грамотный переводчик не должен допускать неточностей в переводе того или иного фразеологизма. Без знания фразеологии  невозможно  оценить яркость и выразительность речи, понять шутку, игру слов, а иногда  просто и смысл всего высказывания.

2. Фразеологические единицы, заимствованные из художественно-литературных источников

 
 

    2.1.Библеизмы 

 Библия  является главнейшим литературным  источником  фразеологических единиц. Это величайшее произведение обогатило фразеологизмами  не  только английский язык, но и многие другие языки мира. «О колоссальном  влиянии, которое оказали на английский язык переводы Библии, говорилось и писалось много» (№24 стр. 110).  На  протяжении  столетий  Библия  являлась  самой широко читаемой и цитируемой  в  Англии  книгой;  «…не  только  отдельные слова, но и целые идиоматические выражения (…) вошли в английский язык со страниц Библии» (№24 стр. 111). Число библейских  оборотов  и  выражений, вошедших в английский язык, настолько велико, что собрать  и  перечислить их  было  бы  весьма  нелегкой  задачей.  К  выражениям,  используемым  в современной английской речи и библейское  происхождение которых твердо установлено, принадлежат следующие (полный список  библеизмов  изложен  в приложении):

|The apple of Sodom                 |- красивый, но гнилой плод;     |

|                                   |обманчивый успех                |

|The beam (the mote) in one’s eye   |- «бревно» в собственном  глазу; |

|                                   |собственный большой недостаток  |

|The blind leading the blind        |- Слепой  ведет слепого.         |

|By the sweat of one’s brow         |                                |

|The camel and the needle’s eye     |- в поте лица своего            |

|                                   |- Намек на евангельское         |

Информация о работе Фразеологизмы современного английского языка