Основные организационные формы инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Организация инновационного процесса – деятельность по объединению усилий научно-технического персонала на основе соответствующих регламентов и процедур, направленная на ускорение и повышение эффективности инновационного развития. Цель организации – упорядочение инновационного процесса, улучшение его характеристик, ликвидация потерь, связанных с повторным проведением (дублированием) исследований и разработок, неполным использованием имеющихся открытий, медленным осуществлением процесса – «исследование - производство».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….

Понятие и виды инноваций……………………………………………………..
Классификация инноваций………………………………………………...
Краткая характеристика инноваций……………………………………….
Этапы инновационного процесса………………………………………………
Фундаментальные исследования………………………………………….
Прикладные исследования…………………………………………………
Опытно-конструкторские разработки…………………………………….
Освоение производства нового изделия…………………………………..
Понятие, виды и результаты инновационной деятельности…………….
Организационные формы инновационной деятельности……………………
Интерпартнерство, малая инновационная фирма, венчурная
фирма и типы венчуров………………………………………………………..

Технологический, инновационный центры, научный парк……………...
Научно-технический альянс, внедренческие фирмы…………………….
Организация творческой работы……………………………………………...
Мозговая атака……………………………………………………………...
Метод Дельфи………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Контрольная 7.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Основные  организационные  формы инновационной  деятельности

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………….

  1. Понятие и виды инноваций……………………………………………………..
  1. Классификация инноваций………………………………………………...
  1. Краткая характеристика инноваций……………………………………….
  1. Этапы инновационного процесса………………………………………………
  1. Фундаментальные исследования………………………………………….
  2. Прикладные исследования………………………………………………
  3. Опытно-конструкторские разработки…………………………………….
  4. Освоение производства нового изделия…………………………………..
  5. Понятие, виды и результаты инновационной деятельности…………….
  1. Организационные формы инновационной деятельности……………………
  1. Интерпартнерство, малая инновационная фирма, венчурная

    фирма и типы венчуров………………………………………………………..

  1. Технологический, инновационный центры, научный парк……………...
  2. Научно-технический альянс, внедренческие фирмы…………………….
  1. Организация творческой работы……………………………………………...
  1. Мозговая атака……………………………………………………………...
  2. Метод Дельфи………………………………………………………………

Список  используемой литературы………………………………………………... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Организация инновационного процесса – деятельность по объединению усилий научно-технического персонала на основе соответствующих регламентов и процедур, направленная на ускорение и повышение эффективности инновационного развития. Цель организации – упорядочение инновационного процесса, улучшение его характеристик, ликвидация потерь, связанных с повторным проведением (дублированием) исследований и разработок, неполным использованием имеющихся открытий, медленным осуществлением процесса – «исследование - производство». Особенности организации инновационного процесса связаны с внутренне присущей ему неопределенностью. Неопределенность достижения цели, т.е. вероятность получения положительного результата, составляет на стадии фундаментальных исследований всего 5- 10%, увеличиваясь на этапе прикладных исследований до 85 – 90%, а в процессе разработок – до 95 -97%. Однако и на поздних стадиях инновационного цикла остается существенной неопределенность времени и затрат, необходимых для достижения эффекта. Жесткое нормирование сроков и затрат уменьшает вероятность получения заданного результата, а регламентация результата и сроков связана с допущением возможности значительного перехода средств. Короче говоря, организация инновационного процесса основывается на учете его вероятностного характера, статистической природы действующих здесь закономерностей.

     Организация инновационного процесса в широком  смысле включает организацию научно-производственного  цикла (определение специализации  и ответственности организаций, их размера, размещения, установление последовательности и порядка выполнения работ), организацию труда персонала и организация управления. Высокие темпы и эффективность обновления продукции, технологических процессов, их конкурентоспособность (на внутреннем и внешнем рынках) во многом определяются организационной составляющей инновационного механизма. При этом особую роль играют организации, в которых сосредоточены основные работы по созданию и освоению инноваций, - отраслевые научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, опытные и специальные конструкторские бюро, конструкторские бюро и отделы предприятий (объединений), акционерных обществ. В общем виде научные и научно-технические организации (независимо от отраслевых и региональных особенностей, секторов науки) можно классифицировать следующим образом:

     - научно-исследовательские институты  (НИИ);

     - конструкторское бюро (КБ);

     - проектно-технологические институты  (ПТИ);

     - проектно-конструкторские институты  (ПКИ);

     - государственные проектные институты  (ГПИ).

     При этом под научной (научно-технической) организацией следует понимать специализированное и обособившееся хозяйственно самостоятельное  учреждение, главной целью которого является проведение научных исследований (фундаментальных, поисковых и прикладных) или научно-технических разработок (конструкторских, технологических, проектных, организационных). К научным организациям (учреждениям) относятся организации, которые систематически ведут научные исследования в определенной области знаний и отрасли наук по плану научных работ, составленному с учетом потребностей рынка в инновациях (новшествах) и государственных интересов, имеющие источники финансирования на проведение исследований. 

 I.   Понятие и виды инноваций. 

      Сегодня в условиях второго этапа НТР  решающее значение в обеспечении конкурентоспособности фирмы играют инновации. В термин «инновация» вкладывают два понятия. Инновация – это, во-первых, новшество, т.е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств.

Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные  и практические решения. Ее основное свойство – новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности. 

   1) Классификация  инноваций.

Можно дать следующую классификацию инноваций.

  1. По масштабам распространения инновации могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными, связанными с предприятием или его отдельным подразделением.
  2. По сфере применения различают инновации в производство, управление, рынок, потребление и пр.
  3. По видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, экологическими, экономическими. В последнем случае, например, речь может идти об освоении нового рынка сбыта, источника ресурсов, метода стимулирования.
  4. По характеру генерирования и внедрения различают быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные, нарастающие инновации.
  5. По степени прогрессивности инновации можно разделить на делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор); модифицирующие, улучшающие что-то внутри существующих систем, обеспечивающие адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде и их поддержку; комбинированные.
  6. По характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть открывающими новые направления в человеческой деятельности (например, самолет); заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза); отменяющими (бумага вместо пергамента); возвратными (современные парусные суда, дирижабли); имитирующими, в том числе ретроспективными, возвращающими к исходным идеям, модулям, конструкциям (образцы моды).
  7. По целям выделяются следующие виды инноваций: для восстановления и сохранения функций существующей системы и ее основных свойств; для временного приспособления системы к количественным изменениям среды; для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта (с изменением всех или большинства первоначальных свойств) при сохранении прежнего функционального принципа, позволяющего приспособить ее к качественным изменениям среды; для создания системы нового вида, что предполагает ее качественные изменения, но при сохранении прежнего принципа функционирования; для создания системы нового рода путем коренного изменения принципа ее функционирования.
  8. По результативности инновации делятся на завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные. Нововведение, например, не считается завершенным, если останавливается на какой-либо промежуточной стадии.
  9. По степени новизны (новизна – совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта) инновации можно рассматривать как абсолютные (нет аналогов) и относительные. Последние могут быть частичными (отдельные новые элементы) и условными (новое сочетание прежних элементов.)
  1. Краткая характеристика инноваций.

   Потребность в инновациях возникает под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним относятся: конкурентная борьба, задачи завоевания новых рынков, изменение политической, демографической, правовой ситуации и пр.; к внутренним: неблагоприятные условия труда, рост производственных затрат.

   Поскольку новшествами, как правило, нельзя воспользоваться  без специальных знаний, важную роль в деле их реализации играют «ноу-хау» - информация, необходимая для их практического применения (технологические и конструкторские секреты производства, конфиденциальные сведения коммерческого, управленческого и организационного характера). Она специально опускается в описании, ибо в большинстве случаев не охраняется патентами. Основными признаками «ноу-хау» считаются промышленная и коммерческая ценность и закрытость.

Любая инновация (новшество) имеет свой жизненный  цикл, который состоит из трех основных элементов:

  • периода от начала разработки до выхода на рынок (при этом новшество может устареть, а само нововведение еще не начаться);
  • периода от выхода на рынок до снятия с производства;
  • периода устаревания от снятия с производства до прекращения эксплуатации у потребителей.

Таким образом, полный жизненный цикл новшества  имеет две основные стадии – его  создания и использования. Последняя  в свою очередь состоит из двух подстадий: производства, сбыта и  послепродажного обслуживания.

Инновации вызывают к жизни некоторые весьма серьезные проблемы. Они ведут к досрочному моральному устареванию элементов производственной системы при сохранении их нормального физического состояния, требуют осуществления нововведений в смежных областях, что нарушает стабильность и установившееся «статус-кво». 

  1. Этапы инновационного процесса.

     Под инновационным процессом понимается последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает  от исследований и разработок новой  технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества. Поэтому необходима целостная система управления инновациями.

     Для того чтобы лучше понять суть инновационного процесса и его отличие от обычной  текущей деятельности, можно воспользоваться  следующей таблицей. 

Параметры Инновационный процесс Текущая деятельность
Цель Удовлетворение  новой потребности Удовлетворение  сложившейся потребности
Риск Высокий Низкий
Тип процесса Дискретный Непрерывный
Управляемость Низкая Высокая
Результат для системы Переход на новый уровень Сохранение  на прежнем уровне
Отношение к текущим интересам участников Противоречит Соответствует
 

   Инновационный процесс состоит из нескольких этапов.

  1. Фундаментальные исследования.

   Фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является  осознание потребности и возможности изменений, познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации.

Он делится  на теоретический и поисковый; в  результате первого формируются  новые научные подходы к проблеме и теории; в результате второго  – новые принципы создания изделий  и технологий.

  1. Прикладные исследования.

   Прикладные  исследования, направленные на определение  способов применения результатов предыдущего  этапа и их уточнение. Они могут  быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесь происходит разработка лабораторных технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки исследований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.

Информация о работе Основные организационные формы инновационной деятельности